Тютчев фонтан анализ стихотворения кратко

Анализ стихотворения Фонтан Тютчева

Большую часть творчества гениального русского поэта Ф. И. Тютчева занимает пейзажная лирика. Поэт посвятил русской природе прекрасные стихотворения, он описывает и утро в горах, и летний вечер, и весеннюю грозу, и уход зимы. Особенность лирики Тютчева заключается в том, что он не просто восхищается красотами окружающего нас мира, удивляется мощью или нежностью природных явлений, но и находит в них источник для философских размышлений.

Именно таким и является стихотворение «Фонтан». На первый взгляд, это просто описание чудесной картиной бьющей ввысь воды, игрой света в водяных каплях, неизбежным падением струи с высоты. Первая строфа произведения описывает чувства прохожего, остановившегося полюбоваться прекрасным зрелищем потоков воды, с силой поднимающейся на «высоту заветную», замирающей там на мгновение «облаком живым», и падающей вниз под воздействием непонятной силы.

Но, наблюдая за движением воды, человек начинает сравнивать фонтан с человеческой мыслью. Так же, как и вода в фонтане, мысль живет по «закону непостижимому», она рвется вверх, неустанно стремится познать все тайны мира, проникнуть в глубины создания Вселенной, но ей суждено натолкнуться на некие пределы и «ниспасть на землю». Вторая строфа стихотворения представляет собой философское размышление о непостижимости Вселенной, о тщетности человеческих стремлений постичь законы природы.

Стихотворение эмоционально окрашено возвышенными метафорами, романтическими эпитетами. Использование восклицательных знаков во второй части стихотворения показывает, что автор согласен принять законы природы, управляющие движением воды, но ограниченность человеческой мысли, даже гениальной, удручает его.

Основная идея удивительного по своей глубине произведения Ф. Тютчева «Фонтан» проста: наш мир прекрасен и удивителен, но, к сожалению, он неисчерпаем и не может быть познан до конца. Можно пытаться достигнуть небывалых высот, но рано или поздно восхождение сменится падением. Осознание этой идеи ждет каждого человека.

Анализ стихотворения Тютчева Фонтан

Тютчев написал свое произведение «Фонтан» в 1839 году. В тот момент это было его самое насыщенное время в плане творчества. Это стихотворение способно погрузить и дать ощутить романтическую энергию. Тютчев ведет рассуждение о судьбе и неизбежности ее между человеком в сравнении с природой.

Смысл стихотворения состоит из раздумий поэта на тему определенности судьбы уготованной для человека. Поэт уверен, что есть особая предначертанность судьбы для каждого человека, которой он не сможет противостоять.

Лирик думает, что существует множество различий между желанием человека постичь все законы вселенной и рамки ее возможностей. Человек стремится наверх к новым познаниям, словно фонтан, который летит будто к небу, но и тут и там существует особая грань, которою пересечь нельзя. По уставу судьбы человек способен лишь вознестись на одну высоту, выталкивая ее на землю, словно струйки фонтана.

Основа произведения заключается в том, что в нем содержится любимый прием поэта-сравнение. Лирик сравнивает мысли человека и струи фонтана. Параллель представляет собой композицию из двух частей, где в первых восьми строфах говорится об экспрессивном и выразительном образе фонтана, а во втором восьмистишие повествуется о загадках мыслей человека.

Яркий колоритный образ прекрасного фонтана поэт создает с помощью различных эпитетов и метафор, а также строф, содержащих сравнения. Тютчев немного неожиданно сопоставляет фонтан и стихию огня, сравнивает его и оживленные облака.

Во второй части стихотворение существует баланс между смертностью людской мысли, которая лучом стремиться попасть в небо, для того чтобы познать таинство Бытия, загадку жизни и смысла существования человека на земле. Восемь строф показывающих внутреннее переживание главного героя, поэтически напитано благодаря применению обращений, восклицаний и вопросов.

Произведение перенасыщено многочисленными эпитетами такими как: «живое облако», «заветная высота», «сияющий фонтан». Также стихотворение содержит немаловажные метафоры в виде: «водомет смертной мысли», «фонтан клубится».

Обычное, присущее для Тютчева чувство общности великого человеческого духа и всего живого, создает высокие лирические образы произведения. Для фонтана не существует чего-либо замершего во времени, вода в фонтане постоянно течет, двигается, выталкивается ввысь с огромной силой. Словно струи фонтана — это мысли людей, которые подвержены непрерывному двигательному процессу, и которые находятся в неустанном поиске правды.

В произведении «Фонтан» художнику удается точно передать ощущение непокорной людской души.

Кратко самое главное, по плану 10 класс, 7 класс

Картинка к стихотворению Фонтан

Популярные темы анализов

Труды знаменитого стихотворца первой половины XIX века популярны не только в Российской федерации, но и за границей. Прошло 3 столетия, как поэта не стало. Давно уже нет в живых его товарищей и родных, а также литераторов,

Афанасий Фет – русский поэт девятнадцатого века, создатель такого поэтического жанра как лирическая миниатюра. Его творчество не отличается разнообразием тем – его не интересовали вопросы общества, только “чистая поэзия”.

«Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла». Вот так человек хвастается тем, чего достичь невозможно. Никак невозможно. Это главный герой стихотворения Некрасова, нравственный человек.

Воспоминания из детства прекрасны. Потому как этап этот особенный «Вас не омрачает горе и беда» пишет автор, кто может с этим не согласится. Наполненный счастьем и радостью он словно лучик света в памяти человека,

Многие писатели и поэты в своих стихотворениях воспевали красоту природы. Каждый писатель видит природу по-своему и описывает ее своими строками. Каждое стихотворение вызывает в читателях особую ассоциацию с природой.

Источник

«Фонтан» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – разбор, тема, средства выразительности, художественные приемы

Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нем он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использовав разбор на уроке литературы, можно значительно упростить объяснение материала на эту тему.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.

История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.

Тема стихотворения – предопределенность человеческой судьбы.

Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй раскрывает свою метафору, говоря, что таким образом он описывает стремление души человека к небу.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты“сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.

Метафоры“фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

История создания

Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлекся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.

Поэт создал его в 1836 году, так что этот стих еще достаточно “приземлен”. Однако его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора.

Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределенности в судьбе человека, невозможности ее преодолеть – это и есть основная его тема.

Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.

Композиция

Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создает образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафорические эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.

Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.

Это философская элегия, посвященная вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда поднимается к нему и, достигнув определенной высоты, обречена вернуться к земному.

Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как трехстопный ямб с пиррихием: с его помощью он создает эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.

Средства выразительности

Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:

  • Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.
  • Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Все они помогают ему выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.

Источник

Анализ стихотворения Фонтан Тютчева 10 класс

1. История создания . Стихотворение Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 г., в период его наивысшей творческой активности. В нем отразилось присущее поэту стремление познать истинную сущность природы и ее связи с человеком. Возможно, Тютчев вдохновило действительное наблюдение за фонтаном.

2. Жанр стихотворения — философская лирика, проникнутая идеями романтизма.

3. Основная тема стихотворения — сравнение фонтана с человеческой мыслью и вообще жизнью. Наблюдая за фонтаном, поэт отмечает, что ему присуще вечное устремление ввысь, которое в конечном итоге заканчивается неизбежным падением. Автор пытается разгадать загадку этого нескончаемого цикла. Не принимая во внимание элементарные законы физики, он хочет открыть другой, принадлежащий высшим силам, основной закон. Эти раздумья приводят Тютчева к сравнению фонтана с человеческой жизнью. С самого рождения люди стремятся вверх, постепенно обогащая свой умственный и духовный опыт. Этот порыв изначально присущ каждому человеку и не зависит от его воли или желания. Однако в какой-то момент происходит достижение высшей точки, которая у всех находится на определенном уровне. Пересечь эту точку уже невозможно, начинается падение, выражающееся в старении и угасании. Водяные брызги падают на землю, а человек умирает. Цикл завершается, но повторяется снова и снова в следующем поколении. Тем самым осуществляется круговорот. Его философское значение в том, что люди не исчезают бесследно, а неизменно возвращаются в общий духовный источник жизни. Параллельно Тютчев сравнивает фонтан с человеческой мыслью. Она также устремлена в небо, находится в постоянном движении и развитии. Но существует определенная черта, перешагнуть которую человеческий разум не в состоянии. Люди совершают открытия и обогащают науку, но в какой-то момент, считает поэт, будут реализованы все человеческие возможности, и «длань незримо-роковая» остановит дальнейшее движение.

Читайте также:  Рим испанская лестница фонтан

4. Композиция . Стихотворение состоит из двух частей. В первой поэт описывает конкретный физический предмет — фонтан. Во второй он переходит к философскому сравнению и обобщению.

5. Размер . Произведение написано четырехстопным ямбом с кольцевой рифмой.

6. Выразительные средства . При описании фонтана Тютчев использует разнообразные эпитеты: «сияющий», «влажный», «огнецветной». Также он применяет образные метафоры: «облаком живым», «длань незримо-роковая». Метафоры представлены и глаголами: «клубится», «пламенеет», «дробится». Главным приемом, характерным стержнем произведения, является сравнение «смертной мысли водомет».

7. Главная мысль стихотворения — ограниченность человеческой жизни, вечное стремление к идеалу, который недостижим.

В 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы «Фауста» Гете. В «Фонтане» Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы.

Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы человека. Тютчев полагает, что существует некая заданность в судьбе человека, которую он никогда не сможет преодолеть.

Художник раздумывает над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли познать все законы мироздания и ограниченностью ее возможностей. Человеческая мысль стремится ввысь, к познанию, подобно фонтану, устремленному к небу, однако в обоих случаях есть определенная граница, за которую нельзя перейти. Незримый закон судьбы – «длань незримо-роковая» — позволяет человеческой мысли подняться только на определенную высоту, ниспровергая ее затем на землю, подобно струям фонтана.

В основу стихотворения положен излюбленный тютчевский прием – поэтическое сравнение . Поэт параллельно развивает две темы: струй фонтана как явления внешнего мира и «водомета» человеческой мысли. Параллелизм определяет двухчастную композицию произведения: стихотворение разделено на две логических части с четким разделением содержания по строфам. Первое восьмистишие создает яркий, выразительный образ фонтана, второе восьмистишие посвящено внутренней природе человеческой мысли.

Прекрасную многоцветную картину «сияющего» фонтана Тютчев изображает при помощи эпитетов, выполняющих роль метафор («высоты заветной» , «влажный дым» , «пылью огнецветной» ), сравнений, содержащих метафоры («облаком живым фонтан сияющий клубился» ). Художник очень неожиданно сравнивает фонтан с огненной стихией («пламенеет» , «клубится» , «влажный дым» ), отождествляет фонтан с «живым облаком» .

Вторая часть «Фонтана» посвящена по контрасту «смертной мысли» человека, мысли, которая «лучом упорным» «к небу рвется» , чтобы постичь тайну Бытия, тайну существования и предназначения самого человека. Восьмистишие, передающее внутреннее состояние лирического героя, эмоционально насыщено за счет обращений («О смертной мысли водомет// О водомет неистощимый!» ), риторических вопросов ((«Какой закон непостижимый// Тебя стремит, тебя мятет?» ), риторическими восклицаниями («как жадно к небу рвешься ты!» ).

Философская элегия написана трехстопным ямбом с пиррихием, создающим эффект движения струй воды вверх. Тютчев использует в «Фонтане» кольцевую рифмовку, которая словно повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана вверх-вниз.

Стихотворение богато разнообразными эпитетами («облаком живым» , «высоты заветной» , «фонтан сияющий» ) и метафорами («фонтан клубится» , «смертной мысли водомет» ).

Органически присущее Тютчеву ощущение тождества природы и человеческого духа возвышает поэтические образы стихотворения. В фонтане нет ничего застывшего, вода в нем всегда движется, выбрасывается с необыкновенным напором. Подобно струе фонтана человеческая мысль находится в постоянном движении, в постоянном поиске истины.

В стихотворении «Фонтан» Тютчев, передав с потрясающей силой бунтарскую стихию человеческой души, сжато, остро и выразительно утверждает идею неразрывности жизни человека с жизнью Веселенной.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Фонтан» относится к философской лирике Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта. В это же время он создал такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница», «Зима недаром злится … » и другие. Тургенев так писал о творчестве этого поэта: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию …».

Тютчев обращается к читателю, собеседнику, привпекая внимание к картине, изображающей фонтан. С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым. Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной. Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может — её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю». Внутри каждой строфы ощущается линия «подъема: и «нисхождения».

Стихотворение композиционно делится на две части — на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй — поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной » . Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо). Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть — философское размышление. Связь между
частями прямая и неразрывная — сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.
Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой. В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой. Во второй строфе — не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (! ..). Риторические восклицания и риторический вопрос
вовлекают читателя в авторские раздумья. Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения. Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы Ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан. К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень,
соединяющий их посередине — и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно. Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды — к небу, человеческой мысли — к истине.

Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца. Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека. В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника. Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан … клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осуждён). Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри … » , — которое содержит обращение и призыв. Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.

Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчеркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный). Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань). Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт, чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам. В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч « смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной. Заканчивается произведение словом « высоты» . Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении
эпитета заветная). Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.

На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз. В этом движении есть некая обречённость — кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.
Первый круг небольшой — это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный
мир. Второй круг намного больше — это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек. Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй — словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма — кольцевая.

Стихотворение “Фонтан” Ф.И. Тютчева очень необычно. С одной стороны, это просто восхищение чудесной картиной, рожденной контрастом света и воды (солнца и водяного дыма), но, прочитав стихотворение два, пять, десять раз, понимаешь, что это не так.

В основе стихотворения лежит принцип обращения, т.е. автор говорит ”смотри” — и в твоем воображении мгновенно возникает картина, под впечатлением которой мы переносимся в 1836 год, в один из ясных дней апреля. Стоит чудесная, жаркая погода, и рядом прохладный фонтан. Эту, казалось бы, непередаваемую картину изображает Тютчев, как бы обращаясь именно к тебе и декламируя эти стихи на фоне пейзажа — такое вот необычное создается впечатление.

Фонтан не просто архитектурное сооружение, наполненное водой, которая циркулирует туда-сюда. Сразу ясно: это “живое облако”, состоящее из миллиардов капелек, которые играют, переливаются на солнце, создавая чудесный “огнецветный” дым.

В первом восьмистишии детально нарисована картина фонтана, искрящегося на солнце, удивительно точно передан физический процесс поднятия воды на “высоту заветную” и последующее падение под действием силы тяжести, а также оптический эффект преломления света в каплях.

Тютчев не останавливается на физической картине, он идет дальше, приводя свои размышления и отождествляя фонтан с «человеческим». Обязательно надо отметить, что во втором восьмистишии присутствует обращение. Первые два стиха начинаются с “О”, которое в сочетании с особенным словом “водомет”, синонимом фонтана, и эпитетом “неистощимый” передают восхищение автора. Картинка фонтана растворяется и исчезает совсем. Ее рассеивает слово “смертной”. Вот оно — непосредственно человеческое — мысль. Мысль необычная, пленительная, как капли фонтана, и потому мысль сравнима именно с полетом капли. Сравнение необычно, что свойственно поэтической мысли. Итак, полет поэтической мысли, “заветная высота” которого — признание мысли.

Мысль движется по “закону непостижимому”, значит, по Тютчеву, существует высшая сила, управляющая направлением и содержанием мысли. Фонтан рвется к небу. Именно “рвется”, это слово подчеркивает быстроту, скорость, силу и неотвратимость “человеческого фонтана” — мысли.

Человечеству запоминаются “упорные лучи”, пущенные фонтаном мысли и управляемые “незримой дланью”. Фонтан, как человек, может развалиться, умереть со временем; мысль же, если она стоящая, будет вечной.

Пожалуй, главная особенность этого стихотворения в том, что в нем присутствуют и четко разграничены два мира: мир, близкий к реальному, в данном случае фонтан, и мир мыслей. Если в большинстве произведений философской лирики романтического направления надо самому искать подстрочное значение, то здесь оно дано.

Тютчев мастерски построил даже описание самой картины. Первые две строки являют собой законченную мысль, возникает картина в черно-белых тонах, на которой лишь представлено место действия, а в конце стоит “точка с запятой” — первый этап впечатления прошел. На глазах картина оживает, наполняется красками: красными, оранжевыми, желтыми. Фонтан начинает бить, причем медленно, крупным планом видна одна крупная капля. которая взлетает и падает. Лишь она упала, как картина исчезает, о чем и свидетельствует “точка” в конце первого восьмистишия, а когда капля достигает своего апогея, она зависает там на некоторое время, и в этом месте она светится особенно ярко. Продолжительность в этом месте показана “тире”. Начинается вторая часть, основная задача которой — поставить вопрос: “Какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятет?” И как бы в подтверждение, что этот вопрос не бессмыслен, возвращается картинка “упорного луча”, который преломляется и свергается в бездну с высоты.

Тютчев сформулировал вопрос, ответа на который мы, быть может, никогда не найдем, но остается радоваться, что он настолько хорошо задал вопросы, ясно увидел и «собрал» мысль, что сумел сделать главное, и в этом его большая заслуга.

Лирика русского поэта Ф.И. Тютчева философична, всегда проникнута глубокой мыслью. Однако мысль у Тютчева не бывает отвлеченной: она, как правило, сливается с образом, картиной, изображающей нечто конкретное. Мысль и образ тесно взаимосвязаны: картина придает мысли выразительность, а мысль насыщает картину глубиной.

В прямом значении «фонтан» – это архитектурное сооружение для подачи воды под напором, в переносном смысле можно сказать «фонтан идей, мыслей».

Первая строфа состоит из восьми стихов с кольцевой рифмой: авва||авва.

Кольца рифм придают относительную самостоятельность, замкнутость четверостишиям, входящим в строфу. В первых четырех стихах изображена картина бьющего фонтана, в следующих четырех – падение воды на землю. В целом в первой строфе нарисована картина, связанная с фонтаном как архитектурным сооружением.

Вторая строфа — это зеркальное отражение первой. В ней изложена тютчевская философская позиция, состоящая в том, что человеческая мысль, даже гениальная, не может постичь все. «Смертной мысли водомет» сравнивается с фонтаном. Этот яркий образ помогает зримо представить волнующую автора картину.

Важные стилистические возможности заключены в синтаксисе. Первые четыре стиха, объединенные общей рифмой, представляют собой сложноподчиненное предложение с главным, состоящим из одного слова – «смотри», которое содержит обращение и призыв. Отсутствие определенного обращения при глаголе подчеркивает важность самого объекта внимания.

Повтор союза «как» выполняет ту же функцию, привлекая внимание к объекту изображения – фонтану, связывая между собой глаголы: «клубится», «пламенеет», «дробится», что помогает ярко представить картину.

Важную стилистическую роль играет инверсия («высоты заветной», «пылью огнецветной», «ниспасть на землю осужден»), повышая выразительность поэтической речи, усиливая смысловую нагрузку слов, вынесенных в конец стиха.

Вторая строфа начинается анафорой, объединяющей близкие по синтаксическому строению обращения:

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Риторические восклицания и вопросы создают максимальную эмоциональною напряженность.

Усиление выразительности речи достигается использованием тропов — оборотов речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. Поэтический язык, которым изображается фонтан, яркий, образный, метафорически насыщенный («фонтан сияющий», «влажный дым», «облаком живым… клубится», «пылью огнецветной ниспасть… осужден»).

Вторая строфа в целом представляет собой развернутое сравнение фонтана и человеческой мысли, которая подобно фонтану устремляется ввысь, подчиняясь какому-то «закону непостижимому». Образ человеческой мысли у Тютчева философски насыщен: метафора «жадно рвешься к небу» подчёркивает стремительность и неутомимость. Однако беспредельность мысли оказывается иллюзорной: нечто, обозначенное метафорой «длань незримо-роковая», прерывает полет человеческой мысли.

В финале стихотворения звучит трагическая мысль о том, что мир до конца непостижим для человека.

Человек в тютчевской лирике предстает искателем, мыслителем, одаренным высокими духовными потребностями. Слова библейского пророка: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь», — созвучны главной мысли стихотворения Тютчева «Фонтан». Несомненная заслуга поэта в том, что человеческую мудрость, накопленную за века, он сумел выразить в ярком, образном поэтическом слове.

Поэт создал это стихотворение в 1836 году. Федор Тютчев, после учебы в университете в Москве. После он получил можно сказать профессию дипломату и был отправлен в Мюнхен, в Германию где плотно изучал европейскую поэзию. Именно тогда пребывая в окружении романтиков и поэтов в Тютчева было самое плодотворное в плане творчества время.

Стих Фонтан размером невелик, но зато глубок по смыслу. Мы видим что поэт задевает мотивы великого «Фауста» Гете. Это размышление на тему предопределенности судьбы человека. Тютчев выражает мысль, что всегда обязательно есть некий порог, ограничитель, и человек не может полностью раскрыться. Но тут уже мы видим не просто романтичные мыли, а философское размышление. Если человек не может в переносном смысле прыгнуть выше себя, то что такое там за гранью, существует ли оно или это иллюзия. Поэт очень красиво сравнивает фонтан с идеей человека, чистой идеей стремления вверх, к развитию, к прекрасному, к небу. Фонтан всегда ярко бьет, по другому просто не может быть, ибо тогда фонтан не будет самим собой по определению. Это символизирует стремление человеку к высшему. И это всегда у всех, но у каждого в своей мере.

Однако поэт пишет о трагедии, о разочаровании. Ведь как бы сильно фонтан не стремился к небу, как бы не горел человек идеей очень скоро он упадет бессильно к земле и возможно больше не попробует подняться. Мы видим что поэт верил в судьбу. Но это тяжело назвать просто судьбой, это какой-то неумолимый рок. Стремление человек познать все, всю природу, основы мироздания воистину неограниченное и даже бесконечное. И мы видим горькое несоответствие реальности. Каждая попытка подняться вверх будет быстро провалена. И это может продолжаться бесконечно. А как известно вечность для человека ужасней просто смерти. Почему так происходит трудно сказать. Можно предположить, что все попытки фонтаны подняться вверх проваливаются через законы природы, которые неумолимы и человек не может их изменить.

Однако остается вопрос, временно ли это? Сумеет ли человек развиться так, чтобы менять законы природы на самом фундаментальном уровне. Тут уже вопрос веры. Можно гадать, можно верить в неизбежную эволюцию, однако точно знать мы ничего не можем. Будет ли эволюция продолжаться вечно? Я считаю что нет и нас ждет деградация. И поменять законы природы мы не сможет, потому что их создал Высший Разум, а если будем пытаться мы только уничтожим все.

Федор Тютчев в своем стихотворении часто и к тому же искусно употребляет эпитеты, метафоры. Поэт использует кольцевую рифмовку, которая как будто повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана. Темы затронуты поэтом будут волновать человека до самого конца его существования.

Вариант 2

Русский поэт и мыслитель Фёдор Иванович Тютчев писал в довольно необычном стиле. Его краткие стихотворения все больше напоминают фрагмент произведения. Однако же в этот небольшой отрывок Тютчев способен был уместить многое. Весь смысл, сюжет, история, все то, что волновало поэта, и русский народ было заложено в этих кратких стихотворениях, которые правильнее назвать одой. Благодаря краткости текста стихотворения Тютчева навевали переизбыток чувств, эмоций и сюжетной картины. Что, безусловно, придавало популярности поэту. Его стихотворения были написаны не в классическом стиле, возможно несколько сложны для чтения, но это не уменьшало интерес к творчеству Тютчева.

В стиле оды и является стихотворение «Фонтан». Оно было написано в 1836 году, в период расцвета творчества Тютчева. Поэт всегда старался найти связь человека и природы. Он стремился узнать истинную сущность человека в сочетании с природой. Бытует и мнение, что дополнением к этому стремлению Тютчева стали и наблюдения за фонтаном.

Тютчев любил в своих произведениях представить, проникнуться идеей, поэтому он писал свои произведения в стиле философской лирики. Однако и романтизм присутствует в его стихотворениях. Его произведение «Фонтан» как раз можно отнести к философской лирике с элементами романтизма. В «Фонтане» Тютчев много философствует, размышляя, что так тревожит фонтан, что заставляет его подняться к облакам и опуститься вниз.

Фонтан является главным героем этого произведения. Его можно сравнить с человеком, который стремится к высотам, к чему-то новому, неизведанному, но все равно падает вниз. Здесь же Тютчев рассуждает, как человеку не упасть при стремлении к новым вершинам, как не быть этим самым фонтаном, который неизменно падает вниз. «Какой закон непостижимый. » – задается вопросом Тютчев, что, иначе говоря, заставляет человека, подобно фонтану, падать вниз, терять высоты и достижения.

Настроение в стихотворении меняется постоянно. Так, в начале произведения фонтан жизнерадостен, полон сил и энергии. Он сияет, достигая лучей солнца. Так и человек полон энтузиазма и трудолюбия по отношению к работе, которая его влечёт и манит. И тут же настроение стихотворения разительно отличается от первых строк. Лишь только коснувшись лучей солнца, «ниспать на землю осужден». Здесь как нельзя отражается характер человека в образе фонтана. Даже для современности это актуально – человек теряет энтузиазм, достигая определённых вершин, добиваясь поставленной цели. Подобно фонтану, он угасает и падает вниз. Всего лишь пару строк, но как они отражают проблемы даже современного общества. Тютчев всего лишь в несколько строк вместил глобальную проблему человечества разных времён, в своей излюбленной манере сравнивая человека с природой.

Тютчев великолепно сравнил человека с неживой природой. Хотя и стихотворение носит пессимистический характер, стоит отметить, что оно очень поучительное. Произведение направляет человека на желание превзойти самого себя. Тютчев здесь выступает в роли учителя. Он приводит пример из жизни природы и сравнивает ее с жизнью, нормами и поведением человека. По всей видимостью это придаёт популярность этому стихотворению Тютчева.

Анализ стихотворения Фонтан по плану

Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

Данное стихотворение очень лично, лирическим героем выступает сам автор. Стихотворение построено на метафоре, когда М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с оторванным от ветки дубовым листиком

Анализ стихотворения Ласточки Майкова 5 класс

Осень в жизни каждого человека своя: для кого-то это пушкинская осень — унылая пора — очей очарованье, пышное природы увяданье, которое радует своими красками, своей величавостью и торжественностью, это время творческого подъема

Родился великий русский поэт Федор Иванович Тютчев в далеком 1803 году, в дворянской семье. Произошло это пятого декабря. Семья Тютчевых жила в имении под названием Овстуг, которое располагалось в Брянском уезде на территории Орловской губернии.

Первичное образование, как и было заведено в семьях дворян, ребёнок получил в домашних условиях. Наставником Федора был поэт, осуществляющий переводы мировых классиков, которого звали С. Е. Раич.

Юношество будущего поэта прошло в большом городе, в Москве, так как он стал студентом университета. В 21-м году учебное заведение было окончено. Федору предложили работу в министерстве по иностранным делам. Именно поэтому ему пришлось покинуть родину. Федор уехал за границу, получив скромную должность в посольстве в Германии, а именно – в Мюнхене. Это были интересные годы в жизни молодого дипломата. Будучи светским человеком, Тютчев быстро влился в европейское общество, всегда мог поддержать беседу и очень нравился женщинам.

Свои стихотворения Федор Иванович начал создавать еще в подростковом возрасте. В то время юноша относился к своей деятельности как к хобби. Многие биографы считают произведения «Фонтан» дебютным. Именно в это время тетрадь Федора Ивановича была отправлена из Германии прямо в руки Александру Сергеевичу Пушкину. Прочтение произведений Федора привело Пушкина в восторг и он сразу же дал указание на печать произведений в своем журнале, называемый «Современник». Своё полное имя начинающий поэт сократил до «Ф.Т.», поэтому читатели не сразу узнали имя и фамилию автора.

Настоящее же признание Тютчев получил намного позже, только после того, как вернулся на свою родную землю. Это было в пятидесятых годах. Именно в это время им начал восхищаться признанный народом поэт по фамилии Некрасов, а позже и Тургенев, и Фет, и Чернышевский. Многие смогли прочесть его творения только после издания в 54-м году специального сборника.

Эта публикация сделала Федора Ивановича Тютчева профессиональным литератором, несмотря на то, что он до последних своих дней оставался на службе государству. В 58-м году девятнадцатого века его назначили председателем Комитета по иностранной цензуре. Этот пост был у него до самой смерти. Похороны великого поэта – Федора Тютчева – состоялись в 1873 году на территории Царского Села, а позже могила была перенесена в Петербург.

Особенности творчества Федора Ивановича Тютчева

У Тютчева много стихотворений, где воспета пейзажная лирика. Весь ранний период его творчества был переполнен стихами на тематику натуральной природы и взаимосвязи человека и окружающего мира. Произведения автора не всегда были категоричными, имело место быть философское направление. Федор Иванович существенно отличался от современников того времени, к примеру, Аполлона Майкова и Афанасия Фета. Он создавал шедевры, которые не только отмечали красоту натуральной природы, но и давали логическое объяснение.

Всё это говорит о том, что созданные молодым дипломатом произведения, которые он в период формирования публиковал в различных печатных изданиях под всяческими псевдонимами, носили скорее сдержанный характер. В стихотворениях Тютчева присутствует также доля определенной романтики. На это повлияли множественные знакомства автора с немецкими поэтами в первой половине девятнадцатого века. Именно их особенное творчество повлияло на формирование его жизненных принципов. Автор после такого общение стал относить себя, в большей степени, к представителям российского романтизма.

Произведения Фёдора Ивановича в ранний период отличались определенной приземленностью. Множественные красивые эпитеты скрывали в себе глубокий смысл, имеющий философское направление. Автор показывает читателю и своеобразно проводит параллель, которая связывает человека и натуральную природу. Многие стихотворения приводят читателя к выводу, что все существующее в мире подчинено единому для всех закону. Эта мысль является основной в произведениях поэта. Ярким примером произведения с данным направлением является стихотворение, написанное в 1836 году, которое называется «Фонтан».

Анализ произведения «Фонтан»

В настоящее время весьма трудно сказать, как на самом деле и в какое именно время зародилось стихотворение. Никто не знает, при каких обстоятельствах оно было написано. Не исключен вариант, что Федор Иванович просто-напросто наблюдал за конструкцией (фонтаном) и пытался разгадать загадку его существования. Следует отметить, что именно по этой причине в первой части произведения имеется описание фонтана, которое окружено всяческими метафорами.

Тютчев славится своими сравнениями, которые присутствуют в различных его стихотворениях. В шедевре «Фонтан» также имеется множество таких особенностей. К примеру, фонтан сравнивается с по-особенному живым облаком. Он создает клубы дыма, но в это время одновременно переливается на фоне солнечных лучей практически всеми цветами радуги.

Автора интересует не сама красота конструкции, а сила, которая скрывается внутри фонтана, заставляющая струю воды подниматься ввысь. Федор Иванович высказывает свои предположения, с точки зрения классического простого обывателя. По его мнению, в фонтане происходит нечто необъяснимое, какая-то непонятная человеку сила способна как отправить, так и вернуть обратно струю воды. Особенно это видно в строках, где вода и сила сравниваются с огнецветной пылью.

Законы, отмечающие физиологию явления, известны практически каждому человеку. Именно поэтому объяснить причину данного движения жидкости не составит особенного труда. В произведении «Фонтан» Тютчев не собирается давать объяснений данному явлению, так как не желает лишить самого себя особенного неумолимого очарования, которое дает ему описываемое сооружение. Под журчащую воду, издающую изысканную красоту, автор постигает суть обыденных вещей. Данное явление наводит на мысль с весьма неожиданными для него выводами.

Смысловая нагрузка стихотворения «Фонтан»

Произведение «Фонтан» скрывает особенный глубокий смысл. Неистощимый водомет сравнивается с жизнью простого человека, которая проходит так же, как мимолетно пролетает водная струя. Автор рассказывает, что земной путь людей представляет собой подъем по определенной, невидимой человеческому глазу, лестнице. Кому-то данный путь дается весьма сложно и достижения приходят медленно и не особенно уверенно. Иному же человеку все дается легко, восхождение сравнимо с определенной мощной струей вылетающей воды из фонтана, которая выходит под напором, олицетворяющим некую внутреннюю силу.

В стихотворении «Фонтан» Федор Иванович обращается к своему вымышленному собеседнику. Он говорит, что не стоит жадно рваться к небу, ведь в определенный жизненный момент силы человека могут угаснуть и иссякнут. А жизненные основы могут практически полностью повернуться вспять. Это подчеркивается выражением в произведении, когда незримый упорный луч преломляется и свергается с высоты.

Создается впечатление, что автор составляет своеобразный отчет, и указывает, что все люди рано или поздно проходят через определенный жизненный рубеж. Тютчев отмечает, что сходство человека с фонтаном неоспоримо. Сделанные поэтом выводы своеобразным образом убеждают в том самого творца. Как всё живое, так и неживое в мире подчинено одной определенной силе, которая способна на высоком уровне управлять всем на свете.

Человеку остается только подчиниться таким явлениям, ведь в мире все давно за него решено. Люди могут лишь попробовать достичь определенных высот. Федор Иванович Тютчев всяческими способами и выражениями говорит, что в определенный момент все же наступит время, когда восхождение заменится резким падением. Он отмечает, чем больше стремительности будет отслеживаться во время подъема, тем быстрее человек упадет, как и брызги с фонтана падают вниз, на землю.

Источник

Оцените статью