Тунгусский угольный бассейн его проблемы

Тунгусский угольный бассейн, время перемен

Один из самых крупных угольных бассейнов России занимает площадь более 1 млн кв. км. Протяженность с севера на юг, между р. Хатанга и Транссибирской железной дорогой, составляет 1 800 км, а с запада на восток, между Енисеем и Леной, его протяженность равна 1 150 км. В основном Тунгусский угольный бассейн располагается на территории Красноярского края, а также в Иркутской области и Якутии.

В геологическом плане территория занимает обширную часть Среднесибирского плоскогорья. Академик С. В. Обручев первым выдвинул гипотезу о существовании единого Тунгусского бассейна. Долгие годы основные исследования проводились вблизи Норильска, где были изучены Норильское, Кайерканское, Имангдинское, Каякское, Кокуйское месторождения.

На территории бассейна находятся города Туруханск, Норильск, Байкит, Мирный, Тасеево, Мотыгино, Богучаны, поселок Тура.

Характеристика

Тунгусский угольный бассейн относится к бассейнам-гигантам. Его геологические ресурсы превышают 2 трлн тонн. Запасы угля в основных разведанных месторождениях составляют в миллионах тонн:

  • Норильское – 159;
  • Далдыканское – 738;
  • Кайерканское – 816;
  • Имангдинское – 415;
  • Кокуйское – 358.

Бассейн еще недостаточно изучен из-за расположения в труднодоступных местах. Мощность пластов весьма разнообразна и составляет от 15–20 метров в Норильском районе до 60–65 метров на Кокуйском месторождении. Состав углей: низко- и среднезольные угли, малосернистые широкого диапазона по марочному составу – бурые, антрациты и графиты. Запас углей, пригодных для коксования, несколько ограничен.

Глубина добычи угля составляет около 600 метров.

Месторождения Тунгусского угольного бассейна в основном расположены в труднодоступных районах.

Кроме исследования огромных запасов угля на территории Тунгусского угольного бассейна ведется разработка различных строительных материалов, медно-никелевых руд, исландского шпата, графита.

Обнаружены большие залежи железной руды.

Качество угля

Из почти 2 трлн тонн разведанных запасов бассейна 95 % составляют каменные угли. Такие запасы могли бы обеспечить потребности мировой экономики на 500 лет.

Содержание серы в углях Тунгусского бассейна – 0,2–1,0 %, а содержание золы – 9–25 %. Эти параметры способны удовлетворить запросы любого потребителя.

При всем разнообразии качества углей в пределах бассейна можно заметить одну закономерность: в южной части бассейна оно выше, чем на северных месторождениях.

По балансовым запасам вероятность нахождения углей А+В+С1 – 1 742 млрд т, а углей С2 – 3 597 млрд т.

Способ добычи на территории Тунгусского угольного бассейна

Добыча угля ведется как открытым, так и подземным способом. Если месторождения северной части бассейна предполагают оба этих вида добычи, то южные в основном пригодны для открытых разработок.

Норильское месторождение, которое является наиболее развитым в плане инфраструктуры добычи, в большей мере ориентировано на подземные выработки.

А вот южные месторождения, к примеру Кокуйское, не только содержат самые мощные пласты, но и вполне пригодны для добычи угля намного более дешевым открытым способом.

Перспективы развития

Многие годы развитие Тунгусского угольного бассейна тормозилось тем, что он находился вдалеке от сети железных дорог, которые обеспечивают поставки угля для нужд энергетики и металлургии. Но сейчас появились новые факторы, которые дадут мощный толчок развитию этого региона.

Многие традиционные угледобывающие районы практически исчерпали свои ресурсы. А программа частно-государственного партнерства между Красноярским краем и федеральными властями предусматривает освоение Нижнего Приангарья. Через эту территорию в соответствии с планами РАО «РЖД» будет проложена Северо-Сибирская железная дорога. Это сразу же делает Тунгусский бассейн новым угольным сердцем России.

Планируется коренное изменение структуры промышленного производства края. Удельный вес цветной металлургии сократится с 70 % до 40 %, А вот добыча полезных ископаемых вырастет с 5,7 % до 26 %.

Создаваемый в рамках этого проекта «Тунбассэнергохолдинг» планирует строительство комплексов по обогащению энергетических углей, энергогенерирующих мощностей, коксохимических производств, а в конечном итоге предприятий, которые специализируются на выпуске синтетического топлива.

Перед всеми угледобывающими компаниями всегда остро стояла проблема нехватки вагонов. Введение в эксплуатацию мощностей замкнутого полного цикла переработки угля Тунгусского бассейна решает и эту проблему.

Инвестиционный цикл данного проекта, по мнению всех без исключения экспертов и специалистов, относится к высокоэффективным.

Читайте также:  Снип для проектирования бассейнов

Потребители запасов Тунгусского угольного бассейна

Основными потребителями угля бассейна являются металлургические гиганты Норильска, предприятия теплоэнергетического комплекса, химические производства. Но в соответствии с планами развития Красноярского края уже в ближайшее время уголь Тунгусского бассейна будет очень востребованным строящимися мощностями по производству коксующих углей и синтетического топлива.

Влияние добычи угля на экологию региона

Основными экологическими проблемами угледобывающих производств всегда были:

  • негативное влияние на качество воды подземных и поверхностных источников;
  • ухудшение состава подземных вод;
  • заболачивание территорий;
  • подтопление населенных пунктов;
  • выход на поверхность шахтного воздуха.

Все эти факторы в значительной степени нивелируются отсутствием в этом регионе больших населенных пунктов. А грамотная экологическая программа и соблюдение требований рекультивации при открытых разработках минимизируют экологические риски.

Пришло время использовать сокровища Тунгусского угольного бассейна для мощного подъема экономики Сибири и всей страны.

Источник

Статьи и обзоры

Данный информационный блок включает в себя статьи, обзоры, выступления и интервью руководителей и специалистов, посвященные актуальным вопросам развития угольной отрасли и смежных отраслей экономики. В каждой статье указан источник информации и дается гиперссылка на постоянный адрес статьи в первоисточнике.

доступно всем пользователям —>

Тунгусский уголь — пора добывать

«Тунбассэнергохолдинг» может стать одним из крупнейших поставщиков коксующегося угля для российской металлургии, испытывающей сейчас нарастающий дефицит сырья

Похоже, скоро мы можем стать свидетелями, а некоторые и участниками реализации проекта, равного по масштабам и важности знаменитому КАТЭКу, о котором люди старшего поколения до сих пор вспоминают с ностальгией и который до сих пор играет ключевую роль в системе энергетической безопасности Сибири. Новый угледобывающий и энергетический центр может быть сформирован также на территории Красноярского края, но, в отличие от КАТЭКа, в северной его территории — Богучанском районе, где расположилась часть обширного Тунгусского угольного бассейна.

По предварительным оценкам, Тунгусский бассейн — крупнейший по размерам и ресурсным запасам углей не только в России, но и в мире. Его площадь — более 1 млн кв. м, прогнозные запасы углей различных марок — 1,9 трлн тонн, причем 95% из них каменные. Специалисты утверждают, что этого достаточно, чтобы обеспечивать углем все мировые потребности в течение 500 лет. Закономерный вопрос: почему это угольное Эльдорадо, о котором известно еще с прошлого века, только сейчас стало привлекать внимание? Ответ, в отличие от угля, лежит на поверхности: до сих пор наиболее интенсивно развивались те угольные месторождения, которые находятся в непосредственной близости от железной дороги, их было вполне достаточно, чтобы обеспечивать потребности как энергетики, так и металлургических производств. Но ситуация изменилась: сегодня новых крупных месторождений угля, имеющих удобное географическое положение, не осталось, а потребности в твердом топливе и сырье для металлургического производства растут. Кроме того, Красноярский край сегодня активно в рамках партнерства осваивает зону Нижнего Приангарья, через которую, в соответствии со стратегическим планом развития РАО «РЖД», пройдет железная дорога. В таком сочетании Тунгусский угольный бассейн становится вполне привлекательным для разработки.

И еще один фактор, добавляющий привлекательности зарождающемуся проекту. По словам председателя правительства Красноярского края Александра Новака, «итогами реализации программы развития региона к 2017 году станут (по сравнению с 2007 годом) увеличение ВРП края в 1,9 раза в сопоставимых ценах, рост среднедушевых доходов населения и среднемесячной заработной платы в 2,4 раза в реальном исчислении, снижение безработицы до 1,8%, повышение инвестиций в основной капитал в 2,9 раза, увеличение индекса промышленного производства в два раза. Приоритетными направлениями промышленного роста будут добыча и глубокая переработка минерального и углеводородного сырья, заготовка и переработка древесины, производство стройматериалов, создание энергогенерирующих мощностей. Мы ждем изменения самой структуры промышленного производства. К 2017 году доля цветной металлургии в крае сократится с 70% до 40%, а доля добычи полезных ископаемых увеличится с 5,7% до 26%». Намеченная краевыми властями диверсификация структуры производственного потенциала края, вполне соотносится с планами идеологов освоения Тунгусского угольного бассейна, потому что речь идет не только о добыче угля, но и о его глубокой переработке — строительстве в рамках создаваемого «Тунбассэнергохолдинга« энергогенерирующих мощностей, производства по выпуску обогащенных энергетических углей, коксохимического предприятия, а в конечном счете и предприятия по выпуску синтетического топлива. То есть предполагается создание инновационного кластера первого поколения с получением продукта с высокой добавленной стоимостью.

Читайте также:  Судак коттедж бассейн снимать

Как отмечает директор группы компаний почетный профессор Красноярского государственного технического университета Сергей Полищук, «в условиях дефицита углей в мире актуальность разработки новых месторождений, имеющих такие запасы, трудно переоценить. Для экономики края, если освоить Тунгусский угольный бассейн в том ключе, который мы планируем, — это дополнительные и очень серьезные налоговые поступления. Новый угольный холдинг может войти в пятерку крупнейших налогоплательщиков края. Кроме того, для реализации проекта потребуется привлечение практически всех основных отраслей промышленности края — машиностроительной, химической, строительной, автодорожной и т. д., что дает дополнительный мощный синергетический эффект».

Перспективным называет проект энергоугольного холдинга и один из самых опытных специалистов угледобывающей промышленности края, технический директор ООО «Искра» (разрабатывает разрез «Карабульский») Александр Догадаев: «Сегодня тенденции в потреблении угля сформировались таким образом, что сомнений в востребованности нового продукта нет. Не только в России, но и на мировом рынке нарастает дефицит кокса, имеющиеся сегодня мощности по его добыче в Кузбассе, в Коми не успевают за растущим спросом. Растет и потребление угля в качестве энергетического топлива. В программе размещения новых энергетических мощностей, принятой правительством РФ, акцент делается на строительстве станций с использованием не газа, а угля, что вполне понятно: энергетическая стратегия предполагает, что газ должен в основном стать источником валютных поступлений в казну и сырьем для химического производства, а не сжигаться в котлах электростанций. Смещение топливного баланса в сторону твердого топлива — общемировая тенденция. Значит, и в качестве сырья для производства тепла и электроэнергии уголь Тунгусского бассейна будет востребован. И наконец, синтетическое топливо — как конечный продукт переработки. По нашим оценкам, уголь, содержащийся в бассейне, отвечает необходимым характеристикам по своему химическому составу, чтобы стать основой для производства синтетического топлива».

Коксующегося угля сегодня действительно остро не хватает. По оценке аналитика компании «Тройка Диалог» Сергея Донского, всего за год его цена увеличилась втрое и достигла сегодняшних $300. И динамика роста стоимости не снижается: по фьючерсным контрактам с поставкой угля в 2009 году стоимость тонны составляет уже $360. Специалисты считают, что это связано как с общим подъемом промышленного производства, так и с нехваткой продукта на рынке. Именно поэтому крупнейшие металлургические компании сегодня заключают исключительно долгосрочные контракты на поставку кокса и полукокса, опасаясь, что при усиливающемся дефиците могут рано или поздно остаться без сырья.

Строительство производства по выпуску синтетического топлива в рамках освоения Тунгусского бассейна — разговор особый. этот проект полностью коррелируется с государственной политикой, не раз озвученной и Путиным в роли президента и премьера, и действующим президентом Медведевым: стратегическая задача российской экономики — перейти от сугубо сырьевой направленности к производству продуктов с высокой добавленной стоимостью и безотходному производству. Построение «Тунбассэнергохолдинга» подразумевает именно такую идеологию: от добычи сырья к конечному продукту с эффективным использованием всех промежуточных продуктов. Возможно, холдинг первым не только в крае, но и в России повторит японскую модель производства, в которой, например, древесина используется на 101%. У японцев в дело идут не только собственно древесина и продукты ее переработки (опилки, щепа), но и тепло, образующееся при использовании опилок в качестве субстрата для выращивания овощей. О производстве синтетического топлива задумались даже в Монголии, которая по уровню технологичности производства, как считают, отстала от нас не на один десяток лет. Монголия обладает месторождениями угля, сравнимыми по своей мощности с крупнейшими российскими разрезами и в избытке обеспечивающими ее экономику и энергетику. Однако и в этой стране не считают сырьевую направленность экономики оптимальной. Недавно монгольская компания ICM совместно с немецкими компаниями приступила к проектированию завода по производству жидкого топлива из угля. По их предварительным расчетам, на строительство потребуется в общей сложности $2,4 млрд. В случае успешного осуществления этого проекта завод будет введен в эксплуатацию к 2014 году и будет выпускать в день 18 тыс. баррелей бензина. Также появится возможность пользоваться произведенными заводом тепловой энергией и паром.

Строительство полного цикла переработки угля в рамках «Тунбассэнергохолдинга» облегчит решение еще одной очень серьезной проблемы. Сегодня перед ней теряются действующие угледобывающие предприятия края — остро не хватает вагонов для перевозки угля потребителям. Причем с каждым годом эта проблема усугубляется. Транспортировка же синтетического топлива не потребует дефицитных вагонов. Сама же транспортная схема вырисовывается уже сегодня: в перспективе строительство железной дороги, которая пройдет через Богучанский район, угледобывающие предприятия холдинга могут обеспечить дополнительный грузопоток как по ней, так и по ветке строительство которой входит в инвестиционный проект освоения Нижнего Приангарья. Это выгодно не только угольщикам, но и железнодорожникам, в интересах которых максимальная загрузка новых направлений, и региону. И это только один элемент возможной интеграции проекта «Тунбассэнергохолдинга» в проект освоения зоны Нижнего Приангарья.

Читайте также:  Бассейн нептун режим работы

В рамках холдинга предполагается строительство теплоэлектростанции, чтобы продукты обогащения — высокозольный промпродукт и высокозольные угли — сжигались на месте, потому что нет смысла транспортировать эти угли, нужно транспортировать конечный продукт — электроэнергию. Ею предполагается обеспечивать свои производства — промплощадки и коксохимическое производство. Излишки электроэнергии можно направлять сторонним потребителям, и она будет востребована. Уже сегодня очевидно, что энергии строящейся Богучанской ГЭС не хватит для того, чтобы обеспечить потребности всех промышленных производств, которые планируется строить в регионе в рамках проекта освоения Нижнего Приангарья. Кроме того, с учетом рискованности гидроэнергетики, нужен балансирующий источник, т. е. станция, работающая на твердом топливе. Ситуация, сложившаяся на энергорынке в нынешнем году, это лишний раз подтверждает: гидроресурсов малой водности не хватает, и вся надежда на станции, работающие на угле. А они сегодня работают уже на пределе возможностей.

Таким образом, формирующийся холдинг, помимо задач собственного производства, может решить ряд проблем территории освоения. Как отмечает Александр Догадаев, главный принцип, который сейчас закладывается в этот проект, — комплексный подход к развитию не только бизнеса, но и региона.

Сейчас группа красноярских компаний, которые впоследствии планируется объединить в «Тунбассэнергохолдинг», имеет три поисковые и одну добычную лицензии на уголь Тунгусского бассейна. Поисковые лицензии взяты на те участки, в которых, по прогнозным оценкам, залегают угли коксующихся марок. Присутствуют в углепроявлениях и каменные энергетические угли. Причем, по предварительным оценкам, 2/3 — каменные и лишь 1/3 часть — энергетические. В отдельных пластах обнаружен антрацит. Прогнозные ресурсы с учетом Карабульского разреза, разработкой которого сегодня уже занимается одна из компаний, которая в будущем планирует войти в «Тунбассэнергохолдинг», составляют не менее 2 млрд тонн. Причем разрабатывать месторождения можно как открытым, так и шахтным способом, что позволит держать среднюю себестоимость добычи на конкурентном уровне. Во всяком случае, конкурентоспособность углей Тунгусского бассейна уже сегодня подтверждена разрезом «Карабульским», к разработке которого инициаторы создания «Тунбассэнергохолдинга» приступили всего три года назад. При поддержке департамента по природопользованию администрации Красноярского края и Красноярского территориального управления Роснедра практически на голом месте, среди тайги и болот выстроили действующее производство. Разрез «Карабульский», по словам Александра Догадаева, можно расценивать сегодня как полигон для отработки технологий, организации труда и управленческих принципов, которые будут применяться на угледобывающих предприятиях «Тунбассэнергохолдинга».

Сейчас в рамках нового проекта заканчиваются подготовительные процедуры для производства работ, к которым планируется приступить уже осенью этого года, подготовлены контракты по закупке оборудования для геологоразведки. Началось создание геологоразведочной экспедиции, в состав которой войдет и буровое подразделение. Общий объем затрат на геологоразведочные работы составит около 500 млн рублей. Ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, идет поиск стратегического инвестора. По словам Сергея Полищука, большой интерес к проекту проявляют зарубежные партнеры — венгры, чехи, испанцы, китайцы, американцы. По предварительным оценкам, на освоение собственно месторождений потребуется около $2 млрд. Затраты на инфраструктурное обеспечение будут, по подсчетам специалистов, незначительными: несмотря на неосвоенность территории, главная проблема — создание транспортных коридоров — большей частью решается в рамках освоения Нижнего Приангарья. Как отмечает Сергей Полищук, рассчитанный инвестиционный цикл позволяет отнести новый проект к высокоэффективным. А его значение для развития не только угледобывающей отрасли, но и для всей экономики края переоценить невозможно.

Марина АВРАМЕНКО, Красноярск

Количество показов: 10816
Рейтинг: 3.02

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Источник

Оцените статью