Летний сад (регулярный и современный)
Архитекторы: |
Год постройки: |
Стиль: |
Летний сад (регулярный и современный)
1704-1706 — закладка сада
1721 — завершение основных работ
27 мая 2012 г. завершена комплексная реставрация Летнего сада, полностью изменившая его облик и приблизившая его к облику XVIII века. Восстановлены фонтаны, здания той эпохи, изменена планировка, ставшая вновь регулярной.
Площадь современного Летнего сада — 12 га. В 1980-х гг. в саду насчитывалось почти 3 тыс. деревьев, большей частью лип, посаженных еще в начале XIX в.
В Летнем саду.
К. Беггров
(добавил Mary)
Летний сад был заложен ранней весной 1704 г. Он был создан в регулярном (архитектурном) стиле.
Наводнение 1777 г. нанесло Летнему саду невосполнимый ущерб: полностью была разрушена фонтанная система, утрачены и повреждены многие статуи, разрушен лабиринт. Летняя императорская резиденция перебралась за город.
Со временем сад сократился в размерах, но сохранилась четкая геометрическая планировка аллей и на них уникальная коллекция мраморных статуй работы итальянских мастеров XVII-XVIII вв.
Решетка, оформляющая Летний сад со стороны Невы, была создана в 1770-1784 гг. арх-рами Ю. М. Фельтеном и П. Е. Егоровым. На высоком гранитном цоколе установлены 36 гранитных колонн, увенчанных поочередно урнами и вазами. Между колоннами расположены железные звенья в виде копий, выполненные тульскими мастерами.
В первой половине XIX в. сад открыли для петербургской публики. Он стал излюбленным местом поэтов, художников.
(Е. Николин. Коротко о Ленинграде. Лениздат, 1988;
Б.Г.Синюхаев. Садовая улица. Лениздат, 1974)
Порфировая ваза
— дар шведского короля, украшала площадку у входа в Летний сад со стороны Мойки. Установлена на высоком прямоугольном пьедестале из темно-красного порфира. Ваза исполнена в шведском городе Эльфдалене из местного розового порфира. Она собрана из пяти отдельно выточенных частей (по горизонтали). Высота вазы вместе с пьедесталом — 4, 85 м. Ваза была установлена 10.09.1839. В 1968 г. проведена реставрация.
Памятник И. А. Крылову
Идея установки памятника великому баснописцу относится к 1844 г. Создавался памятник на добровольные пожертвования. Первоначально предполагалось установить памятник на Васильевском острове, у Академии наук. В 1848 г. был проведен конкурс, в котором победил проект П. К. Клодта. Модель монумента, формовка и отливка выполнены в 1851-1853 гг. В 1854 г. начались работы по установке. 12.05.1855 г. состоялось открытие памятника.
И. А. Крылов изображен сидящим с раскрытой книгой в руках. Пьедестал из темно-серого сердобольского гранита украшен горельефами, выполненными по рисункам худ. А. А. Агина; в основу его работ легли сюжеты басен Крылова.
(по материалам [ 93 ], добавил Mary )
Коронный фонтан
Архитектор: М. Г. Земцов.
Открыт в 1725 г., воссоздан в 2011 г.
Коронный фонтан был спроектирован архитектором Михаилом Земцовым в 1725 году и входил в фонтанную систему летнего сада. Фонтан располагался перед старым парадным входом в Летний сад — со стороны Марсова поля. Свое название фонтан получил по форме струй, которые образуют композицию, похожую на корону. Во время наводнения 1777 года фонтан пострадал и в 1786 году был засыпан.
В 2010-2011 гг. на основе иконографических материалов и археологических изысканий Коронный фонтан был воссоздан. Археологические исследования дали возможность уточнить его величину — размер чаши составил 12,5х10 м, расположение водопроводящих труб и декоративное убранство. Фонтан украшен золочеными маскаронами. За основу маскарона взят образец, найденный на территории Летнего сада в 1960-е годы и переданный на хранение в Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Конструкции фонтана «Лакоста»
Архитектор неизвестен, мастер-механик: П. Суалем.
Построен в 1736 г.
Изначально фонтан «Лакоста» планировался быть затейливым — по аналогии с соседней «Фавориткой». Водомет проектировали двухкамерным: с механизмом и крутящимися на барабане фигурками. Центральной композицией фонтана могла быть фигура шута Анны Иоанновны — Лакосты, который начинал карьеру еще при дворе Петра Великого. Вероятно, по замыслу архитектора водомета, фигурка должна была «метать» воду и издавать звуки при помощи специальных механизмов, устроенных в конструкции фонтана. Однако, по всей видимости, механизм на «Лакосте» так и не был установлен, и первоначальный замысел был изменен. На плане Сент»Илера (конец 1760-х гг.) фонтан представлен как одноструйный, лишенный каких-либо затейливых фигурок. Археологические раскопки, проведенные экспедицией П. Е. Сорокина, установили, что кирпичные конструкции фонтана находились на глубине 0,6-0,7 м от поверхности земли. Хорошо сохранилась кирпичная кладка основания фонтана 1730-х гг., а также чугунный трубопровод, идущий через «Лакосту» в сторону Центральной аллеи. С восточной стороны к фонтану подходит кирпичный сводчатый коллектор, через который вода попадала в нижнюю камеру фонтана — к колесу и механизмам. Элементов облицовки обнаружено не было.
Благодаря расчистке и консервации фонтанных конструкций появилась возможность музеефикации водомета.
Фонтан на Царицыной площадке
Воссоздан в 2010-2011 гг.
Фонтан на Царицыной площадке, или Царицын фонтан, располагается на первой площадке от Невы по Центральной аллее Летнего сада. Фонтан назван в честь Екатерины I, супруги Петра Великого — здесь обычно императрица принимала дам. В ходе археологических исследований был уточнен диаметр фонтана — 8 м; под разрушенным участком кладки были найдены дубовые лаги, рядом с фундаментом — сводчатый коллектор, водопроводные трубы, определено направление коллектора.
Фонтан-статуя «Нереида»
Воссоздан в 2010 г.
Первоначально в центре боскета «Крестовое гульбище» была установлена скульптура «Вера» работы итальянского скульптура Антонио Коррадини (до наших дней не сохранилась). При воссоздании фонтана была установлена «Нереида» — статуя работы того же мастера из коллекции скульптур Летнего сада. По античной мифологии нереиды — морские нимфы, покровительницы моряков, оберегающие их в дальних плаваниях.
Источник
Как прекрасен этот мир!
Страницы
среда, 24 августа 2016 г.
Фонтаны и боскеты Летнего Сада
Фонтан на третьей площадке не имеет собственного названия. В результате изучения исторических документов было установлено, что этот фонтан был сооружён в 1708 году.
В период царствования Анны Иоанновны (1725—1750) — архитектор Ф. Б. Растрелли возводит в Саду деревянный дворец (1732) для Анны, фасадом он выходил на набережную Невы.
Дворец представлял собой одноэтажное, вытянутое в длину помещение. Центральная часть фасада была акцентирована, от боковых крыльев отходили спуски к Неве. Вдоль кровли шла балюстрада, украшенная резными деталями и скульптурой. Во дворце насчитывалось 28 комнат, 10 из которых занимал Бирон. Партер Летнего сада располагался перед окнами дворца Анны Иоанновны. Воссоздан в своих исторических границах на основе документов XVIII века.
Растрелли создал необычайно нарядную и торжественную партерную композицию, завершив её уникальным сооружением — величественным каскадом «Амфитеатр» (1734—1738), украшенным фонтанами, скульптурой и резьбой. В центре партера был устроен один из самых нарядных фонтанов Летнего сада — фонтан «Коронный».
Боскет «Французский партер»
В петровское время на площадке располагался Дельфиновый каскад и небольшой цветочный партер. Каскад был построен по проекту французского мастера Николо Пино и богато украшался свинцовыми золочеными скульптурами его же работы (все сооружение погибло в период 1777—178б годов). В 1786 году каскад был разобран окончательно, а в 1855 году на площадке каскада установлен памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора Петра Клодта.
Боскет «Крестовое гульбище»
Он представляет собой две крытые пересекающиеся аллеи, образующие в плане крест. В центре располагается фонтан. Первоначально он был украшен скульптурой «Вера» работы итальянского скульптора Антонио Коррадини (ныне утрачена). При воссоздании фонтана в 2010 году установлена «Нереида» ― статуя того же мастера (современная копия).
21 сентября 1777 году произошли буря и то самое наводнение, которое разрушило фонтаны.
Фонтаны решили не восстанавливать, как по причине экономических соображений, так и в соответствии с новыми тенденциями в садовом искусстве, к которым пристрастилась следившая за модой императрица (Екатерина II в письме Вольтеру сообщила, что она ненавидит фонтаны, считающиеся частью французских садов и тирании, заставляющей течь воду неестественным образом, поскольку является поклонницей английских садов и либерализма). По фонтанам Летнего сада получили наименования река Фонтанка и сад «Прудки».
Незадолго до этого, Екатерина II к Летнему Саду повелела сделать ограду. В январе 1771 года Фельтеном была сделана деревянная модель и составлено описание к ней, в котором архитектор указал все размеры каменных частей будущей ограды, задав тем самым общие пропорции сооружения. После принятия решения о сносе в северо-западной части сада второго Летнего дворца (С. Ван-Звитен, Д. Трезини, М. Земцов, 1721—1726 годы), ограда удлинилась. Трое ворот располагались против трёх главных аллей. Автором проекта ограды Летнего сада бы Петр Егоров. Весной 1771 года начались работы по изготовлению «железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами». 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 годах на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев.
Весной 1771 года начались работы по изготовлению «железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами». 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 годах на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев.
Для ограды также использовали 36 столбов из крупнозернистого карельского гранита доставленного из Финляндии. В течение пяти лет, с 1772 по 1777 год, мастера из села Путилова, Шлиссельбургского уезда, выезжали посменно в столицу: вытесывали гранитные колонны, лещадки, базы, цоколи. В 1782—1783 годах мастера изготовили гранитные вазы и урны и завершили их установку. Несмотря на большое наводнение 10 (21) сентября 1777 года, строительство ограды было закончено уже в 1784 году.
В последующие годы в Летнем Саду появляются Каменная терраса на Лебяжьем канале по проекту Г. П. Пильникова (1799). Архитектор К. И. Росси перестраивает павильон «Грот» в «Кофейный домик» (1826). По проекту Л. И. Шарлемань со стороны Мойки строится чугунная ограда и деревянный Чайный домик (1827).
В 1839 году шведский король Карл XIV уже Николаю I передал в подарок гранитную вазу, изготовленную на Эльфдаленской мануфактуре в Швеции. Она известна как порфировая ваза Летнего сада.
Ваза была установлена 10 сентября 1839 г. между Карпиевым прудом и южной оградой и стала ещё одним украшением Летнего сада.
Большие изменения коснулись и Невской ограды. В память о спасении императора Александра II во время покушения на его жизнь 4 апреля 1866 года в Невскую ограду была встроена гранитная часовня по проекту Р. А. Кузьмина, по сторонам которой установили снятые со своих мест Малые ворота ограды (1866—1868 гг.)
В 1918 году часовню закрыли, в 1930-м полностью разобрали. На месте разобранной часовни в 1930 году установили копию секции рядового звена невской ограды. В 1970-х гг. на месте Большой оранжереи и боскета «Зелёный кабинет» построили Хозяйственный двор и здание ТП. В результате чего была потеряна часть поперечной аллеи, идущей от Фонтанки к Лебяжьему каналу.
С того момента и до 2003 года Сад больше не претерпевал никаких изменений, пока не утвердили проект масштабной реконструкции в 2008 году. Именно поэтому теперь, когда я приехала сюда спустя 10 лет (последний раз я была тут в 2006-2007 годах) этот замечательный уголок я совсем не узнала. Если раньше Сад производил на меня впечатление как тихий, уютный, зелёный скверик со скульптурами и лавочками, где мы с мужем будучи молодожёнами, слушали птиц, пили ароматный шоколадный чай и мечтали. то теперь — это прекрасный дворцовый парк, впечатляющий величием и блеском императорской России, гуляя по которому чувствуешь благоговение перед культурным наследием великой страны.
Другие статьи серии «Петербург и окрестности»
Источник