Трубопровод через водосборный бассейн байкала

Проекты строительства трубопроводов через водосборный бассейн Байкал

Проекты строительства трубопроводов через водосборный бассейн Байкал. Уже существует трубопровод, идущий из Западной Сибири на восток к Ангарску, где за 90 км от Байкала располагается нефтеперерабатывающий завод — Ангарский нефтехимический комбинат (АНХК). Самым простым решением было бы продолжить этот трубопровод в восточном направлении, однако на его пути лежит Байкал. Две различные нефтяные компании предложили два плана того, как обогнуть озеро, – северный и южный маршруты. Все предлагаемые варианты прохождения трассы нефтепровода неприемлемы не только с экологической, но и с юридической точки зрения. При строительстве трубопровода несомненно будет нарушен ландшафт местности. По оценке Байкальского центра мониторинга земли, неучтенный ущерб природе от реализации проекта составляет 8 млрд. долларов.

Слайд 9 из презентации «Экологические проблемы Байкала»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Экологические проблемы Байкала.ppt» можно в zip-архиве размером 363 КБ.

Похожие презентации

«1С Подрядчик строительства» — Программу могут использовать: Не выделенные на отдельный баланс. План счетов учитывает места хранения, деление работ на собственные и субподрядные. Конфигурация позволяет отражать межфилиальные расчеты. Обмен данными со сметными программами ведущих разработчиков. Программа предназначена. По данным о движении материальных средств формируется материальный отчет.

«Байкал — жемчужина Сибири» — Байкальская нерпа, ценится своим мехом. Баргузинский заповедник учреждён в 1916 г. Экологические проблемы Байкала. Прозрачность воды на глубину 40м. Берега Байкала -скалистые. Зимует омуль на Байкале на глубине 200 метров. Байкал – жемчужина Росси. Остров Ольхон – крупнейший остров на Байкале. Залив Провал.

«Жемчужина сибири Байкал» — Организмы, не встречающиеся больше нигде? Как буряты называют озеро? Возраст озера – 15-20 млн. лет. Озеро Байкал- жемчужина Сибири. Голомянка- живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Природоохранные мероприятия. Особенности геологии. Исторические данные. Запретить молевой сплав древесины по рекам. Байкал находится в очень древней котловине.

«Природа озера Байкал» — В чем уникальность воды Байкала? Какими породами сложены берега7 Какие острова находятся в озере? Каков тип растительности Прибайкалья? В чем уникальность фауны озера Байкал? Какие животные имеют промысловое значение? Вопросы геологам : Реки, впадающие в озеро. Что такое эндемики? Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?

«Озеро Байкал» — Однако понятно, что Байкал не только уникальное природное явление, природная святыня России, но и мощный хозяйственный комплекс. Огромно научное значение Байкала. Создание Баргузинского заповедника. Длина озера 636 км, наибольшая ширина в центральной части 81 км, минимальная ширина напротив дельты Селенги — 27 км.

«География Озеро Байкал» — Обмен подарками – сувенирами. Ветер Сарма. Песчаная бухта. Зима. Исток реки Ангары. Кедровники. Лимнологический институт Сибирского отделения АН России. Скала Парус. Баргузинский заповедник. Подведение итогов урока. Осень. Баргузинский соболь. Воспитать бережное отношение к природным богатствам. География Биология.

Источник

Сильное решение: Путин изогнул трубопровод, спасая Байкал

Президент РФ Владимир Путин поручил проработать возможность переноса Восточного трубопровода на участке вблизи Северного Байкала за Байкальский хребет — то есть более чем на 40 км на север, за пределы водозаборной зоны.

Выступая в Томске на совещании с сибирскими губернаторами, которое предваряет российско-немецкий саммит, Путин поручил начать строительство трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) с двух сторон, а к моменту подхода трубы к точкам, где нужно будет делать обход, проработать всю необходимую документацию, передает ИТАР-ТАСС.

Изогнуть трубу предложил на совещании вице-президент РАН Николай Лаверов. Тогда Путин поинтересовался у главы «Транснефти», «есть ли технологическая возможность уйти на север». «Вы меня поставили в тупик», — ответил Семен Вайншток. «Я чувствую, если вы заколебались, такая возможность есть. Если бы такой возможности не было, вы бы без колебаний сказали, что ее нет», — заявил на это президент.

Напомним, строительство перспективного трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан, вызвало резкие протесты экологов. То, что труба должна пройти в 800 метрах от уникального озера, их возмущало: по мнению активистов природоохранных движений, никакие самые современные системы защиты не смогут уберечь от ужасных последствий катастрофы, если она случится. Организованные преимущественно правой оппозицией и экологами митинги и пикеты быстро превращались в акции с требованием отставки Владимира Путина.

Идею перенести трубопровод на совещании в среду озвучил вице-президент РАН Николай Лаверов. Президент уточнил, означает ли это, что в случае, «если что-то произойдет, загрязнение пойдет не в Байкал, а на север»? Лаверов подтвердил правильность этого заключения: надо перенести трубу за Байкальский хребет, и тогда даже в случае прорыва нефть потечет не в озеро, а на север, в леса. «Трасса пройдет севернее той зоны, которую обозначил академик Лаверов. Будем считать, что на этом мы договорились», — заявил после этого президент.

Первые работы по строительству нефтепровода ВСТО «начнутся на Тайшете в конце апреля». Строители пойдут с двух сторон: от Сковородино на Запад и от Тайшета на Восток. В начале обсуждения глава «Транснефти» Семен Вайншток особо упирал на то, что проект отвечает самым строгим экологическим нормам: труба оснащена сейсмодатчиками, которые помогут мгновенно остановить прокачку нефти в случае чего.

Читайте также:  Цемент с жидким стеклом для гидроизоляции бассейна

Однако после того, как Лаверов предложил изогнуть трубу, Путин поинтересовался у главы «Транснефти», «есть ли технологическая возможность уйти на север». «Вы меня поставили в тупик», — ответил Вайншток. «Я чувствую, если вы заколебались, такая возможность есть. Если бы такой возможности не было, вы бы без колебаний сказали, что ее нет, — заявил на это президент. — Давайте договоримся — работу начинать с двух сторон, и к тому моменту, когда вы подойдете к двум точкам, откуда нужно будет осуществлять обход Байкала, нужно разработать всю документацию, провести все необходимые изыскательские работы для того, чтобы продолжить эту работу».

По проекту «Транснефти» нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан мощностью 80 млн тонн нефти в год должен пройти из Тайшета (Иркутская область) через Сковородино (Амурская область) в тихоокеанскую бухту близ Находки. Из Сковородино планируется ответвление на Китай мощностью 30 млн тонн нефти в год. Протяженность — 4188 км. По оценке «Транснефти», строительство обойдется в 11,5 млрд долларов, первый этап до Сковородино — в 6,6 млрд долларов.

Недавно проект прошел последнюю инстанцию — Главгосэкспертизу, которая оценивает строительные характеристики объектов, и «Транснефть», по словам ее руководителей, уже объявила тендер среди подрядчиков и планирует начать строительство летом 2006 года.

Без президентского вмешательства проблема казалась неразрешимой. Иркутские депутаты пробовали прописать природоохранную норму в Водном кодексе, чтобы защитить уникальное озеро. В законе, который вводит кодекс в действие, появилась поправка, посвященная Байкалу, — его водоохранная зона «включает в себя дельты рек, впадающих в озеро, и проходит по вершинам хребтов, склоны которых примыкают» к озеру. Однако документ спешно вернули во второе чтение и инициатива не прошла.

По закону в водоохранной зоне запрещено строительство объектов, которые могут нанести ущерб экологии и каждый проект в такой зоне должна одобрять госэкспертиза.

Хребты находятся на расстоянии 0,5-2 км от озера, а между горной цепью и озером планируется проложить Восточный нефтепровод в Китай. Экологи не один год боролись против его строительства. В 2003 году проект не согласовала Государственная экологическая экспертиза из-за близости к озеру. Два года чиновники обсуждали новый маршрут, и после долгих споров с экологами в марте Ростехнадзор подписал разрешение на строительство.

В отличие от активистов экологических организаций, глава строящей трубопровод компании «Транснефть» Семен Вайншток вовсе не обрадован решением президента. Но держится по-боевому: готов строить трубопровод «на плечах отступающего врага».

Глава «Транснефти» признал, что принятое несколько минут назад в Томске решение об изменении маршрута ВСТО по экологическим соображениям стало для него «полной неожиданностью». «Я к такому повороту готов не был», — сказал он.

«Принятое президентом 15 минут назад решение в корне меняет экономику проекта, — подчеркнул глава «Транснефти». — Труба подойдет вплотную к месторождениям, что позволит уменьшить затраты нефтяников и несколько увеличить тарифы перевозок, которые обеспечат экономическую целесообразность маршрута. Я пока не скажу, насколько удлинится маршрут и насколько будет дороже, необходимы предварительные исследования, нужно исследовать новую трассу и тогда ответим в граммах».

По его предположению, экспертиза завершится «в ближайшие два месяца»: «Может быть, через полтора месяца скажу точно».

При этом Вайншток «гарантировал, что удлинение маршрута будет меньше, чем на 900 км» и заверил, что изменение маршрута трубопровода не скажется на сроках строительства: «В пятницу начнем строительство». Одновременно будет разрабатываться новый маршрут. Надо осуществить «технико-экономическое обоснование, провести экологическую экспертизу, завершить все согласования и на плечах отступающего врага продолжить строительство трубопровода».

В то же время, подчеркнул Вайншток, благодаря принятому решению «труба подойдет вплотную к месторождению, что позволит уменьшить затраты нефтяников по сооружению трубопроводов, подходящих к основной трубе, и одновременно несколько увеличить тариф, который обеспечит экономическую целесообразность этого маршрута».

Вместе с тем Вайншток заявил: «Мы были совершенно убеждены, что маршрут, который мы предлагали и который намного короче, совершенно безопасен».

Экологическая организация Greenpeace приветствовала решение о переносе маршрута за пределы водозаборной зоны озера Байкал. «Решение о переносе маршрута нефтепровода за пределы водосборного бассейна озера Байкал — это шикарное и экологически грамотное решение. Хочется приветствовать данное решение», — заявил в интервью «Интерфаксу» в среду исполнительный директор российского отделения Greenpeace Сергей Цыпленков. Так он прокомментировал решение о прокладке маршрута ВСТО за пределами водозаборной зоны, которое было принято в среду президентом РФ Владимиром Путиным в Томске.

Цыпленков подчеркнул, что в данном случае важен не «километраж» — а на заседании вице-президент РАН Николай Лаверов предложил провести нефтепровод на севере Байкала на расстоянии около 40 км от озера — а именно решение о проведении нефтепровода за пределами водосборного бассейна Байкала, так как «озеро — это не простая геометрическая фигура». «Таким образом убирается потенциальная угроза загрязнения Байкала при возможной аварии нефтепровода», — пояснил Цыпленков.

Читайте также:  Чем отделать полипропиленовые бассейны

Со своей стороны, глава российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF России) Игорь Честин также позитивно отреагировал на решение перенести маршрут ВСТО за пределы водозаборной зоны Байкала. «Безусловно, это решение проблемы. Я рад, что в итоге победил здравый смысл. Поздравить можно всех», — заявил Честин «Интерфаксу».

«Экологические риски, безусловно, остаются, но они намного ниже, чем те, которые были бы при прохождении трубопровода в непосредственной близости от озера. При новом варианте уже возможны технические решения, которые можно воплотить в жизнь и обеспечить безопасность Байкала», — сказал Честин.

В свою очередь, председатель партии «Зеленая Россия», член- корреспондент РАН Алексей Яблоков высказал мнение, что изменение проекта строительства трубопровода является «победой общественного мнения». При этом он считает, что трубопровод следует строить не в 40 км от Байкала, а гораздо дальше.

«Ученые, географы, экономисты говорят о том, что его нужно строить гораздо дальше, чтобы якутские нефтяные месторождения получили возможность выхода на эту трубу», — сказал Яблоков в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Источник

Проекты строительства трубопроводов через водосборный бассейн Байкала

Из-за быстрого экономического развития и роста населения азиатских стран на побережье Тихого океана, общая потребность этих стран в энергии ежегодно вырастает примерно на 14%. Это стимулирует интерес российских нефтяных компаний к строительству нефтяного трубопровода из Западной Сибири, где находятся основные нефтяные месторождения, к Тихому океану.

Уже существует трубопровод, идущий из Западной Сибири на восток к Ангарску, где за 90 км от Байкала располагается нефтеперерабатывающий завод — Ангарский нефте-химический комбинат (АНХК). Самым простым решением было бы продолжить этот трубопровод в восточном направлении, однако на его пути лежит Байкал. Две различные нефтяные компании предложили два плана того, как обогнуть озеро, – северный и южный маршруты.

Северный маршрут, спланированный Транснефтью, идет от Ангарска на север, следуя вдоль Байкальско-Амурской Магистрали (БАМ), до города Тында, затем на юг по Транссибирской железной дороге, далее на восток к Хабаровску и на юг до порта Находка возле Владивостока. Этот маршрут пройдет по водосборному бассейну Байкала и по пяти другим территориям, имеющим статус охраняемых. В июле 2003 года этот вариант не прошел государственную экологическую экспертизу. Основные претензии экспертов были к байкальскому участку нефтепровода.

Южный вариант — проект строительства нефтепровода Ангарск-Дацин — разрабатывался нефтяной компанией ЮКОС и в данный момент активно продвигается. Сейчас уже существует межправительственное соглашение о реализации проекта, согласованы объемы поставок и формула цены на нефть. Стоимость проекта — около $2,5 млрд. Предполагается, что труба будет пущена в 2005 г. и до 2010 г. по ней будет прокачиваться по 20 млн т нефти в год, а затем — до 2030 г. — по 30 млн т. Протяженность предполагаемого нефтепровода составляет 2247 км, в том числе по России — 1452 км, по Китаю — 795 км. По территории России нефтепровод проходит через Иркутскую область, Республику Бурятия, а также Читинскую область.

Все предлагаемые варианты прохождения трассы нефтепровода неприемлемы не только с экологической, но и с юридической точки зрения. Из трех планируемых вариантов трассы трубопровода — два («центральный» и «западный») проходят по территории Тункинского национального парка, что прямо запрещено действующим законодательством. Более того, за прокладку трассы нефтепровода по данному маршруту предусмотрена уголовная ответственность по статье 262 УК РФ «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов».

Третий вариант трассы — «восточный» — планируется провести по территории объекта всемирного природного наследия «Озеро Байкал», что ничем не лучше предыдущих двух.

Кроме того, все предлагаемые варианты пересекают не только региональные заказники (или проходят в непосредственной близости от них), что ставит под угрозу популяции редких и охраняемых видов, но и по объектам культурного и исторического наследия (или вблизи от них).

По проекту нефтепровод пересекает сейсмически активные области, где геологические разломы идут перпендикулярно друг другу. Сейсмическая активность, переходы через высокие горные хребты, экстремальные климатические и эколого-географические условия представляют серьезную угрозу при строительстве, поддержании трубопровода и обеспечении его безопасности.

Нефтепровод должен пересечь крупнейшую реку байкальского бассейна — Селенгу, и ее притоки — Джиду, Чикой и Хилок. Прорыв нефтепровода и загрязнение этих водотоков приведет, в конечном счете, к загрязнению самого Байкала.

При строительстве трубопровода несомненно будет нарушен ландшафт местности. На обширной территории со слабым развитием дорожной сети будут построены служебные дороги, которые откроют доступ к нелегальной охоте, рыбной ловле, рубкам леса и добыче полезных ископаемых.

Коренные народности — буряты, сойоты и эвенки издавна жили и занимались разведением овец в Тункинской долине. Весь этот район священен для них, поэтому многие считают, что строительство нефтепровода наносит публичное оскорбление культуре, истории и верованиям местного населения. ЮКОС планирует построить нефтепровод в 200 метрах от мест, священных для коренных народов.

На общественных слушаниях по оценки воздействия данного проекта на окружающую среду большинство местных жителей высказалось за полный отказ от строительства.

Горячие источники Тункинской долины известны своими целебными свойствами. Ежегодно их посещает свыше 10 тысяч человек. Даже одноразовое загрязнение их нефтью сведет на нет ценность этого курорта. Поэтому к протестам против строительства нефтепровода присоединились туристические фирмы.

Читайте также:  Ивнянский пруд платный или нет

По оценке Байкальского центра мониторинга земли, неучтенный ущерб природе от реализации проекта составляет 8 млрд. долларов.

На кон поставлена не только Тункинская долина, данный проект создаст прецедент, который поставит под угрозу всю систему охраны природы в России. Строительство российско-китайского трубопровода через Тункинский национальный парк нарушит, по крайней мере, нормы Земельного кодекса и двух федеральных законов: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст.59) и Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (ст.15).

Нефтепровод Омск — Ангарск — наиболее крупный (2 нитки диаметром 700 и 1000 мм) тянется от западной границы области и практически до восточной. Перекачивается сырая нефть. Нефтепровод принадлежит ОАО “Транссибнефть” АК “Транснефть” Министерства топлива и энергетики РФ. По Иркутской области нефтепровод эксплуатирует Иркутское районное нефтепроводное управление (ИРНПУ). В 2001 г. ИРНПУ разработан “План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти Иркутского районного нефтепроводного управления ОАО “Транссибнефть” — находится на согласовании. Количество аварий на нефтепроводе за период с 1993 г по 2001 г.:

1. Март 1993 г. На 840 км магистрального нефтепровода Красноярск — Иркутск (поврежден трубопровод бульдозером) вылилось на рельеф 8 тыс. тонн нефти. Своевременно принятые меры по локализации места пролива позволили свести к минимуму последствия этой аварии. Пролитая нефть в основном была откачена в хранилища. Загрязненный грунт был собран и вывезен на утилизацию.

2. Март 1993 г. На 643 км магистрального нефтепровода Красноярск — Иркутск (разрыв нефтепровода из-за дефекта сварного шва, момент аварии не был своевременно зафиксирован) на поверхность излилось более 32,4 тыс. тонн нефти. Принятые срочные меры по ликвидации последствий этой аварии позволили быстро нейтрализовать негативные явления. Однако около 1 тыс. тонн нефти проникло в недра и локализовалось в 150-300 м от действующего Тыретского хозяйственного водозабора подземных вод. Около 40% 2-го и 3-го поясов зоны санитарной охраны водозабора оказались загрязненными нефтью. Еще около 1 тыс. тонн нефти проникло в грунты на участке заболоченной поймы р. Унги и постепенно мигрировала ниже по течению в хозяйственно-ценный водоносный горизонт. Для сохранения Тыретского хозяйственного водозабора подземных вод от загрязнения нефтью был сооружен и задействован специальный защитный водозабор, который уже в течение 9 лет “отсекает” загрязненную нефтью воду от хозяйственного водозабора. Эколого-гидрогеологическая ситуация остается сложной в части загрязнения нефтью извлекаемой воды хозяйственным водозабором. На протяжении всех лет, после аварии осуществлялся государственный природоохранный контроль за ведением эколого-гидрогеологических работ в районе аварии. Каждый год проводятся совместные совещания лиц и служб, заинтересованных в очищении от загрязненных нефтью земель и подземных горизонтов (землепользователей, природоохранных органов, санэпиднадзора, гидрометеослужбы, гидрогеологов, нефтепроводного управления) — подводятся итоги мониторинга за прошедший год и определяется дальнейшая программа работ. Обслуживание систем мониторинга и контроля геологической среды в районе Тыретского водозабора до 1999 г. проводило по договору ГФГУП “Иркутскгеология”. С 1999 г — ИРНПУ

3. Март 1995 г. На 464 км магистрального нефтепровода Красноярск — Иркутск (трещина серповидная на трубопроводе Ду 1000 мм, длина 0,565 м, ширина 0,006 м) на поверхность излилось 1683 м3 нефти. Нефть по руслу ручья (300 м) достигла реки Курзанки и растеклась по льду реки на расстояние 1150 м. При ликвидационных работах 1424 м3 нефти было собрано и откачено в резервный трубопровод Ду 700 мм. Река Курзанка до наступления весеннего паводка была полностью очищена от загрязнения. Безвозвратные потери нефти составили 259 м3, из которых 218.3 м3 было сожжено. Загрязненный нефтью грунт из русла ручья был снят и заскладирован в карьере, где организована его обработка биоприном.

4. Январь 1998 г. На 373 км магистрального нефтепровода Красноярск — Иркутск (трещина длиною 380 мм на трубопроводе Ду 1000 мм) выход нефти на поверхность около 25 м3, собрано около 20 м3. Вывоз загрязненного снега произведен в нефтеловушки Нижнеудинской НПС.

5. Ноябрь 1999 г. На 565 км магистрального нефтепровода Красноярск — Иркутск (разгерметизация трубопровода Ду 700, в результате повреждения задвижки во время ремонтных работ, с последующим возгоранием разлившейся нефти). Площадь загрязнения 120 м2, сгорело 48 тонн нефти.

6. Декабрь 2001 г. на 393,4 км магистрального нефтепровода Красноярск — Иркутск (при опорожнении резервной нитки Ду 700мм, с перекачкой нефти ПНУ в трубопровод Ду 1000 мм), произошла разгерметизация всасывающей нитки насоса. На поверхность вылилось около 134 м3 нефти. Нефть локализовалась в пониженной части рельефа — естественный овраг, расположенный от места аварии на расстоянии 80 м. После устранения повреждения нефть из оврага — 115 м3 — откачана в действующий нефтепровод. Остатки нефти собраны спецмашиной. Объем безвозвратных потерь нефти составил 4 м3. Поверхность земли, загрязненная нефтью, обработана сорбентом “Эконафт” с последующей вывозкой загрязненного грунта на Нижнеудинскую НПС. По Предписанию КПР по Иркутской области организован мониторинг земель и поверхностных вод р. Уды

Более подробные данные изложены в Государственных докладах “О состоянии окружающей природной среды Иркутской области” за разные годы.

Источник

Оцените статью