Тема: «Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики», 5 класс
Тема: Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Содержание этапа урока
Перечень УУД, формируемых на соответствующем этапе урока
— Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. С каким настроением примешься за дело, так оно и будет спориться (выполняться). Давайте и мы выберем себе настроение, с каким будем работать сегодня на уроке. Посмотрите на доску и определите для себя подходящее. (2 мин.)
Регулятивные УУД (саморегуляция)
Коммуникативные УУД (использование правил общения в конкретной учебной ситуации)
Личностные УУД (умение анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить взаимоотношения с их учетом)
Формулировка темы и целей урока
-Давайте поставим цели к теме нашего урока.
(Чем мы сегодня займемся на уроке?)
-На какой вопрос мы должны ответить, проанализировав стихотворение Есенина?
(Что для Есенина является малой родиной)
Регулятивные УУД (целеполагание)
Познавательные УУД (общеучебные)
Коммуникативные УУД (самостоятельная организация речевой деятельности в устной форме)
Составление плана действий на уроке
-Давайте определим план наших действий на уроке.
Регулятивные УД (планирование, прогнозирование)
Коммуникативные УУД (самостоятельная организация речевой деятельности в устной форме)
Изучение нового материала.
· Знакомство с биографией Есенина.
Познакомимся с некоторыми фактами из жизни Есенина. В ходе рассказа вы должны составить краткую биографическую карту. (Записать дату и событие из жизни поэта).
родился 21 сентября в с. Константиново Рязанской губернии. Родители Есенина были крестьяне. Отец поэта, Александр Никитич Есенин, мальчиком пел в хоре; умение петь он сохранил на всю жизнь, хотя довольно рано оторвался от деревенских корней ( он вынужден был уехать в Москву на заработки). (слайд «отец Есенина среди приказчиков купца Крылова»).
Приезжая из Москвы в деревню, всегда ходил грустный, неприкаянный, болезненно ощущая свой разрыв с деревенской жизнью. Похожие ощущения переживал позднее и сам поэт.
Мать, Татьяна Федоровна, была неграмотной всю жизнь об этом жалела. Несмотря на огромное желание выучиться грамоте, научилась только расписываться и едва читать по слогам. Сама же бессознательно прививала детям любовь к литературе.
« С младенческих лет мы слышали от нее прекрасные сказки, которые она рассказывала нам артистически, а, подрастая, узнавали, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова и др. поэтов»- вспоминала Екатерина Александровна, сестра пота. (Слайд)
Дед Есенина, Федор Андреевич Титов, по воспоминаниям сестры Екатерины был особенно нежен к детям: «Уложить спать, рассказать сказку, спеть песню ребенку было необходимостью. Сергей часто вспоминал свои разговоры с ним».
Бабушка по матери Наталья Евтеевна Титова была мастерица рассказывать сказки. Эти сказки по свидетельству самого поэта собирали ребят в зимний вечер:
…И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана – дурака
И сидим мы еле дышим
Время к полночи идет…
«Бабушкины сказки», 1915
Писать научился Есенин в пять лет. Стихи начал слагать с 8-9 летнего возраста. Толчки давал бабушка.
Таким образом, на становление Есенина как поэта оказали влияние и мать, и отец, и дед, и бабушка.
Сергей был одарен ясным умом. С 1904 по 1909 учился в Константиновском земском училище. И 3 года с 1909 по 1912 учился Спас – Клепиковской школе. (Слайд) Именно там и начали проявляться его поэтические наклонности. Там начался его творческий путь, под влиянием народной поэзии, стихотворений Кольцова, Некрасова и так называемых «крестьянских» поэтов И. Никитина и И. Сурикова.
После окончания школы поэт отправляется в Москву. Там он стал посещать литературно – музыкальный кружок имени Сурикова.
С этого времени Есенин постепенно становится известным поэтом, который всем сердцем, нежно и трогательно любит жизнь. Ему дороги и одинокая собака, и дряхлая старая кошка, и каждая птица, и вся природа – от черной земли до солнца, луны, ветра, светящихся на небе таинственных и манящих звезд. Он знает, как живут, что «думают» и «чувствуют» чибисы и коноплянки, березы и осины. Поэтому и свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы природы.
— Прослушаем записи, которые у вас получились, исправим и дополним нужные моменты (выступают 2-3 ученика).
Регулятивные УУД (удерживать цель деятельности до получения результатов, умение корректировать свою деятельность)
Коммуникативные УД (умение слушать, выделять главное, формулировать свою мысль).
Общеучебные УД (анализ полученной информации, умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание)
Личностные УУД (умение идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране. Проявлять интерес к жизни и творчеству поэтов и писателей России)
· Подготовка к восприятию и анализу стихотворения
Говорить, о чем писал поэт можно долго и много, но лучше всего прослушать его стихи самим.
— Дадим слово нашим чтецам, которые приготовили чтение наизусть его стихотворений.(2 уч – ка)
а) — Образ Родины занимает центральное место в поэзии Сергея Есенина. Поэт воссоздает различные грани любимого образа.
— Что же такое Родина?
-Как вы понимаете это слово?
В словаре Шанского дано такое определение: (открываю доску)
Родина 1) «Отечество, отчизна», (т. е. «великая Родина»)
2) «Место рождения», (т. е. «малая Родина»)
Сегодня мы с вами должны увидеть и понять, как раскрывается образ малой Родины в поэзии Есенина, что он вкладывает в это понятие.
Коммуникативные УУД (умение слушать, умение воспринимать текст с учетом поставленной задачи).
Личностные УУД (гражданский патриотизм, любовь к Родине, природе).
Логические УУД (анализ объектов с целью выделения признаков)
· Выразительное чтение стихотворения «Я покинул родимый дом».
— У нас было дано индивидуальное задание: выразительное чтение стихотворения «Я покинул родимый дом». ( чтение стихотворения ) стр– 3 мин.)
Коммуникативные УУД (умение выразительно читать поэтический текст, умение слушать).
Личностные УУД (умение проявлять внимание, воспринимать речь одноклассников, умение анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих)
· Первичное восприятие стихотворения.
· Повторное чтение и анализ стихотворения.
— Итак, вы внимательно прослушали стихотворение. Поделимся своими впечатлениями.
— Какое настроение пробудилось в душе?
— Может быть, вам понравилось какое – нибудь слово, образ? Чем?
-Что чувствует лирический герой в стихотворении?
(Лирический герой чувствует грусть, но какую? Тихую, светлую, чистую, грусть без горечи)
— Прочитайте стихотворение еще раз про себя. Вдумайтесь, какие образы возникают перед глазами?
б)— Определим тему стихотворения. О чем оно? Для этого в 1- 2 строфах найдем ключевые слова. ( дом, Русь, три звезды, березняк, пруд, мать, грусть, луна, вода, седина, отец).
— С чем связаны эти образы? (с родителями, домом). Тема родного дома.
— Так какая она Есенинская Русь? Что ему дорого?
(Это простая деревня, как и у нас, ему дороги березы, луна, вода, клен, родители)
Эти образы связаны у Есенина с понятием Родина.
Он очень любит Русь и дорожит ею.
— А вот как эта любовь выражается в стихах? Свои чувства поэтам помогают выразить тропы, т. е. выразительные средства языка.
— Их-то мы и будем находить. А чтобы работа пошла быстрее, разобьемся на группы:
1-й ряд находит эпитеты и сравнения.
2-й ряд находит олицетворения
3-й ряд находит метафоры
-Не забывайте, перед вами лежит таблица, в которую вы будете вписывать свои ответы. (приложение 1)
Индивидуальные задания получают более сильные ученики ( в.№2 в учебнике) . На выполнение — 2 мин.
-Время вышло. Посмотрим, насколько своеобразен есенинский язык.
-Слушаем выступления групп. Заполняем таблицу примерами, слушая выступления товарищей.
1-я группа. Эпитеты. Называем эпитеты и объясняем, что хочет сказать нам автор.
1)Родимый дом (не просто родной), т. е. это дом, где родился, дом родителей.
2)Голубую Русь (голубой — цвет неба, т. е. какая Русь? Светлая, чистая. Небо – это и бескрайний простор, сразу видится Русь с ее необъятными просторами.
Это духовное, с просветляющим началом восприятие Родины)
3)Золотою (лягушкой луна)- Какой образ возникает при слове золотой? Это цвет, но не тусклый желтый, а сияющий, яркий, красивый. Золотой – это еще и дорогой, т. е. дорогой сердцу образ России.
4)Тихой (воде) – споконая водная гладь, возникает умиротворяющий, успокаивающий образ, отсутствие тревоги.
5)Снова голубая Русь-Это цвет значимый, неотрывно связанный с образом Родины.
Синий означает нежность, т. е. автор испытывает нежность по отношению к Родине.
6) Старый клен – много повидавший на своем веку, умудренный опытом.
1) Словно яблонный цвет, седина. Почему с яблоневым цветом сравнивает Есенин седину? БЕЛЫЙ ЦВЕТ БОРОДЫ
2)Головой на меня похож (старый клен). Почему? (кудрявая крона?)
2-я группа – олицетворения:
1)Березняк теплит (матери …грусть), Что это значит? (согревает чувства матери, которая грустит о сыне.
2)Луна распласталась. Представляется огромная луна, отраженная на поверхности пруда.
3)Долго петь и звенеть пурге. Возникает сказочный образ. Долго петь и звенеть Здесь Есенин говорит о долгих годах разлуки с близкими.
4)Клен стережет. Клен на одной ноге. Какой сказочный персонаж вспоминается? (Стойкий оловянный солдатик). Солдат, страж.
3-я группа. Метафоры:
1) В три звезды березняк над прудом. Что представляется вам? Какая картина?
( Три березки (не у пруда, а над прудом). Склонились, словно разделяют грусть старой матери, сочувствуют ей. Или это три звезды, просвечивающие сквозь ветви берез. На эти звезды смотрит мать, а где-то далеко на эти звезды смотрит сын, и звезды соединяют родные души, согревают надеждой на встречу с дорогими сердцу людьми).
2) Лягушка луна .Почему именно лягушка?
( У Есенина луна, месяц — это всадник унылый, конь, рыжий гусь, Коромысло, коврига хлебная, желтый ворон и пастуший рожок. Многие образы стихов у Есенина родились из загадок, либо созданы по типу загадок, т. е. в основе лежит скрытое сравнение, как в загадке)..
— Какой сказочный образ вспомнился вам при слове лягушка?(Царевна – лягушка)
3)Листьев дождь . Возникает образ осыпающейся листвы. Когда листва опадает? Осенью. — Почему именно осень. Это расставание, разлука, грусть.
Молодцы, вы хорошо потрудились. Нужно немного отдохнуть.
В небе плавает луна. (помашем руками вверху)
В облака зашла она. (закрываем руками голову)
Раз, два, три, четыре, пять — (руки на пояс, наклоны в сторону)
Мы должны луну достать. (тянемся на цыпочках вверх)
Шесть, семь, восемь, (попрыгаем)
И пониже перевесить. (присели)
Десять девять, восемь, семь— (встали руки на пояс, повороты)
Чтоб луна светила всем.
— Чтобы хорошо видеть, что освещает луна, нужно сделать зарядку для глаз. (Вверх — луна, вниз — земля, в стороны, нарисуем глазами круглую луну. Закроем глаза помассируем веки. Достаточно.
-Названные средства языка, приемы помогают автору выразить свою любовь к родине. Проверим, как справились с индивидуальными заданиями. Прочитайте, что вам нужно было найти? (Какие пейзажные образы помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми воспоминания о матери и отце. В каких строчках природа чувствует себя по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой т. е. показан через природу?)
1) В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
-Что это? Мир природы или мир человеческого чувства? (мир природы и мир человека представлены в слитном нерасторжимом единстве. Вырастив сына, мать когда-то должна расстаться с ним, отдать его миру. Извечную материнскую тоску по сыну разделяет природа, она же служит и утешением и связующей нитью, которая не прерывается между сыном и матерью).
2)Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде
( Возможно, не только из-за цвета. Когда зацветают яблони? Весной.. У поэтов весна это еще начало жизни, значит и седина м. б. ранней и, возможно, из-за разлуки с сыном )
3)Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
Головой на меня похож.
Клен — солдат, страж и … сын
-Зачем же клен бережет и охраняет Русь? Для чего?
(Русь-это дом, родители, значит, он охраняет их, бережет для встречи с сыном. Эти строки говорят и о том, что поэта ждут на родине, что он нужен там.)
— Почувствовали ли вы, что человек и природа-это единое целое?
— Природа для Есенина – живое существо, она чувствует и мыслит, страдает и радуется, как человек. Она — сама человеческая душа, а лирический герой ощущает себя кленом.
-Литература отражает жизнь, жизнь нас чему-то учит.
-Чему вас научило это стихотворение? (Бережному отношению к природе, т. к. у них, человека и природы, одна душа на двоих, уважать и любить родину. Автор учит нас увидеть прекрасное в обыденном, в том, что нас окружает ежедневно, чего мы не замечаем порой.)
Коммуникативные УУД (самостоятельная организация речевой деятельности в устной форме, умение слушать, выделять главное, формулировать свою мысль)
Личностные УУД (умение сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, умение проявлять уважение и любовь к ценностям своего народа, родной страны, семьи, различать основные нравственно-этические понятия)
Общеучебные УУД (умение выделять общее и частное, классифицировать объекты, приводить примеры в качестве доказательств выдвигаемых положений)
умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;
поиск и выделение необходимой информации;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной
и письменной формах;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам;
основной и второстепенной информации; свободная ориентация и
восприятие текста художественного стиля
(умение доказывать, строить логическую цепь рассуждений;
умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных,
Связь изученного материала с жизнью, личным опытом, другими видами искусства.
в) — А что для вас является малой Родиной? Какой вы ее видите
-Я просила вас приготовить рисунки на тему «моя малая родина». Покажите и расскажите о них.
(дети показывают рисунки)
— Литература лишь один из видов искусства, передающий чувства при помощи слов. Но если мы возьмем живопись, то увидим, что там любовь выражается через зрительные образы, краски, свет.
г) — Вот какой видит малую Родину художник Герман Алексеевич Травников. Родился в 1937 г. В с. Мехонское Курганской области. (Презентация 2), (Слайд 1). Его персональные выставки проходят в Кургане, Челябинске, Свердловске, городах Польши. Он участник более 100 всесоюзных и зарубежных выставок. Герману Алексеевичу присвоено звание народного художника. (просматриваем слайды)
-Нравятся вам его картины?
-Какой ему видится малая родина? Что изображено на картинах?
—Что сближает полотна Травникова и стихотворение Есенина?
(Образы и цвет. Та же голубая Русь с ее бескрайними просторами. Эти картины – гимн отчему краю, призыв к людской доброте и мудрому отношению к той земле, на которой мы родились, выросли, живем. Куда нас всегда влечет).
д) — Более доступным видом творчества в современном мире является любительская фотография.
-Почему именно эти фотографии вы выбрали? (слайды с фотографиями детей на фоне природы).
(умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
умение корректировать и вносить необходимые дополнения в план)
Личностные УУД (умение проявлять уважение и любовь к ценностям своего народа, родной страны, семьи, различать основные нравственно-этические понятия)
Логические УУД (умение сравнивать различные объекты, выделять общее, устанавливать причинно следственные связи и зависимости между объектами)
(самостоятельная организация речевой деятельности в устной форме, умение слушать, выделять главное, формулировать свою мысль)
Итак, сделаем вывод, обобщение.
Для вас малая родина, как и для Есенина и Травникова — это природа, дом, родители, близкие люди. Построим схему на доске и зарисуем в тетрадь.
дом
близкие люди родители
(знаково-символические действия, включая моделирование;
умение структурировать знания;
умение строить речевое высказывание;
выбор наиболее эффективных способов решения задач)
(умение анализировать объекты с целью выделения признаков;
выбирать основания и критерии для сравнения;
умение классифицировать объекты;
устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить логическую цепь рассуждений, доказательств; умение выдвигать
гипотезы; и их обосновывать).
(умение передавать графическую информацию)
— Что особенно запомнилось вам сегодня на уроке?
(коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения)
(умение правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.
(оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий)
На «4»-заполнить таблицу (приложение 2), так же, как заполняли в классе по второму стихотворению.
На «5»— заполнить таблицу и выучить стихотворение наизусть.
(саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий)
Источник