Транспортно экономическая характеристика морских бассейнов

5 морских бассейнов

Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы.

Балтийский бассейн — к нему тяготеют Северо-западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей. Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг, Калининград, Санкт-Петербург.

Северный бассейн перевозит грузы четырёх прилегающих к нему экономических районов: Северного, Уральского, Западно-Сибирского и частично Восточно-Сибирского. Суда этого бассейна выполняют перевозки грузов для населения и предприятий всего побережья Крайнего Севера, т.е. осуществляют большой каботаж между такими арктическими портами, как Тикси, устьями рек Хатанги, Яны, Индигирки, Колымы и портом Певск. Основными портами этого бассейна являются Архангельск, Беломорск, Диксон, Кандалакша, Мурманск, Нарьян-Мар, Онега, Певск.

Черноморско-Азовский бассейн занимает выгодное географическое положение, имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов.

Основные порты этого бассейна: Азов, Ейск, Новороссийск, Таганрог, Сочи, Туапсе.

Каспийский бассейн. К нему примыкают Северо-Кавказский и Поволжский экономический районы. Посредством судоходных рек и каналов он связан практически со всеми морскими бассейнами Европейской части России. Крупным портом является Махачкала. Возведена первая очередь глубоководного порта Оля.

Дальневосточный бассейн. Охватывает значительную территорию Дальневосточного экономического района. В этом регионе морской транспорт для всего побережья от Берингово пролива до Владивостока является основным видом транспорта и выполняет малый и большой каботаж, а также международные перевозки. Основные порты бассейна: Александровск-Сахалинский, Владивосток, Магадан, Находка, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Провидения, Советская Гавань, Усть-Камчатск, Холмск, Южно-Сахалинск.

Движение морских судов организуется либо по расписанию (чаще линейное судоходство , пассажирское) , либо последовательными рейсами (без предварительного объявления расписания) . Графики составляются плановый и диспетчерский , на основании контроля за исполнением — исполнительный .

Управление морским транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации , Департамент морского транспорта .Это первое звено управления морским флотом . Второе — пароходство (объединение) . Порты имеют общий статус структурных единиц .

Сейчас решается вопрос о строительстве в Финском заливе крупнейшего порта в Луге , на Азовском море — Таганроге . Систематически расширяется линейная форма судоходства как в каботажном , так и международном сообщении . Ведётся интенсивная работа по внедрению АСУ в управление движением , особенно в крупных транспортных узлах .

Морской транспорт занимает особое место в экономике страны . Им выполняются 50% всех экспортно-импортных перевозок . Особенно велико его значение в районах Севера , Северо — Востока . Морской транспорт в перевозках тесно взаимодействует с железнодорожным . Это особенно важно в современных условиях распада СССР. Прямые смешанные перевозки , особенно по прямому варианту «судно — вагон» , вызвали реконструкцию железнодорожных станций и путей в ряде портов . В морских портах , расположенных в устьях рек , более тесно взаимодействуют морской и речной транспорт . Морской транспорт всё теснее взаимодействует с автомобильным, особенно в перевозках генеральных грузов .

Спасибо большое за то, что вы помогаете нам😍😍😍😍😍😍😍😍😍😍

Источник

Транспортно экономическая характеристика морских бассейнов

Подробное решение парагарф § 16 по географии для учащихся 9 класса, авторов Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 9 класс можно найти тут

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте российский гражданский флот и российские торговые порты. Сделайте вывод о развитии морского транспорта России.

Читайте также:  Это тот самый старик которого мы встретили возле фонтана где здесь предлог

Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Морской транспорт также играет важную роль во внешнеэкономических связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств.

Это связано с тем, что в отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж — плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств — имеет меньшее значение.

Морской транспорт по многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды транспорта: морские перевозки на большие расстояния более дешевые; морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъемностью, а морские пути — практически неограниченной пропускной способностью; удельная энергоемкость перевозок невелика.

В то же время зависимость морского транспорта от природных условий (особенно в условиях замерзания морской акватории), необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в России.

Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60, 5 тыс. км. Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.

Из-за недостаточных глубин 60% российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда. Производственные же мощности портов позволяют

обеспечивать только 54% потребности переработки грузов, остальные экспортно-импортные грузы перерабатываются в Прибалтике, Украине, Грузии, Азербайджане.

Резко сократили возможности использования морского транспорта в международной торговле изменения в геополитическом положении России, так как большая часть крупных и хорошо оснащенных морских портов Черноморского и Балтийского бассейнов отошла к другим государствам. По тоннажу российский торговый флот занимает седьмое место в мире (16, 5 млн. т. дедвейта), но большая часть судов настолько физически изношена, что не позволяет многим из них заходить в иностранные порты. Специфика внешней торговли России и перевозок морским транспортом предопределила преобладание в составе грузов массовых и объемных, прежде всего нефтяных. Значительна также доля руды, строительных материалов, каменного угля, лесных и хлебных грузов. Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, так как оказывают большое влияние на экономическое положение в стране.

2. Составьте сравнительную характеристику морских бассейнов России с точки зрения их роли в морском транспорте. План характеристики и источники необходимой информации определите сами.

Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы.

Балтийский бассейн — к нему тяготеют Северо-западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей. Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг, Калининград, Санкт-Петербург.

Читайте также:  Тяжелым басом гудит фугас ударил фонтан огня

Северный бассейн перевозит грузы четырёх прилегающих к нему экономических районов: Северного, Уральского, Западно-Сибирского и частично Восточно-Сибирского. Суда этого бассейна выполняют перевозки грузов для населения и предприятий всего побережья Крайнего Севера, т.е. осуществляют большой каботаж между такими арктическими портами, как Тикси, устьями рек Хатанги, Яны, Индигирки, Колымы и портом Певск. Основными портами этого бассейна являются Архангельск, Беломорск, Диксон, Кандалакша, Мурманск, Нарьян-Мар, Онега, Певск.

Черноморско-Азовский бассейн занимает выгодное географическое положение, имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов.

Основные порты этого бассейна: Азов, Ейск, Новороссийск, Таганрог, Сочи, Туапсе.

Каспийский бассейн. К нему примыкают Северо-Кавказский и Поволжский экономический районы. Посредством судоходных рек и каналов он связан практически со всеми морскими бассейнами Европейской части России. Крупным портом является Махачкала. Возведена первая очередь глубоководного порта Оля.

Дальневосточный бассейн. Охватывает значительную территорию Дальневосточного экономического района. В этом регионе морской транспорт для всего побережья от Берингово пролива до Владивостока является основным видом транспорта и выполняет малый и большой каботаж, а также международные перевозки. Основные порты бассейна: Александровск-Сахалинский, Владивосток, Магадан, Находка, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Провидения, Советская Гавань, Усть-Камчатск, Холмск, Южно-Сахалинск.

3. Назовите: 1) морской бассейн России, лидирующий по грузообороту; 2) крупнейший порт России; 3) морской бассейн России, лидирующий по пассажирообороту.

1. Балтийский (Северо-западный)

4. Сравните морской и внутренний водный транспорт по себестоимости, характеру перевозимых грузов, скорости перевозок, проблемам.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества — низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов массой более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый.

По рекам и озерам экономична транспортировка объемных грузов, не требующих быстрой доставки (лес, нефть, зерно, строительные материалы)

К недостаткам внутреннего водного транспорта кроме малой скорости доставки относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

Источник

Северо-Западный бассейн

Общая характеристика.

Транспортно-экономическая характеристика морских бассейнов страны

Каждый из пяти морских бассейнов России имеет определённую географическую обособленность и выход на мировые морские пути. Главным фактором, определяющим место морского бассейна в единой транспортной системе страны, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна.

Район тяготения бассейна подразделяется на внутренний и внешний. Под внутренним районом тяготения бассейна подразумевают один или несколько экономических районов страны, откуда вывозится продукция или куда она ввозится через морские порты данного бассейна. Внутренний район сочетается с внешним районом тяготения бассейна – укрупненным регионом Мирового океана, внешнеторговые связи с государствами которого осуществляются через порты бассейна.

Масштабы морских перевозок конкретного бассейна характеризуются грузооборотом портов, объемом перевозок и грузооборотом флота.

Крупнейшим морским бассейном является Северо-Западный, осваивающий 48% (выше 110 млн. т) российских внешнеторговых и транзитных грузопотоков, приходящихся на долю морского транспорта. Основным недостатком уровня развития портовых перегрузочных комплексов региона служит дефицит мощностей, вызванный исторически сложившимся приоритетным развитием морских портов Прибалтики, обоснованным с точки зрения функционирования единого государства. Именно тогда были построены нефтепровод, нефтегавань, специализированный комплекс калийных удобрений в Вентспилсе, морская железнодорожная паромная переправа в Клайпеде, мощный порт Мууга как часть Большого порта Таллинн, мощности для перевалки крупнотоннажных контейнеров в Рижском порту и др.

Читайте также:  Интекс фильтр для бассейна песчаный инструкция по применению

В настоящее время дефицит производственных мощностей в морских портах Северо-Запада резко сократился, и к 2005 году они обеспечат переработку 56% (вместо 30% в начале 90-х годов) всех российских и транзитных грузопотоков, освоенных морскими портами этих стран.

В ближайшее десятилетие планируется полностью ликвидировать дефицит портовых мощностей. Продолжится строительство новых портов – Усть-Луга и Приморск. В порту Усть-Луга будет введен специализированный угольный терминал мощностью 8 млн. т/год. Планируется сооружение специализированного комплекса по переработке минеральных удобрений (5,5 млн. т), комплекса для перевалки лесоматериалов (1,1 млн. т), контейнеров (4,5 млн. т), генгрузов (2,6 млн. т), нефтепродуктов. Будет организовано регулярное грузопассажирское, автомобильно-железнодорожное паромное сообщение Усть-Луга – Балтийск – Засниц (Германия), а также построены железнодорожные и автомобильные подходы к порту и произведены дноуглубительные работы, обеспечивающие прием крупнотоннажных судов дедвейтом до 70 тыс. т.

В Приморске после ввода в эксплуатацию в конце 2001 года первой очереди порта с пропускной способностью 12 млн. т сырой нефти в год, мощность поэтапно увеличилась до 30,5 млн. т, а в 2006 году будет достигнута проектная мощность в 62 млн. т/год. Распределительно-перевалочный комплекс нефтепродуктов сооружен в порту Высоцк. Эти мощности явятся перевалочными пунктами Балтийской трубопро­водной системы, реализуемой совместно Минэнерго, Минтрансом и ОАО «Транснефть» для нового направления, соединяющего страны Се­веро-Западной Европы с Тимано-Печорским, Западно-Сибирским и Ура­ло-Поволжским районами добычи нефти.

Более чем в 2 раза возрастут производственные мощности старей­шего на Северо-западе Морского порта Санкт-Петербург, к 2010 г. они превысят 60 млн. т. Углубление подходов к порту позволит прини­мать крупнотоннажные суда дедвейтом до 40 тыс. т. Реконструируются автомобильные и железнодорожные подходы к порту, а также железно­дорожные станции Автово и Новый порт. С целью удовлетворения по­требностей в пассажирских перевозках предусматривается реализация программы «Морской фасад Санкт-Петербурга».

Перспективы развития имеет Калининградский порт, его глубины будут увеличены, а в районе Балтийска планируется постройка глубо­ководного района с терминалом и упомянутой дорожно-автомобильной паромной переправой Усть-Луга – Калининград – порты Германии.

Важное значение для Северо-Западного региона имеют порты Вы­борг и Высоцк. В порту Высоцк в 2004 г. введена в эксплуатацию пер­вая очередь распределительно-перевалочного комплекса «Лукойл-II» для
экспорта нефти и нефтепродуктов мощностью 4,7 млн. т/год, полная
проектная мощность которого составит около 12 млн. т/год.

Северный бассейн.

Основным направлением развития Се­верного региона является регулярное судоходство на трассах Северного морского пути и его превращение в международный коридор между странами Евро-Атлантического и Азиатско-Тихоокеанского бассейнов. Это связано с обновлением ледокольного флота и пополнением его су­дами класса УЛ и УЛА, а также освоением ресурсов нефти, газа, горно-химического сырья и лесных ресурсов. Роль Северного морского пути возрастает с ростом объема перевозок нефтеналивных грузов из Тимано-Печорского региона, бассейнов Оби и Енисея, морского шельфа полу­острова Ямал. В Мурманском порту предусмотрено строительство специализированного угольного терминала.

Важной проблемой Арктического региона является восстановление роли Архангельского порта, реконструируемого в двух направлениях: строительстве железной дороги (Белкамур), связывающей Архангельск с Уралом, и взаимовыгодном сотрудничестве с норвежским портом Керкинес, где российские грузы будут перегружаться в крупнотоннажные суда и следовать в Северную Европу и Америку.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью