Экология СПРАВОЧНИК
Информация
Загрязнение трансграничное
ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПЕРЕВОЗКА ОТХОДОВ — см. Трансграничное перемещение отходов. ТРАНСГРАНИЧНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ — загрязнение природной среды, охватывающее территорию нескольких государств или целые континенты и формирующееся за счет трансграничного переноса загрязняющих веществ.[ . ]
Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха — загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства.[ . ]
На загрязнение окружающей природной среды значительное влияние оказывают трансграничные переносы загрязняющих веществ из стран, соседствующих с Россией.[ . ]
Из-за трансграничного переноса примесей воздушными массами необходим контроль за уровнем загрязнения и в тех регионах планеты, где нет интенсивного антропогенного воздействия. Для наблюдений за уровнем загрязнения всей атмосферы Всемирная метеорологическая организация (ВМО) осуществляет обширную программу измерений на сети фоновых станций — их около 200.[ . ]
К статье Трансграничный перенос. Взаимное загрязнение свинцом территорий России и других стран (по материалам 1995 г.) (19].[ . ]
В случае загрязнения окружающей среды, особенно воздушного загрязнения, мы сталкиваемся со всеми обозначенными выше проблемами. Физический доступ к этому ресурсу ограничить почти невозможно. Конечно, можно закрепить производственную деятельность на определенной территории, но и тогда все равно вероятен трансграничный перенос выбросов, глобальное воздействие со стороны производств, расположенных за пределами данной территории.[ . ]
ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ — 1. Точка выброса вещества (труба и т. п.). 2. Хозяйственный или природный объект, производящий загрязняющее вещество. 3. Регион, откуда поступают загрязняющие вещества (при дальнем и трансграничном переносе). 4. Внерегиональный фон загрязнений, накопленных в среде (например, в воздушной — С02, в водной — их кислотность и т. п.).[ . ]
Система наблюдений включает следующие подсистемы: 1) слежения за загрязнением воздуха в городах и промышленных районах; 2) слежения за загрязнением почв; 3) слежения за загрязнением пресных и морских вод; 4) слежения за трансграничным (межгосударственным) переносом веществ, загрязняющих атмосферу; 5) слежения за химическим и радионуклидным составом и кислотностью атмосферных осадков и загрязнением снежного покрова; 6) слежения за фоновым загрязнением атмосферы; 7) комплексных наблюдений за загрязнением природной среды и состоянием растительности.[ . ]
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Конвенция подписана СССР в Женеве 13.11.79 и ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 29.04.80 (Конвенция вступила в силу 16.03.83). Конвенция направлена на уменьшение выбросов, причиняющих значительный ущерб природным ресурсам, имеющим жизненно важное экологическое и экономическое значение, таким как леса, почва, водные ресурсы, и историческим памятникам, а при определенных условиях оказывающих вредное воздействие на здоровье человека. Положения Конвенции конкретизируются отдельными протоколами.[ . ]
Конвенция о трансграничном загрязнении на большие расстояния. Реализация указанного документа направлена на выработку странами — участницами политики в области регулирования качества атмосферного воздуха, а также мер по борьбе с его загрязнением посредством применения экологически приемлемых малоотходных и безотходных технологий. Все это позволит установить контроль за выбросами диоксида серы, оксида азота, аммиака, летучих органических соединений.[ . ]
При анализе загрязнения вредными веществами определенной территории (город, регион) необходимо учитывать не только трансграничный массоперенос, но и собственный «вклад» в процесс загрязнения среды, в том числе и отходов производства и потребления. Например, при анализе данных мониторинга о загрязнении среды свинцом и кадмием следует учитывать, что от источников, расположенных на территории РФ, выпадает около 70% этих веществ, а 30% приходится на долю источников других стран.[ . ]
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, Швейцария, 1979). Имеется пять протоколов к настоящей Конвенции: Протокол, касающийся долгосрочного финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП, 1984); Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30% (1985); Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков (1988); Протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений или их трансграничных потоков (1991); Протокол об ограничении выбросов серы или их трансграничных потоков (1994). Участники— 40 государств и ЕЭС.[ . ]
Конвенция «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» от 13 декабря 1979 г.[ . ]
Вещественные загрязнения от крупных промышленных центров распространяются на десятки, сотни и даже тысячи километров от источников их образования, создавая трудно разрешаемые проблемы ликвидации их трансграничных переносов. Так, радиоактивные выбросы веществ при катастрофе на Чернобыльской АЭС достигли Севера Европы — Скандинавских стран.[ . ]
В РФ мониторинг загрязнения окружающей среды ведет Государственная сеть наблюдения за состоянием и загрязнением окружающей природной среды. В рамках этой службы в 1997 г. наблюдения за загрязнением атмосферы воздуха проводились на 602 стационарных постах в 238 городах и 602 поселках, при этом измеряются концентрации от 5 до 25 веществ. Наблюдения за загрязнением поверхностных вод по гидрохимическим показателям проводились на 1132 водных объектах, отбор проб проводился в 1788 пунктах на 2454 створах. Наблюдения за загрязнением поверхностных вод по гидробиологическим показателям проводились на 120 водных объектах, отбор проб проводился в 156 пунктах. Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям ведутся в 602 пунктах на 11 морях. Сеть станций трансграничного переноса веществ включает только три станции. Пункты наблюдения за загрязнением почв расположены в 176 хозяйствах. В отобранных пробах определяется содержание 21 пестицида. Сеть комплексного мониторинга загрязнений природной среды и состояния растительности включает 30 постов и 131 станцию федерального уровня. Контроль загрязнения снежного покрова осуществляется в 484 пунктах. В систему фонового мониторинга входит 7 станций комплексного фонового мониторинга, которые расположены в биосферных заповедниках: Алтайском, Баргузинском, Центрально-Лесном, Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском, Кавказском. Сеть наблюдений за радиоактивным загрязнением содержит 1456 гидрометеостанций и постов.[ . ]
Воздушный перенос загрязнений в последние годы вызывает значительные международные проблемы. Перенос загрязнений на территорию других стран, или трансграничный перенос, не предусмотрен традиционными нормами международного права. Однако его уже не удается не замечать. Например, кислые дожди наносят значительный ущерб природе Швеции, где они уже привели к закислению воды и гибели жизни во множестве озер. А основной источник окислов серы и азота, выпадающих над Швецией в виде кислых дождей, — промышленные центры Северной Германии, Бельгии, Англии. Преобладание западных ветров делает территорию Швеции и, в несколько меньшей степени, других скандинавских стран мишенью вредных выбросов промышленности Западной Европы.[ . ]
В целом же благодаря трансграничному переносу на Земле практически не осталось мест, где воздух не содержал бы хоть незначительных количеств примесей антропогенного происхождения. Еще в конце 60-х годов было, например, обнаружено, что в организме тюленей и пингвинов Антарктики, где никогда не применялись никакие пестициды, содержится популярный в 50-е годы инсектицид ДДТ. Правда, вклад в распространение ДДТ по всему миру внесли не только ветры, но и морские течения. По пищевым цепям, накапливаясь на каждом этапе, этот яд попадал в организмы рыбоядных животных — пингвинов и тюленей (рис. 2.2). Так что очистка воздуха дождями не столько уничтожает загрязнения, сколько переводит их в другую, почти столь же подвижную, как воздух, водную среду.[ . ]
Осооенно заметна роль трансграничного переноса при сравнении данных по близкорасположенным станциям Высокое и Свитязь. На первой из них регистрируются более высокие среднегодовые значения pH и меньшие концентрации загрязнений (табл. 6.9).[ . ]
Антропогенные процессы загрязнения воздушного бассейна в большинстве случаев поддаются управлению. Однако борьба с трансграничными переносами возможна только на основе решения проблем, которые не относятся к экологическим, а имеют политический смысл, т. ё. на базе международного сотрудничества, что сейчас представляет определенные трудности по разным причинам.[ . ]
Согласно Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1994 г.), принятой в Женеве, и Протоколу к ней, необходимо сдерживать выбросы оксидов азота в атмосферу на уровне 1980 г. (не превышать максимальный уровень выбросов). Фактические выбросы оксидов азота в атмосферу для ТЭС РАО «ЕЭС России», расположенных на ЕТР, представлены в табл. 4.2 [4.4].[ . ]
Стратегия и тактика борьбы с загрязнением воздушного бассейна требуют совершенствования, поскольку трансграничный перенос может быть ликвидирован или компенсирован только согласованными усилиями многих стран.[ . ]
Подписание в 1979 г. в Женеве Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (LRTAP Convention) стимулировало разработку пяти специализированных программ международного сотрудничества (ICP), подготовленных Рабочей группой Европейской экономической комиссии Организации объединенных наций (ЕЭК ООН) и призванных обеспечить достоверные оценки глобальных и региональных трансграничных воздействий.[ . ]
Цели защита людей и окружающей среды от загрязнения воздуха; ограничение, постепенное сокращение и предотвращение загрязнения воздуха, включая трансграничное загрязнение.[ . ]
В книге представлены материалы об источниках загрязнения атмосферы. Проанализированы измерительные задачи, проблемы мониторинга атмосферы промышленных центров, транспортных выбросов, фоновых загрязнений, трансграничных переносов. Исследованы газоаналитические приборы и системы, комплексы средств измерений, поверочные схемы, нормативно-техническая документация. Особое внимание обращено на обеспечение единства измерений концентрации приоритетных компонентов — загрязнителей атмосферы. Намечены пути совершенствования основ аэроаналитиче-ских измерений, программ их метрологического обеспечения. Рассмотрены новые методы измерений, перспективные поэлементно-эквивалентные методы поверки, показаны особенности спутниковых методов зондирования атмосферы.[ . ]
Но не следует забывать, что в западных регионах РФ доля трансграничного загрязнения значительно превышает 30%. Следовательно, при разработке системы мониторинга атмосферного воздуха любого уровня (глобального, регионального или локального) необходимо предусмотреть функциональные возможности проведения контроля и прогнозирования развития ситуации с учетом как трансграничных загрязнений взвешенными, газообразными или аэрозольными соединениями и веществами, так и загрязнения от «собственных» источников.[ . ]
Передвижение загрязнителей в атмосфере «не соблюдает госграниц», т. е. трансгранично. Под трансграничными загрязнениями понимают загрязнения, перенесенные с территории одной страны на площадь другой. Только в 1994 г. на европейскую часть России из-за невыгодного ее географического положения выпало 1204 тыс. т соединений серы от Украины, Германии, Польши и других стран. В то же время в других странах от российских источников загрязнения выпало только 190 тыс. т серы, т.е. в 6,3 раза меньше.[ . ]
Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому сдою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами.[ . ]
Поскольку С. р. является пограничным (сухопутные границы с Норвегией и Финляндией), источники загрязнения на его территории не могут не оказывать вредное воздействие на соседние гос-ва. Особое беспокойство вызывает трансграничное загрязнение воздуха комбинатом “Пе-ченганикель” (пос. Никель Мурманской обл.), вызывающее уничтожение огромных лесных массивов и загрязнение почвы солями тяжелых металлов и соединениями серы.[ . ]
Основные положения: обязательства участников в отношении предупреждения, контроля и сокращения загрязнения трансграничных вод; соблюдение принципа справедливости в их использовании; ограничение распространения загрязнения; использование принципа «загрязнитель платит» в качестве меры для предупреждения загрязнения; сотрудничество в области исследований и развития; ведение системы мониторинга.[ . ]
Развитие этих программ в Иллинойсе важно для будущего всех озоновых программ в США. После того как акцент сместился на ЛОС, моделирование распространения загрязнений показало, что важно учитывать трансграничный перенос озона. Это вновь возбудило интерес к контролю оксидов азота в приграничных регионах для предотвращения трансграничного переноса озона. Результаты последних исследований указывают на важность одновременного решения проблемы озона в 37 штатах, которые сейчас разрабатывают совместную озоновую программу.[ . ]
Часть 1 “Качество природной среды и состояние природных ресурсов”. Содержит информацию по следующим видам ресурсов: атмосферный воздух (включая сведения о трансграничном загрязнении и озоновом слое атмосферы), поверхностные, подземные и морские воды, почвы и земельные ресурсы, растительный мир (включая леса), животный мир (включая рыбные ресурсы), особо охраняемые природные территории. Также в этой части содержатся сведения о радиационной обстановке в стране, об особых видах воздействия на окружающую среду, климатических и других особенностях года, стихийных бедствиях, наблюдавшихся в течение года, и т. п. Особыми разделами выделено влияние экологических факторов на здоровье населения и сохранение культурного наследия.[ . ]
Охрана атмосферного воздуха, озонного слоя и климата — одно из важнейших направлений природоохранительной деятельности, осуществляемое в глобальном, региональном и национальных масштабах. Загрязнение атмосферного воздуха, происходящие и прогнозируемые изменения климата, трансграничные переносы вредных веществ на большие расстояния и другие негативные явления и процессы требуют принятия неотложных организационных и правовых мер. Только один пример. Оценки влияния загрязнения атмосферного воздуха на заболеваемость населения (по количеству случаев заболевания) показали, что доля заболеваемости по этой причине в общей заболеваемости составляет в среднем для детского населения 17%, для взрослого—10%; оно обусловливает 41% заболеваний органов дыхания, 16% — эндокринной системы, а также онкологические заболевания у лиц старше 55 лет. Главный санитарный врач РФ Г. Г. Онищенко считает, что две трети населения России проживают на территориях, где состояние атмосферного воздуха не отвечает установленным стандартам.[ . ]
Положения о совместном осуществлении проектов включены в такие международные соглашения, как Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, и Протокол к Конвенции ЕЭК о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния относительно дальнейшего сокращения выбросов серы, принятый в июне 1994 г. в Осло.[ . ]
Экологические параметры должны быть в полной мере интегрированы во все виды деятельности в Арктическом регионе, в том числе путем принятия странами региона общих экологических критериев использования природных ресурсов и предотвращения загрязнения в источниках его возникновения. Решение существующих трансграничных проблем окружающей среды будет важным в реализации потенциала более широкого сотрудничества в регионе.[ . ]
Международная программа «Охрана вод Рейна» — Protection of the Rhine (IRSR) — так же как и программа Экономического развития — Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD) — относится к числу наиболее крупных европейских рамочных соглашений, стремящихся получить оценку качества среды при помощи единой системы показателей. В ней поднимается вопрос о необходимости учета трансграничных переносов загрязнений и разработки новых показателей качества среды, учитывающих совместное воздействие различных загрязнителей.[ . ]
ПЕРЦЕНТИЛЬ [англ. percentile] — доля площади экосистем (в %), которая не будет защищена от воздействия анализируемого неблагоприятного фактора при принятой для расчетов величине экологического норматива (критической нагрузки, критического уровня и др.). Термин широко используется в международной практике при расчетах степени защищенности экосистем (в частности в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния). Напр., 5-перцентильная карта означает, что приведенная на ней информация обеспечивает защиту 95% территории экосистем.[ . ]
Европейские страны активно сотрудничают в деле охраны природы в рамках Европейской экономической комиссии ООН [4], Институт Старших советников по охране окружающей среды и водных ресурсов этой организации содействует развитию национальных программ охраны окружающей среды, выработке принципов региональной политики. Европейскими странами подписана Конвенция о защите Рейча от химических загрязнений. Приморские государства согласовали Конвенцию о предотвращении загрязнения морской воды с суши. При содействии ООН открыта для подписания Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, которая имеет большое значение для стран Европы. Особое значение Конвенция имеет для стран Ближнего Востока, где неурегулированность водопользования являлась одной из причин военных конфликтов.[ . ]
Подлежащими федеральному государственному экологическому контролю являются выделенные по ряду критериев (месту расположения, значению, правовому статусу, степени потенциальной экологической опасности) объекты, находящиеся в ведении РФ. К ним отнесены, например, объекты ядерной энергетики, объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, либо оказывающие негативное воздействие на включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия памятники, а также способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды, и т. п. Опасными для окружающей среды и поэтому контролируемыми на федеральном уровне являются — независимо от форм собственности — такие объекты хозяйственной и иной деятельности, на которых: размещаются более 10 тыс. тонн отходов 1-го и 2-го класса опасности в год; сбрасывается более 15 млн куб. метров сточных вод в год; выбрасывается в воздух ежегодно более 500 тонн вредных веществ и т. д.[ . ]
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»1 заменил последний из действовавших актов экологического законодательства советского периода. Он является достаточно сложным как по структуре (состоит из девяти глав, 34 статей), так и по содержанию, регулируя охрану жизненно важного компонента окружающей среды, неотъемлемой части среды обитания человека, растений и животных — атмосферного воздуха. Глава I «Общие положения» состоит всего из двух статей, но содержит важные нормы — определения основных понятий: самого воздуха, вредного вещества, загрязнения и трансграничного загрязнения, предельно допустимых уровней вредных воздействий, нагрузок, выбросов, временно согласованных выбросов и др. Глава II регулирует вопросы управления в этой сфере, устанавливая его принципы, в частности недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных веществ и оказания вредных физических воздействий; гласность, полноту и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и т. п., а также полномочия органов экологического управления.[ . ]
Поступающие из различных источников загрязняющие вещества переносятся воздушными и водными потоками и распространяются под влиянием турбулентного перемешивания. В случае атмосферных переносов они перемещаются не только по горизонтали, но и по вертикали вследствие сухих выпадений (осаждения), интенсивность которых во многом определяется турбулентностью, рельефом и характером подстилающей поверхности, а также вымывания с атмосферными осадками. При средней скорости западных воздушных потоков в верхней тропосфере 30-35 м/с, наблюдаемых в умеренных широтах, аэрозольные выбросы успевают обогнуть земной шар за 10-12 сут. Заметим, что трансграничные переносы в меридиональном направлении осуществляются более медленно, чем в широтном. Вследствие этого для северного и южного полушарий характерны свои фоновые уровни загрязнений 24 .[ . ]
Источник