Особенности езды на зимних шинах летом
По статистике, около 30% автомобилистов предпочитают круглый год ездить на зимней резине. Кто-то просто «докатывает» старый комплект, а кто-то пытается так сэкономить. Но безопасны ли такие эксперименты? Или разделение шин на различные типы — просто уловки производителей?
Что говорят правила
В правилах дорожного движения внутри Таможенного союза (куда входит и Россия) говорится, что как минимум с декабря по февраль в обязательном порядке требуется устанавливать зимнюю резину на автомобиль. Но вот требования летом ездить именно на летней — нет. То есть в течение всего года допустимо использовать зимнюю резину.
Но если разобраться, то косвенное ограничение есть. Это упоминание износа шин: остаточный протектор зимней резины 4 мм на соответствующем покрытии или до появления индикатора.
При этом ограничение на использование зимних шин летом вступает в силу с 1 сентября 2023 года. Теперь в летние месяцы нельзя использовать шипованную резину. За это можно получить штраф в размере 500 рублей. А вот про фрикционные шины ничего не говорится.
Преимущества зимних шин летом
Водители, которые используют зимнюю резину летом, называют следующие причины такого выбора:
- нет необходимости покупать летнюю резину;
- не нужно тратить деньги на услуги монтажа и хранения покрышек;
- погода не застанет врасплох: вы всегда будете готовы к неожиданному похолоданию.
На этом небольшие плюсы заканчиваются, и начинаются жирные минусы, которые могут перечеркнуть «экономию».
Почему для лета нужны летние шины
Для каждого времени разработаны свои шины. Это не уловки производителей. У каждой шины различный состав резиновой смеси и эксплуатационные характеристики.
Кто-то может сказать, что существуют всесезонные шины, которые хороши в любое время года. Это так, но учитывайте, что это не зимняя резина. Такие покрышки обладают «посредственными» характеристиками и не могут соперничать с зимними шинами, которые специально разработаны для движения по льду, глубокому снегу.
В чём же разница? Дело в том, что от повышенных температур (выше +5°С) мягкие зимние покрышки начинают «плыть». Это порождает много неприятных проблем:
- Повышается расход топлива. Мягкая резина требует большего усилия на то, чтобы покрышка катилась по дороге. А это значит, что придётся сильнее давить на педаль газа, чтобы выработать больше энергии. Как следствие, увеличится расход топлива и вместе с ним ваши затраты на 1 км пути.
- Повышается износ. Летом на зимней резине протектор стирается в 2–3 раза быстрее. В таком случае зимних покрышек вам хватит на один год, а не 4–5 сезонов: их придётся менять. Получается, что два специализированных комплекта примерно в 2,5 раза выгоднее одного на все времена.
- Увеличивается тормозной путь. Резиновая смесь с высоким содержанием каучука, из которой сделаны зимние покрышки, рассчитывается на определённые температуры, причём эти температуры не выше +5–7°С. В случае несоблюдения условий эксплуатации свойства покрышек меняются в худшую сторону, и уже не обеспечивают должного уровня безопасности. Их поведение становится неконтролируемым.
- Ухудшается управляемость. Из-за недостаточной жёсткости резины рулевые воздействия хуже передаются на дорогу. Водители замечают, что руль становится «ватным». Протектор не рассчитан на противостояние аквапланированию. В итоге между шиной и дорогой создаётся водяная плёнка. Это опасно уходом в неконтролируемый занос. Скорость движения заметно снижается (для тех, кому важна безопасность).
- Потеря шипов. Если на покрышке есть шипы, то их контакт с асфальтом приводит к тому, что от постоянной излишней нагрузки они постепенно выпадают. Тогда к следующей зиме у вас не будет ни протектора, ни шипов. Покрышки придётся утилизировать.
- Акустический дискомфорт. Использование зимней резины летом приводит к тому, что она становится более шумной. Это касается как покрышек с шипами, так и липучек.
- Больший риск прокола покрышки. Предметы с острыми гранями (шурупы, доски, камни) гораздо легче повреждают покрышку. Мягкая резина при длительном контакте с нагретым асфальтом начинает расслаиваться. Сама по себе потеря покрышки — не самое страшное. Гораздо неприятнее — потеря управления автомобилем, если покрышку ведущего колеса разорвёт на большой скорости.
Поэтому, даже если правил по обязательной смене резины нет в ПДД, не стоит рисковать.
Что говорят исследования
Проблема несвоевременной смены шин — это вопрос к автолюбителям во всём мире. Поэтому многие эксперты проводят исследования качества и безопасности управления на летних и изношенных зимних покрышках. Результаты неутешительны.
По данным «Авторевю», тормозной путь автомобиля на зимних шинах хуже на 38%, чем на летних. Замеры проводили при показаниях термометра +7°С. Автомобили тормозили со скорости 100 км/ч. В итоге на зимних шинах авто проехало на 16,5 м дальше, чем на летних. При обычной дорожной ситуации это может привести к ДТП.
Аналогичные исследования проводили финские эксперты от издания Tekniikan Maailma. Только они тормозили со скорости 80 км/ч. Итог такой: разница тормозного пути — 14 м. Дополнительно оценили эффект всплытия шин. Зимние потеряли сцепление уже при скорости 69,5 км/ч, а вот летние продержались до 84 км.
Что в итоге
Каждый тип шин предназначен для установки в свой сезон. И это не лишние траты, а в первую очередь безопасность. Особенно заметна разница при агрессивной манере вождения.
Даже если у вас остался зимний комплект, который вы планируете в следующем сезоне заменить, ездить на нём летом не стоит. Лучше «уставшие» зимние покрышки снять, а на смену им поставить хорошую летнюю резину.
Ваша безопасность и здоровье пассажиров точно не стоят «экономии» при езде на шинах не по сезону.
Источник
Езда летом на зимней резине – это игра не только с кошельком, но и с жизнью
Многих автовладельцев соблазняет идея экономить на всем подряд с целью уменьшить стоимость владения автомобилем. И такая тенденция наблюдается повсеместно на фоне удорожания всего и вся в нашей жизни. Вы не поверите, но с каждым годом становится все больше автолюбителей, которые предпочитают круглый год ездить на зимней резине, считая, что таким образом они экономят. К сожалению, подобная экономия оправданна лишь на первый взгляд, на самом же деле она приводит к снижению безопасности транспортного средства.
Решение ездить летом на зимней резине может иметь трагические последствия в случае возникновения на дороге чрезвычайной ситуации. Например, в среднем при движении автомобиля на зимней резине в летнее время на скорости 100 км/час при торможении тормозной путь будет на 16 метров длиннее, чем на летних шинах.
Зимние шины имеют более мягкую резину. Именно поэтому при более низких температурах они не становятся такими же твердыми, как пластик, оставаясь эластичными. Эта особенность, которая зимой является преимуществом, становится огромным минусом в летнее время. Особенно когда в дневные часы асфальт под прямыми солнечными лучами нагревается до 50-60ºC и более. При таком горячем асфальте сцепление зимних шин с дорожной поверхностью резко уменьшается, так как зимние покрышки не приспособлены к летним погодным условиям!
Использование зимних шин в летнее время также совершенно неоправданно с экономической точки зрения. Тут как никогда работает известная поговорка: «Мы не настолько богаты, чтобы экономить или покупать дешевые вещи». Да, отказавшись от летних шин, мы, по сути, имеем один комплект резины для круглогодичного использования. Но задумывались ли вы, что зимняя резина в летнее время будет изнашиваться в два раза быстрее? В некоторых случаях в зависимости от стиля вождения, мощности автомобиля, типа привода и дорожных условий новую зимнюю резину можно убить буквально за один летний сезон.
Но и это еще не вся ложка дегтя в бочке меда. Помимо быстрого износа зимних шин при их использовании летом в автомобиле повышается расход топлива из-за особенностей протектора зимней резины, не предназначенной для отвода большого количества воды.
– Летом, как правило, из-за более благоприятных погодных условий водители едут быстрее, чем зимой. То есть средняя скорость вашего автомобиля летом будет выше, чем в зимнее время. Естественно, чем выше скорость автомобиля, тем быстрее происходит износ покрышек. Зимние шины на горячем и сухом асфальте из-за своих химических свойств изнашиваются намного быстрее летних. Особенно на высокой скорости.
Летние же шины изначально созданы производителями резины таким образом, чтобы выдерживать более высокие температуры и нагрузки. Поэтому использование зимних шин летом – это не экономия, а азартная игра не только со своим кошельком, но и с собственной жизнью, – говорит Петр Соловьев, генеральный директор компании по оптовой продаже шин «Элемент-Ш».
При движении на зимней резине в летних условиях тормозной путь автомобиля существенно увеличивается. Также вместе с тем теряется управляемость машины на поворотах. Ну и, конечно, снижается комфорт вождения. Тормозной путь автомобиля на зимних покрышках при торможении со скорости 100 км/час до полной остановки может быть больше на 16 метров, чем на летних шинах. Это четыре длины автомобиля.
Нетрудно догадаться, что в случае необходимости экстренного торможения при соблюдении безопасной дистанции на дороге ваш автомобиль на летних шинах, вероятнее всего, успеет остановиться перед машиной, идущей впереди. А вот на зимней есть большая вероятность не затормозиться. А что если на дороге пешеход или дикое животное является помехой? Сами понимаете, какие последствия могут быть.
– Если вы хотите ездить только на одном комплекте шин и в основном по городу, то хорошим решением будут всесезонные шины с зимним допуском. Такие шины сочетают в себе летние и зимние свойства, хотя, конечно, по характеристикам заметно уступают как летним, так и зимним покрышкам. Даже лучшие и дорогие всесезонные шины летом не будут так же хороши, как лучшие летние, а зимой хороши, как полноценные качественные зимние шины. Помните, что ваше здоровье и жизнь, наши родственники и другие участники дорожного движения бесценны, – добавляет Петр Соловьев.
Что говорит закон?
Нет, запрета согласно российскому законодательству, на использование зимней резины в летний период нет. Есть только требование к глубине протектора шин, который не должен быть меньше установленный законом нормы.
5.6.1. Появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин);
5.6.2. Остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более:
для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1,0 мм;
для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
для транспортных средств категорий M2, M3 — 2,0 мм.
5.6.3. Остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (рисунок 5.1), а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии — не более 4,0 мм;
Источник