Тоо ашуу перевал высота над уровнем моря

Там, где сошлись север и юг: Жизнь перевала Тоо-Ашуу

Тоннель на перевале Тоо-Ашуу является связующим звеном севера и юга республики. Ежедневно по нему проезжают более 2 000 автомашин, включая легковой и грузовой транспорт. О том, как обслуживается тоннель и каково его состояние на сегодняшний день, «АВТОгид» поговорил с заместителем начальника тоннельной службы Министерства транспорта и дорог КР Уланом Сатыкуловым.

За сутки через тоннель на перевале Тоо-Ашуу проезжает порядка двух тысяч машин в одном направлении. Режим пропуска авто круглосуточный.

— Улан, расскажите, пожалуйста, о параметрах тоннеля на перевале Тоо-Ашуу, его строительстве и реконструкции.

— Тоннель имени К. Кольбаева находится на 129-132 км автодороги Бишкек — Ош, на перевале Тоо-Ашуу на высоте 3 200 метров над уровнем моря. Его строительство началось в 1957 году, а в эксплуатацию он был сдан в 1964-ом. Тоннелю в этом году исполнится 55 лет! Его протяженность — 2 510 метров, ширина — 6,3 метра, а высота — 6,5. По проекту тоннель предназначен для проезда легковых автомашин, ЗИЛов и ГАЗелей, однако сейчас по нему передвигаются многочисленные многотонные фуры.

В 1999 году корейская фирма «Самсунг» начала реконструкцию тоннеля, которая длилась два года. С тех пор прошло 18 лет, и многие водители негативно отзываются о качестве дорожного покрытия внутри каменного коридора.

— В тоннеле 18 апреля случилось задымление. По какой причине это произошло?

— Задымление было из-за неисправности бензовоза. Наши службы отреагировали очень быстро — по камерам, находящимся внутри коридора, увидели происшествие и оперативно отправили туда специалистов. Движение автомобилей было остановлено. Вентиляторы хорошо справились с задачей — спустя час тоннель проветрился, восстановилась видимость, и мы смогли снова пропускать машины. Неисправный бензовоз еще несколько дней стоял за пределами тоннеля из-за поломки двигателя.

Читайте также:  Озеро жемчужное белое море

— Какими устройствами оснащен тоннель для контроля обстановки в нем?

— На сегодняшний день в круглосуточном режиме работают 28 видеокамер и 32 телефона аварийной связи. В тоннеле установлено 502 осветительных прибора, 11 вентиляторов мощностью 30 кВт постоянно проветривают коридор от выбросов выхлопных газов. При повышении нормы содержания углекислого газа на 17% срабатывают датчики загазованности. Оператор на мониторе видит «сигнал» и дает команду остановить пропуск авто через тоннель до улучшения показателей.

— Сколько специалистов обслуживают тоннель, и как они дежурят?

— Сейчас на месте работают 53 сотрудника Дорожно-эксплуатационного управления-9. На перевале Тоо-Ашуу постоянно дежурят трое сотрудников МЧС, четверо представителей из Главного управления государственной специализированной службы охраны (ГУГССО МВД КР) и медработники тоннеля. Все они работают вахтовым методом.

— Какие проблемы возникают при обслуживании тоннеля?

— Практически никаких. Ежегодно по графику мы проводим профилактику систем вентиляции и реконструкцию асфальтобетонного покрытия. Поломки в тоннеле происходят редко, и все они оперативно устраняются нашими специалистами. Благодаря камерам видеонаблюдения мы отслеживаем ситуацию в коридоре в онлайн-режиме, диагностируем выход из строя оборудования.

— Случались происшествия с автомобилями в тоннеле?

— Грузовые автомашины мы пропускаем по реверсивному режиму движения: сначала двигаются авто с севера на юг, затем с юга на север. Легковые машины можем пропускать одновременно по двум направлениям. Происшествия в тоннеле нечасты — бывает, что машина заглохнет, колесо спустит. Чтобы избежать заторов в подобных ситуациях, наши операторы дают сигнал сотрудникам МЧС и милиции вывозить авто из коридора на дежурной машине. Все это занимает минимум времени — многие водители даже не успевают попить чай в ожидании разрешения проезда.

Читайте также:  Мега море орто париж

— Что запрещается делать водителям в тоннеле?

— В тоннелях строго запрещено останавливать машину. Исключением может быть ДТП или внезапная поломка. Также запрещено превышать установленную скорость движения, обгонять другие транспортные средства, разворачиваться и двигаться задним ходом. Под запретом — фото- и видеосъемка внутри тоннеля. В коридоре нельзя выбрасывать мусор — для этого имеются специально отведенные места за пределами тоннеля.

— Ваш совет водителям, намеревающимся ехать через перевал Тоо-Ашуу?

— Перед поездкой по дороге Бишкек — Ош изучите прогноз погоды на ближайшие дни, также можете посмотреть на сайте www.smotri.kg онлайн-трансляцию того, что происходит по обе стороны от тоннеля. Проверьте техническое состояние автомашины, чтобы избежать неприятностей. Соблюдайте Правила дорожного движения, а во время езды по тоннелю переводите систему вентиляции салона в режим циркуляции, чтобы не дышать выхлопными газами, скопившимися в коридоре.

— Благодарю за беседу!

Фото предоставлено У. Сатыкуловым

Поделиться ссылкой:

Источник

Обнимая облака — 10 романтических фото «верблюжьего» перевала Тоо-Ашуу

Тоо-Ашуу — один из самых высоких перевалов в Кыргызстане. Смотрите в фотоленте Sputnik Кыргызстан кадры с заоблачной высоты.

Фотокорреспондент Табылды Кадырбеков побывал на перевале и сделал серию снимков. Тоо-Ашуу расположен в горах Ала-Тоо. Это самый величественный перевал на трассе Ош — Бишкек. Высота его составляет 3586 метров над уровнем моря, и он является одним из самых высоких перевалов Кыргызстана. Название Тоо-Ашуу в переводе с кыргызского означает «верблюжий перевал». Есть версии, что через этот перевал проходило множество верблюдов или их разводили в той местности, но они не доказаны. Возможно, что зоотопоним «Тоо-Ашуу» возник как сравнительный. Верблюд в регионе считается одним из самых крупных животных, и очевидно, что высокий перевал сравнивали с этим животным. Таким образом и появилось название.

Читайте также:  Рисовать поэтапно карандашом морскую свинку

Во что превратилась главная транспортная артерия КР — удручающее видео - Sputnik Кыргызстан, 1920, 19.06.2021

Дорога через Тоо-Ашуу ведет из Чуйской в Суусамырскую долину. На вершине перевала находится туннель имени Кусейина Кольбаева, который был построен в 1962 году, чтобы снизить риски для водителей, вынужденных подниматься почти к самой вершине. До возведения туннеля верхняя точка трассы была выше почти на 500 метров нынешней. Длина туннеля — 2,2 километра. Дорога через перевал занимает около двух часов, но зимой из-за сложности дороги время в пути значительно увеличивается. Дорога через перевал имеет больше двадцати крутых поворотов.

На северном склоне находится лечебный центр для людей, страдающих от астмы. Чистый горный воздух благотворно влияет на дыхательную систему человека. Перевал пользуется популярностью у тех, кто катается на лыжах или сноуборде — тут белоснежные горы, крутые повороты и захватывающие пейзажи. На южном склоне Тоо-Ашуу на высоте 3000 метров расположена горнолыжная база.

Одна из легенд о перевале связана со знаменитым батыром Кожомкулом, который перенес своего коня через заметеленный перевал, водрузив его себе на плечи.

© Sputnik / Табылды Кадырбеков Тоо-Ашуу — один из самых высоких перевалов в Кыргызстане. Высота его составляет 3586 метров над уровнем моря.

Источник

Оцените статью