Фонтан со сфинксами
Архитекторы: | Тома де Томон Ж.-Ф. |
Год постройки: | 1809 |
Стиль: | Классицизм |
Фонтан со сфинксами
Пулковское шоссе, 53, сооруж.1, лит.Г
1809 — арх. Тома де Томон Жан-Франсуа
«Осуществлённый томоновский «фонтан со сфинксами» имеет мощный кубический цоколь из розового гранита, с очень небольшим уступом наверху в виде прямоугольной полочки. На цоколе стоят четыре величественные колонны дорического ордера, выполненные также из розового гранита. Колонны несут антаблемент, на котором соответственно каждой стороне квадратного в плане цоколя возвышаются треугольные фронтоны из того же розового гранита. Вверху фонтан завершается куполом, покрытым кровельным железом. В пустом пространстве, образованном четырёхколонной ротондой, на монументальном цоколе стоит великолепная ваза из серого полированного мрамора с отбитыми краями (специально предусмотренными замыслом зодчего), с которых раньше стекала вода.
Внизу фонтана к каждой стороне монолитного цоколя примыкают большие водопойные чаши из розового гранита. С двух сторон цоколя водопойные чаши имеют в плане очертание полукруга, а с двух других – прямоугольника. У углов монолитного цоколя на высоких камнях лежат сфинксы, выполненные из серого гранита. Сфинксы имеют тело льва, а голову и грудь девушки. К длинным сторонам камней, на которых покоятся сфинксы, примыкают небольшие водопойни из серого гранита, имеющие в плане форму четвертей круга. В народе это сооружение Томона получило шуточное название «фонтана с четырьмя ведьмами»».
(Г. Д. Ощепков, «Архитектор Томон», Изд-во Академии архитектуры СССР, Москва, 1950, стр.124-130)
Источник
В. В. Нестеров Львы стерегут город
Главная > Литература
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Фонтаны Тома де Томона
Московский проспект, протянувшийся более чем на десять километров, в большей своей части застроен в предвоенные годы и после Великой Отечественной войны.
Однако, хотя Московский проспект считают улицей новостроек, история его уходит в далекое прошлое. С 1806 по 1878 год эта дорога официально называлась Царскосельским проспектом, так как вела из Петербурга в летнюю царскую резиденцию — Царское Село.
В 1770-е годы на дороге устанавливаются оригинальные верстовые столбы в виде гранитных обелисков, некоторые из них — с солнечными часами. Автор столбов — придворный архитектор А. Ринальди. Несколько обелисков сохранилось (первый стоит у Фонтанки).
В начале XIX века дорога на Царское Село и Павловск украшается фонтанами, выдержанными в формах классицизма.
В 1807 году по проекту А. Н. Воронихина сооружается фонтан-грот на северном склоне Пулковской горы, а в 1809 году — три фонтана архитектора Тома де Томона, сохранившиеся до настоящего времени.
Один из фонтанов Томона представляет собой довольно большое сооружение в виде открытого павильона из блоков серого гранита. На высоком цоколе стоят четыре дорические колонны, поддерживающие фронтоны и купол; между колоннами помещена изящная чаша из полированного камня. Все сооружение ограждено парапетом высотой около метра.
Т. де Томон. Фонтан вблизи Пулковской горы.
На парапете покоятся две пары гранитных сфинксов, изваянных по одной модели; с шоссе отчетливо видны профили двух статуй, обращенных в противоположные стороны. У сфинксов женский облик, они напоминают статуи сфинксов, находящиеся во дворе Строгановского дворца, и созданы приблизительно в это же время.
Первоначально фонтан служил украшением дороги; если именитые путники останавливались у воронихинского грота, чтобы утолить жажду родниковой водой, то у фонтана Томона кучера поили лошадей.
Сфинкс. Фрагмент фонтана вблизи Пулковской горы.
Другой фонтан аналогичного назначения был установлен в 1809 году на шестнадцатой версте от Петербурга, у деревни Каменка. В 1945 году его перевезли на площадь Восстания, а затем в только что заложенный Московский парк Победы, где он стоит и сейчас на пляже у Малого пруда.
Фонтан из серого и розового гранита сооружен в виде античной стелы, лицевая сторона которой украшена рельефными изображениями косматой головы бога морей Нептуна, трезубца — символа его морского могущества — и дельфина, которого древние греки считали священным животным.
Третий фонтан Томона, установленный в 1809 году, также был снят с Царскосельской дороги и с 1935 года находится в сквере перед западным фасадом Казанского собора. Он сооружен из серого гранита; на массивном цоколе установлен каменный полуцилиндр с глухой аркой и рельефной маской Нептуна на торцовой части.
Сказочные обитатели водной стихии
Ленинград — приморский город; он раскинулся на берегах широкой полноводной Невы и на многочисленных островах ее дельты. Связь города с водной стихией раскрывается в архитектурных формах и декоративном оформлении многих зданий, особенно в центральной его части.
Адмиралтейство — одно из самых замечательных зданий Ленинграда, шедевр русской архитектуры. Заложенное еще при Петре I как судостроительная верфь и крепость и уже тогда увенчанное высоким шпилем, оно было перестроено в 1730-х годах по проекту зодчего И. К. Коробова (1701- 1747) и украсилось башней с золоченым шпилем. Нынешнее величественное здание Адмиралтейства — гениальное творение А. Д. Захарова (1761-1811), сооруженное в первой четверти XIX века, всем своим строем, архитектурой и скульптурным декоративным убранством прославляет величие и могущество России — великой морской державы. Возведенное в строгих формах русского классицизма, захаровское Адмиралтейство являет непревзойденный образец общественного здания, в котором синтез архитектуры и монументально-декоративной скульптуры достигает совершенства.
Захаров наметил места для статуй и рельефов и определил их тематику. В создании же богатого и разнообразного декоративного убранства участвовали лучшие русские скульпторы того времени: Ф. Ф. Щедрин, И. И. Теребенев, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, талантливые лепщики и камнерезчики.
Здание стоит на берегу Невы, и естественно, что в его убранстве уделено известное место изображению сказочных обитателей водной стихии. На замковых камнях над окнами второго этажа помещены маски владыки морей Нептуна и его жены Амфитриты, а над окнами первого этажа — маски Тритона и Нимфы (Наяды) 1 , отлитые в гипсе по моделям Ф. Ф. Щедрина (1750-1825), выполненным в 1812 году.
В плане Адмиралтейство имеет п-образную форму и своими боковыми корпусами, которые оканчиваются кубическими павильонами, выходит к Неве. Плывущие по реке уже издали видят на крышах обоих павильонов высокие флагштоки, а с более близкого расстояния — и трех дельфинов у основания каждого флагштока, который они обвивают хвостами. Правда, большеголовые, с широким ртом и выпученными глазами, резко сужающимся к хвосту туловищем существа мало походят на дельфинов. Это скорее фантастическое морское животное. Дельфины были вычеканены в 1816 году из белой жести (при реставрации 1935 года жесть заменена оцинкованным железом) по моделям неизвестного скульптора. Сказочные обитатели морских глубин на Адмиралтействе, несущие флаг, символизировали выход русского флота на широкие морские просторы.
Дельфины на крыше павильона Адмиралтейства.
Еще нагляднее связь города с морем и Невой представлена великолепным архитектурным ансамблем стрелки Васильевского острова. Композиционную основу этого ансамбля составляют поднятое на высокий стилобат здание бывшей Фондовой биржи, в котором сейчас размещен Центральный Военно-морской музей, и две колоссальные ростральные колонны (автор — архитектор Тома де Томон).
Здание Биржи главным фасадом обращено к ростральным колоннам и текущей навстречу полноводной Неве. Этот фасад украшен грандиозной скульптурной группой «Нептун с двумя реками, или Балтийское море» (предположительно работы И. П. Прокофьева или В. И. Демут-Малиновского) 2 .
В центре композиции изображен увенчанный короной Нептун с трезубцем — символом его морского могущества. Бог морей восседает на колеснице, которую мчат морские кони. К Нептуну обращены две сидящие аллегорические фигуры: женщина в кокошнике представляет Неву, а в образе длинноволосого старца изображен Волхов; они поддерживают наклоненные сосуды, из которых текут воды рек, сливающихся с Балтийским морем. Над волнами гордо подняты головы четырех морских коней — гиппокампов (в древнегреческих мифах боги разъезжают в колесницах, запряженных четверкой коней — квадригах). Гиппокампы изображены ваятелем так, что их тела с круто изогнутыми рыбьими хвостами словно скрыты под водой. Повернутые в разных направлениях, головы полны порывистого движения. Создается впечатление, что фантастические морские кони рвутся вперед, увлекая колесницу с сидящим в ней Нептуном.
Лаконизм, обобщенность пластических форм, четкие ритмы композиции, объемность фигур отличают эту монументальную группу, делают ее хорошо видимой с дальних расстояний. Этот огромный, шириной в одиннадцать и высотой в четыре метра горельеф изваян из пудостского камня.
Близ Биржи у спусков к Неве высятся тридцатичетырех-метровые ростральные колонны. Установленные в 1810 году как памятники славных побед России на море, символизирующие ее морское могущество, они одновременно служили маяками.
Круглые, постепенно сужающиеся кверху стволы колонн выложены из красного кирпича и украшены четырьмя парами металлических ростр и рельефными изображениями якорей. Внутри ростральных колонн винтовые лестницы ведут на верхние площадки, где раньше зажигались в туман светильники, а теперь в праздничные дни горят факелы огромных газовых горелок. У подножья колонн на постаменте восседают колоссальные статуи, изображающие Неву, Волхов, Волгу и Днепр.
Причудливый вид придают колоннам ростры — носы диковинных кораблей, украшенные скульптурными изображениями сказочных обитателей морей и рек.
«Нептун с двумя реками» на фасаде здания Центральною Военно-морского музея (б. Биржи).
Нижние, самые большие пары ростр, укрепленные на основаниях колонн, направлены к Неве и к Бирже. Корабельные носы украшены скульптурными изображениями крылатого существа, похожего на русалку. Наяда представлена в образе молодой женщины с пышными распущенными волосами и широкими перепончатыми крыльями; ее ноги, напоминающие рыбьи хвосты, переплетены, а вытянутыми и чуть отклоненными назад руками она держится за борт корабля. Движение наяды создает иллюзию, что нос корабля быстро движется навстречу набегающим волнам Невы.
Вторая пара ростр расположена перпендикулярно первой и помещена на стволе колонны. Носы кораблей оканчиваются головами чудовищ, похожих на крокодила; ниже виднеется странного вида хвост, какого нет ни у одной рыбы.
Т. де Томон. Ростральные колонны.
Носы следующей пары ростр увенчаны головой водяного; густые длинные волосы прядями ниспадают на шею и смешиваются со свисающими усами.
Носы самой верхней пары ростр украшены скульптурной головой морского коня.
Кроме того, передние части корабельных носов декорированы более мелкими рельефными изображениями каких-то диковинных рыб, дельфинов и других обитателей вод.
Скульптурные детали ростральных колонн.
Первоначально скульптурные украшения ростральных колонн были изготовлены из белой жести, а при реставрации в 1946-1947 годах вычеканены из листовой меди.
Связь города с водной стихией отражена и в декоративном оформлении некоторых мостов. Так, если от стрелки Васильевского острова пройти по Университетской набережной к мосту Лейтенанта Шмидта, то уже издали взгляд привлекает его ажурная решетка.
Мост этот (б. Благовещенский, с 1855 года — Николаевский), сооруженный по проекту инженера С. В. Кербедза в 1850 году, явился первым постоянным мостом через Неву. Современники восторженно называли его жемчужным ожерельем невских берегов. Впоследствии вид моста менялся. Его художественная решетка была отлита на Александровском чугунолитейном заводе по рисунку архитектора А. П. Брюллова.
А. П. Брюллов. Фрагмент ограды Аничкова моста.
А. П. Брюллов. Фрагменты ограды Аничкова моста и моста Лейтенанта Шмидта.
Узор решетки слагается из скульптурных изображений попарно расположенных и обращенных друг к другу красивых морских коней, ноги которых плавно переходят в пышные водяные растения. Несмотря на массивность, чугунная решетка кажется легкой и ажурной.
Интересна монументальная чугунная решетка Литейного моста. В ней многократно повторено изображение двух русалок, поддерживающих герб Санкт-Петербурга, а на столбах помещены изображения диковинной рыбы.
Широко известен Аничков мост через Фонтанку. Украшением моста служат не только установленные на нем конные группы, но и узорчатые чугунные перила, исполненные по рисунку А. П. Брюллова и отлитые на Александровском заводе в конце 30-х — начале 40-х годов прошлого столетия.
Над широкой лентой решетки чуть выступают столбы, разделяющие ограду на секции. Внутри каждого столба помещено фантастическое животное с рыбьим изгибающимся телом и круглой головой с раскрытым ртом и большими глазами. На секциях же решетки чередуются попарно сгруппированные и обращенные друг к другу рельефные морские кони и русалки.
В последней четверти XVIII века по проекту инженера Ж. Р. Перроне на Фонтанке было сооружено семь однотипных каменных мостов с гранитными башнями-павильонами по углам, с провисающими цепями. Из них построенный в 1785- 1787 годах Чернышев (ныне мост Ломоносова) сохранил свой первоначальный облик.
В 1912 году при въездах на мост были установлены оригинальные фонарные столбы-торшеры (архитектор И. А. Фомин). Гранитные четырехгранные в основании столбы плавно сужаются, становятся круглыми и завершаются золоченым шаром; в верхней своей части столбы декорированы скульптурным изображением крылатых морских коней, несущих на себе кронштейны с фонарями. Все четыре коня одинаковы, у каждого вызолочены уши, рог и завиток челки на лбу, короткая грива, широкие крылья с рельефно проступающими перьями, ласты в виде водяного растения вместо копыт на передних ногах. У этих сказочных коней рыбий хвост, свернутый в тугие кольца и оканчивающийся тремя зубцами.
Перед головой конька подвешен шестигранный, белого матового стекла фонарь, кронштейн которого, проходя между ушами и крыльями, поддерживается изогнутым хвостом коня.
Скульптурные изображения морских коней в отдельных случаях можно увидеть и на фасадах жилых домов. Так, фасад семиэтажного дома на углу Боровой и Волоколамской улиц, построенного в 1913 году, украшен рельефными изображениями морского коня с копытами в виде листьев.
Два жилых дома (87 и 89) на Большом проспекте Васильевского острова построены в начале 1950-х годов по проекту архитектора И. М. Чайко. Перед каждым фасадом по четыре каменных столба, завершенных статуями морских коней, поддерживающих сильно выдвинутые балконы. Симметрично расположенные балконы-лоджии и пилястры увенчаны скульптурными изображениями дельфинов. Близость Финского залива и двух рек — Большой и Малой Невы, — омывающих Васильевский остров, а также то, что дома предназначались для судостроителей, побудило архитектора украсить фасады зданий изображениями морских животных. Морские кони были отлиты из армированного цемента по моделям скульпторов Ж. Я. Меллуп, Н. С. Кочукова и И. А. Венковой.
Ши-цза на Петровской набережной
На Петровской набережной, неподалеку от домика-музея Петра I, есть спуск к Неве в виде широкой гранитной лестницы, украшенной странного вида каменными изваяниями на высоких трехступенчатых постаментах. Более полувека стоят они здесь, обращенные к быстротекущим водам широкой реки, но не всем известна их история. Правда, на каждом постаменте высечена надпись: «Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году». И ниже: «Дар генерала-от-инфантерии Н. И. Гродекова».
Конечно, эти скупые строки у любознательного человека могут вызвать лишь новые вопросы: что такое ши-цза? Почему их перевезли в Петербург? Кто такой Гродеков?
«Ши-цза» по-китайски означает «лев», хотя в нашем представлении каменные изваяния у спуска к Неве весьма мало похожи на львов: большая голова с короткой широкой мордой и полураскрытой пастью со множеством острых зубов, выпуклая грудь, сильные передние ноги вовсе не львиные.
В китайской мифологии очень много подобного рода фантастических образов, сочетающих черты самых различных животных, как реально существующих, так и выдуманных.
Выразительны силуэты и чрезвычайно своеобразна пластика этих изваяний. Ши-цза вырублены из серого маньчжурского гранита, их высота четыре с половиной метра, вес каждой статуи две тысячи четыреста килограммов. Декоративные статуи ши-цза представляют собой редкий для Ленинграда образец китайской монументальной скульптуры.
Ши-цза на Петровской набережной.
Петровская набережная.
В Китае каменные и бронзовые изваяния фантастических львоподобных существ ставились у ворот императорских дворцов, у храмов, а также на кладбищах. Гранитные статуи, ныне стоящие на Петровской набережной, в самом начале XX века находились в маньчжурском городе Гирине, где их предполагали установить в кумирне — небольшом храме-молельне генерала Чана. Однако после смерти Чана в 1904 году вновь назначенный гиринский губернатор подарил их генералу от инфантерии Николаю Ивановичу Гродекову, помощнику Приамурского генерал-губернатора. Гродеков же решил передать статуи ши-цза Санкт-Петербургу (при этом генерал пожертвовал тысячу рублей своих денег на транспортные расходы) и просил установить их на новой Петровской набережной вблизи домика Петра Великого, а на постаментах сделать вышеприведенную надпись. Городская дума приняла дар.
Из Гирина ши-цза везли по железной дороге, а во Владивостоке погрузили на пароход «Соперник», на котором они 4 сентября 1907 года благополучно прибыли в Петербург.
Вскоре изваяния установили на массивных постаментах по обеим сторонам гранитного спуска к Неве на Петровской набережной, сооруженной в 1901-1903 годах по проекту архитектора Л. И. Новикова и инженера Ф. Г. Зброжека. Архитектор Л. Н. Бенуа, консультировавший установку ши-цза, считал, что статуи представляют несомненный художественный интерес и место выбрано для них удачно.
Приват-доцент Петербургского университета П. С. Попов сделал перевод иероглифических надписей, высеченных на плинтах статуй: «Сей лев сделан (или поставлен) в Гирине в счастливый день 10-го месяца 32 года ныне царствующего императора династии Дай-цин, годы правления которого носят название Гуан-сюй, то есть продолжение славного царствования». Указанная дата по нашему летоисчислению соответствует ноябрю 1906 года.
Источник