Типы перевозок морским транспортом

IV. Перевозки морского транспорта

Продукция транспорта, в том числе морского, исторически определяется как перевозки.

Перевозки – это изменение пространственного бытия грузов и пассажиров.

Морские перевозки классифицируются в зависимости от следующих факторов:

  1. В зависимости от вида транспортно-экономических связей морские перевозки подразделяются на:
  1. внутренние (каботажные);
  2. внешние (заграничные).

2. В зависимости от районов плавания:

  1. местные;
  2. морские (в рамках одного моря);
  3. океанские (неограниченного района плавания);
  4. арктические.

3.По технологии транспортировки грузов:

  1. с укладкой грузов в помещениях и на палубе (товарно-упаковочные и штучные);
  2. в пакетах, контейнерах и лихтерах;
  3. паромные;
  4. автомобильные и трейлерные.

4. По форме организации движения судов:

5. По форме взаимодействия с другими видами транспорта

Виды морских перевозок по видам плавания

Перевозки отечественных внешнеторговых грузов, проданных на условиях доставки иностранной стороной, но при этом фрахтуется отечественным тоннажом.

Малый каботаж – перевозка грузов между портами одного бассейна, или смежных бассейнов.

Большой каботаж – перевозка грузов между портами не смежных бассейнов, а, как правило, через иностранные территориальные воды.

2. Основные количественные и качественные показатели морских транспортных перевозок

1) Основные количественные показатели работы морского транспорта:

  1. Объем перевозок груза, в тоннах.
  2. Грузооборот морского флота, в тонно-милях.
  3. Количество перевезенных пассажиров, человек.
  4. Пассажирооборот, в пассажиро-милях.
  5. Приведенный грузооборот, в приведенных тонно-милях

6.Доходы за перевозки, в рублях.

7.Чистая валютная выручка (ЧВВ), в иностранной валюте, обычно в долларах.

8.Сопоставимые доходы – доходы отчетного периода, увеличенные или уменьшенные на величину изменения тарифов и сборов базового года.

2) Основные качественные показатели морских транспортных перевозок:

3. Регулярность (периодичность) перевозок.

5.Комфортабельность перевозки пассажиров, уровень их обслуживания

3. Внешнеторговые перевозки морского флота.

Внешнеэкономическая деятельность морского транспорта в основном выражается в осуществлении на внешнем рынке различных экспортно-импортных операций, связанных с работой флота. К ним относятся, прежде всего, перевозки грузов и пассажиров. Объем перевозок внешнеторговых грузов России морем последние годы непрерывно возрастает – с 204 млн. т в 1998 году он достиг 450 млн. т в 2004 году. Эта тенденция продолжается и в настоящее время.

СИФ (cost insurance freight) – цена, страхование, фрахтование. Коммерческие условия, когда груз транспортирует продавец. В договоре, по условию СИФ указывается порт доставки грузов.

Читайте также:  Хищный морской червь боббит

ФОБ (free on board) – свободен на борту. Транспортировка проданного товара покупателем. В договоре на условиях ФОБ указывается порт погрузки грузов.

FOT – свободно на платформе.

DAC – (в отличии от ФОБ) условие рассчитано главным образом для торговли на внутреннем рынке, поэтому продавец не организует никаких экспортных условий.

КАФ (cost and freight) – стоимость и фрахт. В отличие от условий ФОБ, продавец должен заключить договор перевозки товаров до указанного в контракте купли-продажи порта назначения и оплатить фрахт. Он делает это на свой риск, а не как агент покупатель по условию ФОБ.

Источник

Виды морских перевозок

Перевозка грузов по морю зачастую оказывается наиболее выгодным способом их отправки на большие расстояния. Данный вариант транспортировки может классифицироваться на виды по целому ряду признаков. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо выяснить, какие бывают виды морских перевозок, в чем их особенности и преимущества.

Виды морских перевозок

Способы классификации

Отдельные категории морских перевозок выделяют по следующим параметрам:

  • По виду плавания. В данном случае речь идет о типе транспортно-экономических связей.
  • По району плавания.
  • По применяемому способу транспортировки груза.
  • По способу организации движения водного транспорта.

Классификация по виду плавания

По виду плавания морские перевозки делятся на следующие категории:

  • Внутренние (каботаж) – транспортировка товаров водным транспортом в пределах одной страны. Каботаж в свою очередь делится на следующие типы: малый и большой. Малым каботажем называют грузовые и пассажирские рейсы, которые связывают несколько портов одного бассейна. Большой каботаж подразумевает движение судов между портами разных морей России.
  • Внешние (заграничные) грузоперевозки делятся на внешнеторговые (экспорт и импорт) и транспортировку товаров, принадлежащих зарубежным фрахтователям.

Классификация по району плавания

Если в качестве определяющего параметра рассматривается район плавания, то применяется следующая классификация:

  • Местные. Данный вид перевозок подразумевает рейсы малой протяженности, которые осуществляются между портами, расположенными вблизи друг от друга.
  • Морские. Для такой транспортировки используются большие быстроходные суда. Они совершают плавание в пределах замкнутых морей, таких как Азовское, Черное и т.д.
  • Океанские. Для таких рейсов по всему миру используются крупнотоннажные высокоскоростные суда. Дальность плавания в данном случае не ограничена.
  • Арктические. Данный вид перевозки подразумевает, что суда идут по Северному Морскому пути.

Классификация по способу транспортировки

В зависимости от технологии, которая используется при транспортировке, применима следующая классификация грузоперевозок:

  • Наливом транспортируются жидкие грузы в любых объемах. Чаще всего таким образом перевозятся нефтепродукты, а также различные виды растительных масел и животных жиров, химикаты, спирты, сжиженный газ и т.д.
  • Насыпью транспортируют разные виды сыпучей продукции: зерно, муку, песок, щебень и т.д.
  • Навалом перевозят навалочные грузы, к которым относят: уголь, руду, стройматериалы. Погрузка такой продукции осуществляется без тары и подсчета количества мест.
  • Транспортировка с укладкой в трюмных помещениях или на палубе применяется для тарно-упаковочной и штучной продукции. Как правило, для размещения таких грузов используются транспортные контейнеры. Погрузка происходит с использованием специального оборудования, подходит как для стандартных, так и для негабаритных грузов.
  • Паромная транспортно-технологическая система подразумевает бесперегрузочную перевозку на паромах и широко применяется для транспортировки нерельсовой техники и пассажиров.
Читайте также:  Горные районы черного моря

Классификация по способу организации движения

В международном судоходстве общепринятыми считают две основные формы перевозок: линейную и трамповую. Их характеристики стоит рассмотреть более подробно.

Линейное судоходство – это осуществление сообщения путем регулярных закрепленных рейсов, которые подразумевают движение по определенным направлениям. Перечень портов, в которые последовательно заходит судно, называют линией.

Для линейного судоходства разрабатывается четкое расписание, которое соблюдается очень точно. Если работы по погрузке не завершены в срок, судно отправляется в рейс в положенное время без части груза. Расписание составляется заблаговременно на длительный период (обычно на год), а ознакомиться с ним можно в официальных источниках, например, на сайте компании-перевозчика.

Вероятность изменения расписания очень низкая. Такая возможность предусмотрена только в экстренных случаях, например, когда необходимо заменить судно по причине поломки или из соображений безопасности. Тогда изменяется и договор, согласно которому перевозчик должен был перевезти груз точно в указанный срок.

В линейном судоходстве для оказания услуг доставки принимаются грузы любых отправителей без каких-либо предпочтений, на одинаковых условиях.

Трамповое судоходство не подразумевает привязку к каким-либо направлениям. Условия перевозки определяются особым документом – договором фрахтования (чартером). Для трампового судоходства не используют расписания. Сроки и стоимость перевозки, маршрут, порты захода определяются условиями фрахта. С помощью зафрахтованных судов часто перевозят продукцию навалом или насыпью. Ситуация, когда судно фрахтуется для транспортировки генерального груза, является достаточно редкой.

Из существующих видов перевозок морским транспортом в каждой ситуации выбирается оптимальный вариант с учетом всех условий и особенностей груза.

Источник

Какие перевозки осуществляет морской транспорт

Большинство иностранных товаров в магазинах доставлены из других стран по морю – это факт. Поскольку водный транспорт позволяет поставлять практически все, от продуктов питания до топлива, нефтепродуктов, техники. По цене доставка обходится в меньшую сумму, чем транспортировка по воздуху или автотранспортом.

Какие перевозки осуществляет морской транспорт

Виды морских перевозок

Способов классификации несколько. Но основной, который больше интересен грузоотправителям – какие перевозки осуществляет морской транспорт по типу груза:

  1. Фрахт – аренда судна, его части для провоза контейнеров, негабарита в пределах отдельной партии по нелинейным (нерегулярным) маршрутам. Судно подбирается брокером, с учетом параметров транспортируемого товара (габариты, условия хранения), количества рейсов.
  2. Навалочные – для материалов, веществ, не нуждающихся в упаковке, не представляющих угрозы для обшивки, оборудования корабля. Это может быть зерно, сахарный песок, руда, уголь.
  3. Ро-ро – тип доставки колесной техники, от автомобилей до тракторов, на судах, снабженных наклонной платформой, по которой техника поднимается на борт.
Читайте также:  Морской лицей приморского района телефон

Контейнерные – самый популярный вид транспортировки. Поскольку обеспечивается сохранность содержимого, в том числе хрупкого. Упрощается процесс перемещения контейнеров с корабля на корабль (Ж/Д состав, автомобиль), без размещения на складе.

Плюс, конечно, пассажирские – оборудованными для этих целей судами, паромами, речным транспортом. В российском судоходстве это обычно внутренние рейсы по основным туристическим направлениям.

Кроме того, различают понятия трамповой и линейной доставки. Первая – нерегулярная. В этом случае маршрут разрабатывается перевозчиком для каждого рейса отдельно. Вторые – регулярные, с установленными тарифами за провоз, утвержденным графиком отправления судов.

Второй вопрос – какие грузы перевозит морской транспорт. Здесь тоже есть своя классификация:

  • Сборные – мелкие партии (коробки, мешки) разных отправителей, погруженные в один контейнер;
  • Стандартные – габарит, негабарит, не требующий специальных условий перевозки;
  • Специальные – легковоспламеняющиеся, коррозионные, различные химикаты, которые могут представлять опасность для экипажа, целостности судна, окружающей среды;
  • Генеральные – бывают легко- и тяжеловесными, доставляются из порта отправки в порт назначения, перемещаются по одному сопроводительному документу.

Генеральные товарные партии принимаются на борт при условии сохранения целостности упаковок (мешков, тюков, коробок), с соответствующей маркировкой, если товар относится к классу опасных.

География

Что до географии, логистических особенностей морской доставки, то классификация по этому признаку выглядит так:

1. Каботажные – плавание в пределах одного государства. Бывает большим, с проходом через акватории разных морей, но без пересечения границ другой страны. И малым – путь следования проходит между портами одного моря. Используются для доставки материалов, техники, оборудования, продуктов питания в труднодоступные регионы.

2. Международные – маршрут предполагает пересечение водных границ других стран. Правила, требования к оформлению документов регламентируются международными нормативными актами, законодательством страны порта назначения.

Стоимость транспортных услуг зависит от расстояния между портом отправки-назначения, веса груза, объема товарной партии — чем она больше, тем меньше цена. Расчет цены транспортных услуг оператор рассчитывает для отправителя отдельно, с применением тарифов (по линейным перевозкам), либо ставки фрахта (для трамповых).

Источник

Оцените статью