Типы гражданских морских судов

Обзор морских судов

Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда — однопалубные, большие — двух- и трехпалубные). Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн; для тяжеловесных грузов применяют грузовые стрелы грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторной трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм — для удобства погрузочно-разгрузочных работ. По сути сухогрузы включают довольно широкий перечень типов судов, и далее уже они разделяются на специализированные, в зависимости от груза:

  • рефрижераторные — предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С. Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда еще называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов. Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000-12000 тонн. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.
  • контейнерные суда или контейнеровозы — предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Грузоподъемность контейнеровозов составляет от 8000 до 20000 тонн, скорость хода 30 узлов. Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных судах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах. Контейнерные суда отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах (фидерные контейнеровозы) применяют обычно катучие козловые краны грузоподъемностью 20-25 тонн. На некоторых контейнерных судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое устройство вообще отсутствует. В этих случаях грузовые операции выполняют терминальными средствами — портальными кранами.
    • Классификация контейнеровозов:
      • Ультра большой Контейнеровоз (ULCV) — более 15000 тонн;
      • Новые Panamax — от 10000 до 14500 тонн;
      • Пост-панамакс — от 5101 до 10000 тонн;
      • Панамакс — от 3101 до 5000 тонн;
      • Фидермакс — от 2001 до 3000 тонн;
      • Фидер — от 1001 до 2000 тонн;
      • Малый фидер — до 1000 тонн;

      Типы наливных судов

      • Танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов на их долю приходится около 40% мирового тоннажа транспортного флота. Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовая часть танкера делится поперечными и одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые грузовыми танками. Часть танков отводят для водяного балласта, который танкер всегда принимает в обратном рейсе. Грузовую часть в носу и в корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками называемыми коффердамами. В нос от машинного отделения располагают насосное отделение с грузовыми насосами для разгрузки судна от нефти. Для сообщения между кормовой надстройкой и палубой бака, на которой расположено якорно-швартовное устройство, оборудуют переходной мостик. Некоторые большие танкеры строят без переходного мостика, его заменяют настилом дорожки вдоль верхней палубы, а электротрассы, которые обычно прокладывают по переходному мостику, в этом случае тянут в металлических трубах. Танкеры, являющиеся особо опасными в пожарном отношении, оборудуют надежными противопожарными системами. Грузоподъемность танкеров колеблется в больших пределах от 1000 тонн у танкеров-раздатчиков до 400000 тонн у гигантских супертанкеров, являющихся крупнейшими в мире судами. Размеры танкеров зависят от их грузоподъемности. Речные танкеры имеют грузоподъемность от 150 до 5000 тонн и скорость хода 10-20 км/ч. Грузоподъемность речных наливных барж достигает 12000 тонн.
        • Классификация танкеров:
          • GP (General Purpose) — малотоннажные танкеры от 6000 до 16 499 тонн (используются для специальных перевозок, в том числе для перевозок битумов);
          • GP — танкеры общего назначения от 16 500 до 24 999 тонн (используются для перевозок нефтепродуктов);
          • MR (Medium Range) — среднетоннажные танкеры (25000—44999 т);
          • LR1 (Large/Long Range1) — oiler — крупнотоннажные танкеры 1 класса от 45000 до 79 999 тонн (используются для перевозок тёмных нефтегрузов);
          • LR2 — крупнотоннажные танкеры 2 класса (80 000—159 999 т);
          • VLCC (Very Large Crude Carrier) — крупнотоннажные танкеры 3 класса (160 000—320 000 т);
          • ULCC (Ultra Large Crude Carrier) — супертанкеры (более 320 000 т);
          • FSO (Floating Storage and Offloading unit) — супертанкеры более 320 000 тонн (для хранения и выгрузки нефти на более мелкие танкеры).

          Типы промысловых судов

          • Добывающие суда — считаются все промысловые суда, предназначенные для добычи рыбы, морских млекопитающих, беспозвоночных и морских водорослей. Добывающие и добывающе-перерабатывающие суда составляют основное ядро промыслового флота. К добывающим судам относятся рыболовные суда: траулеры, сейнеры, дрифтеры, тунцеловы, рыболовные боты, китобойцы, краболовы и суда для бессетевого лова рыбы.
          • Добывающе-перерабатывающие суда — большие морозильные траулеры-рыбозаводы (БМРТ), среднетоннажные рыболовные траулеры с кормовым тралением (РТ, СРТР, СРТМ), малые рыболовные траулеры (МРТ) и траловые боты.
          • Перерабатывающие суда предназначены для приема и переработки улова. Кроме того, они снабжают рыболовецкие суда и обеспечивают их экипажи медицинским и культурно-бытовым обслуживанием в условиях экспедиционного промысла. К перерабатывающим судам относятся:
            • китобойные,
            • сельдяные,
            • краболовные,
            • рыбоконсервные плавучие базы,
            • рыбомучные и морозильные суда,
            • плавучие базы,
            • производственные рефрижераторы.

            Источник

            Морской флот России

            Морской гражданский флот РФ — рассмотрим его состав и назначение. Какие суда входят в состав морского гражданского флота? Затронем тему гражданского судостроения — для чего создаются такие морские суда.

            Что для вас морской теплоход? Для многих – белоснежный многопалубный лайнер с бассейнами, казино и бутиками. Но мы посмотрим шире на российский гражданский морской флот. В России есть одно внутреннее море (Каспийское), кроме того, наша страна омывается 14 морями, являющимися частью океанов: Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого. Как видите, охват территории от калининградских моряков до моряков на Камчатке.

            Основные типы гражданских морских судов

            Транспортные суда представлены грузовыми (сухогрузы, рефрижераторы, танкеры) и грузопассажирскими. Лайнеры – суда, совершающие регулярные перевозки. Очень востребованы маршруты, соединяющие Европу и Россию, на них преимущественно работают балтийские моряки. Кроме этого есть паромы для доставки автомобилей и людей через моря или проливы (моряки СПб переправляют в Финляндию необходимый груз и пассажиров).

            Промысловые суда создают для:

            • добычи;
            • переработки;
            • доставки морских животных, рыбы и растений на берег или плавучие базы.

            На таких теплоходах работают преимущественно моряки-рыболовы Приморского края. Ходят они на траулерах (в зависимости от оснащения и водоизмещения могут ловить, морозить и перерабатывать морепродукцию) и сейнерах (только вылов). Китобойные с гарпунной пушкой на носу корабли добывают и буксируют туши китов к плавучим базам. Зверобойные судна с моряками севера добывают на лежбищах морских животных и передают на базы. На этих плавучих базах и рыбоконсервных заводах происходит переработка рыбы, животных.

            Технический флот помогает поддерживать в рабочем состоянии подводный грунт гаваней, портов, фарватеров и каналов, а также добычи строительного песка, гравия и т.п. В состав таких кораблей входят землесосы, грунтовозы, самоопрокидывающиеся баржи.

            Научно-исследовательские суда (или НИС) – основная база для исследования моря и его жителей на различных глубинах.

            На учебных судах проходят практику будущие члены команд. Как известно, обучают на моряков не только в городах на побережье. На кораблях служат и моряки Белгорода, и моряки Нижнего Новгорода.

            Специальные суда обеспечивают бесперебойную и безаварийную работу флота. Пожарные суда, водолазные боты, плавучие маяки, лоцмейстерские (содержат в рабочем виде фарватеры) и лоцманские (доставляют и забирают лоцманов с кораблей лоцманов, проводящих их по сложным фарватерам).

            Судоремонтные базы создают для ремонта всех видов теплоходов. К ним относятся:

            • плавучие доки;
            • мастерские;
            • плавучие подъёмные краны.
            • Служебные суда выполняют различные работы для обеспечения эксплуатации флота. На ледоколах мурманские моряки и архангельские моряки вскрывают ледяную толщу, помогая судоходству. Толкачи передвигают несамоходные строения. Астраханские моряки на посыльных и разъездных судах обеспечивают связь и снабжение между берегом и другим судном.
            • Спасательные суда оказывают помощь в открытом море терпящим бедствие кораблям. И в зависимости от их функций они делятся на:
            • морских спасателей (могут в любую погоду экстренно оказать помощь аварийному судну);
            • спасательные базы (выставляют при длительных ремонтных работах);
            • судоподъемные понтоны (поднимают затонувшие корабли).
            • Спортивные суда участвуют в спортивных мероприятиях. Для них погодные условия Черноморья наиболее благоприятны. Моряки Керчи и моряки Севастополя добились весьма внушительных успехов.

            Давайте пожелаем морскому флоту России количественного и качественного роста!

            Фото из открытых источников

            Источник

            Читайте также:  Температура азовского моря сегодня завтра
Оцените статью