Новый сайт ТурКлуба «Сплав» http://splav.211.ru
Техническое описание сплава по р. Тентек (2,3,5,6 ущелья), апрель-май 2006 г.
Дмитрий Бабкин, Фрязино
Алексей Бобров, Новосибирск
Вадим Бригинец, Новосибирск
Михаил Иванов, Новосибирск
Андрей Исаев, Москва
Игорь Морозов, Луганск
Владимир Ситкин, Москва
Станислав Черноморский, Новосибирск
К1 “Аргут” объем около 1000 л. Экипаж Иванов, Черноморский
К2 “Белрафт” объем около 1200 л. Экипаж Бобров, Исаев
К3 “Аргут” объем около 900 л. Экипаж Бригинец, Морозов
К4 “Тварь” (авторский дизайн) объем около 1500 л. Экипаж Бабкин, Ситкин
Подъезды и отъезды
В район путешествия легко попасть по железной дороге. Ближе всего расстояние до верховьев реки от ст. Лепсы, но там возможны проблемы с арендой транспорта на месте, да и вообще это место диковатое и там многого нет. В частности, нет возможности нормально поменять деньги и поесть. Возможно, неплохой вариант заброски – через Аягуз. Можно забрасываться на Тентек через г. Уш-Тобе – это гораздо более цивилизованное место.Мы арендовали ГАЗ-66 в фирме STTEK, расположенной в Текели, и машина встретила нас в Уш-Тобе на вокзале и в дальнейшем сопровождала на маршруте. На этой машине на реку забрасывались шестеро участников, приехавших из Новосибирска поездом.
Выход с маршрута через г. Учарал, оттуда ходят автобусы во все большие города Казахстана.
Важно отметить, что верховья Тентека находятся в погранзоне, поэтому следует заранее озаботиться оформлением соответствующих пропусков. Сделать это можно в Текели, где находится погранзастава. Мы заранее выслали паспортные данные в STTEK, представитель которой Дмитрий Сагуров организовал оформление пропусков. Впрочем, надо отметить, что эти пропуска нам никак не пригодились, поскольку ни одного живого пограничника во время путешествия мы не встретили.
Населённые пункты на реке
Все населенные пункты связаны автомобильными дорогами с Андреевкой, Учаралом, и соответственно, с Талды-Курганом и Алма-Атой.
Голубев Запор — самый верхний населённый пункт на р. Тентек, дома расположёны на обоих берегах, связь грунтовыми дорогами через перевал с погранзаставой, находящейся выше по реке, с п. Константиновка и п. Лепсинск. Поселок в настоящее время находится в упадке.
Константиновка — крупный населённый пункт, на ЛБ, связь с другими сёлами через автомобильный мост.
Герасимовка – целиком на ЛБ, имеется магазин, автомобильный мост через реку, ходит автобус в Андреевку.
Тонкерис – гидрометеопост и еще несколько домиков на ЛБ за окончанием каньона Карасук.
Ынтан — находится на ПБ и состоит из нескольких домиков, связь через брод по ПБ, по берегу идёт хорошая грунтовая дорога.
Угылы — находится на выходе реки из ущелья в равнинную зону. Есть своя почта, магазин, связан рейсовым автобусом с г. Учарал.
Аварийные выходы
Аварийные выходы с маршрута привязаны к населенным пунктам, и, так как река сама по себе не длинная, и из любого места до людей по прямой не более 15 км, главная задача при аварийном выходе – выбраться из соответствующего каньона. Из Константиновского ущелья выбираться можно на любой берег, поверху и слева, и справа имеются тропы, выводящие к пасекам и мосту. Выход из Герасимовского ущелья – только на левый берег, как и из ущелья Орта-Тентек. Из каньона Карасук выход прост в любую сторону, но лучше влево, где идет дорога. Можно ли выбраться из каньона Богет, непонятно.
Сведения о р. Тентек:
Тентек относится к северо-восточному орографическому району Джунгарского Алатау. Характеризуется северной ориентацией речного бассейна, значительными высотами, неукрытостью от влагоносных ветров. Образован слиянием трех рек: Тентек, Орта-Тентек и Чет-Тентек, начинающихся в области ледников и снежнике на высоте 4000 м. Долина Тентека — типичное эрозионное ущелье, местами переходящее в каньоны.
Общая площадь питающих ледников — 96,4 км 2 , расход воды — апрель — 68,8 м 3 /с, май-118 м 3 /с, июнь- 105 м 3 /с, и.т.д. среднегодовой расход- 45 м 3 /с. Половодье с апреля по сентябрь даёт в среднем около 83% годового стока, половодье начинается в I декаде апреля, а максимум стока в мае, июне или июле можно объяснить влиянием на формирование стока атмосферных осадков. Если в феврале река питается грунтовыми водами, то в апреле добавляются талые. Максимальный расход воды, зарегистрированный у гидрометеопоста Тункуруз — 294 м З /с, в с. Герасимовка- 115 м З /с, р. Орта-Тентек (с. Успеновка) — 107 м З /с.
Техническое описание маршрута
В тексте принята сквозная нумерация препятствий от истоков к устью. При составлении этого описания мы опирались на два источника – отчет о походе омской группы на ЛАСе и ПСН, совершенном в стародавние времена, размещенный на сайте drakkar.good.ru, а также отчет Е.Деева из Новосибирска по связке Орта-Тентек – Тентек, любезно предоставленный автором. Описания некоторых участков непосредственно заимствованы из этих источников. Отчет омской группы ближе к реальности, однако, не содержит описания нескольких участков, которые эта группа не проходила, отчет Деева чрезвычайно лаконичен и содержит неточности в описании Герасимовского ущелья. В частности, короткое препятствие 42 (по нашему описанию) у Деева описано как каскад из трех (!) локальных шестерочных порогов, разделенных мощными шиверами. Ничего подобного ни в какую воду на этом участке появиться не может. Нумерация препятствий в этих отчетах сильно отличается, поэтому мы без угрызений совести вводим свою нумерацию, надееемся, что она не запутает читателя. Существенное разногласие между отчетом омичей и отчетом Деева – какое именно препятствие именуется порогом Редутный. Мы обозначили этим названием то же препятствие, что и Деев.
Препятствия Тентека сконцентрированы в шести ущельях:
1) Верхнее ущелье длиной около 15 км от моста и бывшего пионерского лагеря до моста в п. Голубев Запор. Большое падение и малый расход воды, возможны негабариты.
2) Константиновское ущелье до устья р. Красная. Длина 12 км, средний уклон 12,6 м/км. Ключевое препятствие – порог Буднева.
3) Герасимовское ущелье от п. Константиновка до п. Герасимовка. Котловина с. Константиновка — котловина с. Герасимовка 16 км. Уклон 16 м/км. Содержит ряд сложных порогов, требующих обязательной разведки.
4) Ущелье Орта-Тентек от п. Герасимовка до устья р. Карасук. Длина 21 км, средний уклон 17,2 м/км. Наиболее сложное ущелье реки, включающее непроходимый водопад в последней трети. В середине ущелья впадает р. Орта-Тентек, в результате чего расход реки возрастает вдвое.
5) Каньон Карасук от устья р. Карасук до гидропоста Тонкерис. Длина 5 км, средний уклон 6,4 м/км. Ключевое препятствие – водопад Тункуруз.
6) Каньон Богет от с. Ынтан до плотины с. Ытылы. Длина 4 км.
Прогонные участки: между ущельями 1 и 2 отсутствуют, в остальных случаях недлинные и с быстрым течением. Ущелья 3 и 4 определяют сложность реки. В нашем походе были пройдены 2, 3, 5, 6 ущелья. Сплав начали от конца Верхнего ущелья и закончили у плотины, ущелье Орта-Тентек объехали на ГАЗ-66 ввиду недостатка времени на прохождение.
27.04.06.В 2 часа ночи были в Уш-Тобе и почти сразу же начали погрузку в ГАЗ-66. Дорога от Уш-Тобе до пос. Голубев Запор заняла около 5 часов чистого времени + задержки, связанные с оформлением документов. Дорога в общем и целом неплохая, хотя на последнем участке грунтовки довольно резкие подъемы и спуски. Переехали реку через мост, расположенный непосредственно в поселке, и закинулись вверх по правому берегу километра на два. Здесь раньше располагалась запань, сейчас сохранились лишь ее остатки. Река выходит из узкого ущелья и делает правый поворот. На берегу травянистая поляна, удобное место для стапеля и спуска судов на воду. Это стандартное место начала сплава по Тентеку для групп, не проходящих Верхнее ущелье (заброска на которое более логична через пос. Лепсинск, хотя возможна и пешком от Голубева Запора с обходом бомов по верховой тропе). Дров немного, но они есть, при желании можно найти и строевой лес (береза, ивняк). Уровень воды выше среднего, трава в воде. Здесь, по предварительной договоренности, группа должна была встретиться с двумя участниками из Москвы, которые этим вечером должны были прилететь в Алма-Ату на самолете, а там уж как-нибудь добираться до Голубева Запора.
Стена Джунгарского Алатау, вид с дороги. Где-то внизу – Голубев Запор, место начала сплава.
Голубев Запор. На заднем плане виден выход из Верхнего ущелья, за поворотом – место стапеля.
От места стоянки по берегу идет тропа, уходящая в Верхнее ущелье. По ней просмотрели выходные пороги ущелья: они имеют 3-4 категорию сложности. Расход воды невелик. Интереса (и желания заноситься на них) эти препятствия у нас не вызвали.
Поставили лагерь, начали строить катамараны. Место вроде бы изолировано от поселка, но весть о нашем прибытии разнеслась быстро, и до глубокой ночи нас навещали гости. Против ожидания, общение с ними оказалось вполне приятным. Поселок разделен на две части – русскую (правый берег Тентека) и казахскую (левый берег). Мы находились на русском (правом) берегу, соответственно гости были в основном русские.
Днем солнечно и жарко, ночь ясная и холодная.
Тентек в месте начала сплава.
28.04.06.С утра до обеда доделывали катамараны и ожидали московский экипаж. Так и не дождавшись, стартовали, договорившись с экипажем сопровождающего ГАЗ-66, что весь следующий день машина будет ожидать отставших у моста, а затем переедет к мосту в Константиновке либо вместе с москвичами, либо без них (если они решатся уйти в ущелье одной двойкой – что можно было предполагать, исходя из большого опыта этой пары и не менее большого объема их судна).
Пр. 1-3. Шиверы-пороги.
Река проходит два поворота, течение быстрое, небольшие валы, открытые и полуобливные камни.
Пр. 4. Порог Развалины.
На подходах к поселку на ЛП справа жилой дом, слева развалины. Порог представляет собой гряду камней, уходящих от левого берега к правому. В вершине гряды два прохода, далее карман с мелководным выходом, разбой и устье левого притока.
Пр. 5. Порог под мостом.
После плавного правого поворота вдоль поселка на прямом участке под низким автомобильным мостом слив сложной формы 1.2 м, не представляющий сложности в прохождении. За мостом небольшие сбойные валы. Чалка после порога на любой берег.
Через 50 м от моста скальный створ в начале ущелья. По левому берегу идет тропа, по которой можно просмотреть начало ущелья. Возможно, можно просмотреть и все (с бродом еще одного крупного левого притока), но особого смысла это не имеет.
До моста шли сходу кильватером, ниже него зачалились. Участок не сложный, годится для начальной раскатки после зимы. Провели разведку по тропе левого берега, не более чем за 10 минут дошли до крупного левого притока, препятствий не обнаружили, вернулись обратно. Попрощавшись с экипажем ГАЗ-66, вошли в Константиновское ущелье.
Вход в Константиновское ущелье.
По обоим берегам, вдали от реки ведут дороги в Константиновку. На правом борту ущелья роща, левый гол и только в устьях притоков на прибрежных террасах растут деревья. Сквозная разведка ущелья вдоль воды невозможна из-за скальных бомов высотой в 30-50 м и отсутствия троп. Глубина ущелья вначале 50 м, затем увеличивается до 100-150 м при ширине 20-50 м. Начало ущелья не содержит сложных препятствий. Вначале шиверы, прижимы, затем отдельные пороги и, наконец, каскад порогов. Разведки порогов требуют выбора берега. Рабочий берег в основном левый.
До первого серьезного препятствия около 10 минут сплава. После входа за скальным створом улово, в 50 м ниже затопленный остров и ручеёк слева. Поворот направо. Река огибает 30-метровый бом. Левый прижим с бочкой. Далее одиночный камень в центре. В 20 м ниже слив и слабый правый поворот. Простая 20 метровая шивера. Слева приток. Скальный створ, высотой 10 м, в его центре навал на глыбу. Слева 4 м проход. Ниже левый прижим. Слева глыба. Шивера со сбойным валом. Левее бочка. После этого каньон глубиной 20 м, в 30 метрах ниже входа прямой метровый слив. Слева камни, сбойный вал. Слив в центре, через 20 м еще сбойный вал. Справа приток. Сбойный вал, слив. Крутой левый поворот. На нем виден сброс с камней под правый берег. Узкий кулуар справа, слева терраса с рощей, в конце бом.
Описанный участок проходили сходу. Сложностей нет, но неуютно: деревья на этой высоте еще голые, скалы довольно сурового вида, кое-где по берегам снежники. Увидев падение, зачалились влево и попытались разведать пр. 6. Лезть в обход бома не хотелось, перечаливаться на правый берег для разведки было неудобно, поэтому решили первым катамараном идти сходу, чалиться на правый берег и передать остальным информацию по рации.
Примерно в 1.5 км от входа в ущелье. Сужение с высотой стен до 100 м. На Z-образном повороте справа кулуар. Ниже навал на ПБ и сброс струи через камни. За левым поворотом камни. Порог начинается сложным сливом с винтом у ПБ. В 30 м ниже косые ворота 10 м. В сливе бочка. Скорость течения в пороге небольшая.
Первый катамаран шел сходу без страховки. Прошли грязно, наехали на камень. Остальные проходили со страховкой с воды и берега и проблем не имели.
Пр. 7 (4С). Порог под водопадным притоком.
Следует с небольшим разрывом за предыдущим. Слева продолжается скальная стенка. Начинается навалом на камень в центре русла, лучше идти слева через 1,2 м слив с бочкой, справа узость на грани габарита. В конце стены справа крутой 1,2 м слив. Ниже справа проход. Перед левым притоком, падающими водопадами, струя из-под ПБ сильно жмет влево в камни. В 20 м ниже ручья в центре метровый слив 1 м с бочкой. Обход слева. В 20 м ниже трек, образованный выступом левой стены. Выносит на зуб. Ниже валы, бочки.
Следующий порог можно просмотреть вместе с предыдущим.
Пр. 8 (5А). Порог. Можно разведывать вместе с предыдущим. Начинается короткой разгонной шиверой на резком правом повороте, затем перед левым поворотом струя отжимается камнями к скальному бому правого берега, образуя на самом повороте прижим с отбойным валом в сужении. Проход вдоль прижима по треку. За порогом прямой относительно спокойный участок около 200 м.
Разведали оба порога справа, проходили с промежуточной чалкой. Над порогом 7 великолепная оборудованная стоянка на полочке правого берега с видом на водопадный приток. Равноценной стоянки нами до конца ущелья не было обнаружено.
Пр. 9-11. Шиверы. Простые препятствия.
На протяжении этого участка один слепой левый поворот, зачалились для разведки, но оказалось, что на этом повороте и за ним препятствий нет. После этого поворота прямой участок, берега подмыты, в русло выдаются нависшие березки (наверное, они скоро упадут).
Далее падение возрастает и следует каскад с большим падением и многочисленными камнями в русле. В нем выделяют два порога Плиты и Доценты, порог Плиты нам выделить не удалось.
Пр. 12 (4С). Порог Плиты.
Порог на правом повороте. Слалом между камнями.
Далее пологий левый поворот и затем прямой участок. Возможна чалка влево для разведки следующего препятствия.
Пр. 13 (4С). Порог Доценты.
За левым поворотом слева старая осыпь из щебенки. В русле камни.
В первой ступени под правым берегом надводные камни постепенно сужают реку. В выходном створе крупная метровая бочка. Вторая ступень — правый изгиб, справа 10 м проход, затем под правой стеной 12 м проход с давлением на стенку.
Разведка слева по осыпи. Можно идти сходу. Шли по основной струе. Страховку не ставили.
В 50 м ниже крутой левый поворот. Струя из прижима уходит вправо в камни. В 100 м ниже сложный порог.
Пр. 14 (5С). Порог Буднева.
В конце прямого участка на заросшей мхом глыбе на ПБ мемориальная табличка Виктору Будневу, погибшему в этом пороге. Табличка при нашем уровне воды метрах в полутора над водой. Виден резкий поворот вправо, струя слева перекрыта полуобливной глыбой. Чалка влево. Разведка и страховка по левому берегу. Порог находится в сужении русла и состоит из трех ступеней, разделенных короткими участками быстротока.
Первая ступень: на входе простая бочка через всю реку. За крутым правым поворотом справа скальная стенка. В конце поворота слева половину реки перекрыла плоская глыба, справа 1,5 м пологий слив, его правая часть давит в стенку, где имеется карман. По большой воде этот карман должен быть опасен. Через 40 м сужение и слив 0,8м.
Вторая ступень: струя отжата камнями к скальной стенке правого берега.
Узкий проход, прижим. Третья ступень: камни в русле, проход справа.
На пороге были в три часа дня. Решили в этот день его не проходить, а дожидаться московского экипажа. Нормальной стоянки вблизи порога нет, палатки не ставили, расположились под скалами. Ближе к вечеру начался дождь.
29.04.06. Ночью и утром дождь продолжался, вода поднялась, но не сильно. Расставили страховку и прошли порог Буднева с грузом. Порог с подъемом воды несколько упростился, проблем ни у кого не возникло, только К2 задел правую скальную стенку. Дальше пошли сходу.
Вход в порог Буднева.
Вход в порог Буднева. На заднем плане место неудобной стоянки.
За правым и левым поворотами слив с боем вправо. Далее длинный поворот налево. Шивера и крутой поворот направо.
Ниже устья двух левого и правого ручьёв, впадающих друг против друга, крутой правый поворот. На повороте длинные 1,5 м сливы по бокам центрального камня. Ниже ещё один 0,5 м слив и за ним серия сливов. Далее шивера, заканчивающаяся у устья правого ручья.
Пр. 16 (5А). Порог. Рис 37.
Ниже правого ручья в 10 м воротах длинный метровый слив вправо. Через 20 м в 7 м проходе струя валит на левый камень. Справа 5 м скальная стена, выше курум от обвала. В 15 м ниже 1,5 м сливы по бокам от центральной обливной плиты. Левая струя выбрасывает на прибрежный камень, а по правой можно наехать на камень. Далее простые ворота. Сквозная разведка справа сложна, но весь порог виден от входа. Слева контрфорс.
После порога левый поворот, за ним ущелье понижается, река становится шире и временно успокаивается. Впереди сужение, поворот налево. В русле камни. Возможна чалка и просмотр по левому берегу.
Пр. 17 (5А). Порог. Рис. 38.
Порог начинается пологим 0,8 м сливом. Ниже слива справа стена, слева в русле камни. В конце левого поворота правее центра метровый слив, закрытый ниже камнем, слева подводный камень и горка воды, набегающая на него. Бугор и 1,2 м бочка обходится справа. На выходе замысловатый проход между обливных плит и 10 м выходные ворота. Разведка возможна слева.
От порога Буднева шли сходу. На выходе из порога 17 произошла серьезная авария. К1, не разобравшись в структуре порога, пошел в кажущийся логичным проход справа от обливного камня по центру русла. Этот путь привел в сильный прижим в стенку с отрицательным уклоном. Когда катамаран уже был плотно прижат к скале правым баллоном, в него въехал К3, совершивший ту же ошибку. В результате рама К1, жестко скрепленная хомутами, сломалась пополам (переломились все три поперечины). Гондолы оказались скрепленными лишь чалочным концом и запасным веслом, привязанным резиной к обломкам рамы. Эту конструкцию вымыло из прижима, и далее экипаж шел, держась за нее.
Река огибает правый бом. На входе косые ворота с бочкой. Ниже слева камни. Через 25 м справа метровый слив с 0,8 м бочкой. Основная струя уходит вправо в 3 м ворота под стеной. Из них сильно выбрасывает влево через бочку в карман, находящийся на правом повороте, и глыбу в струе. За крутым правым поворотом серия бочек. Разведка возможна слева.
За левым поворотом участок с большим уклоном. На входе слив 0,5 м, из которого нужно выйти вправо в 4 м ворота с 0,8 м сливом. Ключевое место порога в 70 м ниже, в устье левого ручья. Здесь в центре навал на подводный камень, через 20 м пятиметровый створ из прибрежных камней. В нем 1,2 м слив с котлом, выбрасывающий на обливной камень с бочкой.
За правым поворотом в 150 м ниже котла в устье правого притока, выпадающего из щели, слабая шивера, через 100 м ещё одна. Слева бом, под ним на левом повороте струйный порожек. После левого поворота поворот направо, шивера. Виден конец ущелья. Шивера с 0,8 м бочками. Справа бом со слабым прижимом, после которого река успокаивается. Следует слабый прижим влево, затем прижим под правую скалу. Галечный остров, левый прижим. Еще один левый прижим и остров. Видна межгорная котловина.
От пр. 17 до этого места сплав занимает около 8 минут.
Описанный участок проходился экипажем К1 в полуподводном режиме, держась за обвязки гондол. Остальные ничем не могли помочь и просто сопровождали – характер реки не позволял активно работать на зачаливание аварийного катамарана. В районе устья крупного правого притока экипаж К1 выбрался на правый берег, остальные пошли догонять К1 и вытолкали его на галечный остров. Во время всей этой суеты один из членов команды потерял каску. Оттуда перебрались на правый берег, где встрали на стоянку на подвернувшуюся удобную поляну. Сюда же какое-то время спустя выбрались и пострадавшие, для чего им пришлось обходить бомы. Время было как раз обеденное – перекусили и занялись ремонтом. Пришлось вырубать из березы (благо она нашлась поблизости) новые поперечины для К1, а также заклеивать несколько дырок, проделанных в его чехлах обломками рамы.
Вечером сходили к мосту, но машины там еще не было.
Далее справа остров, река окончательно затихает. Долина расширяется. До конца ущелья и котловины с. Константиновка не более 10 минут сплава. На протяжении всего этого участка нет проблем со стоянками.
30.04.06. Утром доделывали катамараны. Сбегали к мосту, обнаружили машину, узнали, что москвичи вчера утром приехали в Голубев Запор и, отстапелившись, пошли одним экипажем в Константиновское ущелье. Купили в деревне за 1000 тенге мотоциклетную каску взамен уплывшей. В районе часа дня дождались москвичей: оказалось, что ребята пробили свой катамаран в том же злополучном прижиме и вынуждены были ремонтироваться. В районе обеда воссоединившаяся группа была готова к продолжению сплава.
Река течёт в плоском широком ложе, сильно меандрирует, разбиваясь на протоки. Вначале участка река собирается в одно русло под автомобильным мостом и затем вновь широко разбивается. Участок проходится сходу.
Взяли в машине требуемое количество продуктов и продолжили сплав, договорившись о следующей встрече у моста в Герасимовке. От моста до входа в Герасимовское ущелье шли около 15 мин.
Ущелье начинается скалистыми стенами высотой до 100 м. В начале ущелья хорошие тропы по обоим берегам. Ширина реки на входе 30
40 м. Ущелье можно разделить на две части. Первая представляет собой довольно широкое ущелье, поросшее лесом с пойменными террасами. Однако островов мало, здесь только один порог, образованный осыпью слева и обвалом справа. К концу первой части ущелье сжимается и углубляется. Тропы теряются.
Вторая часть представляет собой каньон с большим падением русла и высотой стен до 100-300 м. В некоторых местах скалы уходят в воду, преграждая движение по берегу. Разведки чрезвычайно сложны, а порой невозможны без смены берегов. Прохождение этой части сопряжено с большими затратами времени и сил. Обносы порогов достаточно тяжелы.
Перед входом в ущелье устье правого притока. Справа скальный бом. Река течет широко, медленно. Острова, перекаты. Вход в ущелье широкий, недалеко от него галечный остров. После входа течение резко ускоряется и сразу же без прелюдий начинаются препятствия.
Пр. 20-21. Шиверы-пороги.
Сужение реки. Справа стена высотой 10 м, на нее поднимается тропа. Сбой струй вправо. Пологий левый поворот, слив. В 100 м ниже струйный порог. Два камня сжимают реку до 12 м. Слева бочка, справа навал на камень. В 40 м ниже в струе бочка, через 20 м еще одна.
Пр. 22. Шивера-порог.
Характер порога тот же, что и предыдущий, но выделяются локальные сливы. Слева расческа. Шивера без перерыва переходит в следующее препятствие. Видно увеличение уклона и глыбы в русле.
Слева осыпи, ниже расщелина левого притока. Справа курум. Порог заметен с воды. Разведка возможна справа.
Первая ступень: резкое увеличение уклона начинается с 1,2 м слива, в левой части русла и бочкой в центре. Справа под берегом 2 м чистый проход. В 25 м ниже мощная струя с валами, идущая справа налево, наваливается на глыбу красного цвета и падает направо 1,5 м длинным сливом.
Вторая ступень: через 30 м быстротока на правом пологом повороте в центре обливной камень. Слева от него 0,8 м слив. В 15 м ниже 4 м ворота между подводных камней с метровым сливом. Заканчивается ступень в 40 м ниже глыбой в правой части русла, на которую выносит струя. Страховка за порогом.
Участок от начала ущелья шли сходу, зачалились на правый берег за глыбой в конце пр. 23. Перекурили и пошли дальше. Пройдя участок простой шиверы, решили не углубляться в ущелье. Мы знали, что где-то впереди сложный порог Редутный, но плохо представляли себе подходы к нему. Нашли хорошую стоянку после острова на террасе левого берега и встали. Чуть выше стоянки впадает ручей слева, из него брали чистую воду. Несколько ниже напротив впадает ручей справа. Попытались провести разведку следующего участка по левому берегу, из-за бомов смогли просмотреть только около 1 км. На этом участке, включающем три поворота, препятствий нет.
1.05.06. Пошли до порога Редутный.
Слева бочка 0,5 м и стена высотой 25 м. Ниже спокойный участок, изредка простые шиверы.
Пр. 24. Струйный порог.
Начинается за правым поворотом 0,8 м бочкой справа и бочкой под левой стеной. Вал 0,5 м. Левый и правый притоки навстречу друг другу, левый больше. В 50 м ниже одиночный камень. Остров. Слева скальный выход. Справа бом со слабым прижимом. На правом повороте шивера. Шивера заканчиваете быстротоком за левым поворотом, огибающим скальный бом. Остров. В протоках коряги. Отмели в конце правого поворота. Ширина реки 25 м, остров, в русле дерево. Впереди справа бом высотой 15 м с прижимом. Ниже левый поворот. Правый поворот. В конце 30 м слабой шиверы с отдельными камнями. Левый поворот. Крупный правый приток, впадающий двумя рукавами.
Сужение. Справа отвесный 30 м бом. Поворот направо. В устье притока ворота из подводных камней, затем 2,5 м ворота с 0,5 м сливом в центре. В 12 м ниже подводный камень и зуб в струе. Через 6 м под правобережным крупным камнем 6 м проход. В струе валы, слева бочка. Струя выбрасывает на подводные камни и с них вправо в метровый слив с косым валом и котлом. Слева метровый водопад. В 8 м ниже левой части в центре 0,8 м водопад. Далее слева формируется струя и устремляется через 0,8 м бочку под левую скальную стену. За ней быстроток и сильный прижим к правой скале на левом повороте.
Левый поворот, затем правый. Шивера. За поворотом остров. Слева бом с прижимом и карманом, справа скала высотой 100 м, ниже на пологом правом повороте порог.
За пологим левым поворотом слева камни. Под ними 1,5 м слив. Под ПБ через 20 м более пологий слив на зуб в 10 м воротах и выброс струи к ЛБ. В 22 м ниже в центре метровый водопад. Через 50 м 0,8 м слив 8 м створе из крупных камней. Валы из центра налево.
Возможна разведка справа. Зашли справа в центр. Второй слив прошли из центра направо, далее по струе.
Пр. 27. Струйный порог.
На входе камни. Ширина реки 30 м. Нижа 20 м участок вспененного быстротока и серий бочек величиной до 1,2 м через всю реку. Лучший заход слева. Здесь бочки меньше. Справа водопадами впадает крупный приток, заметный с воды – хороший ориентир.
Пр. 28. Струйный порог.
Камни справа. В центре струя с валами, ниже порог переходит в шиверу длиной около 200 м, которая охватывает левый и правый повороты. После этого два простых препятствия струйного типа, первое S-образной формы, второе Z-образное: на входе камни слева, справа 10 м бом, затем справа камни, на выходе бочка. Ниже 100 м шивера с бочкой и хорошим уклоном.
На входе центральная бочка. В 30 м ниже 12 м косые ворота. В камнях справа 0,8 м сливы. Ниже струя уходит налево в камни. Через 30 м камни, подводная гряда с бочками, метровый слив. В 20 м ниже слева камни, а справа 0,5 м слив. Ниже отдельные камни, сливы зигзагом на 20-30 м участке.
Ущелье несколько расширяется и одновременно становится глубже. Высота бортов достигает 200 м. Справа и слева осыпи. Ширина реки 25 м, на поворотах террасы.
Весь участок проходили, часто чалясь и заглядывая за повороты. Выделяются два препятствия 26 и 29, остальные не идентифицировали. Самая лучшая привязка на этом участке, относительная сложность препятствий которого может сильно меняться в зависимости от воды – два крупных правых притока, за которыми следует идти внимательно и искать подходы к порогу Редутный.
Пр. 30 (!) (6А). Порог Редутный (препятствие 11 по омской лоции).
Ориентир — левый поворот, затем прямой участок, видно увеличение падения. Чалка влево в начале этого прямого участка (есть несколько уловов, куда можно причалить), на котором далее серия сливов с бочками. В конце участка русло перегорожено грядой камней. Через гряду по центру водопадный слив 2 м. Справа в нашу воду негабаритные проходы между обломками скал. Слева в русло выступает глыба, запирающая основной свал воды. Очень сильный бой в глыбу, правее которой остается проход через жесткую глубокую бочку с длинной обраткой. Далее еще метров 50 белой воды, камни и бочки. Затем правый поворот, прижим в скальную стенку ЛБ.
Признали порог слишком мощным для наших катамаранов-двоек, хотя и проходимым. Прошли пару входных сливов, далее частичная проводка и локальный обнос кульминационной части порога, не разбирая и не сдувая судов. Обнос короткий, но довольно тяжелый. Поскольку разведка по ЛБ далее не возможна, решили на участке между порогами сменить берег и продолжить разведку по ПБ. Чалились перед правым поворотом и на нем, чалка тяжелая, пробежавшись за поворот, обнаружили, что дальше есть несколько гораздо более удобных мест для причаливания.
Ключ порога Редутный.
Перечалка на ПБ после порога Редутный. За кустами на ПБ – полка под водопадом. Струя на повороте сбивает под скальную стенку ЛБ.
Ниже, за поворотом, ущелье сужается. На левом повороте щеки. На правом берегу терраса, образованная обвалом. В верхнем цирке, откуда водопадом извергается приток, стены достигают 100 м высоты. Водопад с воды не виден. Он рассыпается в осыпи, и при желании добыть из него чистую воду нужно карабкаться за ней по этой осыпи.
Перечалившись на правый берег, встали на стоянку на террасе под водопадом. Попытались провести разведку вниз, но путь преградили скальные бомы. Дело шло к вечеру, поэтому на этой попытке разведки и завершили культурную программу дня – вернее, она продолжилась, но в форме, не имеющей отношения к прохождению маршрута.
Окрестности хорошей стоянки с водопадом.
Ниже места стоянки по правому берегу бом. Левый поворот – правый поворот – левый поворот, чалка перед следующим правым поворотом, за которым расположен сложный каскад порогов 31-33. По омской лоции именно этот каскад назван порогом Редутный.
Увидев увеличение падения, зачалились под обрывистый левый берег – ошибочное решение, потом пришлось с дополнительными нервами перечаливаться опять на правый. При этой перечалке Игорь Морозов, неудачно спрыгнув с катамарана, сломал два ребра о раму, что и предопределило дальнейшее развитие похода.
Вся обработка каскада препятствий 31-33 производится по правому берегу. Каскад начинается на плавном правом повороте.
Пр. 31 (!) (5С). Порог. Длина около 200м. Под правой стенкой разгон струи. На входе 1,5 м водопад упирается в глыбу, перегораживающую справа половину реки. Через 25 м — глыба в центре, 4 м проход слева. Следует серия сливов до 1.5 м на прямом участке, один из них левой частью упирается в глыбу, на глыбе подушка, маневр вправо. По нашей воде было возможно причаливание в улова у правого берега, в большую воду этих чалок может не быть.
Заход на чалку в пр. 31 незадолго до пр. 32. Следующая чалка – последняя перед пр. 32.
Пр. 32 (!) (6В). Порог. Ключевой момент каскада. В 30 м ниже центральной глыбы слева метровый водопад и резкое увеличение уклона. Через 15 м 2 м водопадный слив через все русло. За ним справа налево косая надводная гряда из 5 камней. Справа прохода нет, основная струя выходит на обливную глыбу левее центра и падает с нее прямо и влево под скальную стенку. Прямо в нашу воду шло немного воды, основной свал влево в узость под скалой. Этот свал и определяет сложность порога. Падение на свале около 3 м. Далее еще один водопадный слив около 1.5 м.
Порог 32. На заднем плане – место страховки на выходе порога 31, перед камнем, на котором стоят люди – место последней чалки перед порогом. На переднем плане слева – место старта после обноса. Длина участка обноса всего метров 40, но он крайне неудобен.
Прохождение порога 32 на двойке – откровенная лотерея, даже при объемах 1500 л.
Пр. 33 (6А). Порог длиной около 150 м. Большое падение, бочки, навалы на камни. На уровне порога бом левого берега переходит в крутую осыпь. В конце порога перед правым поворотом – принудительная чалка направо. На ПБ хорошая (для этого участка реки) полка для стоянки, много дров.
Вид на выход из порога 33 от места чалки и стоянки.
К1, К2 и К4 проходили пр. 31 и чалились в улова у ПБ при помощи береговых чальщиков. К4 проходил препятствия 32 и 33 в связке, ключевой участок был пройден на грани оверкиля и стоил сломанной рамы. К1 и К2 обнесли пр. 32 и прошли пр. 33. Затем экипаж К4 занялся ремонтом своего катамарана, а остальные обнесли К3 от чалки перед пр. 31 до стоянки и произвели попытку разведки за скальный гребень. Разведка показала наличие еще двух гребней, разделенных осыпями, и отсутствие нормального выхода на борт ущелья. С тем и вернулись в лагерь. Дождь шел до вечера, ближе к темноте прервался.
3.05.06. С утра опять дождь. Самочувствие Игоря ухудшилось. Стали задумываться о возможности схода с маршрута. Надо заметить, что мы не очень ясно представляли себе, какие препятствия мы прошли, а какие еще впереди. В любом случае, поскольку выхода с судами по правому берегу не нашлось, а оснований для панического бегства налегке еще не было, нужно было двигаться дальше.
Пр. 34 (5А). Порог после крутого правого поворота. На заходе шивера. Правый берег в пороге – скальный бом. Слева впадает водопадом ручей. Мощный слив через все русло, по центру большой валун, проход слева. Далее еще один слив, выход – шивера. За порогом, после правого поворота, чалка влево.
Проходили сходу двумя тандемами, передние подстраховывали и снимали задних.
Пр. 35 (4С). Порог длиной 200 м. Идти по центру – слева и справа валуны.
Шли сходу кильватером.
Пр. 36. Шивера. На плавном правом повороте. Длина около 200 м. За правым поворотом чалка налево сразу в конце бома в улове.
Мы зачалились направо на повороте. Пробежавшись вперед, обнаружили длинный скальный бом по правому берегу, который невозможно было обойти поверху, мощный порог, после которого нет чалки, и лабиринт крупных скальных обломков в русле впереди. Так как разведка дальнейшего отрезка по правому берегу была невозможна, затем пришлось накоротке перечаливаться еще раз на левый берег перед большим красным камнем, выступающим в русло.
Пр. 37 (!!) (6С). Порог Винт. Справа сплошной бом. Длина 400м. Обнос груза по левому берегу. Имеет две ступени. В первой ступени водопадный слив 2.5 м, после которого навал на камень. Есть проход вправо в узкие ворота, в воротах зуб. Далее глыбы в русле с навалами на них. Первая ступень теоретически проходима для катамарана, однако чалка после нее перед второй ступенью и в случае нормального прохождения проблематична: в случае же аварии, вероятность которой весьма высока, перспективы экипажа совсем плохие. Вторая ступень – определяющая. Она опасна для любых судов. Мощный 2м слив, сразу за которым река перегорожена частоколом глыб с узкими проходами, между центральными камнями торчит бревно. Единственный чисто теоретический габаритный проход – с центра вправо после навала, но вероятность попасть туда, да еще на ровном киле, мала.
Порог Винт, первая ступень.
Порог Винт, ключ второй ступени.
Середина порога Винт. Обнос катамаранов.
В нашу воду порог, видимо, криминален для катамаранов-двоек. По крайней мере, разумных вариантов даже для теоретического обсуждения мы для себя не нашли и приступили к обносу. Обнос оказался довольно тяжелым и занял более двух часов. Гондолы сдували, рамы не разбирали. Непосредственно за порогом небольшая стоянка на левом берегу довольно высоко над водой, есть спуск к воде и тросовая переправа над следующим порогом. Здесь обнаружили записку группы Клетнева, проходившей по реке в прошлом году.
По ходу утреннего прогона перечалки и обноса стало ясно, что дальнейшее прохождение Игорем сложных порогов опасно для его здоровья. Игорь и Вадим попытались найти выход наверх из ущелья, но этого им не удалось. Вернулись обратно. Пока они ходили, остальная группа просмотрела порог 38 и наметила перечалку на правый берег к полочке на уровне его последней трети.
Пр. 38 (5С). Порог. Начинается сразу за пр. 37. Длина 300 м. В начале река перегорожена грядой камней с проходами между ними, справа водопадный слив более 1 м, далее прямой участок (идти в основном левее центра), затем крутой правый поворот. По левому берегу бом с прижимом к нему. В центре открытые и полуобливные валуны, справа мощные бочки. На повороте большое улово справа за цепочкой камней, отходящих от правого берега, но, чтобы в него попасть, надо работать. Порог продолжается за поворотом серией из нескольких сливов. После этого можно спокойно причалить в правому берегу.
Выход из порога Винт. Место спуска катамаранов на воду, рядом можно встать на стоянку.
Вход в порог 38. Отсюда мы продолжили сплав после обноса порога Винт. На камень у левого берега неожиданно сильно давит. Можно траверсировать струю и прыгать в правый слив.
Порог 38-вид сверху.
В пороге 38. На заднем плане видна первая ступень.
На этом кадре видно место чалки на правый берег за цепочкой камней после прижима в пороге 38. Здесь на полке правого берега можно стоять и отсюда же делать длинную разведку.
Далее по правому берегу (по тропе) можно провести глубокую разведку на 2,3-3 км до начала бома. Присмотрев полку для стоянки на ПБ, откуда планировалась разведка дальнейших препятствий, начали перечалку к этой полочке. Перечалка представляла собой прохождение пр. 38. К1 пошел без страховки. Успешно пройдя порог, зачалились и выставили страховку, ожидая прохождения К3. Однако спустя какое-то время подошел К4. Оказалось, что непосредственно перед стартом в баллоне К3 была обнаружена дыра. Время было уже позднее, поэтому экипажи К3 и К2 остались на левом берегу, передав с К4 котел, палатку и часть продуктов. Таким образом, группа оказалась разорванной между берегами.
Остаток дня оставшиеся на ЛБ потратили на поиск дыры в К3 и его ремонт. Экипаж К1 провел глубокую разведку по ПБ до пр. 40 и тросовой переправы перед ним. Тропа вначале проходит в нижней части осыпи, образованой камнями красного цвета, затем идет недалеко от реки. По дороге встретили красивейшую яблоневую рощу, где можно было бы встать на стоянку…
4.05.06. Погода в основном дождливая. С утра Игорю стало совсем плохо. Он переправился на правый берег по тросам и сообщил, что не может принимать дальнейшее участие в сплаве. Таким образом, стало ясно, что экипаж К3 сходит с маршрута, а потери времени накопились такие, что прохождение ущелья Орта-Тентек будет возможно лишь при серьезном напряжении сил. Опять-таки, внятного описания этого ущелья у нас не было, времени на сплошные разведки могло не хватить, да и вообще моральный дух группы оставлял желать лучшего. Сошлись на том, что это ущелье проходить не будем, а объедем его на машине.
Экипаж К1 перебрался по переправе обратно на левый берег и вторично прошел пр. 38 на К3. После этого порог был пройден К2 и вся группа собралась на правом берегу. Далее экипаж К1 на К3 прошел разведанный вчера участок и зачалился незадолго до входа в пр. 40. Вернулись обратно и прошли до этого места штатными составами. Разобрали К3 и распределили гондолы, весла и элементы рамы между оставшимися катамаранами. Переправили Игоря и Вадима на левый берег к тропе.
Пр. 39 (4В). Мощная шивера после правого поворота. Слева водопадом впадает ручей. Далее по центру русла большой валун, за ним упавшее дерево через всю реку, проход справа, камни, русло расширяется, мелко. Следующее препятствие через 300-400 м быстротока.
Пр. 40 (5В). Порог. Длина 120 м. Разведка возможна как слева, так и справа по тропам. Страховать также можно с любого берега. В ключевой части на заходе слева огромный красный валун, ниже его справа три камня: черный и два красных. На заходе валы, затем две крупные бочки под углом друг к другу, после которых струя сильно наваливает на обливные глыбы в правой части русла. Требуется уходить влево. На выходе бочки и валы, затем порог постепенно переходит в простую шиверу. Перед левым поворотом в русле большая скала.
Шли, пробивая левую из бочек по центру и затем уходя влево от навалов. Умывает.
Осмотр всех оставшихся препятствий Герасимовского ущелья не представляет сложности – по левому берегу идет хорошая тропа, по которой можно пройти вдоль всех препятствий и выйти из ущелья.
Пройдя пр. 40 и небольшой прямой участок после него, увидели в русле высокие скальные обломки и зачалились влево к тропе. Провели разведку оставшихся препятствий и обнаружили выход из ущелья. Разведка заняла менее часа: оказалось, что выход из ущелья существенно ближе, чем мы предполагали исходя из описаний. Нашли стоянку перед пр. 41, а дальше стоянок долгое время не было. Времени было еще полно, но все же встали на стоянку (а могли и закончить ущелье в этот день). Подошли Игорь с Вадимом и решили заночевать с нами.
5.05.06. С утра погода наконец хорошая. Игорь и Вадим ушли с рюкзаками к мосту, а остальные просушились, погрелись на солнышке и начали обработку каскада пр. 41-43.
Пр. 41 (5В). Порог. Перед входом по нашей воде подпор. На входе водопадный слив 1 м с бочкой. Ниже струя упирается в высокую скалу в русле, слева узкая протока, в нашу воду перегороженная камнями. Проход справа от скалы требует энергичного маневра, в струе зубья. Далее метровый жесткий вал.
Вход в порог 41.
Пр. 42 (5В). Порог-шивера. Длина около 150 м. Струя отжата к правому берегу, ближе к левому валуны. В конце в центре русла камень, узкие проходы справа и слева, справа проход шире, но жмет к скальной стенке.
Перед резким левым поворотом справа бом. Чалка влево.
Пр. 41 и 42 шли в связке, страховка морковками после сужения на выходе пр. 42. К1 и К2, опасаясь зубьев в правом проходе в пр. 41, после слива сбрасывались влево и перекидывали катамараны через камни в левую щель. К4 сумел уйти вправо, миновав зубья. Далее проходили пр. 42 (камень на выходе обходили справа) и чалились влево в улово.
Пр. 43 (!) (6А). Порог. Длина около 150 м. Имеет две ступени. Первая: на пологом левом повороте трек вдоль скального бома ПБ, навал на бом, камни в русле. Заход по внутреннему радиусу поворота осложнен полуобливным камнем и бревном слева. После прямого участка вторая ступень: в русле крупные глыбы красного цвета, навал на центральную глыбу, справа щель между ней и бомом правого берега – нагабарит, проход слева, но, чтобы в него попасть, нужно четко сработать, так как перед этим струя сильно сбивает направо.
Первая ступень порога 43.
Выход из порога 43.
Проходили поочередно со страховкой морковками после второй ступени. К1 в первую ступень заходил центром, затем уходил налево. Во второй ступени промедлили с уходом налево и катамаран сильно навалило на камень в середине русла. Пришлось выбрасываться на него и перекидывать судно. К2 шел тем же маршрутом, но успешно обошел камень. К4 шел первую ступень правее центра, на выходе был навален на тот же камень; пришлось точно так же перекидывать катамаран через него. Надо отметить, что на этом камне еще в 1980е годы участниками группы из Новосибирска был вбит скальный крюк, оказавшийся весьма удобным для манипуляций с веревками при перекидывании катамарана.
Далее до моста шли сходу.
Пр. 44-45 (4С). Шиверы-пороги слаломного типа на выходе из ущелья. Тянутся около 1 км. В русле многочисленные камни. Можно идти сходу, слалом очень приятный и динамичный. Затем река постепенно успокаивается.
Участок шивер в конце Герасимовского ущелья.
Выход из Герасимовского ущелья. Вид с тропы, по которой проводится разведка заключительных препятствий.
Перед мостом в с. Герасимовка.
На выходе из каньона простая шивера. Река течет в основном в одном русле. Меандрирует слабо. Вначале течет между обрывистых берегов высотой 5-15 м, образованными холмистыми отрогами хребта. Ниже берега выполаживаются. На участке быстроток, шиверы, изредка острова. Кое-где река подмывает глинистые берега, перекаты и слабые шиверы. Слева синяя будка гидропоста, далее встречаются фермы. От выхода из ущелья до пос. Герасимовка (расположенного на левом берегу) минут 20 хода. Перед поселком трос через всю реку – проход справа. В конце поселка железобетонный мост, через 700 м вход в ущелье Орта-Тентек.
Доплыли до моста, Игорь и Вадим были уже там. Заклеили очередные дыры в гондолах катамаранов и погрузили их поверх тента ГАЗ-66. Ближе к вечеру договорились с местным жителем попариться в его бане. Купили пива, пропарились, вымылись, в общем, культурно провели время. Отъехали подальше от села и встали лагерем возле разбоев. Вечером были гости, сидели допоздна. Допили практически все.
Пасторальные пейзажи Тентека.
6.05.06. Объехали ущелье Орта-Тентек. Вначале доехали до Андреевки и отправили Игоря с Вадимом на автобусе до Уш-Тобе. Затем по нормальной грунтовке заехали до метеопоста Тонкерис, затем по плохой дороге назад вдоль реки в объезд каньона Карасук по левому берегу. Здесь есть множество мест для стоянки среди кустов, место открытое, с дровами проблем нет – плавник и кустарник. По приезде оказалось, что баллоны неудачно привязанных катамаранов К2 и К4 в ходе транспортировки пробились в нескольких местах элементами рамы. Погода отвратительная (как, впрочем, и почти весь поход), холодно, дождь и сильный ветер. Встали на полудневку для ремонта, условия для которого были неподходящие. В результате в этот день завершить ремонт не удалось. Впрочем, после отказа от прохождения 4 ущелья мы уже никуда не спешили. Вечером жгли огромный костер на берегу.
7.05.06. На следующий день с утра продолжали ремонт, но так и не заклеили баллоны нормально – где-то остались невыявленные дырки, и оба катамарана сильно травили. В районе 11 утра пошли каньон Карасук.
От устья р. Карасук река входит в узкий, низкий каньон, на выходе которого мощные пороги. На выходе из каньона слева метеопост Тонкерис. Каньон врезан в практически ровное плато. Выйти наверх недолго и несложно. Каньон начинается простым струйным порогом с валами.
Пр. 46. Струйный порог. Валы.
До выходных порогов 10-15 минут сплава. В начальной части каньона высота стен 15-25 м. Валы, простые прижимы. В первой трети есть небольшой разрыв каньона, по берегам деревья, возможна стоянка на правом берегу и выход наверх. Дальше деревьев по берегам нет, высота стен возрастает до 50 м, ширина каньона около 30 м. Несколько поворотов, сбойные валы. В конце участка поворот направо, левый прижим и каньон расширяется.
Пр. 47 (4В). Порог. Бочки и прижим слева, заход справа.
Участок от начала каньона проходили сходу, несколько раз остановившись для подкачивания баллонов. Пройдя пр. 47 и увидев возможность подняться наверх, зачалились к левому берегу для разведки подходов к водопаду. Обнаружили водопад и мощный порог струйного типа перед ним.
Пр. 48 (5А). Порог. Расположен на левом повороте. Длинный сброс по всей ширине реки. В центре длинный язык, далее сбойный вал. Бочки до 1,5 м. Общее падение 3 м. В 150 м ниже водопад.
Шли по основной струе, чалились влево в улова между скал.
Пр. 49 (5С). Водопад Тункуруз. Локальный слив сложной формы в сужении русла высотой 2.5 м. Перед ним расширение русла и подпор. Разведка и страховка слева. У водопада есть приемлемая стоянка. Правее центра петух, через который идти безопаснее, справа слив более отвесный с держащей бочкой, по центру мощная сбойка. Ниже прижим в скальную стенку правого берега, по нашей воде не опасный. Далее спокойно, удобно страховать с воды. Ниже ещё одно сужение с 0,5 м сливом. В 300 м ниже водопада на выходе из ущелья гидрометеопост Тонкерис.
Водопад Тункуруз и окрестности.
Водопад Тункуруз. Заход на петух.
Проходили в правой части русла, страховали слева – с берега и с воды. Далее перечаливались к гидрометеопосту, где нас ожидал ГАЗ-66. Пользуясь возможностями автомобильного сопровождения, съездили к плотине на выходе из ущелья Богет (около 30 минут), убедились, что влететь в нее невозможно, и вернулись обратно. Испив чаю в доме гостеприимного дежурного с метеопоста, отбыли на сплав.
Участок между последними ущельями почему-то называется котлован Ынтан. Ничего, напоминающего о котловане, мы не увидели. Длина этого участка около 4 км, уклон невелик, река плавно и быстро скользит по широкой пойме, острова, разбои, ширина реки 50-80 м. Вход в ущелье Богет (скальное сужение) виден издалека, перед ним легко зачалиться, если это нужно.
Вход в ущелье Богет.
Пр. 50 (5А). Ущелье Богет (можно рассматривать, как одно препятствие). 6 км, уклон 5,7 м/км.
Последнее ущелье маршрута, извилистый каньон с высотой стен до 150 м. Возможна разведка сверху по правому или левому берегам, где идут тропы, а по левому берегу еще и грунтовка. Ущелье закрыто снизу плотиной, перед которой длинный подпор и легко зачалиться на левый берег. Здесь реку пересекает автодорога. Выход из ущелья, видимо, невозможен, чалки в уловах между скалами. В большую воду каньон может представлять серьезную опасность. При паводке плотину иногда открывают, в этом случае перед ней может не быть подпора, что является дополнительным фактором риска.
Мы проходили ущелье Богет сходу. Особых сложностей обнаружено не было, однако примерно в середине ущелья в скальном сужении мы наткнулись на здоровенную бочку в сужении русла, размеров которой хватило, чтобы зажевать и перевернуть К1. Экипажу далеко не с первой попытки удалось зачалить перевернутое судно в улове у скал правого берега. Остальные экипажи обошли бочку по краю. После этого эпизода спокойно дошли каньон – ничего серьезного в дальнейшем нам не встретилось. Весь сплав по ущелью Богет занял около 0.5 часа.
От плотины отходит несколько арыков. Река идет по широкому выносному ложу, дробясь на рукава. Скорость течения большая, постепенно она замедляется.
Разобрали суда на левом берегу перед плотиной, по возможности просушились и уехали в цивилизацию. Ночевать за плотиной негде и незачем. Толпы отдыхающих и пикникующих, кучи мусора и битого стекла. Похоже, окрестности плотины – одно из популярных мест досуга местной молодежи от 10 до 50 лет.
Полноценное прохождение Тентека не удалось осуществить как из-за не вполне удачной подготовки, так и из-за форс-мажорных обстоятельств. Запланированного времени было на это вполне достаточно.
При наблюдавшемся уровне воды (низкой, затем ниже средней в начале маршрута и далее – средняя вода) препятствия носят в основном слаломный характер и требуют постоянного маневрирования. Река не фото/киногенична.
Выбор сроков для успешного прохождения реки – вопрос спорный. Летом вода в целом ниже, чем весной, и климатические условия лучше, но в это время может появиться много негабаритов для катамарана. В типичную весеннюю (высокую) воду река опасна и может потребовать применения более объемных судов.
Отдельную проблему на Тентеке составляют берега. Живые осыпи затрудняют разведки, камни по берегам острые – следует соблюдать осторожность при причаливании, легко получить пробоину.
Любая авария или травма участника ввиду тяжелой береговой обстановки, плотности препятствий, а также возможных проблем с выходом из ущелий, может вызвать серьезные затруднения для всей группы. Нам известны случаи, когда сходившие с реки группы вынуждены были бросить свои суда.
Со стоянками и дровами проблем нет. То, что мы пару раз стояли на неудобных стоянках, было результатом плохой проработки маршрута. Специальное горное снаряжение на пройденном участке не требуется. Как сообщили проходившие всю реку, оно не требуется нигде на Тентеке.
Местное население в целом настроено доброжелательно и гостеприимно.
Для заброски от Голубева Запора до начала 1 ущелья и его прохождения требуется пара дней как минимум. Все хождения по берегу проблематичны. Осыпи, нужна хорошая обувь.
При данном уровне воды река, видимо, может быть пройдена на катамаранах-двойках полностью, за исключением второй ступени порога Винт (и окрестностей непроходимого водопада в 4м ущелье, которое мы не проходили). В принципе река доступна для любых типов судов.
При более высокой воде сложность препятствий может существенно повыситься. Уровень воды в межсезонье (как и погода) совершенно непредсказуем. Требования к группе, выходящей на Тентек даже при низкой воде, должны предъявляться такие же, как к любой группе на VI к.с.
На всякий случай, мы брали с собой обвязку, карабины, спусковое устройство и основную веревку 40 м, для организации вытаскивания пострадавших при возможной аварийной ситуации. К сожалению, взятая с собой рация отказалась работать. Применение радиосвязи в каньонах Тентека весьма уместно ввиду плохой береговой обстановки и необходимости частой смены берегов.
Желательно иметь как минимум сутки на прохождение на надувных судах Константиновского ущелья, двое с половиной суток на Герасимовское ущелье. Для прохождения участка от конца ущелья Орта-Тентек до плотины вполне может хватить одного ходового дня. Желательно закладывать резервное время в течение дня на возможный ремонт.
Все ключевые препятствия Тентека на пройденном отрезке нормально просматриваются по берегу, проблему составляет разведка подходов к ним. К сожалению, мы не можем порекомендовать ни одного описания, на которое можно опираться при сплаве, чтобы чалиться непосредственно перед ключевыми препятствиями. Более того, судя по всему, русло Тентека сильно перемывается паводками, и препятствия год от года меняются. Поэтому не следует воспринимать описания и лоции как данность и экономить время на разведках.
С особым вниманием нужно отнестись к подготовке картографического материала, чтобы иметь возможность спланировать аварийный выход с маршрута в случае необходимости. Ключевые препятствия Тентека расположены в ущельях, выход из которых возможен лишь в ограниченном числе мест. Связавшись с нами, Вы можете получить комплект сканированных карт района путешествия, достаточный для подготовки похода по Тентеку и Орта-Тентеку.
Автомобильное сопровождение, конечно, повышает уровень безопасности при прохождении маршрута, однако далеко не с любого места в ущельях можно наладить с машиной связь, даже выбираясь налегке.
Если Вы планируете прохождение ущелья Орта-Тентек, следует четко уяснить два момента: способ обноса водопада и подходов к нему и место стыковки с машиной (в случае наличия автомобильного сопровождения). Относительно первого мы рекомендаций дать не можем, а вот касательно второго – машине следует доезжать до метеопоста и затем ехать обратно по левому берегу до подъема на полку над ущельем. Сюда можно будет без особых проблем с ориентировкой выйти из ущелья и в случае ЧП.
Наличие многочисленных дорог позволяет при желании увязать маршрут по Тентеку со сплавом по другим рекам Джунгарского Алатау: Орта-Тентек (VI к.с., правый приток Тентека), Лепсы (IV к.с.), Коксу (V к.с. с притоком Казан (V-VI к.с.)), Кора-Ой (V-VI к.с.). Река Орта-Тентек у местного населения носит название “второй Тентек”, или “Успеновский Тентек” (по с. Успеновка, расположенному на его берегах).
Памятники культуры в явном виде отсутствуют (если не считать таковыми кладбища и забегаловки с дешевым лагманом).
Перед выходом на активную часть маршрута обзаводитесь необходимым количеством местной валюты заранее! В дальнейшем ваши рубли и доллары могут не быть востребованы при попытках чего-нибудь докупить.
Форум турклуба “Сплав” splav.borda.ru
Сайт турклуба “Сплав”splav-academ.narod.ru
Адрес фирмы STTEK: 489171 г.Текели, ул. Тухачевского 40-10
8 333 254 98 01, 8-(32835)-42005 , Дмитрий Сагуров
Источник