Проект «В защиту Черного моря»
Цель: показать богатство флоры и фауны Черноморского бассейна; знакомить с историей развития Черного моря, географическими особенностями.
1. Знакомить учащихся с географическими особенностями Черного моря, с историей его развития.
2. Формировать начальное представление о биотическом круговороте веществ и экологическом равновесии, связывающих все живое и неживое.
3. Учить школьников находить взаимосвязи в природе, в частности, в живой и неживой природе Черноморского бассейна.
4. Знакомить с ролью морских животных и растений в природе и жизни человека.
5. Формировать чувство ответственности за сохранение природы родного края, чувство гордости за свою малую Родину.
6. Развивать мотивацию поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
В соответствии с требованиями Федерального Образовательного стандарта на ступени начального общего образования «осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся», а также «духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими национальных ценностей», воспитание патриотов, «любящих свой край и свою Родину». Но невозможно говорить о воспитании любви к родному краю без любви к родной природе, без знания и изучения природных особенностей, истории родного города, села, местности, где ты родился, а также быта, традиций твоих земляков…
Современные школьники отличаются от детей пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. Правда, опыт этот преимущественно виртуальный. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах, далеких от их дома, существенно больше, чем об окружающих их предметах. В результате у различных школьников оказываются разные знания и вопросы об окружающем мире. Но знания эти отрывочны, бессистемны, раздроблены. А ведь важно не только запомнить какие-либо сведения, но и научиться систематизировать, упорядочивать полученные знания. А также очень важно освоить способы нахождения нужных знаний в тот момент, когда в этом возникает необходимость; умение пользоваться словарями, справочной литературой, энциклопедиями, другой специальной литературой.
Достижению этой цели (наряду и с другими мероприятиями) в большой мере способствует подготовка и реализация долгосрочного проекта «Черное море», который родился в процессе подготовки к Городскому краеведческому конкурсу «Черное море».
31 октября отмечается День Черного моря. В преддверие этого события «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г.Сочи» традиционно проводит городской краеведческий конкурс «Черное море». Учащиеся 4 класса решили принять участие в этом конкурсе, однако, сложность возникла в момент формирования команды: участвовать могли лишь 6-8 человек, а желающих было намного больше. Тогда ребята предложили провести целый ряд отборочных туров в классе (посвященных теме Черноморья) и по итогам этих «состязаний» сформировать команду.
Уже в середине сентября был составлен план мероприятий и объявлено начало проекта. Тематика предлагаемых заданий в классе определялась условиями городского конкурса:
1. На первом этапе ребята готовили групповые работы: брошюры «Флора Черноморского бассейна» и «Фауна Черноморского бассейна». В процессе работы учащиеся разделились на группы и, хотя материал для брошюр собирали индивидуально, оформление происходило в группах.
2. Вторым этапом стал Конкурс Кроссвордов «Страны и города Черноморского побережья».
Этот этап предполагал индивидуальную работу.
3. Третий этап – блиц-викторина «Красная книга Черноморского бассейна».
4. Логичным продолжением подготовки к предыдущим турам явился четвертый этап – Командный турнир «Я живу у Черного моря». На этом этапе проверялись не только знания, приобретенные и отшлифованные в процессе подготовки к предыдущим состязаниям, но и умение работать в коллективе, договариваться, прислушиваться к мнению товарищей по команде, принимать решение сообща.
Следующие этапы — творческого характера – имеют цель раскрыть индивидуальные творческие способности ребят.
5. Конкурс художественных работ. Не случайно – не рисунков, а художественных работ; это могут быть и коллажи, и работы из подручных материалов, и работы из природного материала, и живопись, и графика.
Это состязание явилось отборочным туром городского конкурса. Именно работы, победившие на этом этапе, отправились на выставку художественных работ Городского краеведческого конкурса «Черное море».
7. Завершающим этапом проекта (подготовки к городскому состязанию) явилась защита экологических проектов «В защиту Черного моря». Форму представления проекта ребята выбирали сами: газета, серия иллюстраций, книжка-раскладушка, устный иллюстрированный журнал, брошюра, были даже инсценировки.
По завершении всех состязаний компетентное жюри в составе учителей, родителей и учащихся произвело выбор команды по следующим критериям:
ü активность (частотность) участия в классных мероприятиях
ü полнота, объемность ответов на вопросы
ü уровень правильности ответов
ü умение работать в паре, группе (команде)
Результат всей этой работы был великолепным: именно наша команда стала победителем 7-го Городского краеведческого конкурса «Черное море».
В процессе реализации этого проекта :
· формируется умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; искать и выделять необходимую информацию; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности (Познавательные УУД);
· формируется умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; умение сотрудничать в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (Коммуникативные УУД);
· формируется умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще неизвестно (целеполагание); умение планировать – определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий (Регулятивные УУД);
· формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой родной край, народ и историю; развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Личностные УУД).
Источник
Экологические проблемы Черного моря
На сегодняшний день экология Черного моря находится в кризисном состоянии. Влияние негативных природных и антропогенных факторов неминуемо ведет к изменению экосистемы. В основном акваторию постигли те же проблемы, что и другие моря. Рассмотрим их детальнее.
Цветение Черного моря
Одна из актуальных проблем Черного моря – это цветение воды, переизбыток водорослей, то есть эвтрофикация. Растения используют большую часть кислорода, растворимого в воде. Животным и рыбам его не хватает, следовательно они гибнут. На снимках со спутников можно увидеть, как отличается цвет воды Черного моря от других.
Загрязнение нефтепродуктами
Очередная проблема – это загрязнение нефтепродуктами. Данная акватория занимает первое место по степени загрязнения нефтью. Наиболее грязные участки – это прибережные районы, особенно порты. Иногда случаются аварийные разливы нефти, и экосистеме требуется несколько лет, чтобы восстановиться.
Черное море загрязняется промышленными и бытовыми отходами. Это и мусор, и химические элементы, и тяжелые металлы, и жидкие вещества. Все это ухудшает состояние воды. Различные предметы, плавающие в воде, воспринимаются обитателями моря как еда. Они умирают, поглощая их.
Появление чужеродных видов
Не меньшей проблемой считается появление в воде Черного моря чужеродных видов. Наиболее устойчивые из них приживаются в акватории, размножаются, уничтожают местные виды планктона и изменяют экологию моря. Чужеродные виды и другие факторы в свою очередь приводят к уменьшению биологического разнообразия экосистемы.
Браконьерство
И еще одна проблема – это браконьерство. Она не столь глобальная, как предыдущие, но не менее опасная. Требуется повысить меры наказания за незаконный и бесконтрольный вылов рыбы.
Чтобы сохранить экосистему и улучшить экологию моря, нужна эффективная деятельность всех стран, расположенных на черноморском побережье. На законодательном уровне была подписана Конвенция о защите Черного моря от загрязнений. Также созданы органы координации природоохранных программ акватории.
Решение экологических проблем Черного моря
Кроме того, необходим контроль за вредными промышленными и бытовыми выбросами в море. Необходимо регулировать процессы вылова рыбы и создавать условия для улучшения жизни морских животных. Еще нужно использовать технику для очищения воды и прибережных зон. Сами люди могут позаботиться об экологии Черного моря, не бросая мусор в воду, требуя от органов управления улучшать экологическую ситуацию акватории. Если мы будем неравнодушными к экологическим проблемам, каждый внесет небольшой вклад, то мы сможем спасти Черное море от экологической катастрофы.
Источник