Тема стихотворения фета фонтан

Анализ стихотворения Фонтан Фета

Это произведение было создано летом 1891 года, стихотворение написано в особом лирическом тоне, которое приобретается благодаря использованию слова «мы». Так автор моделирует существующее пространство, которое ограничивается ночью и лирическим героем. Они становятся участниками сцены, которая происходит летней ночью, которая достаточно тепла, для того, чтобы развивались происходящие события. Еще одной приметой тепла, становится запах цветущей липы, аромат которой фактически окутывает весь воздух.

Образ, который дал заглавие самому стиху, не только наделяется автором оживлением, но автор дает ему так же право голоса. Лирический герой наслаждается шумом фонтана, который фактически разговаривает с главным героем.

Именно фонтан показывает лирическому герою, что пределы познания ограничены, что у каждого земного бытия могут быть пределы, а потоки воды символизируют человеческие устремления, которые также ограничены. Автор подчеркивает то, что мысли и чувства, направленные под напором собственных стремлений, все равно вливаются в общий замысел, который определен высшей божественной сущностью, все ей подвластно, оно контролирует все, что происходит.

Несмотря на то, что ключевой лирический герой осознает всю трагичность собственного земного бытия, он не придает ей особого негативного оттенка, не подчеркивает драматизм осознания происходящего.

Только на уровне стилевых приемов читатель ощущает, что в настроении героя присутствует грусть. Но при этом повествование остается спокойным и размеренным, он не старается драматизировать происходящее, у него нет сил менять ход событий. Он понимает, что изменить его в принципе невозможно, божественная сущность следит за тем, что происходит в подвластным ему владениях.

Фонтан отлично подчеркивает все происходящее в душе героя, он понимает, что не может вырваться из замкнутого круга, его мысли и эмоции в итоге подчиняются высшему разуму, который должен контролировать то, что происходит. В его душе скорее всего бурлят переживания и волнения, но он старается не показывать то, что происходит. Он сдерживает то, что происходит, как фонтан, который не дает воде вылиться за ограниченные пределы, сможет ли он до последнего скрывать происходящее и бороться с возникающими эмоциями.

Вариант 2

В стихотворении Фонтан Фет представляет зарисовку ночного созерцания фонтана. Он уподобляет себя, да и человека в целом фонтану, но метафора не полная, а использует только некоторые сходства, в частности движение крови в теле и воды в фонтане. Тут наиболее существенным является мотив движения, которое олицетворяет собой жизненность.

Человек представляет собой только сходство факторов, которые заставляют его действовать «под давлением судьбы». Конечно, Фет специально тут использует слово давление, которое снова возвращает ассоциативный ряд читателя к фонтану, который приводится в движение давлением. Вода может пребывать в покое, также как человек может пребывать в собственной потенции, в небытии или как просторечиво говорят обыватели – в проекте собственных родителей.

Песня поэта и песня фонтана созвучны, если развить эту мысль и немного углубить становится понятным невероятно гармоничное видение поэтом всего мира. Фет рассматривает себя как совокупность факторов, приводящих некоторые элементы в движение – «мысль несется, сердце бьется». Все эти детали также созвучны движениям воды в фонтане.

Просто человек выражает свою песнь словами, но, по сути, есть ли отличие между этим сочетанием звуков и таким, которое дает журчание воды? Вероятно, при глубоком рассмотрении, такое различие отсутствует. Фонтан – тоже в каком-то смысле странник в этом мире, который возносится смело «до известного предела», но и эта вода когда-то остановится и станет чем-то неподвижным, а возможно и вообще выльется в грунтовые воды, протечет по рекам и станет океаном, который издает совсем другие звуки, в котором такое прежнее журчание больше не будет иметь никакого значения.

Видение Фетом мира сравнимо чему-то древнему и первобытному, он во всем видит живое, подобно первым религиозным людям, которые наделяли весь мир сознательностью и элементами жизни. У Фета дышит и он и ночь, воздух может оказаться одурманенным цветом липы. Ночь затихает также как Фет чтобы послушать фонтан. В этой ситуации не только человек представляет собой сознательное действующее лицо, но только он субъект, живо все, человек смиренно воспринимает себя только частью этого безмерного океана бытия, частью, которая, по сути, не имеет существенного значения.

Сравнивая себя с послушным рабом Фет не говорит о подчиненном положении или служении чему-либо, он просто указывает на силу обстоятельств, на внешние факторы, которые делают человека подобным воде, которая под давлением вытесняется из океана небытия на короткий период, чтобы потом снова вернуться обратно. Также естественно как ночь сменяется зарей.

Анализ стихотворения Фонтан по плану

Фонтан

Возможно вам будет интересно

Фет всегда держал свою личную жизнь вдали от глаз окружающих его людей. Его любовная лирика является неотъемлемой частью его творчества, но ни одно из стихотворений не имеет конкретного адресата.

Читайте также:  Бассейны с отработанным ядерным топливом

Изучив стихотворение «Зима недаром злится. » мне кажется, что лирический герой в нем является насмешливой и комичной личностью. Автор вначале произведения дает нам понять, что пришла пора Весны, уже даже жаворонки в небе ждут ухода Зимы

Когда человек чувствует, что совсем скоро расстанется с жизнью, начинает задумываться над тем, как он прожил жизнь и что сделал для себя, а также и для других хорошего, а чего сделал плохого.

Данный стих появился во втором месяце зимы. Начинается он с чувств, предвидений приближающейся весны, свидания с любимым человеком. В то время А. Блок безумно влюблен Л. Д. Менделееву, дочь друга, но их встречи очень редки

Источник

«Фонтан» А. Фет

Ночь и я, мы оба дышим,
Цветом липы воздух пьян,
И, безмолвные, мы слышим,
Что, струей своей колышим,
Напевает нам фонтан.

– Я, и кровь, и мысль, и тело –
Мы послушные рабы:
До известного предела
Все возносимся мы смело
Под давлением судьбы.

Мысль несется, сердце бьется.,
Мгле мерцаньем не помочь;
К сердцу кровь опять вернется,
В водоем мой луч прольется,
И заря потушит ночь.

Дата создания: 7 июня 1891 г.

Анализ стихотворения Фета «Фонтан»

В произведении, созданном летом 1891 г., необычное наполнение приобретает лирическое «мы», от лица которого моделируется художественное пространство. «Ночь и я» – одинаково «безмолвные», спокойные и неторопливые участники летней сцены. Их окутывает пьянящий аромат цветущей липы, ставший яркой обонятельной приметой наступившего тепла.

Образ, давший заглавие стихотворению, не только оживлен, но и наделен даром речи. Герой и окружающая его гармоничная картина ночи слушают мудрую «песню» фонтана, которая занимает два из трех пятистиший.

Одушевленный персонаж напоминает о пределах познания и конечности земного бытия, обозначая общей формулой «послушные рабы» и потоки воды, и человеческие устремления. Аллегорический смысл речи уподобляет мысли и эмоции водяной струе, поданной под давлением. Какими бы грандиозными ни были желания и планы, всему суждено влиться в естественный круговорот, заданный божественным началом.

Лирический субъект «Фонтана» осознает драматизм земного существования, но не обостряет его до трагических нот. Произведение, появившееся примерно за полтора года до кончины поэта, подводит философский итог его творческим исканиям. Принять гармоничные законы природы, вписать в ее вечный цикл развитие человеческого общества – такова суть поэтического завещания Фета.

Метафора, ассоциирующая жизнь с бурлящими струями фонтана, организует аллегорический план и определяет особенности идейного содержания стихотворения. Важная роль отведена и олицетворениям: образ ночи, способной дышать, слышать и ощущать липовый аромат, придает поэтическому пространству динамичность и выразительность.

Спокойные интонации, оттененные светлой грустью, поддерживаются на уровне стиля. В его основе – приемы аллитерации и плавное движение, заданное при помощи четырехстопной хореической строки.

Аллегорическую картину, в центр которой помещен фонтан, за полвека до появления фетовского текста создал Тютчев. Его лирического героя привлекли не звуки, а зрительное великолепие «облака живого» из «огнецветной» водяной пыли. Детализованный, насыщенный яркими метафорами художественный мир тютчевского творения скрывает в себе трагическое содержание. Крушение надежд и желаний связано с мотивом высшего суда, грозного и неумолимого. Его атрибутом выступает карающая рука, обозначенная сложным эпитетом «незримо-роковая».

Источник

Анализ стихотворения Тютчева «Фонтан». Образы и смысл произведения

Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нем он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использовав разбор на уроке литературы, можно значительно упростить объяснение материала на эту тему.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.
История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.

Тема стихотворения – предопределенность человеческой судьбы.

Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй раскрывает свою метафору, говоря, что таким образом он описывает стремление души человека к небу.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.

Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Анализ стихотворения «Фонтан» Фета А.А.

В 1891 году А.А. Фет написал свое знаменитое стихотворение «Фонтан». Лирический герой в нем существует в определенном симбиозе с летней ночью:

Этот союз очень важен для стиха. Они вместе дышат пьяным, ночным июльским воздухом, который легко угадывается по упоминанию запаха цвета липы. Они оба замечают умиротворяющий танец води в фонтане, и слышат его прекрасную песню. Перед этой песней замолкает и лирический герой, и фонтан.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Далее Фет делает что-то воистину достойное великого гения — он оживляет фонтан, дает ему возможность не только играть музыку, но и рассказать лирическим героям свою историю.

Читайте также:  Крупнейший порт южного бассейна россии

— говорит им фонтан, таким образом автор показывает, что это история настоящего человека. Человека, который состоит из плоти, крови и, что самое главное, из разума, что позволяет ему видеть, как на самом деле устроен мир.

Это видение дает возможность говорить от имени всего человечества:

Но почему рабы? Таким образом, автор решил показать всю ничтожность людей в этом мире, слабость перед судьбой. Тут жизнь сравнивается с работой уже реального фонтана. Подобно воде в этом механизме, жизнь выталкивает на определенную вершину, максиму существования. И мы действительно «смело возносимся» вверх, считая такие подарки судьбы как что-то, что само собой разумеется. И вот здесь главный акцент всей речи фонтана: мы все равно упадем с вершины жизни в воды мира душ, где только Господу судить за грехи и решать нашу дальнейшую судьбу.

В последней строфе в стих врывается утро. Оно исходит от лирического героя, который наконец-то избавляется от союза с ночью. В этот момент открывается истинная сущность образа летней ночи — это метафора сомнений, темных мыслей. И примечательно, что вся эта волна чувств, которая накрывает поэта, в действительности, очень коротка, как и каждая летняя ночь. Утро рано или поздно наступит.

Герой понимает, что на самом деле он живой:

все его сомнения на самом деле не имеют смысла ведь:

Но эта неспособность развеять темноту указывает на еще один сильный акцент: автор показывает, что для него необходимо нести сильный свет, то есть быть чистым в мыслях своих, делах и самое главное — вере. Так, вместе с появлением этой веры заканчивается основная часть произведения.

Для понимания финала стихотворения, стоит понимать какой контекст за ним стоит. Это одна из последних предсмертных работ автора. Все эти сомнения, основанные на страхе перед скорой смертью, которую Фет, безусловно, чувствовал. Кровь — эта вода в фонтане тела человеческого тела обязательно вернется к сердцу, она попадет в смертельный водоем, но душа никуда не денется. Великой надеждой на божье спасение заканчивается стих.

В конце концов «заря потушит ночь», здесь прямой намек на христианскую рождественскую звезду. В финале стиха читатель находит надежду на жизнь и это, пожалуй, самое важное из того, что Афанасий Фет хотел передать.

Композиция

Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создает образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафорические эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.

Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.

«Фонтан», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Фонтан», написанное Ф. Тютчевым в 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы «Фауста» Гете. В «Фонтане» Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы.

Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы человека. Тютчев полагает, что существует некая заданность в судьбе человека, которую он никогда не сможет преодолеть.

Художник раздумывает над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли познать все законы мироздания и ограниченностью ее возможностей. Человеческая мысль стремится ввысь, к познанию, подобно фонтану, устремленному к небу, однако в обоих случаях есть определенная граница, за которую нельзя перейти. Незримый закон судьбы – «длань незримо-роковая»- позволяет человеческой мысли подняться только на определенную высоту, ниспровергая ее затем на землю, подобно струям фонтана.

В основу стихотворения положен излюбленный тютчевский прием – поэтическое сравнение. Поэт параллельно развивает две темы: струй фонтана как явления внешнего мира и «водомета» человеческой мысли. Параллелизм определяет двухчастную композицию произведения: стихотворение разделено на две логических части с четким разделением содержания по строфам. Первое восьмистишие создает яркий, выразительный образ фонтана, второе восьмистишие посвящено внутренней природе человеческой мысли.

Прекрасную многоцветную картину «сияющего» фонтана Тютчев изображает при помощи эпитетов, выполняющих роль метафор («высоты заветной», «влажный дым», «пылью огнецветной»), сравнений, содержащих метафоры («облаком живым фонтан сияющий клубился»). Художник очень неожиданно сравнивает фонтан с огненной стихией («пламенеет», «клубится», «влажный дым»), отождествляет фонтан с «живым облаком».

Вторая часть «Фонтана» посвящена по контрасту «смертной мысли» человека, мысли, которая «лучом упорным» «к небу рвется», чтобы постичь тайну Бытия, тайну существования и предназначения самого человека. Восьмистишие, передающее внутреннее состояние лирического героя, эмоционально насыщено за счет обращений («О смертной мысли водомет// О водомет неистощимый!»), риторических вопросов ((«Какой закон непостижимый// Тебя стремит, тебя мятет?»), риторическими восклицаниями («как жадно к небу рвешься ты!»).

Философская элегия написана трехстопным ямбом с пиррихием, создающим эффект движения струй воды вверх. Тютчев использует в «Фонтане» кольцевую рифмовку, которая словно повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана вверх-вниз.

Читайте также:  Страны бассейна амазонки характеристика гп сельское хозяйство промышленность

Стихотворение богато разнообразными эпитетами («облаком живым», «высоты заветной», «фонтан сияющий») и метафорами («фонтан клубится», «смертной мысли водомет»).

Органически присущее Тютчеву ощущение тождества природы и человеческого духа возвышает поэтические образы стихотворения. В фонтане нет ничего застывшего, вода в нем всегда движется, выбрасывается с необыкновенным напором. Подобно струе фонтана человеческая мысль находится в постоянном движении, в постоянном поиске истины.

В стихотворении «Фонтан» Тютчев, передав с потрясающей силой бунтарскую стихию человеческой души, сжато, остро и выразительно утверждает идею неразрывности жизни человека с жизнью Веселенной.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
  • «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
  • «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
  • «Листья», анализ стихотворения Тютчева
  • «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
  • «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
  • «Полдень», анализ стихотворения Тютчева
  • «Безумие», анализ стихотворения Тютчева

По произведению: «Фонтан»

По писателю: Тютчев Федор Иванович

Это философская элегия, посвященная вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда поднимается к нему и, достигнув определенной высоты, обречена вернуться к земному.

Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как трехстопный ямб с пиррихием: с его помощью он создает эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.

Передо мной стихотворение Ф.И. Тютчева, под названием «Фонтан». Я считаю, что это произведение на философскую тему, тему жизни и смерти, о том, чего человек изменить не в силах.

Настроение стихотворения торжественное, приподнятое. Автор с первых строк предлагает читателю посмотреть на сияющий фонтан, фонтан жизни, неистощимый фонтан. И ведь, действительно, эпитет «неистощимый» помогает понять читателю, что жизнь была, есть и будет всегда.

Произведение написано двусложным размером-ямбом с пиррихием. Безударная стопа как будто даёт нам время для размышления о таком великом и прекрасном даре, как жизнь. Возможно, двусложный размер говорит о двух таких понятиях, как жизнь и смерть. Ямб придаёт стихотворению простоту и гармоничность, делает язык обыденным и понятным. Вторая строфа — это идейный центр произведения:

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной (переломный момент)

И снова (процесс повторяется неоднократно)

Ниспасть на землю осужден.(таков вечный закон жизни)

То есть не бывает ничего вечного, и всё когда-то проходит. В данном случае луч фонтана олицетворяет жизнь. Получается, когда человек прожил со осмысленно отведённое ему время, оставил что-то после себя, он «осужден» «ниспасть на землю пылью одноцветной». Таков закон жизни, которая проходит, но потом воплощается в чем-то новом на свете. Так происходит из года в год, из века в век. Это может подтвердить даже кольцевая рифма, использованная автором.

Тютчев в своем стихотворении противопоставляет жизнь смерти.

Смерть
Облако живое Смертная мысль
Сияющий, Неистощимый Пыль одноцветная
Влажный
Пламенеет

Но эти понятия разделяет судьба, которая распоряжается всем (роковая, непостижимый, незрима, преломляя, сверкает). Аллитерация звуков [г], [р] показывает загадку рока.

Третья и четвертая строфы повествуют читателю о том, что никто не в силах что-то изменить в своей судьбе:

Но длань незрима роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты…

Эпитет роковая — судьбоносная, её нельзя увидеть, ее просто понимаешь позже. Преломляя, свергает — останавливает существование чего-либо. «С высоты» — решение свыше.

Кто же может разгадать эту загадку? Автор задается этим вопросом:

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метет?

Анафора в этих строках указывает на то, что люди так или иначе, но задумываются над этой вечной темой. Может быть когда-нибудь в будущем люди смогут понять всё происходящее, смогут познать истину жизни.

Произведение состоит из четырех строф и шести предложений, которые несут в себе такой глубокий смысл! Преимущественно использованы глаголы настоящего времени, говорящие нам о сегодняшней жизни, сегодня мы должны думать о завтрашнем дне.

Композиционно это стихотворение, по-моему мнению, разделить нельзя, так как жизнь-это единое понятие, которое неразрывно.

Какие мысли приходят лирическому герою, когда он любуется фонтаном? Мысли о вечном, о неизбежности судьбы.

Автор сумел четко, ярко и красочно обрисовать такие серьезные понятия. Стихотворение после прочтения привело меня в восторг, так как я была поражена глубиной чувств, разнообразием красок и точности передачи мыслей.

Средства выразительности

Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:

  • Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.
  • Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Все они помогают ему выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.

Источник

Оцените статью