- Морское право и практика
- Основные положения коносамента
- Три функции коносамента:
- Что такое телекс-релиз?
- Как работает телекс-релиз?
- Преимущества:
- Что такое экспресс-релиз?
- Преимущества:
- Телекс Релиз
- Что такое коносамент и телекс-релиз (Consignier, Shipper, Notify Party)
- Виды коносаментов и их назначение.
- Оригинал, копии и драфт коносамента
- Телекс-релиз и сданный коносамент.
Морское право и практика
Есть много факторов, о которых нужно думать, когда речь идет о морских перевозках грузов. Оформление документов, тарифы на контейнерные перевозки и страхования грузов — лишь некоторые из них. В рамках этой категории бумажной волокиты также очень важно знать все детали коносамента. Существует несколько вариантов издания коносамента, включая телекс-релиз и экспресс-релиз. Грузоотправитель должен предоставить получателю выбор: использовать оригинал коносамента, телекс-релиз или экспресс-релиз.
Основные положения коносамента
Коносамент (Bill of Lading, B / L) — один из основных документов во всей морской логистике. Чтобы получить товар в пункте назначения, вам необходим оригинальный документ — коносамент.
Три функции коносамента:
- Договор перевозки. Коносамент — договор перевозки, который содержит в себе все основные условия этого договора.
- «Расписка» о принятии груза к перевозке. Коносамент выпускается перевозчиком или его агентом для отправителя в обмен на груз. Наличие коносамента является подтверждением права на получение груза в пункте назначения. При его отсутствии получатель не имеет права получить груз.
- Товарораспорядительный документ. Коносамент является ценной бумагой, который предоставляет владельцу право распоряжаться грузом. Также эти права могут быть переданы вместе с коносаментом третьим лицам.
Что такое телекс-релиз?
Телекс-релиз — это оригинал коносамента, который был выдан отправителю, а отправитель в свою очередь возвращает его в линию или агенту / перевозчику для того, чтобы не отправлять оригиналы получателю груза.
В ответ отправитель получает копию этого коносамента с отметкой, что оригиналы были собраны и был организован телекс-релиз. Таким образом можно избежать дополнительных расходов на курьерские отправления, а также можно избежать риска потери коносаментов во время почтовой (курьерской) отправки.
По правилам телекс-релиз может быть оформлен только если коносамент выпущен как прямой (Straight B / L), то есть непосредственно на грузополучателя.
Слово «Телекс» происходит от фразы «Служба телеграфного обмена». Эта служба использовала телеграфную машину для отправки сообщений.
Служба телексу была использована для облегчения коммуникации в реальном времени с кем-то из другой точки мира. Люди могли использовать ее для передачи ранее написанных сообщений.
В восьмидесятых телекс был самым популярным средством связи с морскими судами и был предшественником электронной почты. Но название сохранилось даже после введения в оборот электронной передачи данных.
Как работает телекс-релиз?
- линия (агент, перевозчик) выдает оригинал коносамента и выдает его отправителю груза;
- отправитель принимает решение вернуть оригиналы коносамента назад в линию (агенту, перевозчику) с запросом издания телекс-релиза;
- линия (агент, перевозчик) получив оригиналы коносаментов назад, ставит на них отметку, что оригиналы были собраны и выдает копию отправителю;
- одновременно с этим, линия (агент, перевозчик) извещает свой офис в порту назначения, оригиналы коносамента собраны, и можно выдавать груз без требования у получателя оригиналов;
- груз выдается только получателю (или его представителю), который указан в оригинальном коносаменте, забранной линией (агентом, перевозчиком) во время издания телекс-релиз в порту отправления.
Преимущества:
Что такое экспресс-релиз?
Экспресс-релиз (Express-release или Sea Way Bill) — еще одна вариация коносамента, при котором оригинал не печатается вообще, а изначально выдается только в электронном виде. Экспресс-релиз является самым быстрым и дешевым вариантом коносамента. Однако, такой тип документа рекомендуется только для грузоотправителей и получателей, которые имеют хорошие отношения, поскольку экспресс-релиз не предоставляет столько защиты грузоотправителю, как в других случаях.
Express Release удобный, но не так безопасен как оригинал коносамента, поскольку линия (агент или перевозчик) обязан выдать груз получателю, который указан в express-release, а отправитель уже не может изменить получателя, или задержать выдачу груза (что было бы в пригодиться, например, для удержания груза отправителем до полного погашения получателем своих обязательств). Одновременно, это и плюс для грузополучателя — отправитель не может изменить получателя.
Преимущества:
- Это самый быстрый вариант.
- Устраняет затраты на доставку документации.
- Устраняет затраты на создание документации.
Источник
Телекс Релиз
Скорее всего, Вы уже не раз встречались с понятием “Телекс релиз” (Telex Release). Этот термин особенно часто используется в морских контейнерных перевозках. В данной статье мы рассмотрим определение, условия использования и историю возникновения данной дефиниции. Постараемся объяснить, что такое телекс релиз коносамента простыми словами на доступном широкому кругу языке.
В некоторых случаях, отправитель или экспортер может сдать оригиналы коносамента агенту в порту отправления. Далее линия передает в порт назначения инструкцию о том, что груз может быть выдан получателю. При этом получатель не должен предоставлять оригиналы коносамента в порту выгрузки.
Можно сказать, что телекс релиз является обычным сообщением, содержащим вышеописанную инструкцию. Это сообщение передается между офисами линии в портах отправления и назначения.
Отправитель или экспортер обычно запрашивают у линии телекс релиз коносамента в следующих случаях.
- Получатель является дочерним или аффилированным лицом отправителя. Следовательно, у отправителя нет необходимости в гарантии поступления платежа за груз.
- Отправитель не успел вовремя подготовить все свои документы, а груз уже прибыл в порт назначения. В такой ситуации могут возникнуть дополнительные расходы на хранение груза в порту (Demurrage) и рациональнее оформить телекс релиз.
По правилам телекс релиз может быть оформлен только если коносамент выпущен как прямой (Straight B/L).
Термин TELEX происходит от акронима выражения TELegraph EXchange service (сервис телеграфного обмена). Таким образом, сообщение, отправляемое при помощи телеграфной сети, называется Telex message. Этот вид связи был сильно распространен до 80х годов. Ему на смену пришли более современные факсимильные машины.
Таким образом, распоряжение о выпуске груза, передаваемое из порта отправления в порт назначения, называется телекс релизом. Так как в прошлом такие инструкции передавались с помощью телеграфной сети.
В настоящее время обмен информацией происходит с помощью электронной почты или в информационных системах перевозчика. Но название закрепилось, так как довольно длительный период именно использование телеграфной сети позволяло быстро передать информацию на большие расстояния.
Источник
Что такое коносамент и телекс-релиз (Consignier, Shipper, Notify Party)
Коносамент — основной документ при международных морских перевозках, коносамент фиксирует логистические данные, необходимые для таможенного оформления, а также подтверждает право на получение груза в порту.
Виды коносаментов и их назначение.
Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.
В реальной практике используется с полдюжины различных видов коносаментов, которые необходимо чётко различать:
- Океанский коносамент — Master Bill of Lading (MBL), также известный как «основной» или «главный». Выдаётся морской линией, непосредственно осуществляющей перевозку. Главное, что требуется знать и помнить относительно «океанца» (так его называют на профессиональном сленге) — именно его оригинальный экземпляр даёт право на получение груза в порту назначения! Но номеру MBL также можно отслеживать груз на сайте линии (ищите раздел BL tracking).
- Домашний коносамент — House или Home Bill of Lading (HBL), он же «домашка». Выдаётся компанией-агентом морской линии отправителю товара. Подтверждает факт передачи товара от отправителя перевозчику.
- Фидерный коносамент — Short Bill of Lading, выдаётся в том случае, если груз доставляется не напрямую, а транзитом через промежуточный порт со сменой судна. Так, например, все контейнерные перевозки из Китая в Петербург осуществляются через порты Европы. В момент загрузки на новый борт перевозчик обязан выпустить отдельный коносамент, называемый фидерным. Очень важно, что именно «фидерник» должен быть предъявлен на таможне, так как последняя требует транспортный документ на ту часть пути, в ходе которой партия пересекла границу.
- Мультимодальный/сквозной коносамент — Multimodal/through Bill of Lading. Оформляется для мультимодальных перевозок, использующих два и более различных видов транспорта. Содержит информацию о начальном и конечном пунктах назначения и маршруте в целом.
Оригинал, копии и драфт коносамента
Самое важное, что следует знать и помнить, — груз выдаётся лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L). Никаких исключений!
Оригинал обычно выпускается в трёх экземплярах, каждый из которых имеет свой порядковый номер и общее количество. Обычно один остаётся в линии, а два других передаются отправителю.
Копии коносамента пригодятся для целей таможенного оформления партии, оприходования на складе, других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.
Черновик или драфт коносамента (BL draft) — это предварительно заполненный документ, направляемый перевозчиком для проверки данных, не имеет юридической силы. Выпуск черновика предшествует изготовлению оригинала.
Телекс-релиз и сданный коносамент.
Передача бумажного оригинала коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления — отдельная «головная боль». Помимо забот для обеих сторон, такой способ сопряжён с риском задержки или даже потери бесценного документа.
В качестве альтернативы морские линии предлагают услугу «телекс-релиза» (telex release), также называемую на профессиональном сленге просто «релизом» или «выпуском» груза (не путать с таможенным выпуском). Услуга телекс-релиза платная, стоит в районе $50 за один к/с.
Суть её заключается в следующем. После загрузки товара на борт судна и выпуска океанского коносамента, отправитель несёт оригинал не на почту, а в офис морской линии на «своём берегу», который, получив и проверив MBL, тут же даёт своим коллегам в порту прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На принятом линией коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading).
Таким образом, на момент захода судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию. Разница лишь в том, что это было сделано не в порту прибытия, а в другом офисе.
Источник