Технологический процесс предприятий морского и речного транспорта
Флот и порты — это главные элементы производственного процесса. От их работы в основном зависит эффективность осуществления процесса транспортировки грузов. Другие звенья морского транспорта обеспечивают работу этих двух подразделений.
Рассмотрим технологические процессы, свойственные этим двум элементам, по основным операциям и приемам.
Технологический процесс работы судна:
— подача судов под погрузку — распределение судов для перевозок и установление сроков постановки их под погрузку исходя из графика движения судов, их позиций и ситуации в портах;
— движение судов от исходных позиции с портами и перестановка их в порту;
— оформление прихода, маневрирование акватории порта и при постановке к причалу, швартовка;
— подача извещения о готовности судна к грузовым операциям;
— стоянка судов под погрузкой — подготовка грузовых помещений и люков к приему груза, а также судовых грузовых устройств;
— проверка готовности грузовых помещений;
— осмотр грузов с целью определения возможности их принятия к морской перевозке;
— работа грузовыми средствами судна;
— размещение и штивка груза в трюмах;
— укладка и крепление грузовых стрел и судовых кранов по-походному;
— оформление грузовых документов;
— подготовка судов к рейсам — подбор карт и пособий;
— выяснение обстановки плавания;
— бункеровка топливом, снабжение водой, материалами, инвентарем, продовольствием;
— определение и уничтожение девиации;
— выход судов из порта — подготовка судовой энергетической установки; подготовка к буксировке для отшвартовки и отхода от причала;
— маневрирование на акватории порта и выход из него, т.е. завод буксирных канатов, отшвартовка, отход от причала, маневрирование, выход из порта;
— движение судна (плавание) — включает все операции по управлению судном в период плавания.
Рабочие процессы: вход судов в порты разгрузки и стоянки судов под разгрузкой — состоят из операций, аналогичных операциям, имеющим место в рабочих процессах при выходе судов из порта и их стоянке под погрузкой.
Рассмотренные операции каждого рабочего процесса являются наиболее характерными для большинства случаев. Однако в каждом конкретном случае возможно как отсутствие некоторых из рассмотренных операций, так и появление дополнительных операций. К примеру, при характеристике технологического процесса работы наливного судна дополнительно появляются операции связанные со шланговкой, а также взятием контрольных проб груза.
В целях экономии стояночного времени весьма часто совмещают отдельные операции, входящие в различные рабочие процессы. Наибольшее распространение имеет совмещение операций, связанных с подготовкой, судна к грузовым операциям, рейсам, с операциями, входящими в рабочие процессы.
Часто совмещают операции в пределах одного рабочего процесса или двух смежных рабочих процессов. Например, оформление грузовых документов, бункеровку, снабжение водой, материалами, продовольствием обычно проводят в период грузовых работ.
Технологический процесс работы порта:
— прием грузов к перевозке — распределение грузов между различными районами, участками, складами порта в соответствии с планом перевозок;
— подготовка порта, отдельных его районов, участков, причалов, складов, перегрузочных механизмов и устройств к приему грузов;
— прием груза от отправителя, включая перегрузку, взвешивание, маркировку и другие операции;
— оформление документов, размещение и хранение грузов в порту;
— подготовка порта к приему судов — подготовка причалов, грузов и технических средств, необходимых для погрузки грузов в судно;
— сосредоточение грузов и механизации;
— составление грузовых планов;
— загрузка судов в порту — согласование грузового плана;
— распределение механизмов и рабочей силы;
— доставка грузов к причалу, погрузка, укладка и штивка их в трюмах;
— оформление грузовых документов на судне;
подготовка отхода судна, бункеровка топливом, снабжение водой;
— оформление грузовых документов в порту с последующей их доставкой на судно;
— подготовка технических средств и проведение подготовительных мероприятий, связанных с отшвартовкой судна и его выходом из порта;
— осмотр судна и оформление отхода.
Остальные рабочие процессы порта — подготовка его к приему груженых судов, выгрузка грузов и сдача их получателю — состоят в основном из операций, аналогичных рассмотренным выше при характеристике соответствующих рабочих процессов. Некоторые изменения в составе операций этих процессов вызываются главным образом технологией выполняемых работ. К примеру, при подготовке порта к приему груженого судна возникает необходимость в проведении операций, связанных с подготовкой (подачей) порожних железнодорожных вагонов, подготовкой складских помещений.
В технологическом процессе работы порта, как и судна, возможно совмещение процессов, операций и приемов. Совмещению подлежат прежде всего те операции, которые могут выполняться параллельно. Например, иногда можно совместить операции, связанные с приемом грузов к перевозке, с операциями, входящими в такие рабочие процессы, как прием судов и их загрузка. Отдельные операции, связанные с загрузкой судов, могут быть совместимы с операциями по подготовке отхода судна. В выполнении большинства операций одновременно участвует судовой экипаж и коллектив порта.
Главное при организации транспортного процесса — не только увязать все операции в технологической последовательности, но и добиться их четкой согласованности во времени, обеспечив тем самым выполнение перевозки грузов в минимальные сроки. Именно в совмещении и устранении отдельных операций, тесной увязке их в технологической и временной последовательности кроются важнейшие резервы, использование которых позволяет повысить эффективность работы морского транспорта.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
Технологический процесс работы порта
Технологический процесс работы портов включает следующие операции и приемы: 1) прием грузов к перевозке – подготовка порта, его отдельных территорий, причалов, складов к приему грузов, прием грузов от отправителя, включая взвешивание, маркировку и другие операции, оформление документов, размещение и хранение грузов в порту; 2) подготовка порта к приему судов – подготовка причалов и всех средств порта, включая портовые буксиры, для приема судов определенных типов и размеров, о прибытии которых порт получает извещение заблаговременно; подготовка необходимых средств к погрузке, составление грузовых планов; 3) погрузка судов – доставка грузов к причалу, погрузка и штивка грузов в трюмах, оформление грузовых документов; 4 ) подготовка порта к отходу судна – оформление грузовых документов, подготовка необходимых средств, включая буксиры, осмотр судна и оформление его отхода.
При обеспечении выгрузки грузов с судов основные рабочие процессы: подготовка к приему судов для выгрузки грузов, выгрузка грузов и сдача их получателю. Они включают операции аналогичные тем, что и при приеме грузов от отправителей для последующей погрузки на суда.
При погрузке/выгрузке судов большую роль в отношении скорости обработки судна, сохранности грузов и безопасности грузовых операций играет применяемая технология перегрузочных работ.
Технология погрузочно-разгрузочных работ определяет продолжительность стоянки судна в порту и затраты на перевалку груза, и поэтому оказывает существенное влияние на эффективность транспортного процесса в целом. В портах обычно технологический процесс перегрузки разрабатывается для отдельных грузов с учетом специфики груза и существующей материальной базы порта, подготовленности персонала и имеющегося опыта.
Технологический процесс перегрузки представляет собой совокупность ряда операций и определяет:
· характер и последовательность действий, совершаемых с грузом;
· типы и количество применяемых машин, приспособлений и грузозахватных устройств;
· количество портовых рабочих, их расстановку и приемы работ при выполнении различных операций.
Под технологическими операциями подразумеваются совершаемые с грузом действия (захват, перемещение, укладка и т.п.), которые в совокупности обеспечивают основную цель перегрузочного процесса — изменение местоположения груза. Каждая операция выполняется на определенном рабочем месте (трюм, вагон, склад, причал и т.д.), в зависимости от чего они именуются судовой, вагонной, кордонной, внутрипортовой, складской.
Вариант перегрузки груза определяется по местоположению груза в начале и в конце технологически завершенного процесса его перегрузки в порту, например «судно-вагон», «лихтер-судно», «судно-склад» и т.п.
Существуют два основных варианта грузовых работ в портах: прямой вариант и вариант с прохождением груза через склад.
Прямыми вариантами являются: «судно-вагон», «судно-автомашина»,«судно-судно»или «вагон-судно», «автомашина-судно». При такой организации груз передается с одного вида транспорта непосредственно на другой.
Варианты с прохождением груза через склад: «судно-склад-вагон», «судно-склад-автомашина», «судно-склад-судно», «вагон-склад-причал-судно» и т.д. При этом груз остается в порту до погрузки на судно или после выгрузки с судна. Более экономичными являются прямые варианты, т.к. они предполагают в общей сложности меньший объем грузовых работ за время прохождения груза через порт и отсутствие расходов по хранению груза на складе. Избираемые варианты работ должны быть максимально эффективными.
При определении сравнительной экономической эффективности того или иного варианта обработки судна следует учитывать общую сумму расходов порта по производству грузовых работ ()и расходов на содержание судна за время его стоянки под обработкой (). При этом стремятся к тому, чтобы суммарные расходы были минимальными:
При прямом варианте перегрузки груза коэффициент перевалки Кпр=1, при варианте с прохождением груза через склад Кпр>1. Следовательно, чем ближе коэффициент перевалки в порту к единице, тем больший удельный вес в нем занимают прямые варианты перегрузочных работ.
Разработка технологического процесса перегрузки ведется по отдельным механизированным линиям. Механизированная линия представляет собой определенную компоновку перегрузочных машин, приспособлений и грузозахватных устройств, при помощи которых осуществляется перемещение груза по выбранному варианту перегрузки. Одна механизированная линия обслуживается обычно одной бригадой портовых рабочих.
Технологический процесс перегрузки груза одной механизированной линией отражается в технологической схеме. Разработанный на основе схемы технологический процесс должен обеспечивать достижение максимальной интенсивности погрузочно-разгрузочных работ.
1. Как классифицируются современные морские порты?
2. Из каких составляющих складываются технико-эксплутационные характеристики портов?
3. Какие функции выполняют морские порты?
4. Назовите основные производственные элементы морских портов.
5. Как построено управление портом?
6. С помощью каких показателей определяется производственная деятельность портов?
7. Что понимается под грузооборотом порта?
8. Какой показатель характеризует качество организации перегрузочных работ в порту?
9. Дайте характеристику портам первого и второго поколения.
10. В чём состоят особенности портов третьего поколения?
11. С какой целью взимаются портовые сборы?
12. Назовите обязательные сборы в портах.
13. Какие сборы взимаются в морских портах Украины?
14. В чём заключаются обычные портовые формальности при морских перевозках грузов?
Источник