Глава 2. Морской транспорт
Морскому транспорту принадлежит особая роль в транспортной системе страны. Это объясняется, прежде всего, благоприятными физико-географическими условиями России. Этот вид транспорта выполняет следующие три функции.
Во-первых, он обеспечивает морские международные связи страны.
Во-вторых, морской транспорт удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании (малый и большой каботаж).
В-третьих, морской транспорт выполняет перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ), включающих в себя экспортные и импортные перевозки, а также перевозки грузов между иностранными портами, не связанные с внешней торговлей, в порядке попутной загрузки или специальными рейсами.
2.1 Основные технико-экономические показатели морского транспорта
Водоизмещение судна D – масса вытесненной судном воды – равно массе судна в тоннах.
Полная грузоподъемность, или дедвейт судна Dв – это максимальное количество груза в тоннах Q, а также запасы топлива, воды и грузов, которые может принять судно.
Чистая грузоподъемность судна Dч – это максимальное количество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке.
Грузовместимость судна – объем всех грузовых помещений судна в кубических метрах.
Регистрационная вместимость судна (объем судна) – мерительное свидетельство. Регистровая вместимость может быть валовой или полной (брутто) и чистой (нетто). Измеряется объемной регистрационной тонной, равной 2,83 м 3 .
Валовая (полная) регистрационная вместимость судна – объем, получаемый в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок.
Чистая регистрационная вместимость судна – объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна. Используется как показатель для расчета сборов и пошлин в морских портах.
Рейс судна – время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку. Продолжительность рейса судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от продолжительности рейса и скорости хода судна, стояночное – от производительности погрузочно-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах.
Коэффициент ходового времени – отношение ходового времени к общей продолжительности рейса.
Коэффициент балластного пробега определяется делением балластного пробега на общий пробег судна.
Коэффициент загрузки судна показывает степень использования грузоподъемности судна на момент отхода из порта. Определяется делением массы фактически принятого судном груза на чистую грузоподъемность судна.
Коэффициент использования грузоподъемности судна ч определяется отношением тонно-миль Ql к тоннаже-милям DчL
Производительность1 т грузоподъемности судна в сутки
DЧТЭ – тоннаже-сутки.
Фактическое количество флота, занятого на перевозках в течение всего календарного периода, определяется по количеству судов:
где ТЭ – время, в течение которого каждое судно было занято на перевозках, сутки.
Грузооборот порта QП – общее количество грузов, проходящее через его причалы за определенный период времени (чаще всего за год).
Показателями, характеризующими производственную мощность каждого технологического перегрузочного комплекса (ТПК) порта, пропускная способность и установленная мощность.
Пропускная способность ТПК ПТПК – это максимальное количество груза, которое ТПК может погрузить или выгрузить, а суда за соответствующий период (год, квартал, месяц).
Установленная мощность Qopt – это оптимальное количество груза , которое целесообразно перегружать ТПК при сложившейся структуре грузооборота. Фактический –грузооборот порта может быть выше его установленной мощности.
Определить водоизмещение судна, полную грузоподъемность судна, чистую грузоподъемность судна, используя данные табл 2.1.
Объем вытесненной судном воды, м 3
Максимальное количество груза, тыс.т
Вес запасов: топлива, воды, грузов снабжения, тыс.т
Определить продолжительность рейса Владивосток- Иокогама, коэффициент ходового времени, коэффициент баластного пробега, коэффициент загрузки судна. Используя данные приведенные в табл. 2.2.
Ходовое время рейса сотавило, ч
Время на перекачку 1 тыс. тонн, сек
Объем перевезенной нефти, тыс.т
Общий пробег судна составляет, км
Чистая грузоподьемности судна, тыс.т
Определить для судоходной компании коэффициент использования грузоподъемности судна, производительность
1 т. грузоподъемности судна в сутки, фактическое количество флота, используя данные таблицы 2.3.
Чистая грузоподъемность судна, тыс.тонн
Источник
Технико-экономическая характеристика морского транспорта.
1. Взаимодействие различных видов транспорта и основные направления его развития.
2. Технико-экономическая характеристика морского транспорта.
3. Технико-эксплуатационная характеристика судов.
5. Технико-эксплуатационная характеристика речного транспорта.
6. Технико-эксплуатационная характеристика автомобильного транспорта.
7. Технико-эксплуатационная характеристика городского транспорта.
8. Технико-эксплуатационная характеристика промышленного транспорта.
9. Технико-эксплуатационная характеристика воздушного транспорта.
10. Технико-эксплуатационная характеристика трубопроводного транспорта.
12. Сферы взаимодействия различных видов транспорта.
13. Порядок разработки ЕТП.
14. Контактные графики взаимодействия различных видов транспорта в узлах.
15. Выбор способа организации перевалочных работ.
16. Регулирование подвода автомобилей к грузовым фронтам.
17. Взаимодействие видов транспорта при безперегрузочных сообщениях.
18. Взаимодействие видов транспорта при пассажирских перевозках.
19. Организация управления транспортной системы
20. Роль транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан
21. Принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики
22. Особенности планирования перевозок в условиях рыночной экономики
23. Области и формы взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта
24. Общие закономерности развития и эксплуатации транспорта
25. Сферы эффективного использования различных видов транспорта
26. Железнодорожно-водные перевозки и их эффективность
27. Железнодорожно-автомобильные перевозки и их эффективность
28. Пневматический и гидравлический транспорт
29. Выбор рационального вида транспорта для освоения перевозками определенного груза на заданном полигоне транспортной сети
30. Особенности транспортного обслуживания городов и других населенных пунктов
31. Проектирование комплексных транспортных схем городов
Взаимодействие различных видов транспорта и основные направления его развития.
Рынок транспортных услуг, ориентированный на интересы потребителей, предполагает как конкуренцию, так и взаимодействие видов транспорта. Области наиболее эффективного применения каждого из них безусловно ограничивают конкуренцию. Однако и там, где она происходит, конкурентные факторы часто уступают место факторам взаимодействия, которые проявляются в технической, технологической, финансово-ценовой, правовой и информационной координации видов транспорта.
Техническая координация предполагает унификацию и стандартизацию параметров технических средств, используемых при разных видах транспорта, согласование пропускной и перерабатывающей способности их взаимодействующих звеньев, широкое использование бесперегрузочных сообщений.
Технологическая координация базируется на интеграции технологических процессов взаимосвязанных графиков работы и расписаний.
Финансово-ценовая координация проявляется в увязке тарифных ставок, заключении тарифных соглашений, договоров взаимной материальной ответственности за сохранность грузов, перевозимых в смешанных сообщениях и порядке распределения доходом при обеспечении этих сообщений.
Правовая координация опирается на действующие транспортные уставы, законы, кодексы, сборники правил перевозок и тарифов.
Информационная сфера взаимодействия нацелена на совместимость информации по содержанию, формам ее представления, скорости и своевременности передачи, а также использование информационных технологий, объединяющих процессы перевозок грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ и пересадок на стыкующихся видах транспорта.
Для лучшего взаимодействия в работе промышленного и магистрального транспорта разрабатывают и внедряют единые технологические процессы работы железнодорожных станций МПС и примыкающих к ним подъездных путей предприятий.
Взаимодействие различных видов транспорта наиболее наглядно проявляется при организации смешанных перевозок грузов. Абсолютное большинство грузовых перевозок как в нашей стране, так и за рубежом, являются смешанными, поскольку совершаются при использовании двух и более видов транспорта. Например, отечественный железнодорожный транспорт во взаимодействии с автомобильным доставляет 40% всех своих грузов. Морской транспорт выполняет почти все свои перевозки с участием железнодорожного, речного, автомобильного и трубопроводного транспорта. Речной транспорт также активно взаимодействует с другими видами транспорта.
Однако, несмотря на достаточно широкое развитие смешанных перевозок в транспортной системе страны, только сравнительно небольшая их доля учитывается статистикой как фактически смешанные. Они именуются прямыми смешанными или комбинированными перевозками, оформляемыми одним перевозочным документом на весь путь следования груза. При этом от грузоотправителей не требуется переоформления документов в пунктах перевалки грузов. Основная же доля фактически смешанных перевозок оформляется отдельными документами на каждом виде транспорта и формально не отвечает статусу прямых смешанных перевозок.
Выделены три основных приоритетных направления и задачи в развитии транспортно-логистических систем Казахстана:
- задачи по реализации транзитного потенциала;
- задачи по развитию пассажирских перевозок;
- задачи по развитию экспорта и внутренних потребностей экономики.
Конечной целью является формирование современной транспортной инфраструктуры Казахстана, обеспечение ее интеграции в мировую транспортную систему и реализация транзитного потенциала страны.
Технико-экономическая характеристика морского транспорта.
Морской транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных) линиях.
Место морского транспорта и его роль в транспортной системе стран определяется масштабами выполняемых им перевозок, а также экономическим, социальным и политическим значениями. Морской транспорт используется, в основном, как межконтинентальный для международных перевозок массовых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажирских перевозках он имеет ограниченное значение и используется, прежде всего, как круизный.
Этот вид транспорта выполняет следующие три функции:
Во-первых, он обеспечивает морские международные связи страны.
Во-вторых, морской транспорт удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании (малый и большой каботаж).
Малый каботаж — плавание судов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов без захода в территориальные воды других государств.
Большой каботаж — плавание судов между портами разных бассейнов, разделенных береговыми территориями других государств. Обычно это плавание связано с заходами судов в иностранные территориальные воды.
В-третьих, морской транспорт выполняет перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ), включающих в себя экспортные и импортные перевозки, а также перевозки грузов между иностранными портами, не связанные с внешней торговлей, в порядке попутной загрузки или специальными рейсами. Перевозки ГИФ позволяют получить значительные валютные доходы от экспорта транспортных услуг.
Преимущества морского транспорта заключаются в следующем: это основной внешнеторговый транспорт. Он имеет широкие международные межконтинентальные связи: морские суда посещают порты более 120 стран мира; практически не ограничена его линейная пропускная способность, что позволяет проектировать и строить транспортные средства большой грузоподъемности (до нескольких сот тысяч тонн), что нереально для других видов транспорта. Ограничивают пропускную способность порты, каналы и другие искусственные сооружения; незначителен удельный расход топлива и затрат энергии на единицу перевозок, так как на водном транспорте сопротивление движению значительно меньше, чем на сухопутных видах транспорта; перевозки морским транспортом в международном сообщении выполняются в основном на дальние и сверхдальние расстояния, в связи с этим средняя дальность перевозок грузов составляет 3900 км, что намного выше, чем на других видах транспорта. Отсюда более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок.
К недостаткам морского транспорта можно отнести: зависимость от географических особенностей и метеоусловий (течения, ветры, продолжительность навигационного периода); значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот. В условиях потери Россией многих крупных морских портов и экономического кризиса последнее обстоятельство затрудняет расширение берегового хозяйства отрасли, а также замену списанного флота.
Источник