3. Техническое оснащение на морском транспорте.
Техническую базу современного морского транспорта составляют: морские суда; морские порты; СРЗ; морские пути; прочие устройства и оборудование.
Основу морского транспорта составляет флот. В составе гражданского морского флота главное место занимают различные торговые суда, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также суда морского промысла (рыболовные), суда для буксировки других судов, гидротехнических работ, подъема затонувших судов и имущества.
Отдельную категорию составляют суда санитарные, карантинные, для охраны промыслов, научно-исследовательские, спортивные.
По эксплуатационному назначению суда делятся на:
— транспортные суда — для перевозки грузов и пассажиров;
— служебно-вспомогательные — буксиры, ледоколы, пожарные;
— суда технического флота – дноуглубительные, краны и т.д.
Ядро торгового морского флота составляют транспортные суда: пассажирские, судовые; грузопассажирские.
Современный флот – представлен крупнотоннажными судами, имеющими большую скорость, неограниченный район плавания, надежное навигационное оборудование.
На морском транспорте любое судно – самостоятельная производственная единица, поэтому имеет свой производственный план.
Долгое время суда были универсальными, сейчас имеется четкое разделение- нефть, бензин, растительное масло, вина, молоко возят в танкерах; есть углевозы, лесовозы, рудовозы, рефрижераторы, контейнеровозы, газовозы. Специальные суда для навалочных грузов называются балкеры. Раскрытая палуба грузится грейфером. Существуют суда – ролкеры (ро-ро), лихтеровозы. Особую категорию судов составляют паромы. Имеются суда, называемые подводными крыльями. Рекорд скорости судна – 320 узлов/час (Кейбел).
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта:
- возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнеторгового оборота;
- небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;
- меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемого двигателя в 6-7 раз ниже;
- нет габаритных ограничений;
- неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов);
- незначительный расход топлива, т.к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию;
- более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном;
- производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном;
- высокий уровень механизации перегрузочных работ;
- в большом каботаже выгоднее железнодорожных перевозок в несколько раз.
- сравнительно невысокая скорость доставки;
- нерегулярность сообщения;
- некоторая зависимость от климатических условий: сильных туманов, течений, ледоставов в устьях портов (навигация до 320 дней в году, на Северном морском пути — с февраля-марта по октябрь-ноябрь);
- необходимость создания дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации;
- ограниченное применение в прямом сообщении;
- невысокая эффективность в малом каботаже;
- возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.
Источник
3. Техническое оснащение на морском транспорте.
Техническую базу современного морского транспорта составляют: морские суда; морские порты; СРЗ; морские пути; прочие устройства и оборудование.
Основу морского транспорта составляет флот. В составе гражданского морского флота главное место занимают различные торговые суда, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также суда морского промысла (рыболовные), суда для буксировки других судов, гидротехнических работ, подъема затонувших судов и имущества.
Отдельную категорию составляют суда санитарные, карантинные, для охраны промыслов, научно-исследовательские, спортивные.
По эксплуатационному назначению суда делятся на:
— транспортные суда — для перевозки грузов и пассажиров;
— служебно-вспомогательные — буксиры, ледоколы, пожарные;
— суда технического флота – дноуглубительные, краны и т.д.
Ядро торгового морского флота составляют транспортные суда: пассажирские, судовые; грузопассажирские.
Современный флот – представлен крупнотоннажными судами, имеющими большую скорость, неограниченный район плавания, надежное навигационное оборудование.
На морском транспорте любое судно – самостоятельная производственная единица, поэтому имеет свой производственный план.
Долгое время суда были универсальными, сейчас имеется четкое разделение- нефть, бензин, растительное масло, вина, молоко возят в танкерах; есть углевозы, лесовозы, рудовозы, рефрижераторы, контейнеровозы, газовозы. Специальные суда для навалочных грузов называются балкеры. Раскрытая палуба грузится грейфером. Существуют суда – ролкеры (ро-ро), лихтеровозы. Особую категорию судов составляют паромы. Имеются суда, называемые подводными крыльями. Рекорд скорости судна – 320 узлов/час (Кейбел).
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта:
- возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнеторгового оборота;
- небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;
- меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемого двигателя в 6-7 раз ниже;
- нет габаритных ограничений;
- неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов);
- незначительный расход топлива, т.к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию;
- более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном;
- производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном;
- высокий уровень механизации перегрузочных работ;
- в большом каботаже выгоднее железнодорожных перевозок в несколько раз.
Относительные недостатки морского транспорта:
- сравнительно невысокая скорость доставки;
- нерегулярность сообщения;
- некоторая зависимость от климатических условий: сильных туманов, течений, ледоставов в устьях портов (навигация до 320 дней в году, на Северном морском пути — с февраля-марта по октябрь-ноябрь);
- необходимость создания дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации;
- ограниченное применение в прямом сообщении;
- невысокая эффективность в малом каботаже;
- возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.
Основными параметрами судна являются ширина, длина, высота.
Морские порты – важное звено морского транспорта, во многом определяющее эффективность использования флота. Различают порты:
— общего назначения – принимают все суда, включая и пассажирские и перерабатывающие все грузы на общих причалах. Они имеют относительно небольшой грузооборот;
— специализированные – для переработки грузов определенной группы или конкретного вида и при наличии мощных грузопотоков, оснащающихся мощным грузоперерабатываемым оборудованием. Эти порты имею большие глубины, акватории, мощные причалы, емкие складские помещения, сложное ж/д хозяйство;
— комбинированные – имеют отдельные причалы и целые районы для переработки специальных грузов, грузов общего назначения и обработки пассажирских грузов;
— СРЗ сооружается вблизи крупных морских портов и осуществляют случайный, первичный и капитальный ремонты, а также реконструкцию судов всех или конкретных типов.
Понятие «путь сообщения» на морском транспорте специфично — это морские линии (линейное судоходство), определенные, заранее установленные направления, используемые для проходки судов. Морской путь – это водное пространство морей и океанов, включая естественные проливы и искусственные каналы. Морские пути горизонтальны – т.е., судно не расходует энергию на преодоление силы тяжести, они прямолинейны, их пропускная способность практически не ограничена, хотя многие проливы и «узкости» существенно затрудняют пропуск судов.
Источник