Технические средства судовождения
Судовождение — это деятельность специально обученного и уполномоченного персонала по управлению движением морского или речного судна путем визуального или инструментального контроля за условиями плавания, курсом, скоростью, местоположением и состоянием судна.
Классификация технических средств судовождения
Международные и местные правила транспортировки, помимо прочего, предписывают определенный порядок судовождения. Речь идет про управление движением судна, в основе которого лежит контроль за условиями плавания, курсом, скоростью, местоположением и состоянием судна. Данный контроль судоводитель может осуществлять лично либо при помощи специальных технических средств.
Для определения направления, скорости и расстояния, которое пройдено судном относительно Земли, используется электроаппаратура, чью совокупность называют электронавигационными приборами. Эти приборы в соответствии с основным назначением могут быть поделены на следующие три основные группы:
- приборы, которые позволяют определить направления в море за счет использования свойств гироскопа (например, гироскопические компасы, гироазимуты и др.), а также автоматические устройства, которые обеспечивают современное судовождение (например, автоматические счислители, прокладчики, рулевые, авторулевые);
- приборы, которые позволяют измерить глубину и обнаружить подводные препятствия за счет использования свойств акустических колебаний при распространении их в воде отражаться от различных объектов (например, эхолоты, гидролокаторы);
- приборы, которые позволяют измерить скорость и расстояние, проходимое судном, за счет использования различных физических принципов, в соответствии с чем происходит разделение современных лагов на гидродинамические, инерционные и вертушечные.
Другая группа технических средств, которая обеспечивает инструментальный контроль судовождения, представлена радионавигационными (радиотехническими) средствами. Они заключаются в совокупности радиоэлектронной аппаратуры, которая предназначена для решения следующих навигационных задач:
- определить текущее местоположение судна в море;
- обеспечить безопасность плавания судна вблизи берегов, в узкостях и по фарватерам;
- обнаружить надводные опасности;
- обеспечить расхождение судов в море;
- регулировать движение на портовых акваториях и др.
Радиотехнические средства судовождения обычно подразделяются на три крупные группы:
- азимутальные средства, которые позволяют определять направление на источник излучения радиоволн (например, радиопеленгаторы, радиомаяки направленного действия);
- дальномерные и разностно-дальномерные средства, которые позволяют с высокой степенью точности устанавливать текущее местонахождение судна на больших расстояниях (например, «Декка», «Лоран», «Шоран» и др.);
- азимутально-дальномерные (полярные) средства, которые позволяют измерять направление и расстояние до объекта, отражающего радиоволны (например, радиолокаторы).
Характеристика электронавигационных приборов судовождения
Для указания направлений в море используют навигационные гироскопические приборы, в основе которых лежит использование свойств свободного гироскопа. Он представляет собой тело (массивный диск), которое быстро вращается вокруг своей оси, а ось, в свою очередь, способна менять свое положение в пространстве. Вращение гироскопа осуществляется за счет электричества, поэтому он по сути выступает в качестве ротора электродвигателя.
Показания основного прибора гирокомпаса показывает такой прибор, как репитер. Курс судна ка бумажной ленте в течение рейса записывается с помощью курсографа. Для того чтобы судно автоматически удержать на заданном курсе, используется автоматический рулевой. Все перечисленные приборы работают от гироскопа.
Свойства акустических колебаний при распространении их в воде используются таким прибором, как эхолот. Он работает от переменного тока, а в его комплект входят указатель глубин, самописец, футляр с бумагой, усилитель, фильтр, два вибратора, посылочное реле, кабельные коробки, ящик с запасными частями и инструментом.
Характеристика радиотехнических средств судовождения
Для определения направления на передающую станцию предназначено такое радиоприемное устройство, как радиопеленгатор. В основе его действия лежит свойство направленности приемных антенн специальной конструкции с резко выраженными минимумами и максимумами силы приема. Радиопеленгатор включает в свой состав три основные части: направленные антенны, радиоприемник и индикатор.
Положение какого-либо объекта в сфере радиолокации может быть определено при помощи явления эха. На этом основано действие радиолокационных станций, которые состоят из передатчика, приемника, специального антенно-волноводного устройства и индикатора с экраном для визуального наблюдения эхо-сигналов. Сейчас стали довольно-таки широко распространяться береговые радиолокационные станции, которые устанавливаются в портах, на подходах к ним и на каналах или на сложных фарватерах.
В настоящее время на судах морского флота все чаще стали эксплуатировать двухканальные визуальные радиопеленгаторы с электроннолучевым индикатором. С их помощью проводят пеленгование с более высокой степенью точности, с большей дальностью действия, с визуальной оценкой качества принятого сигнала (наличие помех, ночного и антенного эффектов и т.п.). На судах могут использовать как азимутальные, так и дистанционные (гиперболические) радионавигационные системы.
Таким образом, для того чтобы успешно провести управление движением судна, судоводитель и его экипаж в настоящее время активно использует большой комплект специальных технических средств.
Источник
3. Техническое оснащение на морском транспорте.
Техническую базу современного морского транспорта составляют: морские суда; морские порты; СРЗ; морские пути; прочие устройства и оборудование.
Основу морского транспорта составляет флот. В составе гражданского морского флота главное место занимают различные торговые суда, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также суда морского промысла (рыболовные), суда для буксировки других судов, гидротехнических работ, подъема затонувших судов и имущества.
Отдельную категорию составляют суда санитарные, карантинные, для охраны промыслов, научно-исследовательские, спортивные.
По эксплуатационному назначению суда делятся на:
— транспортные суда — для перевозки грузов и пассажиров;
— служебно-вспомогательные — буксиры, ледоколы, пожарные;
— суда технического флота – дноуглубительные, краны и т.д.
Ядро торгового морского флота составляют транспортные суда: пассажирские, судовые; грузопассажирские.
Современный флот – представлен крупнотоннажными судами, имеющими большую скорость, неограниченный район плавания, надежное навигационное оборудование.
На морском транспорте любое судно – самостоятельная производственная единица, поэтому имеет свой производственный план.
Долгое время суда были универсальными, сейчас имеется четкое разделение- нефть, бензин, растительное масло, вина, молоко возят в танкерах; есть углевозы, лесовозы, рудовозы, рефрижераторы, контейнеровозы, газовозы. Специальные суда для навалочных грузов называются балкеры. Раскрытая палуба грузится грейфером. Существуют суда – ролкеры (ро-ро), лихтеровозы. Особую категорию судов составляют паромы. Имеются суда, называемые подводными крыльями. Рекорд скорости судна – 320 узлов/час (Кейбел).
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта:
- возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнеторгового оборота;
- небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;
- меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемого двигателя в 6-7 раз ниже;
- нет габаритных ограничений;
- неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов);
- незначительный расход топлива, т.к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию;
- более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном;
- производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном;
- высокий уровень механизации перегрузочных работ;
- в большом каботаже выгоднее железнодорожных перевозок в несколько раз.
- сравнительно невысокая скорость доставки;
- нерегулярность сообщения;
- некоторая зависимость от климатических условий: сильных туманов, течений, ледоставов в устьях портов (навигация до 320 дней в году, на Северном морском пути — с февраля-марта по октябрь-ноябрь);
- необходимость создания дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации;
- ограниченное применение в прямом сообщении;
- невысокая эффективность в малом каботаже;
- возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.
Источник