2. Таможенный досмотр грузов и судов.
Таможенный контроль предусматривает проведение таможенными органами минимума таможенных процедур, необходимых для обеспечения выполнения законодательства (правил) государства по вопросам таможенного дела.
Таможенные формальности начинаются с момента пересечения товаром (грузом) таможенной границы страны. Обычно правила предусматривают, что после досмотра и идентификации средств транспорта и грузов они должны быть тотчас же направлены в таможенное учреждение для последующего таможенного оформления. Часто таможенные формальности, действующие до предъявления таможенной декларации, носят минимальный характер — таможенные власти при пересечении границы
могут потребовать только документы, необходимые для идентификации транспортных средств и грузов, то есть, содержащих сведения о числе мест груза, его маркировке, весе и названии, а также сведения о транспортном средстве.
Таможенное оформление грузов с целью пропуска товаров для внутреннего потребления или на экспорт — это комплекс операций, включающий:
• представление таможенной декларации и сопровождающих ее документов, их проверку и принятие;
• представление товаров таможне и их возможный таможенный досмотр;
• начисление и уплату таможенных пошлин и сборов;
В морских портах таможенный контроль грузов и транспортных средств осуществляется обычно круглосуточно должностными лицами таможни, в соответствии с действующими правилами пропуска через государственную границу водных транспортных средств перевозчиков.
Погрузка грузов на суда и их выгрузка, перегрузка, исправление повреждений, вскрытие и переупаковка грузовых мест производится только с разрешения таможни и под ее наблюдением. Предъявление грузовых документов в таможню, как правило, является заботой экспедитора и агента.
3. Санитарний и другие виды контроля.
Санитарно-эпидемиологический контроль. В морские порты заходят в течение года сотни судов из различных районов мира, в том числе из районов, эпидемиологически неблагополучных по карантинным и особо опасным болезням. Поэтому все иностранные суда, как правило, обязаны при заходе в порт выполнить санитарно-карантинные формальности. Для выполнения этого требования по приходу судна в порт по заявке агента или капитана портовый санитарный врач до начала работы других лиц, оформляющих приход, поднимается на борт для осуществления санитарно-карантинного досмотра судна. Он включает в себя:
• медицинский осмотр находящихся на борту лиц;
• обследование груза и багажа;
• проверку медико-санитарной документации, подтверждающей качество и безопасность.
По итогам досмотра врач принимает решение о выдаче разрешения (или запрета) свободной практики судна в порту и членов экипажа — с комиссией по оформлению прихода.
В ходе обследования врач устанавливает, имеется ли среди офицеров лицо, имеющее свидетельство медицинской компетенции, выданное уполномоченной на то организацией, укомплектована ли судовая аптечка в соответствии с требованиями и есть ли на нее сертификат, проверяет наличие эпидплана, дератизационного сертификата, моющих и дезинфекцирующих средств, спецодежды для работников камбуза. По результатам проверки составляется соответствующий акт.
В некоторых странах дежурный сотрудник таможни опрашивает капитана о санитарном состоянии судна и, если из ответов капитана он установит, что на судне нет инфекционных заболеваний, то разрешают свободную практику. Если же он не удовлетворится ответом капитана, то судно должно ждать прибытия портового санитарного врача. Иногда первый опрос о санитарном состоянии судна делает лоцман, поднявшийся на борт для проводки судна в порт. Во всех случаях подразумевается, что судно имеет надлежаще оформленное санитарное свидетельство, выданное в порту отхода, если это предусмотрено существующим положением. При его отсутствии санитарный контроль может затянуться. В ряде стран капитаны заполняют опросный лист о санитарном состоянии судна и подписывают его. Для обеспечения действенного санитарно-эпидемиологического контроля большое значение имеет наличие международной и национальной нормативной базы по данному вопросу. Еще в 1961 году IV Ассамблея Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) приняла международные санитарные правила, которые к настоящему времени получили ряд дополнений. Так, в части 4 Правил «Санитарные меры и порядок их проведения» статья 29 гласит: «Местные санитарные власти могут принимать все реально осуществимые меры по предотвращению сбрасывания судном в воды порта, реки или канала сточных вод и отбросов, которые могут явиться причиной загрязнения этих вод». Вопросы санитарного контроля также отражены в таких международных документах, как:
• Международная конвенция «Об охране здоровья и медицинского обслуживания моряков» №164 от 22.02.86 года; . Конвенции МОТ №147 и № 73.
Ветеринарный контроль. Состоит в проверке ветеринарными врачами выполнения действующих ветеринарно-санитарных требований по ввозу (импорту) в страну животных, птиц, продукции животного происхождения. С этой целью на судах проводится инспектирование в виде ветеринарно-санитарного надзора. Одним из основных документов, требуемых инспекторами ветеринарной медицины, является международный ветеринарный сертификат — документ, выдаваемый врачами, состоящими на государственной службе в стране-экспортере, удостоверяющий незараженность экспортируемого скота (живого и битого), птицы (живой и битой), продуктов их переработки (согласно списку в правилах перевозки) и подтверждающий, что они происходят из незараженных районов.
Участие инспектора ветеринарной медицины государственного ветеринарного пункта порта в работе комиссии по оформлению прихода судна в порт обязательно, так как судно и его экипаж обязаны пройти ветеринарные формальности. Для этого, перед началом работы комиссии, капитан передает ему оригиналы документов, выданных государственной ветеринарной службой страны-отравителя с учетом ее эпидемиологического состояния и при условии выполнения национальных ветеринарных требований страны импорта грузов.
В ходе проверки судна инспектор производит осмотр пищеблока, грузов животного происхождения, животных и птиц, перевозимых судном и пассажирами, места хранения пищевых отходов и т.п. При выполнении установленных условий ввоза он взамен предъявленного ветеринарного сертификата выдает ветеринарное свидетельство на право дальнейшего следования груза по территории страны. В свидетельстве указывается: наименование грузоотправителя и грузополучателя; вес; количество мест; наименование организации, выдавшей ветеринарный сертификат; описание продукции; условия хранения и перевозки; перечень болезней, от которых территория, с которой идет груз, является благополучной.
Фитокарантичный контроль. Это комплекс контрольно-охранных мероприятий, направленный на охрану территории страны от проникновения из-за границы сельскохозяйственных вредителей и заразных болезней растений, которые могут принести значительные убытки и вред.
Контроль распространяется на все пребывающие в страну транспортные средства и подкарантинные товары. Фитокаран-тинному контролю подвергаются: семена и посадочный материал; живые растения; свежие овощи, фрукты; зерно, комбикорма; табак; волокно шерсти, льна и других культур; крупы; кофе в зернах; чай; пряности; сухофрукты; живые цветы и другие грузы растительного происхождения, а также тара, служившая упаковкой подкарантинных товаров.
Все виды подкарантинных грузов должны сопровождаться фитокарантинными документами — фитосанитарным, фумигаци-онным сертификатами и т.п.
Фитосанитарный сертификат выдается государственными органами по карантину и защите растений (фитосанитарной инспекцией) страны-экспортера. Образец приведен в Приложении 36. Он должен находиться при транспортных документах, которые сопровождают подкарантин-ный груз. Ввоз подкарантинных материалов из стран, которые не имеют государственных органов по карантину растений, разрешается и без фитосанитарного сертификата с предварительным оформлением карантинного разрешения на их импорт национальной карантинной службой.
Фитосанитарный контроль в порту осуществляется путем карантинного досмотра судна и, находящихся на нем подкарантинных грузов, уполномоченным лицом (инспектором) по карантину растений и производится одновременно с таможенным досмотром до производства разгрузочных операций, а также в процессе перегрузки и после ее окончания.
В процессе оформления прихода судна инспектор по карантину растений отбирает пробы груза из грузовых помещений, контейнеров и багажа. Грузовые работы с подконтрольными и подкарантинными грузами в морских портах проводятся только после проведения инспектором фитосанитарного контроля и выдачей разрешения на их производство. Если груз находится в должном состоянии, и в нем не обнаружено вредителей, он накладывает на грузовой манифест и коносамент разрешительную надпись и оформляет акт фитосанитарного контроля.
Нормативно-информационной базой фитосанитарного контроля растений, служащих объектом морской перевозки, являются рекомендации Европейской и Средиземноморской организации по защите растений (ЕОЗР), которая действует с 1951 года. В настоящее время в состав организации входит около пятидесяти стран. Украина стала ее членом в 1994 году, и с тех пор все основные государственные мероприятия по карантину растений в Украине базируются на рекомендациях, разработанных ЕОЗР как в части внешнего и внутреннего карантина, так и в части экспертизы. Министерством аграрной политики Украины утвержден Национальный перечень карантинных организмов, в который включены вредители, болезни растений и сорняки, подлежащие карантинным ограничениям.
Экологический контроль. Осуществляется обычно уполномоченными государственными экологическими инспекциями, действующими в морских портах и в местах пропуска через государственную границу. Основной задачей проверки экологического контроля в портах и на судах является проверка соблюдения природоохранного законодательства. Так, в области охраны атмосферного воздуха проводится контроль над выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, проверяются газоочистные установки на эффективность их работы и соответствие экологическим требованиям. При этом специалисты-экологи руководствуются соответствующими законодательными актами и правилами, действующими в данной стране. Что касается водных ресурсов, проводится контроль соблюдения условий предельно допустимых сбросов, проверка локальных очистных модулей для первичной очистки ливневых стоков на причалах, правильность использования биопрепаратов для ликвидации нефтяных разливов, радиационные исследования воды артезианских скважин.
Относительно соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами, проводится проверка регистрации операций с отходами, принимаемыми с судов, условий хранения отходов на судах и в портах, контролируется, не допущено ли смешение отходов во время их ликвидации в мусоросжигательных печах, проведена ли идентификация печей как объектов повышенной экологической опасности.
В большинстве портов судовой агент после оформления прихода судна в порт обязан представить в экологическую инспекцию судовую экологическую декларацию для получения разрешительного штампа.
В связи с вводом в действие Международного кодекса по охране судов и портовых средств (ISPS Code), особое внимание при посещении судами портов уделяется соответствию судна требованиям Кодекса
Также согласно кодекса ОСПС, капитан обязан заблаговременно дать в службу безопасности порта следующую информацию: подробные данные о судне, владельце и грузе; номер, дату/срок действия и орган выдачи Сертификата ОСПС, также синопсиса и свидетельства офицера безопасности судна, также данные о 10 последних портах захода с датами прихода/отхода и уровнем охраны. По получении этих данных офицер безопасности порта выдает разрешение на заход судна в порт.
По получению судном свободной практики его, как правило, посещает офицер безопасности порта — проверяется наличие Сертификата об охране (Ship’s Security Certificate), плана по охране и т.п.
Источник