- Распределение рек России по бассейнам океанов, таблица
- Таблица по географии 6 класс реки бассейнов океанов
- Питание рек
- Урок географии по теме «Реки». 6-й класс
- Презентация к уроку
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Повторение изученного материала.
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление материала.
- V. Подведение итогов.
- VI. Домашнее задание.
- Определите реки, относящиеся к указанным в таблице бассейнам.
Распределение рек России по бассейнам океанов, таблица
Россия – страна водная, разных рек и речушек по её территории протекает около 3 миллионов. Речная система нашей страны не соприкасается только с морями бассейна далекого от неё, полностью расположенного в другом полушарии южного Индийского океана. Таблица распределения основных рек России по бассейнам остальных океанов приводится ниже.
Основные российские реки, относящиеся к его бассейну
Общая характеристика рек
Обь, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Печора, Северная Двина, Мезень и другие, менее крупные реки.
Самые длинные и самые полноводные реки России. Зимой все они замерзают, а весной отличаются обильным половодьем. Постоянно подпитываются снеговыми и дождевыми осадками. В верхнем течении являются горными, а в срединном и нижнем – равнинными.
Дон, Кубань, Нева и несколько других рек поменьше.
Впадают в Черное, Балтийское и Азовское моря. Полноводны в течение всего года за счет снегового (зимой), а также дождевого и подземного (летом) питания. Весной для них характерны половодья.
Амур, Анадырь, Амгунь, Камчатка и другие.
Имеют, в основном, небольшую протяженность и сравнительно высокую скорость течения. Чукотские реки питаются дождями, а дальневосточные, текущие в муссонных климатических условиях – дождевое. Для последних характерны летние, связанные с действием муссонов, паводки.
Бассейн внутренних морей
Волга, Урал, Терек и другие, менее протяженные.
Все завершают течение в водах Каспия. Волга и Урал – реки равнинные, имеющие, в основном, снеговое питание, обильные весенние половодья и сток, регулирующийся плотинами. Терек – река типично горная.
Большинство остальных рек России впадают в те, что перечислены в таблице, и, следовательно, относятся к бассейнам тех же океанов.
Источник
Таблица по географии 6 класс реки бассейнов океанов
Река – постоянный водный поток, текущий в разработанном им русле и питающийся главным образом атмосферными осадками.
Части рек: исток – место, где река берет свое начало. Истоком может быть родник, озеро, болото, ледник в горах; устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку. Понижение в рельефе, тянущееся от истока до устья рек – речная долина . Углубление, в котором течет река постоянно, – русло . Пойма – плоское, затопляемое во время половодья дно речной долины. Над поймой обычно поднимаются склоны долины, часто ступенчатой формы. Эти ступени называются террасами . Они возникают в результате размывающей деятельности рек (эрозии), вызванной понижением базиса эрозии.
Речная система – река со всеми ее притоками. Название системы дается по названию главной реки.
Речная эрозия – углубление водотоком своего русла и расширение его в стороны. Базис эрозии – уровень, до которого река углубляет свою долину. Его высота определяется уровнем того водоема, куда впадает река. Конечным базисом эрозии всех рек является уровень Мирового океана. При понижении уровня водоема, в который впадает река, базис эрозии понижается и начинается усиленная эрозионная деятельность рек, вызывающая углубление русла.
Бассейн реки – территория, с которой река со всеми притоками собирает воду.
Водораздел – линия раздела бассейнов двух рек или океанов. Обычно водоразделами служат какие-либо возвышенные пространства.
Питание рек
Поступление воды в реку называется их питанием. В зависимости от источника поступающих вод различают реки с дождевым, снеговым, ледниковым, подземным, а при их сочетании – со смешанным питанием.
Роль того или иного источника питания зависит главным образом от климатических условий. Дождевое питание свойственно рекам экваториальных и большинства муссонных областей. В странах с холодным климатом главное значение приобретают талые снеговые воды ( снеговое питание). В умеренных широтах питание рек, как правило, смешанное . Река с ледниковым питанием берет начало в ледниках высокогорий. Соотношение между источниками питания рек может изменяться в течение года. Так, например, реки бассейна Оби могут зимой питаться подземными водами, весной – талыми снеговыми, летом – подземными и дождевыми.
От того, какое питание преобладает, в значительной мере зависит режим реки. Режим рек – закономерные изменения состояния рек во времени, обусловленные физико-географическими свойствами бассейна и в первую очередь климатическими условиями. Режим рек проявляется в виде суточных, сезонных и многолетних колебаний уровня и расхода воды, ледовых явлений, температуры воды, количества переносимых потоком наносов и т. п. Элементами режима рек являются, например, межень – уровень воды в реке в сезон наиболее низкого ее стояния и половодье – продолжительный подъем воды в реке, вызываемый основным источником питания, повторяющийся из года в год. Паводок — кратковременный нерегулярный подъем воды в реке. В зависимости от наличия гидротехнических сооружений на реках (например, ГЭС), влияющих на режим рек, различают зарегулированный и естественный режим рек.
Все реки земного шара распределены между бассейнами четырех океанов.
Значение рек: 1) источники пресной воды для промышленности, сельского хозяйства водоснабжения; 2) источники получения электроэнергии; 3) транспортные пути (в том числе сооружение судоходных каналов); 4) места ловли и разведения рыбы; отдыха и т. п.
На многих реках построены водохранилища – крупные искусственные водоемы. Положительные последствия их строительства: создают запасы воды, позволяют регулировать уровень воды в реке и предотвращают наводнения, улучшают транспортные условия и позволяют создавать зоны отдыха. Отрицательные последствия строительства водохранилищ на реках: затопление значительных территорий с плодородными пойменными землями, вокруг водохранилища происходит подъем грунтовых вод, что приводит к заболачиванию земель, нарушаются условия обитания рыбы, нарушается естественный процесс образования поймы и т. п.
Источник
Урок географии по теме «Реки». 6-й класс
Класс: 6
Презентация к уроку
Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.
Задачи урока:
- Начать формирование у учащихся представления о реках.
- Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
- Продолжить формирование умения работать с географической картой.
- Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
- Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.
Река | Залив | Озеро |
Ручей | Водохранилище | Пруд |
Море | Океан | Водопад |
Болото | Горный ледник | Подземные воды |
Речной канал | Родник | Источник |
Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.
Загадка
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).
Определение с учащимися темы, задач и цели урока.
III. Изучение нового материала.
– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Кубань.
– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.
Из каких частей состоит река?
- Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
- Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
- Речная долина – более широкое понижение в рельефе.
– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток– начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.
– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)
- Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.
– Какими бывают типы устьев рек?
- Дельта – устье реки с протоками;
- Эстуарий – воронкообразное устье реки.
Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.
– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.
- Речная система – это главная река со всеми притоками;
- Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;
- Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.
Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань – главная река нашего края.
Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).
В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:
- Нил, Конго (Африка);
- Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);
- Амазонка (Южная Америка);
- Миссисипи (Северная Америка).
– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.
Горные реки имеют:
- бурное и стремительное течение,
- относительно прямые русла,
- речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
- дно почти все занято руслом,
- неблагоприятные условия для судоходства.
Равнинные реки имеют:
- плавное и спокойное течение,
- русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
- разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,
- русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
- развитое судоходство.
Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.
– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?
Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.
Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.
- Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.
- Режим реки – поведение реки в течение года.
- Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?
– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)
IV. Закрепление материала.
- Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;
- назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;
- назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;
- назовите номера всех правых притоков – 9;
- назовите номера всех левых притоков – 10, 12.
V. Подведение итогов.
Практическая работа: «Описание реки по плану».
1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.
- Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;
- На каком материке находится;
- Исток (начало реки);
- Устье (место впадения);
- Направление течения;
- Притоки (левые и правые);
- Питание реки;
- Хозяйственное использование.
VI. Домашнее задание.
§ 38-39, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий.
Источник
Определите реки, относящиеся к указанным в таблице бассейнам.
Нил, Конго, Нигер, Сенегал — принадлежат бассейну Атлантического океана
К бассейну Индийского океана относятся Замбези, Лимпопо.
Обь, Енисей и Лена впадают в Ледовитый.
Инд и Ганг в Индийский. К бассейну Атлантического океана принадлежат крупные реки Европы: Дунай, Днепр, Дон, Рейн, Оспа, Днестр и другие.
Мощные реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана: Обь, Енисей, Лена и другие.
Воды Евразии — это и реки бассейна Тихого океана — Янцзы, Хуанхэ, Меконг, Амур и т. д.
Самая мощнвя из них Янцзы.
Реки бассейна Индийского океана. Крупнейшие из них — Инд, Ганг, Брахмапутра, Тигр и Евфрат.
Большую площадь занимает бассейн внутреннего стока, здесь протекают длинные, полноводные реки (Амударья, Сырдарья, Волга и др.) , некоторые из них теряются среди пустынь.
Нил, Конго, Нигер, Сенегал — принадлежат бассейну Атлантического океана
К бассейну Индийского океана относятся Замбези, Лимпопо.
Нил, Конго, Нигер, Сенегал — принадлежат бассейну Атлантического океана
К бассейну Индийского океана относятся Замбези, Лимпопо.
Обь, Енисей и Лена впадают в Ледовитый.
Инд и Ганг в Индийский. К бассейну Атлантического океана принадлежат крупные реки Европы: Дунай, Днепр, Дон, Рейн, Оспа, Днестр и другие.
Мощные реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана: Обь, Енисей, Лена и другие.
Воды Евразии — это и реки бассейна Тихого океана — Янцзы, Хуанхэ, Меконг, Амур и т. д.
Самая мощнвя из них Янцзы.
Реки бассейна Индийского океана. Крупнейшие из них — Инд, Ганг, Брахмапутра, Тигр и Евфрат.
Большую площадь занимает бассейн внутреннего стока, здесь протекают длинные, полноводные реки (Амударья, Сырдарья, Волга и др.) , некоторые из них теряются среди пустынь.
Источник