Таблица по географии 6 класс реки бассейнов океанов

Распределение рек России по бассейнам океанов, таблица

Россия – страна водная, разных рек и речушек по её территории протекает около 3 миллионов. Речная система нашей страны не соприкасается только с морями бассейна далекого от неё, полностью расположенного в другом полушарии южного Индийского океана. Таблица распределения основных рек России по бассейнам остальных океанов приводится ниже.

Основные российские реки, относящиеся к его бассейну

Общая характеристика рек

Обь, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Печора, Северная Двина, Мезень и другие, менее крупные реки.

Самые длинные и самые полноводные реки России. Зимой все они замерзают, а весной отличаются обильным половодьем. Постоянно подпитываются снеговыми и дождевыми осадками. В верхнем течении являются горными, а в срединном и нижнем – равнинными.

Дон, Кубань, Нева и несколько других рек поменьше.

Впадают в Черное, Балтийское и Азовское моря. Полноводны в течение всего года за счет снегового (зимой), а также дождевого и подземного (летом) питания. Весной для них характерны половодья.

Амур, Анадырь, Амгунь, Камчатка и другие.

Имеют, в основном, небольшую протяженность и сравнительно высокую скорость течения. Чукотские реки питаются дождями, а дальневосточные, текущие в муссонных климатических условиях – дождевое. Для последних характерны летние, связанные с действием муссонов, паводки.

Бассейн внутренних морей

Волга, Урал, Терек и другие, менее протяженные.

Все завершают течение в водах Каспия. Волга и Урал – реки равнинные, имеющие, в основном, снеговое питание, обильные весенние половодья и сток, регулирующийся плотинами. Терек – река типично горная.

Большинство остальных рек России впадают в те, что перечислены в таблице, и, следовательно, относятся к бассейнам тех же океанов.

Источник

Таблица по географии 6 класс реки бассейнов океанов

Река – постоянный водный поток, текущий в разработанном им русле и питающийся главным образом атмосферными осадками.

Части рек: исток – место, где река берет свое начало. Истоком может быть родник, озеро, болото, ледник в горах; устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку. Понижение в рельефе, тянущееся от истока до устья рек – речная долина . Углубление, в котором течет река постоянно, – русло . Пойма – плоское, затопляемое во время половодья дно речной долины. Над поймой обычно поднимаются склоны долины, часто ступенчатой формы. Эти ступени называются террасами . Они возникают в результате размывающей деятельности рек (эрозии), вызванной понижением базиса эрозии.

Речная система – река со всеми ее притоками. Название системы дается по названию главной реки.

Речная эрозия – углубление водотоком своего русла и расширение его в стороны. Базис эрозии – уровень, до которого река углубляет свою долину. Его высота определяется уровнем того водоема, куда впадает река. Конечным базисом эрозии всех рек является уровень Мирового океана. При понижении уровня водоема, в который впадает река, базис эрозии понижается и начинается усиленная эрозионная деятельность рек, вызывающая углубление русла.

Бассейн реки – территория, с которой река со всеми притоками собирает воду.

Водораздел – линия раздела бассейнов двух рек или океанов. Обычно водоразделами служат какие-либо возвышенные пространства.

Читайте также:  Центр печорского угольный бассейн

Питание рек

Поступление воды в реку называется их питанием. В зависимости от источника поступающих вод различают реки с дождевым, снеговым, ледниковым, подземным, а при их сочетании – со смешанным питанием.

Роль того или иного источника питания зависит главным образом от климатических условий. Дождевое питание свойственно рекам экваториальных и большинства муссонных областей. В странах с холодным климатом главное значение приобретают талые снеговые воды ( снеговое питание). В умеренных широтах питание рек, как правило, смешанное . Река с ледниковым питанием берет начало в ледниках высокогорий. Соотношение между источниками питания рек может изменяться в течение года. Так, например, реки бассейна Оби могут зимой питаться подземными водами, весной – талыми снеговыми, летом – подземными и дождевыми.

От того, какое питание преобладает, в значительной мере зависит режим реки. Режим рек – закономерные изменения состояния рек во времени, обусловленные физико-географическими свойствами бассейна и в первую очередь климатическими условиями. Режим рек проявляется в виде суточных, сезонных и многолетних колебаний уровня и расхода воды, ледовых явлений, температуры воды, количества переносимых потоком наносов и т. п. Элементами режима рек являются, например, межень – уровень воды в реке в сезон наиболее низкого ее стояния и половодье – продолжительный подъем воды в реке, вызываемый основным источником питания, повторяющийся из года в год. Паводок — кратковременный нерегулярный подъем воды в реке. В зависимости от наличия гидротехнических сооружений на реках (например, ГЭС), влияющих на режим рек, различают зарегулированный и естественный режим рек.

Все реки земного шара распределены между бассейнами четырех океанов.

Значение рек: 1) источники пресной воды для промышленности, сельского хозяйства водоснабжения; 2) источники получения электроэнергии; 3) транспортные пути (в том числе сооружение судоходных каналов); 4) места ловли и разведения рыбы; отдыха и т. п.

На многих реках построены водохранилища – крупные искусственные водоемы. Положительные последствия их строительства: создают запасы воды, позволяют регулировать уровень воды в реке и предотвращают наводнения, улучшают транспортные условия и позволяют создавать зоны отдыха. Отрицательные последствия строительства водохранилищ на реках: затопление значительных территорий с плодородными пойменными землями, вокруг водохранилища происходит подъем грунтовых вод, что приводит к заболачиванию земель, нарушаются условия обитания рыбы, нарушается естественный процесс образования поймы и т. п.

Источник

Урок географии по теме «Реки». 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.

Задачи урока:

  • Начать формирование у учащихся представления о реках.
  • Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
  • Продолжить формирование умения работать с географической картой.
  • Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
  • Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Река Залив Озеро
Ручей Водохранилище Пруд
Море Океан Водопад
Болото Горный ледник Подземные воды
Речной канал Родник Источник

Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.

Загадка

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).

Определение с учащимися темы, задач и цели урока.

Читайте также:  Бассейны глубиной от 100 см надувные

III. Изучение нового материала.

– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Кубань.

– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.

Из каких частей состоит река?

  • Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
  • Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
  • Речная долина – более широкое понижение в рельефе.

– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток– начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.

– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)

  • Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.

– Какими бывают типы устьев рек?

  • Дельта – устье реки с протоками;
  • Эстуарий – воронкообразное устье реки.

Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.

– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.

  • Речная система – это главная река со всеми притоками;
  • Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;
  • Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань – главная река нашего края.

Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).

В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:

  1. Нил, Конго (Африка);
  2. Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);
  3. Амазонка (Южная Америка);
  4. Миссисипи (Северная Америка).

– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.

Горные реки имеют:

  • бурное и стремительное течение,
  • относительно прямые русла,
  • речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
  • дно почти все занято руслом,
  • неблагоприятные условия для судоходства.

Равнинные реки имеют:

  • плавное и спокойное течение,
  • русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
  • разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,
  • русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
  • развитое судоходство.

Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.

– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.

Читайте также:  Резиновые носки для бассейна

Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.

  • Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.
  • Режим реки – поведение реки в течение года.
  • Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?

– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)

IV. Закрепление материала.

  • Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;
  • назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;
  • назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;
  • назовите номера всех правых притоков – 9;
  • назовите номера всех левых притоков – 10, 12.

V. Подведение итогов.

Практическая работа: «Описание реки по плану».

1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.

  1. Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;
  2. На каком материке находится;
  3. Исток (начало реки);
  4. Устье (место впадения);
  5. Направление течения;
  6. Притоки (левые и правые);
  7. Питание реки;
  8. Хозяйственное использование.

VI. Домашнее задание.

§ 38-39, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий.

Источник

Определите реки, относящиеся к указанным в таблице бассейнам.

Нил, Конго, Нигер, Сенегал — принадлежат бассейну Атлантического океана

К бассейну Индийского океана относятся Замбези, Лимпопо.
Обь, Енисей и Лена впадают в Ледовитый.
Инд и Ганг в Индийский. К бассейну Атлантического океана принадлежат крупные реки Европы: Дунай, Днепр, Дон, Рейн, Оспа, Днестр и другие.

Мощные реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана: Обь, Енисей, Лена и другие.

Воды Евразии — это и реки бассейна Тихого океана — Янцзы, Хуанхэ, Меконг, Амур и т. д.
Самая мощнвя из них Янцзы.

Реки бассейна Индийского океана. Крупнейшие из них — Инд, Ганг, Брахмапутра, Тигр и Евфрат.
Большую площадь занимает бассейн внутреннего стока, здесь протекают длинные, полноводные реки (Амударья, Сырдарья, Волга и др.) , некоторые из них теряются среди пустынь.

Нил, Конго, Нигер, Сенегал — принадлежат бассейну Атлантического океана

К бассейну Индийского океана относятся Замбези, Лимпопо.

Нил, Конго, Нигер, Сенегал — принадлежат бассейну Атлантического океана

К бассейну Индийского океана относятся Замбези, Лимпопо.
Обь, Енисей и Лена впадают в Ледовитый.
Инд и Ганг в Индийский. К бассейну Атлантического океана принадлежат крупные реки Европы: Дунай, Днепр, Дон, Рейн, Оспа, Днестр и другие.

Мощные реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана: Обь, Енисей, Лена и другие.

Воды Евразии — это и реки бассейна Тихого океана — Янцзы, Хуанхэ, Меконг, Амур и т. д.
Самая мощнвя из них Янцзы.

Реки бассейна Индийского океана. Крупнейшие из них — Инд, Ганг, Брахмапутра, Тигр и Евфрат.
Большую площадь занимает бассейн внутреннего стока, здесь протекают длинные, полноводные реки (Амударья, Сырдарья, Волга и др.) , некоторые из них теряются среди пустынь.

Источник

Оцените статью