2. Морские бассейны и порты рф.
Российская Федерация является одной из ведущих транспортных держав мира. Ее берега омывают воды 14 морей, трех океанов. Водный транспорт выполняет внутренние и внешнеторговые перевозки. На морские перевозки приходится более половины объема внешнеторговых грузов России.
Моря, омывающие берега России географически входят в пять морских бассейнов:
— Северный (охватывает моря: Белое, Баренцево, Карское и Лаптевых);
— Балтийский (Балтийское море);
— Черноморско-Азовский (Черное и Азовское моря);
— Каспийский (Каспийское море);
— Дальневосточный (Японское, Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское).
К ним непосредственно примыкают крупные экономические районы страны. Каждый из пяти морских бассейнов имеет определенную географическую обособленность и выход на мировые морские пути.
Главным фактором, определяющим место морского бассейна в ЕТС России, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна. Объем перевозок и грузооборот флота выражают масштабы перевозок, выполненных флотом конкретного бассейна.
Северный бассейн. К нему тяготеют 4 крупных экономических района: Северо-Западный, Уральский, Западно-Сибирский и частично Восточно-Сибирский, где преобладают каботажные перевозки. В перевозках преобладают лесные грузы, уголь, апатитовый и рудный концентраты, грузы промышленного и народного потребления.
Основные морские порты бассейна: Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Нарьян-Мар, Диксон, Тикси, Певек, Дудинка.
Балтийский бассейн. Включает в себя непосредственно выходящие к побережью Прибалтийский и Северо-Западный районы, а также Белорусский, области Центрального района, Уральский, Волго-Вятский экономические районы, с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством и путями сообщения. В морском грузообороте портов Балтийского бассейна доминируют внешнеторговые грузы.
Основные морские поры бассейна: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Балтийск.
Каспийский бассейн. Водными путями Каспийское море связано с Черноморско-Азовским и Балтийским бассейнами. Реками Каспийское море связано с Центральным, Волго-Вятским и Уральским экономическими районами. Перевозки осуществляются в основном в малом каботаже (в пределах бассейна). Основные морские порты бассейна: Баку, Красноводск, Махачкала, Астрахань.
К берегам Каспия выходят 5 крупных экономических районов СНГ: Северо-Кавказский; Поволжский; Закавказский; Казахстанский; Средне-Азиатский. Порт Астрахань имеет недостаток – замерзаемость, здесь осуществляется переработка различных грузов: зерно, соль, рыба.
Дальневосточный бассейн.Внутренний район его тяготения охватывает обширную территорию Приморского и Хабаровского краев, Магаданскую область с Чукоткой, Камчатскую и сахалинскую области (Дальне-Восточный экономический район) и прилегающие районы Восточной Сибири (Восточно-Сибирский экономический район). В малом каботаже осуществляются перевозки угля, леса, нефти, нефтепродуктов, товаров промышленного и народного потребления, продукция рыбной промышленности. В большом каботаже – концентраты цветных металлов. Основные морские порты бассейна: Нагаево (Магадан), Нахадка, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Владивосток.
Черноморско-Азовский бассейн. Это ведущий бассейн в системе морского транспорта, располагается в Юго-Западной части России. Занимает выгодное географическое положение. К бассейну примыкают Северо-Кавказский район, Украина, Грузия, Болгария, Румыния, Турция. Побережье этого морского бассейна представляет собой зону, вдоль которой находятся многочисленные базы отдыха, что способствует большим перевозкам пассажиров. Имеет незамерзающие, оборудованные морские порты. Связан с Атлантическим и Индийским океанами проливами Босфор (глубина – 17 м.), Дарданеллы (глубины – 25.) (Мраморное море со Средиземным), а затем Гибралтарским проливом, Суэцким каналом (Красное море) с мировым океаном. На побережье бассейна находятся порты: Новороссийск – самый крупный на юге России; Туапсе; Сочи; Ейск; Темрюк; Приморско-Ахтарск; Ростов-на-Дону; Таганрог; Анапа; Геленджик.
Особое место в транспортной системе России занимают морские порты. В РФ действуют 44 морских порта, основными из которых являются: Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Погрузо-разгрузочные операции выполняют около 120 портовых комплексов различных организаций.
В результате распада СССР и изменения характера внешней торговли сложилась диспропорция между российскими портовыми мощностями и структурой грузооборота. За пределами России оказались специализированные портовые комплексы для перегрузки зерна, угля, химических грузов. Значительная часть российских экспортных грузов вывозилась через порты Украины и стран Балтии.
За последнее 10-летие в морских портах введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной производительностью более 27 млн. т. в год. Наиболее важным явилось введение в строй нефтеналивного порта Приморск, первой очереди порта Усть-Луга, контейнерного терминала в порту Санкт-Петербург, комплекса для переработки минеральных удобрений в порту Восточный, новых причалов в порту Новороссийск. Строится новый порт Оля на Каспийском море. Развитие портов ведется в увязке с модернизацией припортовых железнодорожных станций.
В результате наращивания портовых мощностей, а также мер государственного регулирования доля российских портов в перевозках грузов отечественной внешней торговли увеличилась с 62% в 1996 г. до 75% в 2002 г. Дальнейшая модернизация портовой индустрии предусматривает развитие мощностей для наливных, химических и навалочных грузов, а также значительное наращивание мощностей для переработки контейнеров.
Деятельность морского транспорта Российской Федерации осуществляется на базе более 200 предприятий и организаций, включая 10 морских судоходных компаний. Как акционерные общества открытого типа зарегистрированы 10 морских пароходств, 44 морских порта, 11 судоремонтных заводов. Ввиду важности этой отрасли для страны государство сохраняет контроль за основными объектами инфраструктуры морских портов. С этой целью начиная с 1993 г. во всех морских портах созданы специальные государственные органы управления (администрации морских портов), во владение которых переданы причалы, волноломы, подходные каналы, железнодорожные и автодорожные устройства портов. Все эти объекты — собственность государства, и ими будут пользоваться многочисленные клиенты. Эксплуатация же причалов и терминалов может осуществляться частными фирмами.
Источник
§ 20. Водный и другие виды транспорта
Важнейшие водные соседи России — Япония и США. После присоединения Крыма у России появились соседи по Черному морю: Турция, Грузия, Болгария. Общая протяженность морских границ России — 38 808 км. Большинство рек протекающих по территории Российской Федерации впадают в моря и заливы Северного Ледовитого океана.
1. Какие негативные последствия для транспортной системы России имел распад СССР?
Распад Советского Союза (1991 год) привел к образованию пятнадцати независимых государств. Самостоятельный выход к морю (Балтийскому и Чёрному) для России уменьшился в результате образования республик Прибалтики. Так, латвийские порты Риги и Вентспилса, Клайпеды (Литва), Таллина (Эстония) стали собственностью этих новых государств. А у России остался порт Санкт — Петербурга, а также Выборгский и Калининградский порты. С распадом экономических и хозяйственных связей между бывшими республиками, произошёл кризис транспортной системы (наземной, морской, воздушной). Упали объёмы перевозок, на таможнях теперь необходимо платить пошлину.
2. Назовите преимущества, недостатки и основные функции морского, речного, авиационного и трубопроводного видов транспорта. С помощью таблиц 19 — 20 Приложения 1 определите, какой вид транспорта наиболее динамично развивается, лидирует в перевозке грузов, перевозит больше всего пассажиров.
Среди представленных видов транспорта самым быстрым и надежным являются авиаперевозки. Однако и у этого способа есть минусы — это высокая себестоимость и зависимость от погодных условий, малая вместительность. Морской вид транспорта в данном случае будет дешевле, и количество грузов может быть больше, но требуются деньги для обслуживания портов, при том, что морской транспорт бесполезен на суше. Речные виды транспорта тоже сталкиваются с этой проблемой. Самый дорогой вид транспорта — трубопроводный. Его преимущество — это возможность использования на дальних расстояниях.
Динамично развивается автомобильный транспорт в пассажирских и грузовых перевозках. Этот же вид транспорта является лидером на сегодняшний день.
3. С помощью рис. 63 и текста учебника определите крупные порты, относящиеся к разным морским бассейнам; определите структуру экспорта и импорта разных морских бассейнов. Заполните таблицу.
4. Какой вид транспорта наиболее зависим от природных условий и погоды? С помощью карты атласа определите, какова продолжительность ледостава на реках Европейской части России, в Сибири.
Самым «погодозависимым» видом транспорта на сегодняшний день является воздушный транспорт. Несмотря на то, что он является самым быстрым и способен доставлять груз в изолированные районы (например, на вертолётах), такой транспорт очень требователен к погодным условиям. И если эти условия не соответствуют установленным лётным стандартам, то все рейсы просто отменяются.
На реках Европейской части РФ продолжительность ледостава составляет от 1–2 месяцев на юго — западе территории до 6–7 месяцев на её северо — востоке. Продолжительность ледостава изменяется от 4–5 месяцев в южных районах Сибири и Дальнего Востока до 8 месяцев на севере Сибири
5. В чем вы видите главные трудности развития транспорта в России?
Основные трудности развития транспорта для разных городов и районов нашей страны одинаковы. Их можно разделить на объективные и субъективные.
— рост числа автомобилей у населения и увеличение их использования;
— уровень автомобилизации высок, а темпы строительства дорог низкие.
— грамотная правовая база — основа успеха транспортной политики городов;
— транспортная доступность удалённых регионов;
— слабая законодательная база в части управления транспортной системой на региональном или местном уровне;
Сегодня экономическая целостность страны и связь между регионами прочно связаны с уровнем развития транспортной сети.
Разработайте новую транспортную магистраль на территории России. Обозначьте ее маршрут на контурной карте. Подготовьте устное обоснование проекта.
Данная дорога соединит Норильск с транспортной системой России, напрямую. Помимо этого железная дорога соединит Европейскую часть страны с севером Сибири, который богат сырьём и отрезан от основной территории страны.
Источник