Морские бассейны и порты РФ
Российская Федерация является одной из ведущих транспортных держав мира. Ее берега омывают воды 14 морей, трех океанов. Водный транспорт выполняет внутренние и внешнеторговые перевозки. На морские перевозки приходится более половины объема внешнеторговых грузов России.
Моря, омывающие берега России географически входят в пять морских бассейнов:
— Северный (охватывает моря: Белое, Баренцево, Карское и Лаптевых);
— Балтийский (Балтийское море);
— Черноморско-Азовский (Черное и Азовское моря);
— Каспийский (Каспийское море);
— Дальневосточный (Японское, Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское).
К ним непосредственно примыкают крупные экономические районы страны. Каждый из пяти морских бассейнов имеет определенную географическую обособленность и выход на мировые морские пути.
Главным фактором, определяющим место морского бассейна в ЕТС России, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна. Объем перевозок и грузооборот флота выражают масштабы перевозок, выполненных флотом конкретного бассейна.
Северный бассейн. К нему тяготеют 4 крупных экономических района: Северо-Западный, Уральский, Западно-Сибирский и частично Восточно-Сибирский, где преобладают каботажные перевозки. В перевозках преобладают лесные грузы, уголь, апатитовый и рудный концентраты, грузы промышленного и народного потребления.
Основные морские порты бассейна: Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Нарьян-Мар, Диксон, Тикси, Певек, Дудинка.
Балтийский бассейн. Включает в себя непосредственно выходящие к побережью Прибалтийский и Северо-Западный районы, а также Белорусский, области Центрального района, Уральский, Волго-Вятский экономические районы, с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством и путями сообщения. В морском грузообороте портов Балтийского бассейна доминируют внешнеторговые грузы.
Основные морские поры бассейна: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Балтийск.
Каспийский бассейн. Водными путями Каспийское море связано с Черноморско-Азовским и Балтийским бассейнами. Реками Каспийское море связано с Центральным, Волго-Вятским и Уральским экономическими районами. Перевозки осуществляются в основном в малом каботаже (в пределах бассейна). Основные морские порты бассейна: Баку, Красноводск, Махачкала, Астрахань.
К берегам Каспия выходят 5 крупных экономических районов СНГ: Северо-Кавказский; Поволжский; Закавказский; Казахстанский; Средне-Азиатский. Порт Астрахань имеет недостаток – замерзаемость, здесь осуществляется переработка различных грузов: зерно, соль, рыба.
Дальневосточный бассейн. Внутренний район его тяготения охватывает обширную территорию Приморского и Хабаровского краев, Магаданскую область с Чукоткой, Камчатскую и сахалинскую области (Дальне-Восточный экономический район) и прилегающие районы Восточной Сибири (Восточно-Сибирский экономический район). В малом каботаже осуществляются перевозки угля, леса, нефти, нефтепродуктов, товаров промышленного и народного потребления, продукция рыбной промышленности. В большом каботаже – концентраты цветных металлов. Основные морские порты бассейна: Нагаево (Магадан), Нахадка, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Владивосток.
Черноморско-Азовский бассейн. Это ведущий бассейн в системе морского транспорта, располагается в Юго-Западной части России. Занимает выгодное географическое положение. К бассейну примыкают Северо-Кавказский район, Украина, Грузия, Болгария, Румыния, Турция. Побережье этого морского бассейна представляет собой зону, вдоль которой находятся многочисленные базы отдыха, что способствует большим перевозкам пассажиров. Имеет незамерзающие, оборудованные морские порты. Связан с Атлантическим и Индийским океанами проливами Босфор (глубина – 17 м.), Дарданеллы (глубины – 25.) (Мраморное море со Средиземным), а затем Гибралтарским проливом, Суэцким каналом (Красное море) с мировым океаном. На побережье бассейна находятся порты: Новороссийск – самый крупный на юге России; Туапсе; Сочи; Ейск; Темрюк; Приморско-Ахтарск; Ростов-на-Дону; Таганрог; Анапа; Геленджик.
Особое место в транспортной системе России занимают морские порты. В РФ действуют 44 морских порта, основными из которых являются: Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Погрузо-разгрузочные операции выполняют около 120 портовых комплексов различных организаций.
В результате распада СССР и изменения характера внешней торговли сложилась диспропорция между российскими портовыми мощностями и структурой грузооборота. За пределами России оказались специализированные портовые комплексы для перегрузки зерна, угля, химических грузов. Значительная часть российских экспортных грузов вывозилась через порты Украины и стран Балтии.
За последнее 10-летие в морских портах введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной производительностью более 27 млн. т. в год. Наиболее важным явилось введение в строй нефтеналивного порта Приморск, первой очереди порта Усть-Луга, контейнерного терминала в порту Санкт-Петербург, комплекса для переработки минеральных удобрений в порту Восточный, новых причалов в порту Новороссийск. Строится новый порт Оля на Каспийском море. Развитие портов ведется в увязке с модернизацией припортовых железнодорожных станций.
В результате наращивания портовых мощностей, а также мер государственного регулирования доля российских портов в перевозках грузов отечественной внешней торговли увеличилась с 62% в 1996 г. до 75% в 2002 г. Дальнейшая модернизация портовой индустрии предусматривает развитие мощностей для наливных, химических и навалочных грузов, а также значительное наращивание мощностей для переработки контейнеров.
Деятельность морского транспорта Российской Федерации осуществляется на базе более 200 предприятий и организаций, включая 10 морских судоходных компаний. Как акционерные общества открытого типа зарегистрированы 10 морских пароходств, 44 морских порта, 11 судоремонтных заводов. Ввиду важности этой отрасли для страны государство сохраняет контроль за основными объектами инфраструктуры морских портов. С этой целью начиная с 1993 г. во всех морских портах созданы специальные государственные органы управления (администрации морских портов), во владение которых переданы причалы, волноломы, подходные каналы, железнодорожные и автодорожные устройства портов. Все эти объекты — собственность государства, и ими будут пользоваться многочисленные клиенты. Эксплуатация же причалов и терминалов может осуществляться частными фирмами.
Источник
Крупнейшие морские порты мира и России
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Морские порты являются ключевым звеном современной мировой экономики. По оценкам аналитиков до 90% мировой торговли приходится на морские перевозки. Объемы торговли несмотря ни на что пока продолжают расти и в связи с этим растут и морские порты. В сегодняшней статье мы поговорим о наиболее загруженных морских портах по контейнерным перевозкам и по грузообороту в миллионах тонн. Также мы узнаем как обстоят дела с морскими портами и перевозками в России и перечислим наиболее крупные из них.
Содержание статьи:
Как измеряется грузооборот морских портов
Грузооборот морского порта является важнейшим показателем его эффективности, который определяется количеством грузов, измеренных по массе за определенный промежуток времени (как правило месяц, квартал и год).
Грузооборот морских портов принято измерять либо в миллионах тонн, либо в двадцатифутовом эквивалента TEU. TEU является международно принятой условной единицей измерения вместимости грузовых ТС, в том числе грузовых судн и при подсчете грузооборота контейнерных терминалов, в том числе морских портов. В пересчете на тонны 1 TEU примерно равняется 21.6 тонны.
Крупнейшие морские порты мира по грузообороту
Большая часть современных крупнейших морских портов в 2020 году находится в Азии. На долю Азии приходится около 70 % крупнейших портов мира, из них около 40 на долю Китая. По крайней мер данная статистика верна по итогам 2019 года. Что будет в 2020 году пока говорить рано, потому что по оценкам экспертов перевозки китайских портов ожидают значительного снижения из-за вспышки эпидемии коронавируса. Наиболее крупные китайские порты по грузообороту в TEU:
- порт Шанхай — 42.01 млн TEU
- порт Шэньчжэнь — 27.7 млн TEU
- порт Нинбо-Чжоушань — 27.7 млн TEU
- порт Гуанчжоу — 26 млн TEU
- порт Циндао — 18 млн TEU
Кроме этого, в топ крупнейших портов находятся и некоторые другие азиатские крупные порты: Сингапур и Гонконг, а также порт Пусан в Южной Кореи. Топ 10 замыкает порт Джебель Али в Дубае. Среди морских портов Европы крупнейшим является порт Роттердам в Нидерландах. Ни один из российских портов не вошел в топ 50 крупнейших. Полную таблицу 50 крупнейших портов по грузообороту в контейнерном эквиваленте вы можете увидеть ниже.
№ | Морской Порт | Грузооборот 2019 (млн TEU) | Грузооборот 2018 (млн TEU) | Грузооборот 2017 (млн TEU) | Грузооборот 2016 (млн TEU) | Грузооборот 2015 (млн TEU) |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Шанхай, Китай | 42,01 | 40,23 | 37,13 | 36,54 | 35,29 |
2 | Сингапур | 36,60 | 33,67 | 30,90 | 30,92 | 33,87 |
3 | Шэньчжэнь, Китай | 27,74 | 25,21 | 23,97 | 24,20 | 24,03 |
4 | Нинбо-Чжоушань, Китай | 26,35 | 24,61 | 21,60 | 20,63 | 19,45 |
5 | Гавань Гуанчжоу, Китай | 21,87 | 20,37 | 18,85 | 17,22 | 16,16 |
6 | Пусан, Южная Корея | 21,66 | 20,49 | 19,85 | 19,45 | 18,65 |
7 | Гонконг, ЮАР, Китай | 19,60 | 20,76 | 19,81 | 20,07 | 22,23 |
8 | Циндао, Китай | 18,26 | 18,30 | 18,01 | 17,47 | 16,62 |
9 | Тяньцзинь, Китай | 16,00 | 15,07 | 14,49 | 14,11 | 14,05 |
10 | Джебель Али, Дубай, ОАЭ | 14,95 | 15,37 | 15,73 | 15,60 | 15,25 |
11 | Роттердам, Нидерланды | 14,51 | 13,73 | 12,38 | 12,23 | 12,30 |
12 | Порт Кланг, Малайзия | 12,32 | 13,73 | 13,20 | 11,89 | 10,95 |
13 | Антверпен, Бельгия | 11,10 | 10,45 | 10,04 | 9,65 | 8,98 |
14 | Гаосюн, Тайвань, Китай | 10,45 | 10,27 | 10,46 | 10,26 | 10,59 |
15 | Сямынь, Китай | 10,00 | 10,38 | 9,61 | 9,18 | 10,13 |
16 | Далянь, Китай | 9,77 | 9,70 | 9,61 | 9,45 | 10,13 |
17 | Лос-Анджелес, США | 9,46 | 9,43 | 8,86 | 8,16 | 8,33 |
18 | Танджунг Пелепас, Малайзия | 8,96 | 8,38 | 8,28 | 9,10 | 8,50 |
19 | Гамбург, Германия | 8,73 | 8,86 | 8,91 | 8,82 | 9,73 |
20 | Лонг Бич, США | 8,09 | 7,54 | 6,80 | 7,19 | 6,82 |
21 | Лаем Чабанг, Таиланд | 8,07 | 7,78 | 7,22 | 6,82 | 6,58 |
22 | Танджунг Приок, Джакарта, Индонезия | 7,64 | 6,09 | 5,51 | 5,20 | 5,77 |
23 | Нью-Йорк-Нью-Джерси, США | 7,20 | 6,71 | 6,25 | 6,37 | 5,77 |
24 | Коломбо, Шри-Ланка | 7,05 | 6,21 | 5,73 | 5,19 | 4,91 |
25 | Инкоу, Китай | 6,50 | 6,28 | 6,08 | 5,92 | 5,77 |
26 | Хошимин, Вьетнам | 6,33 | 6,16 | 5,99 | 5,31 | 6,39 |
27 | Бремен / Бремерхафен, Германия | 5,42 | 5,51 | 5,49 | 5,48 | 5,78 |
28 | Манила, Филиппины | 5,05 | 4,82 | 4,52 | 4,23 | 3,65 |
29 | Порт Джавархарлал Неру, Индия | 5,05 | 4,83 | 4,51 | 4,49 | 4,45 |
30 | Пирей, Греция | 4,91 | 4,15 | 3,73 | 3,37 | 3,59 |
31 | Альхесирас, Испания | 4,77 | 4,39 | 4,76 | 4,52 | 4,56 |
32 | Ляньюньгуан, Китай | 4,75 | 4,72 | 4,70 | 5,01 | 5,01 |
33 | Токио, Япония | 4,57 | 4,50 | 4,25 | — | — |
34 | Мундра, Индия | 4,44 | 4,24 | 4,80 | 2,99 | 2,70 |
35 | Саванна, США | 4,35 | 4,05 | 3,64 | 3,74 | 3,35 |
36 | Джидда, Саудовская Аравия | 4,12 | 4,15 | 3,96 | 4,19 | 4,20 |
37 | Сантос, Бразилия | 4,12 | 3,85 | 3,60 | 3,78 | 3,68 |
38 | Рижао, Китай | 4,00 | 3,24 | 3,01 | — | — |
39 | Колон, Панама | 3,89 | 3,89 | 3,26 | 3,58 | 3,29 |
40 | Феликсстоув, Великобритания | 3,85 | 4,30 | 4,10 | 4,00 | 3,74 |
41 | Сиэтл-Такома, США | 3,80 | 3,70 | 3,62 | 3,53 | 3,43 |
42 | Дунгуань, Китай | 3,50 | 3,91 | 3,64 | — | — |
43 | Тангер Мед, Марокко | 3,47 | 3,31 | 2,96 | — | — |
44 | Барселона, Испания | 3,42 | 2,97 | 2,23 | — | — |
45 | Ванкувер, Канада | 3,40 | 3,25 | 2,92 | — | — |
46 | Салала, Оман | 3,39 | 3,94 | 3,32 | 2,57 | 2,96 |
47 | Фучжоу, Китай | 3,34 | 3,01 | 2,66 | — | — |
48 | Марсашлокк, Мальта | 3,31 | 3.15 | 3,08 | 3,06 | 2,90 |
49 | Нанкин, Китай | 3,23 | 3,17 | 3,08 | 2,94 | — |
50 | Кай Меп, Вьетнам | 3,20 | 3,07 | 2,56 | — | — |
Помимо рейтинга крупнейших мировых портов по грузообороту в TEU, также стоит отдельно выделить рейтинг морских портов по самому большому грузообороту в тоннах. Ниже я привел топ 20 крупнейших морских портов по грузообороту в млн тонн. Как видите здесь лидерство также за Китаем однако сами порты несколько поменялись в позициях. Крупнейший морской порт по грузообороту млн тонн в мире является порт Нинбо-Чжоушань (1.07 млрд тонн).
Ранг | Порт | Страна | Грузооборот 2019, млн тонн | Грузооборот 2018, млн тонн |
---|---|---|---|---|
1 | Нинбо-Чжоушань | Китай | 1077.11 | 922.092 |
2 | Шанхай | Китай | 705.63 | 647.446 |
3 | Сингапур | Сингапур | 626.17 | 593.297 |
4 | Сучжоу | Китай | 607.74 | 573.76 |
5 | Гуанчжоу | Китай | 566.19 | 544.374 |
6 | Таншаньский | Китай | 565.4 | 515.8 |
7 | Qingdao | Китай | 507.99 | 443.978 |
8 | Порт Хедленд | Австралия | 505.33 | 484.51 |
9 | Тяньцзинь | Китай | 502.84 | 428.098 |
10 | Роттердам | Нидерланды | 467.35 | 461.177 |
11 | Далянь | Китай | 451.05 | 318.413 |
12 | Busan | Южная Корея | 400.51 | 349.708 |
13 | Инкоу | Китай | 362.39 | 347.02 |
14 | Рижао | Китай | 360.02 | 350.62 |
15 | Южная Луизиана | США | 307.86 | 237.594 |
16 | Gwangyang | Южная Корея | 291.83 | 283.106 |
17 | Яньтай | Китай | 285.6 | 265.36 |
18 | Гонконг | Гонконг | 281.55 | 256.73 |
19 | Чжаньцзян | Китай | 281.52 | 255.17 |
20 | Хуанхуа | Китай | 269.57 | 245.11 |
Топ 25 Российских морских портов по грузообороту
К 2020 году грузооборот всех морских портов России составил 840.3 млн тонн (за 2019 год). Таким образом общий грузооборот России вырос за последние 10 лет практически в два раза (график выше). 464 млн тонн составил объем наливных грузов и 376 млн тонн объем сухих грузов. Среди всех грузов отдельно выделяется транспортировка угля (176 млн тонн), сырая нефть (276.1 млн тонн), нефтепродукты (149 млн тонн), грузы в контейнерах (56.5 млн тонн) и транспортировка зерна (38.6 млн тонн).
Наибольшая доля российского грузооборота приходится на порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейна:
- Азово-Черноморский бассейн — 258.1 мн тонн
- Балтийский бассейн — 256.4 млн тонн
- Дальневосточный бассейн — 213.5 млн тонн
- Арктический бассейн — 104.8 млн тонн
- Каспийский бассейн — 7.4 млн тонн
Полный список наиболее крупных морских портов России представлен в таблице ниже. В список вошло 25 крупнейших порта каждого из бассейнов, статистика грузооборота указана в млн тонн. Так, бессменным лидером является Новороссийский морской порт, его грузооборот в 2019 году составил 156 млн тонн. Наиболее быстрые темпы роста грузооборота у порта Сабетта. Всего за несколько лет с 2013 года порт вошел в топ 10 портов России, и на 2019 год его грузооборот составил 27.6 млн тонн. Также перспективными являются и другие порты Северного Морского пути.
№ | Порт | Грузооборот, млн тонн |
---|---|---|
1 | Новороссийск | 156.826 |
2 | Усть-Луга | 103.852 |
3 | Восточный | 73.54 |
4 | Мурманск | 61.93 |
5 | Приморск | 61.024 |
6 | Санкт-Петербург | 59.9 |
7 | Ванино | 31.44 |
8 | Сабетта | 27.68 |
9 | Находка | 25.58 |
10 | Туапсе | 25.2 |
11 | Владивосток | 23.92 |
12 | Кавказ | 20.92 |
13 | Высоцк | 19.4 |
14 | Пригородное | 16.05 |
15 | Ростов-на Дону | 16.03 |
16 | Тамань | 15 |
17 | Де-Кастри | 13.57 |
18 | Калининград | 11.1 |
19 | Азов | 10.4 |
20 | Шахтерск | 8.8 |
21 | Посьет | 7.7 |
22 | Варандей | 7.17 |
23 | Махачкала | 4.7 |
24 | Архангельск | 2.7 |
25 | Астрахань | 2.2 |
Крупнейшие порты России на карте
А на этом сегодня все про крупнейшие порты мира и России. Делитесь статьей и подписывайтесь на новые. До новых встреч на проект Тюлягин, друзья!
Источник