- Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук и самомассажа у детей с использованием сухого бассейна
- Дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн» учебно-методическое пособие по развитию речи
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Развитие мелкой моторики с использованием «сухого бассейна». Таланты детей находятся на кончиках их пальцев. картотека по логопедии по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук и самомассажа у детей с использованием сухого бассейна
Нэлли Саванина
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук и самомассажа у детей с использованием сухого бассейна
Цель игр: создание условий для развития мелкой и артикуляционной моторики, активизации речевой деятельности дошкольников через активное использование упражнений и игр в сухом бассейне «Фасолинка»
• стимуляции речевого центра головного мозга;
• нормализации мышечного тонуса;
• стимуляция тактильных ощущений;
• формировать произвольные, координированные движения пальцев рук;
Игры с использованием сухого бассейна «Фасолинка»
Ребенок запускает руки в бассейн и изображает, как месит тесто,приговаривая:
Месим, месим тесто. Есть в печи место.
Будут, будут из печи булочки и калачи.
На столе емкости с отверстиями. ребенок двумя пальцами (указательным и большим) держит фасоль, изображая пчелу, летающую над сотами и опускает фасоль в отверстие.
Ла-ла-ла на цветок летит пчела
На дне бассейна спрятаны мелкие игрушки. Ребенок запускает одну или две руки в «бассейн» и пытается отыскать игрушку.
Ди-ди-ди ты игрушечку найди
В «бассейн» ставят тарелочки и игрушки, ребенок захватывает фасоль большим и указательным пальцами и раскладывает их по емкостям, классифицируя по цвету.
Вот фасолька белая, Заиньке несмелому.
Вот фасолька красная, Петушку горластому.
Ребенок насыпает фасоль различными предметами (поварешкой, металлической ложкой, деревянной ложкой, кружкой, стопкой) в любую емкость.
В металлическую кастрюлю стаканом ребенок насыпает фасоль, имитирует, как из кувшина наливает «молоко», берет большую ложку и мешает «кашу» (круговыми движениями). Когда «каша» будет готова, раскладывает по тарелочкам.
Варим, варим, варим кашу
Угостим мы кашей Сашу!
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна «Фасолинка»
Выполнять круговые движения кистью в «бассейне» по часовой стрелке и против нее под ритмичную музыку.
Выполнять движения раскрытой ладонью по дну бассейна в направлении вперед-назад, пальцы разведены.
Мама и дочка стирают платочки: вот так, вот так!
Постирали и отжали и немножечко устали.
Ритмично под музыку или под счет сжимать и разжимать кулачки в бассейне.
Опустить руки в бассейн. Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.
Сжать руки в кулачки и положить на дно бассейна пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.
Две веселые лягушки ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.
Опустить руки в бассейн. Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслабить и разжать.
Дружно пальчики сгибаем, крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре. пять — начинаем разгибать.
Опустить кисти рук в бассейн, набрать в кулачки фасоль, поднять руки и плавно или быстро разжимать кисти рук.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Взять горсть семян фасоли и, зажав их между ладонями рук, выполнять перетирающие движения. При этом ребенок произносит любые чистоговорки, быстро или медленно.
«С ладони в ладонь»
Взять в одну руку горсть фасоли и пересыпать ее из ладошки в ладошку. Ребенку дается задание сделать 5-10 пересыпаний (ребенок громко считает)
Перед ребенком на столе две миски. В одной миске — фасоль. В другой — гречка. Ребенок опускает одну руку в миску с фасолью и начинает ритмично сжимать кулачок. Затем другую руку опускает в гречку и тоже сжимает. Затем одновременно сжимает правую и левую руку под счет или ритмичное стихотворение. Затем миски меняются местами.
Игры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста О том, что развивать мелкую моторику рук детей слышали многие. Также многие знают традиционные способы ее развития. Я же предлагаю вашему.
Использование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.
Картотека игр для развития мелкой моторики I. Игры с грецким орехом 1. Здороваемся с орешком – крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. 2. Побежал наш орешек.
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.
Консультация для педагогов «Польза сухого бассейна для дошколят» Дошколята, всегда находятся в движении – это естественная природная потребность детей. Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить.
Консультация для родителей «Польза сухого бассейна» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ » ПОЛЬЗА СУХОГО БАССЕЙНА » Сухой бассейн, наполненный яркими разноцветными шариками,- прекрасный вариант.
Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.
Средства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук — чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель.
Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.
Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.
Источник
Дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн»
учебно-методическое пособие по развитию речи
» Источники творческих способностей
и дарования детей — на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А. Сухомлинский.
Важную роль в развитии речи ребёнка следует отвести пальчиковым играм.
Знаменитому педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Рука-это инструмент всех инструментов«-сказал ещё Аристотель.
«Рука-это своего рода внешний мозг»- писал Кант.
Представленное пособие в первую очередь используется для положительного влияния мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Может быть полезно воспитателям педагогам ДОУ, родителям в семейном воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suhoy_palchikovyy_basseyn.docx | 661.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сухой пальчиковый бассейн»
Детство наших детей должно быть счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, следовательно, ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Для развития и закрепления сенсорных навыков у ребёнка следует превращать любые занятия и обязанности в игру, так как предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до 3 лет. Главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.
Сухой бассейн — используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. При его изготовлении использовалась рисовая крупа, наполнитель меняется (горох, греча, пшено, макароны).
Используя пальчиковый бассейн, следует помнить:
1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими.
2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 8-12 см, чтобы ребёнок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.
3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.
4. Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин.
5. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
Педагогическая ценность дидактического пособия заключается :
— в развитии мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для письма), развитии тактильной чувствительности;
— в развитии воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);
— в развитии речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);
— в проигрывании проблемных для ребёнка (скрытых от взрослого) ситуаций, развитии логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления
— в совместном проведении времени, установлении дружеских, доверительных отношений в системе ребёнок-взрослый, ребёнок-сверстник;
— в организации массажа рук;
— в развитии самооценки;
— в повышении мотивации ребёнка к занятиям (легко заинтересовать, увлечь игровой деятельностью дошкольников).
1.Развитие речи детей младшего дошкольного возраста;
2. Укрепление и развитие мелкой моторики;
3. Укрепление зрительно-моторной координации;
4. Развитие концентрации внимания;
5. Развитие усидчивости;
6. Обогащение активного словаря;
7. Развитие творческих способностей.
1.Развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;
2.Укрепление мышц пальцев и кистей рук,
3. Развитие познавательной функции речи;
4. Расширение пассивного и активного словаря;
5. Уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь;
6. Развитие эмоционального общения;
7.Закрепление основных цветов.
Сухой пальчиковый бассейн также может служить средством для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создаёт мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие пальчиковые бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне.
Дидактические игры пособия:
Игра «Искупай ручки».
Цель : снятие напряжения кистей рук, усталости, расслабление мышц ладоней, локтевого и плечевого пояса рук.
Действие педагога : Ребята, у нас появился «сухой бассейн», в нём можно искупать ручки и не замочить их. Давайте попробуем это сделать все вместе, а потом по очереди каждый из вас. Можно представить, что наши ручки- рыбки и поплавать в нашем бассейне на поверхности и на глубине. Инструкция : опустим ладони (рыбки) в аквариум и покажем, как они плавают.
Игра: «Найди игрушку».
Цель : учить развивать мелкую моторику пальцев рук, на ощупь отгадывать игрушки. Развивать словарь.
Действие педагога : в «сухой бассейн» помещают различные мелкие игрушки.
Инструкция : нужно опустить руки в «бассейн», там лежат мелкие игрушки.
На ощупь найти машину (куколку, самолет, мишку и т.д.) вынуть из «бассейна».
Игра: «Угадай игрушку».
Цель : учить развивать мелкую моторику пальцев рук, на ощупь отгадывать игрушки, которые в «бассейне» спрятал воспитатель. Развивать словарь.
Действие педагога : в «сухой бассейн» помещают разные по тематике игрушки. Можно игру подвести под тему недели, и прятать предметы исходя из тематики НОД.
Инструкция : нужно опустить руки в бассейн, там лежат игрушки.
На ощупь найти машину (рыбку, самолет, мишку и т.д.) вынуть из «бассейна» и назвать.
Игра: «Найди одинаковые».
Цель: учить находить одинаковые игрушки, закреплять знания основных цветов, развивать внимание, память.
Действие педагога : ребята, давайте мы найдем одинаковые игрушки.
Инструкция : нужно найти одинаковые по игрушки.
Игра «Спрячь игрушку».
Цель : учить прятать предмет на самое дно контейнера, развивать мелкую моторику рук.
Действие педагога : создаётся игровая ситуация- спрячь игрушку, чтобы я её не нашла. Инструкция : ребёнок должен спрятать игрушку на самое дно контейнера.
Использование дидактического пособия в разных видах деятельности:
Источник
Развитие мелкой моторики с использованием «сухого бассейна». Таланты детей находятся на кончиках их пальцев.
картотека по логопедии по теме
Материал для логопедов, родителей, воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nade_skanirov._d_djhlt.odt | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн».
Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12 — 15 см ) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом или фасолью.
Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне»
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер — сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске соль, совсем
А разноцветная фасоль.
На дне — игрушки для
Мы их достанем без затей.
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут — будут из печи
Булочки и калачи.
Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против неё.
Варим, варим, варим щи.
Щи у Вовы хороши!
Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперёд — назад, пальцы разведены.
Мама и дочка стирают
Вот так, вот так!
Постирали и отжали,
Ох, немножко мы устали.
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Кулачок как колобок,
Мы сожмём его разок,
Кулачками мы играем.
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.
Наши пальчики сплетаем
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко — накрепко сожмем.
Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.
Две весёлые лягушки
Ни минуты ни сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять —
ТАЛАНТЫ ДЕТЕЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ
Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори.
Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущения тепла с помощью массажа.
Известный японский ученный Иосиро Цуцуми в течение тридцати лет изучал древнне манускрипты и современную медицину и в конечном итоге разработал оригинальную методику «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».
Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во всех детских садах и школах Японии. Начиная с двухлетнего возраста детей обучают приёмам самомассажа кистей рук и пальцев.
Массаж пальцев , начиная с большою и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками («приговорками»).
Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными, разноцветными шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными, и глиняными шариками многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и луни, состязаясь в меткости.
Массаж грецкими орехами. Предлагается: а) катать два ореха между пальцами; б) прокатывать один орех между пальцами; в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих РУК-
Массаж шестигранными карандашами . Г рани карандаша легко «укладывают» и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в определённом положении в правой и левой руке.
Массаж «чётками». Перебирание «чёток» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «чёток» (в прямом и обратном порядке). На ступне так же .как и на руке, находятся важнейшие точки, которые влияют на физическое и психическое состояние человека.
Очень важно научить детей снимать напряжение со ступней с помощью весёлых упражнений. Приведём несколько примеров.
«Слепки ступней » — их делают на песке или на глине.
Для этого в группе нужно иметь поддон (поднос) с соответствующим материалом.
«Угадай, чей след». Хождение босиком по рулону бумаги (обоев) мокрыми ногами, окрашенными слабым раствором зелёнки. Можно сочинить и детективную историю «Куда ведут следы».
«Собери листья» . Игроки сидят на стульях. На полу разложены «листья» (из бумаги, ткани или тонкого пенопласта). Их надо собирать пальцами ног. Выигрывает тот, кто соберёт больше листьев.
«Напиши имя». Ребёнок зажимает большим и вторым пальцами ноги карандаш и пытается «оставить автограф».
«Нарисуй огурец (яблоко, квадрат, солнце, дом, треугольник)». Тем же зажатым в пальцах карандашом надо нарисовать названную фигуру. Выигрывает тот, у кого рисунок больше соответствует замыслу. Для младших школьников подбираются более лёгкие упражнения: «Аплодисменты» ступнями, « Разведи пальцы ног», «Пятка о пятку», « Ноги здороваются».
Медики и педагоги едины в своём мнении: такие игровые упражнения развивают представления детей о всевозможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряжённость, восстанавливают бодрое настроение, благоприятно влияют на мозг и нервную систему.
Источник