- Дидактическое пособие «Сухой бассейн» методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн» учебно-методическое пособие по развитию речи
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Развитие мелкой моторики с использованием «сухого бассейна». Таланты детей находятся на кончиках их пальцев. картотека по логопедии по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «Сухой бассейн»
методическая разработка на тему
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. От того, насколько ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suhoy_basseyn.docx | 601.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими
заболеваниями № 69» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
первой младшей группы
Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. От того, насколько ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус.
Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т.д.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
— является основой интеллектуального развития;
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
— развивает наблюдательность, внимание;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;
— является основой для развития воображения;
— позитивно влияет на эстетическое чувство.
Занятия по сенсорике, направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Как известно игра – это ведущий вид деятельности в детском саду. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. Через игру ребенок учится и познает жизнь. Хочу поделиться своим опытом работы по изготовлению дидактического пособия «Сухой бассейн» по сенсорному развитию для малышей 2-3 лет, в которое мы играем в детском саду.
Сухой бассейн используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Цель: развитие мелкой моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга, познавательное развитие, а так же развитие слухового восприятия.
-развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;
— укрепление мышц пальцев и кистей рук;
— развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального общения;
-развитие творческих способностей;
— развитие слухового восприятия.
Тип игры: познавательный.
Участники игры: дети, воспитатель.
Возраст детей: 2-3 года.
Оборудование: капсулы от киндр — сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндр – сюрприза.
Ход игры. 1 ход игры: попросите малыша искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки, погружаясь как можно глубже в наполнитель, ребенок сосредотачивается на тактильных ощущениях, обеспечивает себе массаж, расслабляется и психически отдыхает.
2 ход игры: Игра «Сухой бассейн» можно сочетать с речью. Спрятав несколько разных игрушек, попросите малыша найти нужную вам игрушку и назвать ее, при этом, если ребенок достанет не ту игрушку, спросите его кто или, что это? Таким образом, ребенок проговаривает и запоминает слова, обогащает свой словарный запас.
«Повар». Ребенок выполняет круговые движения кистью в «бассейне» по часовой стрелке и против часовой стрелки «Варим, варим, варим щи! Щи у Вани хороши»
«Солим щи» Ребенок выполняет перетирающие движения тремя (пятью) пальцами: «Мы посолим наши щи. Щи у Кати хороши»
«Где наши ручки?» Педагог предлагает спрятать обе ручки в «бассейн», закопать их поглубже, подержать в покое, а затем достать:
«Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек…
Вот, вот наши ручки,
Пляшут наши ручки!»
3 ход игры. В процессе игр для развития моторики с «пальчиковым бассейном» можно решать задачи по развитию слухового внимания. Сыпучие вещества «звучат» по — разному. В ходе упражнений целесообразно привлекать внимание ребенка к этим звукам.
4 ход игры. Игра «Кто быстрее соберет». Рассыпать по ковру капсулы от киндр сюрпризов и по сигналу воспитателя дети собирают киндры в корзину. Целью этой игры является развитие движений у малышей.
Результат: Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения координированными.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «Сухом бассейне» способствует:
— нормализации мышечного тонуса;
— стимуляции тактильных ощущений;
— увеличению объема и амплитуде движений пальцев рук;
— формированию произвольных координированных движений пальцев рук;
— созданию положительного эмоционального фона;
— развитию мелкой моторики рук, развитию речи, творческих способностей.
Источник
Дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн»
учебно-методическое пособие по развитию речи
» Источники творческих способностей
и дарования детей — на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А. Сухомлинский.
Важную роль в развитии речи ребёнка следует отвести пальчиковым играм.
Знаменитому педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Рука-это инструмент всех инструментов«-сказал ещё Аристотель.
«Рука-это своего рода внешний мозг»- писал Кант.
Представленное пособие в первую очередь используется для положительного влияния мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Может быть полезно воспитателям педагогам ДОУ, родителям в семейном воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suhoy_palchikovyy_basseyn.docx | 661.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сухой пальчиковый бассейн»
Детство наших детей должно быть счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, следовательно, ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Для развития и закрепления сенсорных навыков у ребёнка следует превращать любые занятия и обязанности в игру, так как предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до 3 лет. Главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.
Сухой бассейн — используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. При его изготовлении использовалась рисовая крупа, наполнитель меняется (горох, греча, пшено, макароны).
Используя пальчиковый бассейн, следует помнить:
1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими.
2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 8-12 см, чтобы ребёнок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.
3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.
4. Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин.
5. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
Педагогическая ценность дидактического пособия заключается :
— в развитии мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для письма), развитии тактильной чувствительности;
— в развитии воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);
— в развитии речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);
— в проигрывании проблемных для ребёнка (скрытых от взрослого) ситуаций, развитии логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления
— в совместном проведении времени, установлении дружеских, доверительных отношений в системе ребёнок-взрослый, ребёнок-сверстник;
— в организации массажа рук;
— в развитии самооценки;
— в повышении мотивации ребёнка к занятиям (легко заинтересовать, увлечь игровой деятельностью дошкольников).
1.Развитие речи детей младшего дошкольного возраста;
2. Укрепление и развитие мелкой моторики;
3. Укрепление зрительно-моторной координации;
4. Развитие концентрации внимания;
5. Развитие усидчивости;
6. Обогащение активного словаря;
7. Развитие творческих способностей.
1.Развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;
2.Укрепление мышц пальцев и кистей рук,
3. Развитие познавательной функции речи;
4. Расширение пассивного и активного словаря;
5. Уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь;
6. Развитие эмоционального общения;
7.Закрепление основных цветов.
Сухой пальчиковый бассейн также может служить средством для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создаёт мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие пальчиковые бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне.
Дидактические игры пособия:
Игра «Искупай ручки».
Цель : снятие напряжения кистей рук, усталости, расслабление мышц ладоней, локтевого и плечевого пояса рук.
Действие педагога : Ребята, у нас появился «сухой бассейн», в нём можно искупать ручки и не замочить их. Давайте попробуем это сделать все вместе, а потом по очереди каждый из вас. Можно представить, что наши ручки- рыбки и поплавать в нашем бассейне на поверхности и на глубине. Инструкция : опустим ладони (рыбки) в аквариум и покажем, как они плавают.
Игра: «Найди игрушку».
Цель : учить развивать мелкую моторику пальцев рук, на ощупь отгадывать игрушки. Развивать словарь.
Действие педагога : в «сухой бассейн» помещают различные мелкие игрушки.
Инструкция : нужно опустить руки в «бассейн», там лежат мелкие игрушки.
На ощупь найти машину (куколку, самолет, мишку и т.д.) вынуть из «бассейна».
Игра: «Угадай игрушку».
Цель : учить развивать мелкую моторику пальцев рук, на ощупь отгадывать игрушки, которые в «бассейне» спрятал воспитатель. Развивать словарь.
Действие педагога : в «сухой бассейн» помещают разные по тематике игрушки. Можно игру подвести под тему недели, и прятать предметы исходя из тематики НОД.
Инструкция : нужно опустить руки в бассейн, там лежат игрушки.
На ощупь найти машину (рыбку, самолет, мишку и т.д.) вынуть из «бассейна» и назвать.
Игра: «Найди одинаковые».
Цель: учить находить одинаковые игрушки, закреплять знания основных цветов, развивать внимание, память.
Действие педагога : ребята, давайте мы найдем одинаковые игрушки.
Инструкция : нужно найти одинаковые по игрушки.
Игра «Спрячь игрушку».
Цель : учить прятать предмет на самое дно контейнера, развивать мелкую моторику рук.
Действие педагога : создаётся игровая ситуация- спрячь игрушку, чтобы я её не нашла. Инструкция : ребёнок должен спрятать игрушку на самое дно контейнера.
Использование дидактического пособия в разных видах деятельности:
Источник
Развитие мелкой моторики с использованием «сухого бассейна». Таланты детей находятся на кончиках их пальцев.
картотека по логопедии по теме
Материал для логопедов, родителей, воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nade_skanirov._d_djhlt.odt | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн».
Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12 — 15 см ) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом или фасолью.
Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне»
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер — сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске соль, совсем
А разноцветная фасоль.
На дне — игрушки для
Мы их достанем без затей.
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут — будут из печи
Булочки и калачи.
Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против неё.
Варим, варим, варим щи.
Щи у Вовы хороши!
Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперёд — назад, пальцы разведены.
Мама и дочка стирают
Вот так, вот так!
Постирали и отжали,
Ох, немножко мы устали.
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Кулачок как колобок,
Мы сожмём его разок,
Кулачками мы играем.
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.
Наши пальчики сплетаем
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко — накрепко сожмем.
Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.
Две весёлые лягушки
Ни минуты ни сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять —
ТАЛАНТЫ ДЕТЕЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ
Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори.
Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущения тепла с помощью массажа.
Известный японский ученный Иосиро Цуцуми в течение тридцати лет изучал древнне манускрипты и современную медицину и в конечном итоге разработал оригинальную методику «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».
Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во всех детских садах и школах Японии. Начиная с двухлетнего возраста детей обучают приёмам самомассажа кистей рук и пальцев.
Массаж пальцев , начиная с большою и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками («приговорками»).
Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными, разноцветными шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными, и глиняными шариками многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и луни, состязаясь в меткости.
Массаж грецкими орехами. Предлагается: а) катать два ореха между пальцами; б) прокатывать один орех между пальцами; в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих РУК-
Массаж шестигранными карандашами . Г рани карандаша легко «укладывают» и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в определённом положении в правой и левой руке.
Массаж «чётками». Перебирание «чёток» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «чёток» (в прямом и обратном порядке). На ступне так же .как и на руке, находятся важнейшие точки, которые влияют на физическое и психическое состояние человека.
Очень важно научить детей снимать напряжение со ступней с помощью весёлых упражнений. Приведём несколько примеров.
«Слепки ступней » — их делают на песке или на глине.
Для этого в группе нужно иметь поддон (поднос) с соответствующим материалом.
«Угадай, чей след». Хождение босиком по рулону бумаги (обоев) мокрыми ногами, окрашенными слабым раствором зелёнки. Можно сочинить и детективную историю «Куда ведут следы».
«Собери листья» . Игроки сидят на стульях. На полу разложены «листья» (из бумаги, ткани или тонкого пенопласта). Их надо собирать пальцами ног. Выигрывает тот, кто соберёт больше листьев.
«Напиши имя». Ребёнок зажимает большим и вторым пальцами ноги карандаш и пытается «оставить автограф».
«Нарисуй огурец (яблоко, квадрат, солнце, дом, треугольник)». Тем же зажатым в пальцах карандашом надо нарисовать названную фигуру. Выигрывает тот, у кого рисунок больше соответствует замыслу. Для младших школьников подбираются более лёгкие упражнения: «Аплодисменты» ступнями, « Разведи пальцы ног», «Пятка о пятку», « Ноги здороваются».
Медики и педагоги едины в своём мнении: такие игровые упражнения развивают представления детей о всевозможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряжённость, восстанавливают бодрое настроение, благоприятно влияют на мозг и нервную систему.
Источник