Сухие бассейн для детей для развития мелкой моторики

Дидактическое пособие «Сухой бассейн»
методическая разработка на тему

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. От того, насколько ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус.

Скачать:

Вложение Размер
suhoy_basseyn.docx 601.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими

заболеваниями № 69» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

первой младшей группы

Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. От того, насколько ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус.

Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т.д.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

— является основой интеллектуального развития;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— развивает наблюдательность, внимание;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;

— является основой для развития воображения;

— позитивно влияет на эстетическое чувство.

Занятия по сенсорике, направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Как известно игра – это ведущий вид деятельности в детском саду. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. Через игру ребенок учится и познает жизнь. Хочу поделиться своим опытом работы по изготовлению дидактического пособия «Сухой бассейн» по сенсорному развитию для малышей 2-3 лет, в которое мы играем в детском саду.

Сухой бассейн используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Цель: развитие мелкой моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга, познавательное развитие, а так же развитие слухового восприятия.

-развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;

— укрепление мышц пальцев и кистей рук;

— развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального общения;

-развитие творческих способностей;

— развитие слухового восприятия.

Тип игры: познавательный.

Участники игры: дети, воспитатель.

Возраст детей: 2-3 года.

Оборудование: капсулы от киндр — сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндр – сюрприза.

Ход игры. 1 ход игры: попросите малыша искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки, погружаясь как можно глубже в наполнитель, ребенок сосредотачивается на тактильных ощущениях, обеспечивает себе массаж, расслабляется и психически отдыхает.

2 ход игры: Игра «Сухой бассейн» можно сочетать с речью. Спрятав несколько разных игрушек, попросите малыша найти нужную вам игрушку и назвать ее, при этом, если ребенок достанет не ту игрушку, спросите его кто или, что это? Таким образом, ребенок проговаривает и запоминает слова, обогащает свой словарный запас.

«Повар». Ребенок выполняет круговые движения кистью в «бассейне» по часовой стрелке и против часовой стрелки «Варим, варим, варим щи! Щи у Вани хороши»

«Солим щи» Ребенок выполняет перетирающие движения тремя (пятью) пальцами: «Мы посолим наши щи. Щи у Кати хороши»

«Где наши ручки?» Педагог предлагает спрятать обе ручки в «бассейн», закопать их поглубже, подержать в покое, а затем достать:

«Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек…

Вот, вот наши ручки,

Пляшут наши ручки!»

3 ход игры. В процессе игр для развития моторики с «пальчиковым бассейном» можно решать задачи по развитию слухового внимания. Сыпучие вещества «звучат» по — разному. В ходе упражнений целесообразно привлекать внимание ребенка к этим звукам.

4 ход игры. Игра «Кто быстрее соберет». Рассыпать по ковру капсулы от киндр сюрпризов и по сигналу воспитателя дети собирают киндры в корзину. Целью этой игры является развитие движений у малышей.

Результат: Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения координированными.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «Сухом бассейне» способствует:

— нормализации мышечного тонуса;

— стимуляции тактильных ощущений;

— увеличению объема и амплитуде движений пальцев рук;

— формированию произвольных координированных движений пальцев рук;

— созданию положительного эмоционального фона;

— развитию мелкой моторики рук, развитию речи, творческих способностей.

Источник

Дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн»
учебно-методическое пособие по развитию речи

» Источники творческих способностей

и дарования детей — на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А. Сухомлинский.

Важную роль в развитии речи ребёнка следует отвести пальчиковым играм.

Знаменитому педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Рука-это инструмент всех инструментов«-сказал ещё Аристотель.

«Рука-это своего рода внешний мозг»- писал Кант.

Представленное пособие в первую очередь используется для положительного влияния мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Может быть полезно воспитателям педагогам ДОУ, родителям в семейном воспитании.

Скачать:

Вложение Размер
suhoy_palchikovyy_basseyn.docx 661.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Сухой пальчиковый бассейн»

Детство наших детей должно быть счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, следовательно, ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Для развития и закрепления сенсорных навыков у ребёнка следует превращать любые занятия и обязанности в игру, так как предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до 3 лет. Главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

Сухой бассейн — используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. При его изготовлении использовалась рисовая крупа, наполнитель меняется (горох, греча, пшено, макароны).

Используя пальчиковый бассейн, следует помнить:

1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими.
2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 8-12 см, чтобы ребёнок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.
3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.
4. Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин.
5. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.

Педагогическая ценность дидактического пособия заключается :

— в развитии мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для письма), развитии тактильной чувствительности;

— в развитии воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);

— в развитии речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);

— в проигрывании проблемных для ребёнка (скрытых от взрослого) ситуаций, развитии логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления

— в совместном проведении времени, установлении дружеских, доверительных отношений в системе ребёнок-взрослый, ребёнок-сверстник;

— в организации массажа рук;

— в развитии самооценки;

— в повышении мотивации ребёнка к занятиям (легко заинтересовать, увлечь игровой деятельностью дошкольников).

1.Развитие речи детей младшего дошкольного возраста;

2. Укрепление и развитие мелкой моторики;

3. Укрепление зрительно-моторной координации;

4. Развитие концентрации внимания;

5. Развитие усидчивости;

6. Обогащение активного словаря;

7. Развитие творческих способностей.

1.Развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;

2.Укрепление мышц пальцев и кистей рук,

3. Развитие познавательной функции речи;

4. Расширение пассивного и активного словаря;

5. Уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь;

6. Развитие эмоционального общения;

7.Закрепление основных цветов.

Сухой пальчиковый бассейн также может служить средством для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создаёт мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие пальчиковые бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне.

Дидактические игры пособия:

Игра «Искупай ручки».

Цель : снятие напряжения кистей рук, усталости, расслабление мышц ладоней, локтевого и плечевого пояса рук.

Действие педагога : Ребята, у нас появился «сухой бассейн», в нём можно искупать ручки и не замочить их. Давайте попробуем это сделать все вместе, а потом по очереди каждый из вас. Можно представить, что наши ручки- рыбки и поплавать в нашем бассейне на поверхности и на глубине. Инструкция : опустим ладони (рыбки) в аквариум и покажем, как они плавают.

Игра: «Найди игрушку».

Цель : учить развивать мелкую моторику пальцев рук, на ощупь отгадывать игрушки. Развивать словарь.

Действие педагога : в «сухой бассейн» помещают различные мелкие игрушки.

Инструкция : нужно опустить руки в «бассейн», там лежат мелкие игрушки.

На ощупь найти машину (куколку, самолет, мишку и т.д.) вынуть из «бассейна».

Игра: «Угадай игрушку».

Цель : учить развивать мелкую моторику пальцев рук, на ощупь отгадывать игрушки, которые в «бассейне» спрятал воспитатель. Развивать словарь.

Действие педагога : в «сухой бассейн» помещают разные по тематике игрушки. Можно игру подвести под тему недели, и прятать предметы исходя из тематики НОД.

Инструкция : нужно опустить руки в бассейн, там лежат игрушки.

На ощупь найти машину (рыбку, самолет, мишку и т.д.) вынуть из «бассейна» и назвать.

Игра: «Найди одинаковые».

Цель: учить находить одинаковые игрушки, закреплять знания основных цветов, развивать внимание, память.

Действие педагога : ребята, давайте мы найдем одинаковые игрушки.

Инструкция : нужно найти одинаковые по игрушки.

Игра «Спрячь игрушку».

Цель : учить прятать предмет на самое дно контейнера, развивать мелкую моторику рук.

Действие педагога : создаётся игровая ситуация- спрячь игрушку, чтобы я её не нашла. Инструкция : ребёнок должен спрятать игрушку на самое дно контейнера.

Использование дидактического пособия в разных видах деятельности:

Источник

Развитие мелкой моторики с использованием «сухого бассейна». Таланты детей находятся на кончиках их пальцев.
картотека по логопедии по теме

Материал для логопедов, родителей, воспитателей.

Скачать:

Вложение Размер
nade_skanirov._d_djhlt.odt 24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн».

Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12 — 15 см ) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом или фасолью.

Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне»

  • нормализации мышечного тонуса;
  • стимуляции тактильных ощущений;
  • увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук;
  • формированию произвольных, координированных движений

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер — сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске соль, совсем

А разноцветная фасоль.

На дне — игрушки для

Мы их достанем без затей.

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут — будут из печи

Булочки и калачи.

Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против неё.

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперёд — назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают

Вот так, вот так!

Постирали и отжали,

Ох, немножко мы устали.

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Кулачок как колобок,

Мы сожмём его разок,

Кулачками мы играем.

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.

Наши пальчики сплетаем

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко — накрепко сожмем.

Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Две весёлые лягушки

Ни минуты ни сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять —

ТАЛАНТЫ ДЕТЕЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ

Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори.

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущения тепла с помощью массажа.

Известный японский ученный Иосиро Цуцуми в течение тридцати лет изучал древнне манускрипты и современную медицину и в конечном итоге разработал оригинальную методику «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».

Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во всех детских садах и школах Японии. Начиная с двухлетнего возраста детей обучают приёмам самомассажа кистей рук и пальцев.

Массаж пальцев , начиная с большою и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками («приговорками»).

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными, разноцветными шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными, и глиняными шариками многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и луни, состязаясь в меткости.

Массаж грецкими орехами. Предлагается: а) катать два ореха между пальцами; б) прокатывать один орех между пальцами; в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих РУК-

Массаж шестигранными карандашами . Г рани карандаша легко «укладывают» и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в определённом положении в правой и левой руке.

Массаж «чётками». Перебирание «чёток» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «чёток» (в прямом и обратном порядке). На ступне так же .как и на руке, находятся важнейшие точки, которые влияют на физическое и психическое состояние человека.

Очень важно научить детей снимать напряжение со ступней с помощью весёлых упражнений. Приведём несколько примеров.

«Слепки ступней » — их делают на песке или на глине.

Для этого в группе нужно иметь поддон (поднос) с соответствующим материалом.

«Угадай, чей след». Хождение босиком по рулону бумаги (обоев) мокрыми ногами, окрашенными слабым раствором зелёнки. Можно сочинить и детективную историю «Куда ведут следы».

«Собери листья» . Игроки сидят на стульях. На полу разложены «листья» (из бумаги, ткани или тонкого пенопласта). Их надо собирать пальцами ног. Выигрывает тот, кто соберёт больше листьев.

«Напиши имя». Ребёнок зажимает большим и вторым пальцами ноги карандаш и пытается «оставить автограф».

«Нарисуй огурец (яблоко, квадрат, солнце, дом, треугольник)». Тем же зажатым в пальцах карандашом надо нарисовать названную фигуру. Выигрывает тот, у кого рисунок больше соответствует замыслу. Для младших школьников подбираются более лёгкие упражнения: «Аплодисменты» ступнями, « Разведи пальцы ног», «Пятка о пятку», « Ноги здороваются».

Медики и педагоги едины в своём мнении: такие игровые упражнения развивают представления детей о всевозможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряжённость, восстанавливают бодрое настроение, благоприятно влияют на мозг и нервную систему.

Источник

Читайте также:  Детский сад нужен ли бассейн
Оцените статью