- Моряки о затонувшем сухогрузе Arvin: это было настоящее «корыто» — такие судна покупают по цене внедорожника
- В рубашке родились
- Хотели переждать шторм
- Такие суда покупают по цене внедорожника
- Владелец из Украины, флаг — Палау
- Украинцы уже тонули на подобных судах
- Трагедия на борту Arvin: старым судам класса река-море не место в море в осенне-зимний период
Моряки о затонувшем сухогрузе Arvin: это было настоящее «корыто» — такие судна покупают по цене внедорожника
Украинцы, которым удалось выжить в крушении сухогруза Arvin в Черном море у побережья провинции Бартин, после выписки из больницы отправились в столицу Турции Анкару, а уже оттуда должны в скором времени вылететь в Украину. В госпитале шестеро моряков — пятеро украинцев и россиянин — пробыли сутки: выжившие не получили серьезных увечий или переохлаждения.
В рубашке родились
Самый молодой среди спасенных моряков — 20-летний Владислав Затерка. Влад — уроженец Одесской области. И несмотря на достаточно молодой возраст, это его не первый рейс, фотографиями с судов в соцсетях он начал хвастаться с 2019 года. Дома Влада с нетерпением ждут семья и невеста Татьяна. С возлюбленной моряк списывался примерно за полтора часа до крушения, рассказывал, что на море шторм. О ЧП семья Затерки узнала из новостей, и даже спустя сутки, когда убедилась, что жизни Влада ничего не угрожает, все еще не может прийти себя от пережитого стресса.
— Мы сейчас не готовы комментировать ситуацию. Телефон разрывается от звонков и СМС, все, что я могу озвучить, что он жив и здоров, мы ждем его домой. Все комментарии после возвращения, — ответила «КП» в Украине» Татьяна.
Вместе с Владом спастись удалось еще пяти морякам: Виталию Качуру, Геннадию Кравченко, Александру Перкатому, Виталию Мережко и Николаю Кринову (РФ). Данные о поиске остальных пропавших 6 членов экипажа противоречивы, но, по сведениям турецких СМИ, известно — спасатели и водолазы достали из моря тела капитана Виталия Галенко (37 лет, гражданство — РФ), повара Андрея Мельниченко (26 лет, украинец) и Анатолия Савостина (28 лет, украинец). Гибель пропавших в море Рустама Казимова, Владислава Остапенко и Сергея Сибелева еще не подтвердили, однако турецкие спасатели не верят, что у украинцев есть шансы выжить в ледяной воде при шторме.
«Спасенные моряки почти дома, прибыли в посольство Украины в Анкаре. После завершения необходимых консульских процедур уже в среду будут на родине. Слушая в очередной раз их рассказ об аварии судна, еще раз убеждаюсь, что они в «рубашке родились» и второй раз могут отмечать свой день рождения», — написал после встречи с моряками посол Украины в Турции Андрей Сибиха.
Среди команды были как те, для кого рейс на Arvin первый в жизни, так и те, кто ходил на нем уже несколько контрактов. Больше всего на потерпевшем крушение сухогрузе проработал третий механик — рейсам на Arvin он посвятил 7 лет жизни.
Дома самого младшего моряка на судне Влада Затерку ждет семья. Фото: Инстаграм |
Хотели переждать шторм
Сухогруз Arvin шел из грузинского порта Поти в Болгарию, в порт Бургас — прибыть в место назначения корабль должен был к 15-16 января. Но на море разыгралась непогода, и он изменил свое направление, решив переждать шторм на рейде возле турецкого порта Амасра. Команда бросила якорь и ждала, пока погода стабилизируется, но становилось только хуже.
Около 11 часов утра 17 января ветер начал набирать силу, высота волн достигала около 6 метров. Сигнал о бедствии судно передало в 12.20 — на борту раздался треск, и буквально за 5 минут сухогруз полностью погрузился под воду. Части команды удалось перебраться в шлюпки, остальные бросались в море в спасательных жилетах.
Спасательные буксиры из-за шторма не могли выйти в море, а те суда, которые тоже стояли на рейде и пытались помочь членам утонувшего сухогруза, с трудом могли подобраться к людям из-за волн.
Во вторник 19 января операцию по поиску тел еще продолжали, невзирая на то, что погодные условия в Турции все еще непросты — из-за ветра и снега спасательные вертолеты не могут подняться в воздух. Местность, у которой затонул сухогруз, также непростая для работы спасателей — берег с острыми скалами.
Моряки перед выпиской из больницы. Фото: Консульство Украины в Турции |
Такие суда покупают по цене внедорожника
Моряки в соцсетях 46-летний сухогруз называют «корытом» и грешат не столько на сильный шторм, сколько на состояние корабля.
«Я отработал на этом судне контракт в 2001 году. Уже тогда оно было проблемным», — пишет Константин Сорокин.
Наталья Димова на Arvin работала в 2009 году, рассказывает, что впечатления после рейса не самые приятные.
«То есть и было корыто. Очень нехорошие воспоминания остались от того рейса. Судном тогда владели турки, снабжения практически не было, из продуктов — просроченная курятина, спаржа, макароны и обезжиренный йогурт. Офицерский состав — турки и азербайджанцы. Меня хватило на 1,5 месяца, — вспоминает условия на Arvin Наталья. — В 2010-м оно стояло на ремонте в Турции с развороченной носовой частью».
То, что такие суда еще на плаву, Наталью не удивляет, но то, что они уже не должны ходить, уверена.
— Такие суда покупают по цене внедорожника. Как-то в одном контракте я слышала от нашего капитана, что судовладелец купил сухогруз того же класса за $80 000. Он где-то, наверное, ходит еще. А вообще надо их утилизировать, — говорит Наталья Димина.
— А почему моряки соглашаются работать на таких сомнительных в плане безопасности судах? — спрашиваю.
— По разным причинам. Кто-то по возрасту уже не подходит, кто-то для практики, многие, такие как я, например, из-за незнания английского. На таких судах много русскоговорящих экипажей. Кто-то от безысходности, — отвечает Наталья.
— Да, одному из выживших всего 20 лет…
— У нас были и 18-летние, кадеты, работавшие за $200. Такие суда однозначно нельзя выпускать в рейс, тем более по морю, — говорит Наталья.
Так затонувший Arvin выглядел в 2010 году на ремонте. Фото: Наталья Димина |
Владелец из Украины, флаг — Палау
Судно Arvin последние пять лет ходило под флагом Палау — крохотного государства в Микронезии в Филиппинском море, хотя, как заявила турецкая сторона, сухогруз принадлежит украинцам, владелец — Arvin Shipping LTD. Позже название судовладельца подтвердили и в Кабмине.
Arvin — сухогруз, построенный еще в 1975 году. В Благотворительной организации «Фонд помощи морякам «Ассоль» рассказывают: за время эксплуатации Arvin сменил не один флаг.
«Судно до 1992 года ходило под российским флагом, судовладельцем было «Беломорско-Онежское пароходство». Позже сухогруз перешел другим судовладельцам и ходил под флагами Мальты и Камбоджи. В последнее время у судна флаг Палау, который, по данным Парижского и Токийского меморандумов, находится в черном списке», — сказали в фонде.
Также в «Фонде помощи морякам «Ассоль» отметили, что согласно онлайн-базе данных Equasis, где собрана информация о судоходной отрасли, инспекции государственного портового контроля Arvin в 2020-м проходил трижды. В последний раз — 21 февраля 2020 года, тогда было найдено 15 нарушений, но сухогруз не задерживали.
Условия для поиска тел экстремальные — непогода не сдается. Фото: aa.com.tr |
А В ЭТО ВРЕМЯ
Официальная причина крушения Arvin еще не названа. Предварительно в Государственной службе морского и речного транспорта говорят о нарушении навигационных правил. Турецкая сторона в причины крушения не углубляется, говоря о сильном шторме и непогоде.
Украина пока не заявляла об открытии уголовного дела по факту гибели моряков и крушении судна, Россия уже объявила о том, что будет расследовать гибель капитана Виталия Галенко.
На этой шлюпке украинцы спасались с тонущего сухогруза. Фото: aa.com.tr |
Украинцы уже тонули на подобных судах
Arvin — это не первый сухогруз типа «Волго-Балт», затонувший у берегов Турции с украинцами на борту. 7 января 2019 года потерпел крушение такой же сухогруз. На его борту было 13 человек — 11 украинцев и двое граждан Азербайджана. Шесть членов экипажа — четверо украинцев и двое азербайджанцев -погибли. Судно было 1978 года постройки, раскололось на две части из-за большой волны. По данным СМИ, на нем перевозили уголь из оккупированных территорий Донбасса. За два года до крушения тот сухогруз еще ходил под российским флагом, затем объявил о принадлежности к государству Сент-Китс и Невис, а с августа 2017 года вывесил флаг Панамы.
«Наверное, эта очередная трагедия с многочисленными погибшими на такого типа судах с украинским экипажами — весомый повод и основание для соответствующих органов для усиления надзора за соблюдением правил безопасности судоходства. В свою очередь, мы, как посольство, обязательно поднимем этот вопрос», — пообещал посол Украины в Турции Андрей Сибиха, напомнив о второй годовщине гибели сухогруза в турецких водах.
Источник
Трагедия на борту Arvin: старым судам класса река-море не место в море в осенне-зимний период
17 января в Черном море у берегов Турции затонул сухогруз Arvin под флагом Палау. На борту теплохода находилось 12 членов экипажа – россияне и 10 украинцев – когда его, по словам одного из спасшихся моряков, накрыла большая волна. Совсем немолодое судно 1975 года постройки класса река- море не выдержало тяжелых погодных условий.
По последним данным, спасены шестеро членов экипажа, среди которых россиянин – старший механик судна Николай Кринов, обнаружены тела нескольких погибших, среди которых – российский капитан судна Виталий Галенко. Спасательные службы Турции продолжают поиски остальных моряков после ночного перерыва, вызванного наступлением темноты и тяжелыми погодными условиями.
Условия, при которых приходится работать спасателям, непростые – в районе поисков идет сильный снегопад. В операции участвуют береговая охрана Турции, также к поискам привлекли фрегат ВМС Турции Faith и вертолет.
По данным Росморречфлота, состояние всех спасенных моряков оценивается как удовлетворительное. Их госпитализировали в больницу в городе Бартын, обеспечили вещами первой необходимости и дали возможность связаться с родственниками.
Потерпевший крушение теплоход Arvin находится в управлении одесской компании TESORO MARINE LLC. Он был построен в 1975 году как «Волго-Балт-189» в городе Комарно на Дунае и относится к проекту 2-95A/R класса река-море. Его длина составляет 114 метров, ширина – 14 метров, дедвейт – 3 509 тонн.
Отметим, что регистр Палау значится в черном списке Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании по контролю судов государством порта. Как сообщила инспектор Международной федерации транспортников (МФТ) в Новороссийске Ольга Ананьина, за 2020 год судно проверяли в портах не менее трех раз. Последний – 18 июля в Ростове-на-Дону, до этого в Николаеве (Украина) и Батуми (Грузия). По всей видимости, техническое состояние теплохода портовые власти устроило.
– На самом деле, суда такого возраста уже не должны работать, это бомбы замедленного действия, – считает Ольга Ананьина. – Как бы тщательно их не проверяли инспекторы государственного портового контроля, техническое состояние оставляет желать лучшего. Сколько еще трагедий должно произойти, прежде чем эти старые корыта отправят на слом. Помимо прочего, моряки, работающие на таких судах, обычно получают мизерную зарплату, каждый день рискуя своими жизнями. А в случае их смерти семьи, как правило, получают мизерную компенсацию.
Как рассказал председатель Черноморско-Азовской территориальной организации (ЧАТО РПСМ) Алексей Беляков, у компании есть еще два подобных судна класса река-море под тем же флагом – Riena 1983 года постройки и Rainbow 1976 года постройки. «При 4 баллах в море выходить они уже не должны, учитывая их возраст и ломкость данных корпусов на длинной волне, которая, судя по рассказам моряков, и стала причиной трагедии, – отметил он. – Это не единичный случай, нечто подобное происходит регулярно. Думаю, что надо требовать прекращения выхода судов река-море такого возраста в осенне-зимний период в море. По всей видимости, у теплохода также закончились все документы по страхованию, и кто будет платить погибшим – непонятно.
Напомним, что практически идентичная история случилась с судном класса река-море «Волго-Балт-214». 7 января 2019 года теплоход затонул у побережья Турции, не выдержав удара волны и разломившись пополам. Судно было построено еще в далеком 1978 году. На борту находилось 13 человек, спасти из воды удалось только семерых.
По материалам ТАСС и РИА Новости
Источник