Aker ARC 121 Суда снабжения в проекте «Сахалин-2»
Добыча углеводородов в холодных морях всегда сопряжена не только с рядом трудностей, но и серьезными рисками экологического и технологического характера. Поэтому для работы во льдах должны привлекаться только новейшая техника, оборудование и, конечно, суда последнего поколения. Каково судовое обеспечение проекта «Сахалин-2»?
Ключевые слова: суда-снабженцы, Сахалин-2, шельфовые месторождения, морские добывающие платформы, суда ледового класса.
Keywords: supply vessels, Sakhalin-2, offshore fields, offshore production platforms, ice-class vessels.
Проект «Сахалин-2» предусматривает освоение Пильтун–Астохского и Лунского месторождений, расположенных на шельфе Охотском море. Добыча ведется с трех платформ: Пильтун–Астохская-А, Пильтун–Астохская-Б и Лунская-1, которые обслуживаются четырьмя судами-снабженцами. Эти многофункциональные судна созданы специально для работы на проекте «Сахалин-2». «Российский морской регистр судоходства», осуществлявший техническое наблюдение за их строительством, присвоил судам ледовый класс Icebreaker 6. Суда этого класса способны работать в условиях дрейфующих льдов при температурах до минус 35 °С, проходя через полутораметровые льды.
Основная задача судов этой серии – обеспечение работы буровых платформ. Но помимо основной деятельности с их помощью можно проводить спасательных операции, ликвидировать возможные разливы нефти, а также доставлять необходимые грузы и помогать специализированным судам в проведении водолазных работ.
Первым из четырех судов проекта Aker ARC 121, строящихся по заказу «Софкомфлота» для работы в рамках проекта «Сахалин-2», стало многофункциональное ледокольное судно-снабженец «Геннадий Невельской».
Как и последующие три судна, «Геннадий Невельской» был построен на верфи Arctech Helsinki Shipyard в г. Хельсинки. Закладка первой секции корпуса весом 221 тонна началась 17 декабря 2015 г. и уже через полгода судно спустили на воду.
Длина судна – 100 м, ширина – 21,7 м, полное водоизмещение – 12 984 т, максимальная скорость хода – 16 узлов, ледопроходимость – 1,5 м. Судно оснащено пропульсивной установкой, состоящей из шести дизель-генераторов общей мощностью порядка 20 тыс. кВт и движительной мощностью 13 тыс. кВт. На судне предусмотрены каюты для 28 членов экипажа и 42 специалистов.
«Геннадий Невельской» способен сопровождать суда специального назначения, выполняя ледокольные операции, дежурить у буровых платформ, отслеживая аварийные ситуации и принимать участие в их ликвидации, а также помогать при водолазных и взлетно-посадочных операциях.
Серия Aker ARC 121 впоследствии пополнилась еще тремя судами. В отличие от «Геннадия Невельского» они построены с меньшим дедвейтом, однако обладают другими полезными характеристиками.
Ледокольное судно обеспечения добывающих платформ «Степан Макаров» с заводским номером 512 было заложено 4 февраля 2016 г. и спущено на воду 10 октября 2016 г. Среди его основных задач – обеспечение безопасности персонала морских нефтегазодобывающих платформ, ведущих добычу в Охотском море. Как и флагман серии, «Степан Макаров» призван реагировать на аварийные ситуации и нести дежурство круглый год.
На борту предусмотрены помещения для 98 человек. Длина судна составляет 100 м, ширина – 21,7 м, водоизмещение – 12 984 т, максимальная скорость хода – 16 узлов. Четыре дизель-генератора судна обеспечивают мощность в 21 мВт, а пропульсивные установки – 13 мВт.
Судно оборудовано трапом для компенсации качки, что делает его уникальным, ведь этого ноу-хау пока нет ни на одном судне в мире. Такой трап позволяет более безопасно пересаживать людей с судна на платформу.
24 ноября 2017 г., направляясь к месту работы на шельфе Сахалина, завершило свой первый переход по трассам Северного морскому пути ледокольное судно обеспечения добывающих платформ «Федор Ушаков». Несмотря на поздний период навигации, путь по северным морям судно прошло без ледокольного сопровождения. Маршрут по СМП составил 4 063 км, которые были пройдены менее чем за восемь с половиной дней со средней скоростью 10,9 узла. Это быстрее, чем скорость многих коммерческих судов в т.н. «чистой воде».
К основным технологическим характеристикам следует отнести наличие двух винторулевых комплексов типа «Азипод» суммарной мощностью 13 мВт и ледокольные обводы корпуса, обеспечившие судну хорошую ледопроходимость и маневренность.
При проходе по морям Северного Ледовитого океана «Федор Ушаков» использовал мощность двигателей лишь наполовину, что, конечно, положительно сказывается на экологии северных морей и повышает коммерческую эффективность использования судна.
Длина судна – 99,9 м, ширина – 21,6 м, осадка – 7,6 м, дедвейт – 3 824 тонны.
Серию из четырех многофункциональных ледокольных судов проекта Aker ARC 121 закрыл «Евгений Примаков». Судно было заложено в 2016 г. и первоначально называлось «Михаил Лазарев». В августе 2017 г. судно было спущено на воду, а 25 ноября вышло на ходовые испытания.
Повторяя функции и назначение своих предшественников, судно имеет осадку в 8,45 м, развивает скорость до 16 узлов (эксплуатационная скорость – 15,5 узла), мощность – 13 МВт, водоизмещение – 12 984 т, дедвейт – 2 000 т, длина – 95,6 м, ширина – 21,7 м. Судну присвоен ледовый класс Icebreaker ICE-15. Общая мощность пропульсивной установки ВРК «Азипод» – 16 МВт.
Разработчиком проекта выступило конструкторское бюро Arctech.
Как утверждают специалисты, на сегодняшний день эти суда являются лучшими в своем классе: они маневренны, оснащены мощными движителями и обладают большой пассажировместимостью. При этом такое судно двигается со средней скоростью в 20 узлов и способно самостоятельно преодолевать льды в 1,5 м.
Эти параметры позволяют судам снабжать персонал платформ всем необходимым круглый год.
Все суда серии будут работать под российским флагом и обслуживаться российскими экипажами, порт приписки – Санкт-Петербург.
- Aker ARC 121. Суда этого проекта имеют длину до 95–100 м, ширину 22 м, способны передвигаться в полутораметровых льдах и работать при -35 0 С
- Три платформы ведут добычу на проекте «Сахалин-2»
- Четыре судна снабжения обеспечивают работу добычных платформ в Охотском море
Статья «Aker ARC 121 Суда снабжения в проекте «Сахалин-2»» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, Сентябрь 2018)
Источник
Как устроено новое судно снабжения «Полар»
В ноябре 2021 года турецкая верфь Atlas Tersanecilik Sanayi ve Ticaret A.Ş сдала российскому судовладельцу и оператору cудоходной компании «АРК» новый ледокольный буксир-якорезаводчик с системой динамического позиционирования DP-1. Судно было заложено 20 мая 2020 года, а его строительство велось по проекту собственной разработки компании при всесторонней технической поддержке турецких партнеров – компании UBM Marine. Прототипом для нового судна стал проект судна обеспечения «Antarctic», который верфь передала еще в 2017 году.
Судно снабжения «Полар» имеет ледовый класс 1А Super по Регистру RINA, что соответствует аналогу Arc 5 по РС. Это позволяет судну работать в сплошных льдах толщиной до 0,6 м и разреженных льдах до 1,0 м. А наличие в классе судна дополнительного знака ледового класса Icebreaker помогают ему работать на севере Каспия и проходить Волго-Каспийский морской судоходный канал без обязательной ледокольной проводки. Минимальная рабочая осадка судна составляет около 2,8 м, что оптимально для работы в мелководных частях Каспийского моря.
Судно предназначено для поставки снабжения к объектам нефтегазовой инфраструктуры в море, буксировок самоходных и несамоходных плавучих объектов (барж, буровых платформ и т.п.), укладке и подъема якорей полупогружных буровых платформ или судов-трубоукладчиков. Кроме того, «Полар» может использоваться в качестве аварийно-спасательного судна (ERRV), участвовать в тушении пожаров и ликвидации аварийных разливов нефти.
Корпус судна стальной с носовым расположением надстройки. Большая площадь грузовой палубы в кормовой части судна S= 500 м2 позволяет размещать крупногабаритные грузы или до 9 стандартных 40-футовых контейнеров или 19 20-футовых контейнеров. Допустимая нагрузка на палубу – 5 т/м2. Для грузовых операций на судне предусмотрено два крана: в кормовой части — Heila HLRM 200/4SL грузоподъемностью 7 тонн при вылете стрелы 21 метр и Gurdesan грузоподъемностью 1 тонна на вылете стрелы 5 метров в носовой части, который используется для вспомогательных операций.
Главная энергетическая установка судна состоит из трех дизельных двигателей MAN 12V175D-MH мощностью 1740 кВт, суммарной мощность 5220 кВт / 7100 л.с.
Двигатели работают на 3 винта регулируемого шага в насадках Schottel типа SCP 65 4-XSG диаметром 2,1 метра. Входная мощность каждого винта составляет 1740 кВт. Благодаря такому энерговооружению судно может развивать скорость в свободной воде до 12 узлов и обеспечивать тяговое усилие 70 тонн. В совокупности с подруливающем устройством тяговым усилием 6,5 т – это дает судну отличную маневренность даже в мелкобитом льду.
Судовая энергостанция состоит из трех дизель-генераторов мощностью 262 кВт каждый. Также на судне установлен аварийный ДГ SCANIA DI09 мощностью 165 кВт. Суммарная мощность судовой электростанции составляет 950 кВт.
Для выполнения буксировочных операций и буксировки объектов и плавсредства используется двухбарабанная (с двумя тросами) автоматическая буксирная лебедка с тяговым усилием 73,1 т на барабанах.
А для швартовных операций предусматривается носовая якорно-швартовная лебедка, которая обеспечивает автоматическое натяжение и травление швартовных канатов при швартовных операциях.
Система водяного-пенного пожаротушения «Полара» включает в себя два лафетных ствола компании MARSIS с длиной струи 80 м и производительностью пожарных насосов 2×50 м3/ч, при этом максимальная подача воды составляет – 20 000 л/мин, что позволяет создавать водяную завесу и обеспечивать эффективное тушение горящих на воде нефтепродуктов.
По правому борту судна на палубе бака располагается спасательная шлюпка FRC DAVIT вместимостью шесть человек со стационарным дизельным двигателем. Подъем и спуск шлюпки осуществляется отдельным СПУ c быстроотдающимся гаком.
Спасательное оборудование «Полара» дополняют 4 спасательных плота суммарной вместимостью 100 человек.
Помимо кают экипажа на судне предусмотрены помещения для обслуживающего персонала буровых платформ или спасенных на 100 человек. Также на судне предусмотрено наличие 10 спасательных кругов, 54 спасательных жилета и 25 гидрокостюмов.
Под нужды экипажа из 13 человек на судне предусмотрены 8 кают. Также буксир способен брать на борт до 8 человек обслуживающего персонала, которые могут разместиться в двух каютах.
Отзыв заказчика
Для компании «Арк» ввод в эксплуатацию судна «Полар» это новый этап на пути перехода от традиционных баржебуксирных перевозок негабаритных и проектных грузов к комплексным многоцелевым судам, способным выполнять широкий спектр сложных многопрофильных задач при весьма жестких внешних ограничивающих факторах, какими, безусловно, являются условия круглогодичной эксплуатации в Каспийском бассейне.
Первые шаги в этом направлении компания начала делать еще в далеком 2009 году, когда в состав флота «Арк» вошли два судна снабжения «Тур» и «Тарпан». После опыта их успешной эксплуатации возникла идея разработки собственного проекта судна, которое будет не только сочетать в себе все положительные стороны «Тура» и «Тарпана», но и обеспечит выполнение еще большего круга задач. Так в 2017 году появился «Антарктик», который обеспечил СК «Арк» значительное конкурентное преимущество в Каспийском бассейне.
«Полар» стал, в некотором роде, эволюцией «Антарктик», у них схожие технические характеристики, но по каждому отдельному пункту «Полар» превосходит своего прототипа. Он больше, мощнее, эффективнее и не только.
Именно такие суда требуются сегодня для выполнения морских операций и обеспечения функционирования современных буровых платформ. Благодаря своей комплексности «Полар» был зафрахтован сразу после ввода в эксплуатацию. После первого месяца своего оперативного дежурства на месторождениях северного Каспия судно получило только положительные отзывы со стороны фрахтователя и экипажа.
«>Основные характеристики судна снабжения «Полар» проекта 1451: | |
«>Длина наибольшая, м | «>73,3 |
«>Ширина наибольшая, м | «>17,2 |
«>Высота борта на миделе, м | «>5 |
«>Рабочая осадка, м | «>2,65-3,80 |
«>Осадка наибольшая, м | «>3,5 |
«>Валовая вместимость, рег.тонн | «>1888 |
«>Мощность СЭУ, кВт | «>3×1740 |
«>Скорость, уз. | «>12 |
«>Экипаж, чел. | «>13 |
Источник