Доля в грузообороте морского транспорта кратко
Грузооборот водного транспорта в РФ в апреле вырос на фоне увеличения перевозок сниженного природного газа, нефти, а также раннего старта речной навигации, говорится в отчете Росстата.
Росстат отмечает, что грузооборот морского транспорта, по предварительным данным, составил 12,4 миллиарда тонно-километров, внутреннего водного — 9,8 миллиарда.
Речная навигация в РФ открывается с опережением, несмотря на ситуацию с коронавирусом, сообщала в апреле пресс-служба Росморречфлота. В частности, грузовая речная навигация в Москве и части Московского бассейна открылась 20 апреля — на четыре дня раньше традиционного срока.
Недавно Росстат опубликовал данные о грузообороте различных видов транспорта в 2020 г. (в часности, вот в этом обзоре а также вот в этой справке по итогам 2020 года; данные о грузообороте помесячно есть также вот в этой справке, но там нужно самому сложить сумму по 12 месяцам).
На фоне данных прошлого года картина выглядит так:
Таблица
Грузооборот различных видов транспорта в РФ в 2019 и 2020 гг.
Из таблицы видно, что в 2020 году вырос грузооборот морского транспорта (+16,4%) По остальным видам транспорта произошло снижение.
На рис.1 приведены доли разных видов транспорта в грузообороте, а на рис.2 то же, но без учёта трубопроводного.
Для тех, кого интересует как доля разных видов транспорта в грузообороте менялась в долгосрочной перспективе, на рис. 5 и 6 показана соответствующая динамика. Конечно, с точки зрения визуализации такие графики не очень красивы и лучше вместо одного сделать шесть для каждого вида транспорта, но фактически если наш основной интерес вызывают три вида транспорта на рис 5 или два на рис 6, то таких диаграмм вполне достаточно, что бы оценить динамику.
В России функционирует 68 морских портов и портовых пунктов, расположенных на берегах 12 морей и Каспийского моря. Корабли имеют выход в следующие бассейны:
- Азово-Черноморский (17 портов)
- Балтийский (7 портов)
- Каспийский (3 порта)
- Тихоокеанский (22 порта)
- Северный (19 портов)
Более половины портов не могут принимать крупнотоннажные суда из-за мелководности акваторий.
За последние 20 лет грузооборот морских портов России увеличился в 6,5 раза. Мощность портов за 15 лет выросла почти в 2,5 раза, достигнув 1,13 млрд тонн.
Наибольший объем перевозки грузов обеспечивают порты Балтийского бассейна.
В структуре российского грузооборота доля морского транспорта – 0,8%. При этом на него приходится 0,3% всех перевозок в стране.
С точки зрения средней дальности перевозки 1 тонны груза российский морской транспорт находится на третьем месте в сравнении с другими вариантами:
- воздушный: 6,2 тыс. км
- трубопроводный: 2,3 тыс. км
- морской: 2,0 тыс. км
- железнодорожный: 1,8 тыс. км
- внутренни водный: 569 км
- автомобильный: 47 км
По итогам 2019 года общий грузооборот портов России составил 840,27 млн тонн (+2,9% к 2018 г.). В частности, объем перевалки сухих грузов – 376,03 млн. тонн (-3,0%), наливных грузов – 464,24 (+8,2%).
Другими видами транспорта в порты было доставлено:
Крупнейшими российскими портами по итогам 2019 года являются:
- Порт Новороссийск – 156,826 млн тонн (+1,3%)
- Порт Усть-Луга – 103,852 млн тонн (+5,2%)
- Порт Восточный – 73,54 млн тонн (+6,2%)
- Порт Мурманск – 61,93 млн тонн (+2%)
- Порт Приморск – 61,024 млн тонн (+14,1%)
По прогнозам Минтранса, до 2024 года, согласно Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, мощности российских морских портов увеличатся на 338 млн тонн.
В российский морской транспортный флот входят 1143 грузовых судна под российским флагом суммарным дедвейтом 7,1 млн т и 251 грузовое судно под иностранными международными флагами суммарным дедвейтом 14,7 млн т.
Объем перевозок грузов, выполненных в 2019 году судами под государственным флагом РФ, составил 32 млн тонн. Это на 12% меньше показателей предыдущего года.
Всего в России по состоянию на 2018 год задействовано более 2600 судов морского флота (2,79% от общемирового числа), среди которых:
- Нефтеналивные суда – 407
- Наливные прочие –18
- Нефтенавалочные и нефтерудовозы –18
- Рудовозы и навалочные – 12
- Для генеральных грузов – 505
- Грузопассажирские – 15
- Контейнерные, баржевозы, доковые – 10
- Рыбопромысловые и рыботранспортные суда – 22
- Рыболовные – 820
- Пассажирские и пассажирские бескоечные – 39
- Суда обеспечения – 49
- Буксиры – 370
- Земснаряды – 17
- Ледоколы – 33
Научно исследовательские - Прочие – 309
- самоходные сухогрузы – 41,6 лет
- несамоходные сухогрузы – 35,6 лет
- самоходные наливные суда – 41,6 лет
- несамоходные наливные суда — 33,8 года
- буксиры – 38,1 года
- пассажирские – 35,5 лет
За 2019 год морские пассажирские суда под российским флагом перевезли 6,1 млн человек. Пассажирооборот составил 51,9 млн – это на 41% меньше показателей 2017 года. Одна из причин спада – устаревание флота.
Один из способов продлить срок службы судна — установить систему мониторинга судового оборудования и контроля топлива. Стоимость такой системы можно запросить по ссылке .
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1. Морской транспорт 2. Речной
Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта. Морской транспорт также играет важную роль во внешнеэкономических связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств.
Морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.
Структура перевозимых морским транспортом грузов (2014 г.)
Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Дальневосточный. Основные порты в нем — редко замерзающие Владивосток и Находка. Около Находки сооружен современный порт Восточный с терминалами для экспорта угля и лесных грузов. Большое значение имеет также порт Ванино, расположенный на завершающем участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В этом порту действует паром, связывающий железнодорожную сеть материковой России с сетью острова Сахалин (портом Холмск).
На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Основные порты в нем: Мурманск (незамерзающий, хотя и находится за Северным полярным кругом) и Архангельск (лесоэкспортный, одновременно и морской, и речной). Крупные порты действуют также в устье Енисея. Это Дудинка, через которую вывозятся рудные концентраты из Норильска, и Игарка, через которую идет лес и лесная продукция. Участок Северного морского пути между устьем Енисея и Мурманском является круглогодично действующим, что обеспечивается использованием мощных ледоколов, в том числе атомных. Навигация восточнее устья Енисея осуществляется лишь 2-3 месяца в летний период.
Третий по значению — Балтийский бассейн. Основными портами в нем являются Санкт-Петербург (замерзающий) и Калининград (незамерзающий). Использование удобного Калининградского порта затруднено, так как он отделен от основной части России территориями зарубежных государств. Около Санкт-Петербурга действует небольшой порт Выборг, через который идут в основном лесные грузы. Строятся порты Усть-Луга и Приморск.
На четвертом месте по объему грузооборота находится Черноморско-Азовский бассейн. Здесь расположены два незамерзающих нефтеэкспортных порта — Новороссийск (мощнейший в России) и Туапсе. К морскому транспорту относятся также перевозки по Каспийскому морю. Самыми крупными здесь являются порты Астрахань (одновременно морской и речной) и Махачкала, через которые идут в основном нефтяные грузы.
Источник