Прирастаем мощно: порты России ждет развитие
Несмотря на геополитические события, российская портовая инфраструктура продолжает поступательное развитие. Мощность морских портов России за 2022 год выросла на 36,6 млн тонн в год, достигнув 1,3 млрд тонн в год. Санкции лишь подталкивают развитие национальной транспортно-логистической инфраструктуры. В ближайшие несколько лет мощности будут прирастать.
Мощность морских портов России за 2022 год выросла на 36,6 млн тонн в год, что почти вдвое больше прироста за предыдущий год. Как рассказал в ходе организованного медиа-группой «ПортНьюс» VI конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» начальник управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт» Андрей Болдорев, прирост был обеспечен за счет строительства специализированного угольного терминала «Порт Вера» (4,5 млн тонн в год, Владивосток), терминала для перевалки сжиженного природного газа (СПГ) «КС Портовая» (1,6 млн тонн в год, порт Высоцк), увеличения мощности терминала компании «ОТЭКО» в порту Тамань на 25 млн тонн в год, ввода в эксплуатацию первой очереди терминала СПГ в бухте Бечевинская (5,5 млн тонн в год, Петропавловск-Камчатский), завершения строительства паромного причала в поселке Угольные Копи.
Среди перспективных проектов, которые позволят еще более нарастить мощности отечественных портов и которые уже находятся в стадии реализации, представитель Росморпорта назвал строительство терминала минеральных удобрений «Еврохим терминал Усть-Луга», универсального терминала «Новотранс Актив» и развитие терминала «Ультрамар» в порту Усть-Луга. По всем трем проектам работы планируется завершить в 2024 году.
В Большом порту Санкт-Петербург Балтийский балкерный терминал планирует создать инфраструктуру для перевалки минеральных удобрений, что увеличит его пропускную способность на 4,5 млн тонн в год (срок реализации — 2024 год).
В Калининградской области продолжается строительство терминала «Пионерский» мощностью 3 млн тонн паромных грузов и пропускной способностью до 250 тыс. круизных пассажиров в год (срок реализации — 2024 год).
В порту Приморск идет возведение терминала «Приморский УПК» (срок реализации — 2030 год).
В порту Мурманск реализуется проект увеличения мощности на 2,5 млн тонн в год терминала Мурманского морского торгового порта (срок реализации — 2027 год), а также реконструкции объектов портовой инфраструктуры Мурманского балкерного терминала с увеличением пропускной способности на 1,5 млн тонн минеральных удобрений в год (срок реализации — 2025 год). Кроме того, ведутся работы по увеличению мощности терминала СПГ компании «НОВАТЭК» на 10,5 млн тонн в год (срок реализации — 2023 год). В этом году должны завершиться работы по строительству терминала «Лавна» мощностью 18 млн тонн в год.
Источник
Что уже сделано и что планируется для развития инфраструктуры северных морских портов
Начало апреля ознаменовалось двумя знаковыми событиями. Компания ЭЛСИ объявила, что строители Тихоокеанской железной дороги, которая соединит Эльгинское месторождение с морским угольным терминалом «Порт Эльга» на побережье Охотского моря, прошли рубеж в 100 километров железнодорожного полотна, а «РЖД» сообщила, что к строящемуся порту Лавна в Мурманской области были уложены первые метры новых путей.
Порт Лавна является одним из главных элементов Мурманского транспортного узла, комплексное развитие которого осуществляется в кратчайшие сроки, поскольку это — стратегически важный проект и для региона, и для Арктической зоны РФ (АЗРФ) в целом. Мурманскую область недаром называют сердцем АЗРФ — она входит туда целиком, и именно на территории области реализуется наибольшее количество инвестпроектов, а под ее крылом находится максимальное число резидентов зоны — 188. Провозная способность участка станция Выходной — станция Лавна в 2024 году должна гарантировать 18 миллионов тонн груза в год в направлении угольного терминала «Лавна».
Помимо угля в перспективе по новой линии в порт смогут доставляться и другие грузы. Заказчиком работ является государство, поэтому финансирование идет из федерального бюджета. Общая стоимость проекта оценивается в 37,7 миллиарда рублей, из них в этом году будет направлено 21,5 миллиарда.
Тихоокеанская железная дорога протяженностью 531 километр (с учетом разъездов и станций — 626) задумана с той же целью — стабильная транспортировка продукции, в первую очередь угля, к морю (ввод в эксплуатацию намечен на 2026 год). С той лишь разницей, что это — собственность ЭЛСИ, которая решила не ждать милостей от природы, а покорить ее (из-за сложности проходки по практически необитаемым местам дорогу уже называют вторым БАМом), поэтому проект финансирует частный капитал, а грузы получат выход четко на восток.
Таким образом, и в том и в другом случае будут обеспечены подходы к портам, что является краеугольным камнем строительства либо развития любых портовых мощностей.
Выступая на международной конференции «Арктика 2023», первый замглавы минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов подчеркнул, что стратегически важное значение для российской Арктики имеет Северный морской путь. Он открывает более короткий путь между западом и востоком России и в перспективе может стать более выгодным торговым маршрутом между Европой и Азией. В 2022 году был утвержден комплексный план развития СМП до 2035 года. Спикер заявил, что это самый подробный документ за всю современную историю Севморпути. План содержит 152 мероприятия, в их числе — строительство и модернизация 14 портов и терминалов, в которое планируется инвестировать 237 миллиардов рублей. Всего инвестиции в развитие СМП — почти 1,8 триллиона рублей.
Гаджимагомед Гусейнов отметил, что уникальность документа заключается еще и в том, что эти инвестиции защищены юридически обязывающими соглашениями как со стороны компаний, реализующих крупнейшие проекты на трассе СМП, так и со стороны государства. Реализация плана принесет экономике страны к 2035 году более 16 триллионов рублей налогов и почти 30 триллионов добавленной стоимости.
В ходе круглого стола «Транспортный потенциал Северного морского пути», прошедшего в Совфеде, руководитель Росморречфлота Захарий Джиоев уточнил, что в нынешнем законодательстве разделены полномочия между минтрансом и «Росатомом», последний определен инфраструктурным оператором на СМП. СМП юридически зафиксирован от Карских ворот до Берингова пролива, именно этот отрезок находится в ведении «Росатома», а то, что справа и слева, — под крылом минтранса. Хотя логично было бы рассматривать все это вместе, считает руководитель Росморречфлота, поскольку, например, Мурманск и Нарьян-Мар юридически находятся вне СМП, но являются грузовой базой в целом для Арктики.
В акваторию СМП входит шесть морских портов — Сабетта, Диксон, Дудинка, Хатанга, Тикси и Певек. Наиболее мощным и развитым из них является Сабетта. Там реализовано несколько проектов, в том числе якорный — это «Ямал СПГ», который вдохнул вторую жизнь в Севморпуть.
Общую мощность морских портов Западной Арктики, среди них основные — Мурманск, Кандалакша, Витино, Архангельск, к 2030 году, по словам Захария Джиоева, планируется увеличить с 89 до 149,5 миллиона тонн. Инвестиционные проекты на сегодня — морской перегрузочный терминал СПГ компании НОВАТЭК, рейдовый перевалочный комплекс «РПК-Логистика», угольный терминал «Лавна».
Комплексный план развития Севморпути до 2035 года предусматривает строительство и модернизацию 14 портов и терминалов
Мурманский морской торговый порт и Мурманский балкерный терминал реализуют свои проекты, «Русатом Карго» — свои, в Мурманске и Владивостоке для организации транзита через СМП, в том числе контейнерных грузов, в порту Нарьян-Мар идет строительство терминала для обслуживания газохимического комплекса. Захарий Джиоев отметил, что ограничения, вызванные санкциями, проблемы с поставками иностранного оборудования не заставили инвесторов отказаться от своих планов и проектов. Либо были найдены варианты замещения, либо произошли сдвижки по времени. В целом развитие инфраструктуры как непосредственно в акватории СМП, так и в Арктическом регионе идет достаточно интенсивно.
К сожалению, пока не всем арктическим территориям повезло войти в число проектов первостепенной значимости. Глава администрации Нижнеколымского района Валерий Сентяков напомнил, что главный смысл проектов по развитию Арктики и СМП — сохранить человеческий капитал. Нижнеколымский район расположен на крайнем северо-востоке Якутии и географически является самым отдаленным от столицы региона районом республики. При этом район занимает важное место в транспортных связях северо-востока Якутии и России в целом, сообщил Сентяков. Порт Зеленый Мыс — это морские ворота республики и северо-востока Чукотки. В 1982 году в порту работали полторы тысячи человек, сейчас — 39. Отток населения из района, где компактно проживают пять малочисленных народов Севера, где в уникальном Арктическом колледже обучают таким профессиям, как оленевод и обработчик рыбы, продолжается. «Один из лучших поселков Арктики — Черский — вот так уходит. Это — крик души», — заявил спикер.
Что нужно? Построить дорогу, восстановить грузопоток морского порта. Грузовая база, по словам Валерия Сентякова, есть: в Верхнеколымском районе находится самый большой угольный разрез (1 миллиард тонн угля — это запасы на 50 лет вперед), а уголь — высочайшего качества. Есть также крупнейшее золоторудное месторождение с запасами в 180 тонн золота. А также есть Зеленомысский речной порт. Сегодня глава района ждет инвесторов, а пока мечтает о плавучей атомной электростанции, как в Певеке, для своего порта — есть проблемы с подачей электричества.
Источник
Строительство портов и портовой инфраструктуры
Строительство портов и портовой инфраструктуры в разных регионах России и СНГ. Частные инвестиции. Подробная информация и описание проектов. Контакты на стороне инвестора, заказчика, проектировщиков, подрядчиков и других кураторов.
Строительство второй очереди глубоководного морского порта по перевалке аммиака и карбамида. Общие вложения составят 60 млрд. руб. Подробности проекта, контакты кураторов. Читать дальше →
Строительство перегрузочного комплекса. Инвестиции в проект составят порядка 50 млрд рублей. Подробности, контакты, кураторы Читать дальше →
Строительство терминала по перевалке удобрений. Инвестиции в проект от 16 млрд. рублей. Контакты основных кураторов проекта. Читать дальше →
Объем инвестиций в проект оценивается экспертами порядка 20 млрд рублей. Информация о реализации проекта. Контакты заинтересованных организаций и кураторы Читать дальше →
Реконструкция морского порта. Инвестиции в проект составят порядка 2 млрд рублей. Подробности и контакты Читать дальше →
Строительство речного порта. Инвестиции в проект составят 4 млрд. руб. Контакты основных кураторов. Читать дальше →
Реконструкция транспортно-логистического комплекса. Инвестиции в проект порядка 800 млн рублей. Подробности, контакты, кураторы Читать дальше →
Реконструкция и модернизация порта. Вложения в проект достигнут 3,9 млрд рублей. Информация о реализации, контакты заинтересованных лиц Читать дальше →
Строительство рефрижераторного терминала. Общий объем инвестиций в проект 4,1 млрд рублей. Информация и контакты задействованных организаций. Читать дальше →
Модернизация судостроительного завода. Инвестиции в проект 1,8 млрд. руб. Информация о проекте и контакты основных кураторов. Читать дальше →
Строительство угольного порта. Размер инвестиций более 30 млрд. руб. Информация о проекте, контакты на стороне заказчика и проектировщика. Читать дальше →
Реконструкция базы берегового обеспечения шельфовых проектов. Предполагаемый размер инвестиций в проект составит 400 млн. рублей. Информация о проекте и контакты кураторов. Читать дальше →
Строительство высокотехнологичной судоверфи. Стоимость проекта 5,5 млрд. руб. Подробности и ключевые контакты. Читать дальше →
Строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры Керченской паромной переправы. Общий объем инвестиций в проект около 1 млрд. руб. Информация и контакты задействованных организаций. Читать дальше →
Строительство нефтяного терминала. Стоимость проекта 200 млн евро. Контакты заказчика и куратора проекта. Читать дальше →
Строительство грузового порта с терминалами. Инвестор планирует вложить в проект 4 млрд. рублей. Подробности и ключевые контакты. Читать дальше →
Строительство объектов морского порта Сабетта на полуострове Ямал. Ориентировочная стоимость проекта около 20 млрд рублей (бюджетных средств). Сведения о проекте, контакты кураторов. Читать дальше →
Строительство нового терминала в порту Тамань. Объем инвестиций в комплекс по перевалке навалочных грузов — 50 млрд рублей. Контакты основных кураторов проекта. Читать дальше →
Техническое перевооружение (2 этап) порта Козьмино в Приморском крае. Инвестиции в проект около 5 млрд. руб. Информация о проекте и контакты основных кураторов. Читать дальше →
Планы по модернизации морского торгового порта. Примерный объем инвестиций в проект 200 млн рублей. Информация и контакты. Читать дальше →
Источник