Строительство морского терминала навалочных грузов

Строительство терминала «Тулома»: из Мурманска – в сто стран мира

Мурманск – это не только столица Арктики, но и крупнейший в мире порт, расположенный за Северным полярным кругом. Незамерзающий Кольский залив самой природой защищен от ветра и волн, поэтому вкладываться в строительство дополнительных заграждений не нужно. При этом залив имеет достаточную глубину, чтобы в него могли заходить даже морские суда типа «Panamax» грузоподъемностью до 80 тысяч тонн. Чтобы в полной мере реализовать все естественные преимущества, которые дает Мурманску его расположение, разработан проект строительства на западном берегу Кольского залива нового глубоководного порта. Его частью станет терминал навалочных грузов, предназначенный для экспорта продукции группы «ФосАгро». Это компания занимает первое место в Европе и третье в мире по производству удобрений с содержанием фосфора. Минеральные удобрения и апатитовый концентрат получают из руды, добывающейся в Хибинских горах, и экспортируют более чем в сто стран мира. Строительство нового терминала позволит расширить географию спроса на экологически чистые удобрения родом с Кольского полуострова.

Кировский филиал АО «Апатит» – крупнейший в Европе производитель фосфатного сырья для производства минеральных удобрений и единственный в России производитель нефелинового концентрата. Предприятие полностью обеспечивает сырьем для выпуска фосфорсодержащих удобрений группу «ФосАгро», одного из мировых лидеров по их производству.

Экологически чистые удобрения из руды, добывающейся в Хибинских горах, востребованы не только в России, но и за рубежом. Уже сегодня они поставляются на все обитаемые континенты. Чтобы обеспечить растущий спрос, группа «ФосАгро» решила построить в морском порту Мурманска собственный терминал для экспорта минеральных удобрений и апатитового концентрата. Доставка грузов будет организована по железной дороге. В новом терминале они будут накапливаться и загружаться на морские суда.

Читайте также:  Парню на телефон море

Для реализации проекта создано ООО «Морской терминал «Тулома». Компания стала якорным инвестором ТОР «Столица Арктики», первой территории опережающего развития в арктической зоне России, созданной в мае 2020 года. ООО «Морской терминал «Тулома» уже подало пакет документов, чтобы получить статус резидента ТОР. После этого компания сможет рассчитывать на региональные налоговые преференции: льготную ставку по налогу на прибыль и обнуление налога на имущество сроком на 5 лет. Проект терминала «Тулома» уже признан соответствующим требованиям, установленным для региональных инвестпроектов.

В мае 2020 года проекту «Строительство морского специализированного терминала навалочных грузов в морском порту Мурманск» был присвоен статус стратегического инвестиционного проекта Мурманской области. Правительство региона заключило с компанией-инвестором соглашение о государственной поддержке. ООО «Морской терминал «Тулома» предоставлены такие преференции, как возможность получать земельные участки в аренду без проведения торгов, а также льгота по налогу на имущество сроком на 5 лет. В свою очередь компания взяла на себя обязательства инвестировать в проект не менее 12,3 млрд рублей, в течение 15 лет пополнить бюджет региона не менее чем на 3 млрд рублей и создать 234 новых рабочих места для жителей Мурманской области с зарплатой выше средней.

В июне 2020 года правительство Мурманской области решило дополнительно поддержать проект терминала «Тулома». С ООО «Морской терминал «Тулома» было заключено инвестиционное соглашение, согласно которому компания получит свыше 12 млрд бюджетных рублей.

Для строительства специализированного терминала уже подобрали площадку в селе Минькино в районе устья реки Лавна. Она расположена на западном берегу Кольского залива, который сейчас активно осваивается. Такой выбор площадки позволит увеличить мощности порта Мурманск, не ухудшив экологическую обстановку в столице Заполярья. Ведь перевалка грузов будет вестись на противоположном от столицы Арктики берегу.

В новом терминале «Тулома» будут построены крановые сооружения, причальная линия, железнодорожные подъездные пути, площадки хранения и прочие инфраструктурные объекты. Ввод в эксплуатацию запланирован на первый квартал 2023 года. На начальном этапе мощность терминала составит 6 млн тонн грузов в год. Этого достаточно, чтобы полностью обеспечить потребности группы «ФосАгро» и бесперебойно поставлять зарубежным потребителям минеральные удобрения и апатитовый концентрат.

Читайте также:  Морские свинки на улице

Как заявил генеральный директор «ФосАгро» Андрей Гурьев, стратегия развития компании предусматривает рост производства удобрений и кормовых фосфатов на 2,5 млн тонн – с 9 млн тонн в 2018 году до 11,5 млн тонн в 2025 году. Российский рынок останется для «ФосАгро» приоритетным, однако растущие объемы производства позволят нарастить и объем экспорта. Через новый морской терминал в Мурманске российские удобрения и корма будут поставляться на все мировые рынки.

В перспективе намечено увеличение оборота до 10 млн тонн, чтобы использовать возможности терминала могли и другие грузоотправители. «Тулома» сможет принимать крупные суда класса Panamax, что гарантирует его востребованность. Дополнительные погрузочные мощности помогут реализовать на территории Мурманской области новые добывающие проекты, сопоставимые по значимости с Кировский филиал АО «Апатит». Это предприятие стало градообразующим сразу для двух заполярных городов — Апатитов и Кировска, и его развитие – залог благополучия для более чем 80 тысяч жителей Мурманской области.

Другие проекты

Как новый комбинат в Карелии поможет заработать на карельских лесах, не поставив их под угрозу

Источник

Проект «Морского терминала Тулома» оказался под вопросом

Фото: strategy24.ru

Один из резидентов территории опережающего развития «Столица Арктики» в Мурманской области — ООО «Морской терминал Тулома» — отказался от разработанной АО «Ленморниипроект» документации на возведение перегрузочного комплекса. Как пишут «Ведомости», инициатор строительства заказал проект по перевалке навалочных грузов мощностью до 6 млн тонн в год, стоимость строительства должна была составить 14 млрд руб. Однако проектировщик не уложился в предельную сумму для возведения комплекса.

Договор о проектировании был подписан еще в декабре 2019 года почти за 390 млн руб., но заложенные в расчетах расходы на строительство выросли до 23 млрд руб. Как уточняет издание, официальных сообщений от властей региона и «Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики», которая координирует проект, о сроках начала строительства объекта не было.

Читайте также:  Солим форель морской солью

В 2020 году сообщалось о том, что к 2023 году ООО «Морской терминал Тулома» реализует строительство современного конкурентоспособного специализированного терминала навалочных грузов и обеспечения его эксплуатации в морском порту Мурманск. Объем инвестиций в проект должен был составить более 12,5 млрд руб. По планам, мощность терминала составит 4 млн тонн в год с возможностью увеличения до 6 млн тонн.

Проект был включен в долгосрочную программу развития ФГУП «Росморпорт». Инвестором заявили петербургское АО «Инфотек Балтика». Разработчиком документации стало АО «Ленморниипроект» — один из крупнейших в стране проектировщиков гидротехнических сооружений и морского транспорта. Среди его клиентов — компании «Газпром», «Транснефть», «Роснефть» и «Новатэк».

В мае 2022 года губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявил, что новый терминал будет переваливать белорусские минеральные удобрения, объяснив его актуальность возможными ограничениями перевалки через балтийские порты. В регионе рассчитывают, что проект поможет области стать логистическим хабом, обеспечивающим развитие Северного морского пути.

Источник

Оцените статью