- Федеральные объекты терминала Утренний проекта Арктик СПГ-2 введены в эксплуатацию
- Терминал Утренний
- Арктик СПГ-2
- Росатом и Гидрографическое предприятие
- Терминал Утренний
- Порт
- Порт Сабетта внесен в реестр морских портов Российской Федерации.
- Арктический порт Сабетта
- Объем работ
- Последовательность работ
- Условия строительства
Федеральные объекты терминала Утренний проекта Арктик СПГ-2 введены в эксплуатацию
Работы были выполнены в полном объеме, несмотря на сжатые сроки строительства, сложные климатические условия и короткий период безледовой навигации.
Москва, 26 апр — ИА Neftegaz.RU. ФГУП Гидрографическое предприятие (входит Росатом) получило разрешения на ввод в эксплуатацию объектов федеральной собственности терминала сжиженного природного газа (СПГ) и стабильного газового конденсата (СГК) Утренний проекта Арктик СПГ-2.
Об этом Росатом сообщил 24 апреля 2023 г.
- было осуществлено строительство южного и северного оградительных (ледозащитных) сооружений общей протяженностью свыше 4,4 км,
- созданы акватория и подходной канал терминала Утренний,
- завершено строительство объектов системы обеспечения безопасности мореплавания,
- построен пункт пропуска через госграницу РФ.
Росатом является руководителем федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Строительство терминала Утренний в морском порту Сабетта осуществляется в рамках проекта.
- один из важнейших целевых показателей федерального проекта — мощность морских портов в акватории СМП.
- строительство федеральной инфраструктуры обеспечит полный ввод в эксплуатацию объектов инвестора терминала Утренний в 1м полугодии 2023 г.
- кроме того, важнейший этап 2023 г. — приведение морского канала к техническим параметрам, позволяющим провести через Обскую губу и установить 1 е из 3 оснований гравитационного типа (ОГТ) для завода СПГ и СГК.
- введение в эксплуатацию объектов федеральной собственности терминала Утренний — часть системной работы Дирекции СМП Росатома по созданию опережающими темпами портовой инфраструктуры, позволяющей обеспечить транспортировку грузов в соответствии с установленными целевыми показателями федерального проекта.
Терминал Утренний
- на универсальном причале, совмещенном с административной зоной, осуществляется прием наливных грузов и грузов, необходимых для организации строительно-монтажных работ по проекту Арктик СПГ-2 в целом. Причал обеспечивает круглогодичный прием судов,
- причальная набережная с искусственным земельным участком для размещения береговых объектов завода строится как объект двойного назначения. На 1 м этапе проекта она служит причалом для приема строительных грузов, а в последующем рядом с ней устанавливаются технологические линии и организовывается их стыковка с береговыми объектами завода.
Арктик СПГ-2
- бетонного ОГТ, включая резервуары хранения СПГ и СГК, а также вспомогательных системы,
- модулей верхних строений для подготовки сырьевого газа и конденсата, производства СПГ и СГК, включая сооружения для отгрузки, специальные системы основного энергоснабжения и аварийной генерации.
ОГТ изготавливаются в двух сухих доках Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в с. Белокаменка (Мурманская область).
Параллельно с каждым ОГТ изготавливаются модули верхних строений на производственных площадках в Азии и России.
Несмотря на давление Запада НОВАТЭКу удается доставлять модули для Арктик СПГ-2 на ЦСКМС.
На ЦСКМС модули устанавливаются на ОГТ с помощью системы подъема и надвижки, затем модули соединяются между собой и с ОГТ.
Готовые технологические линии будут отбуксированы на п-в Гыдан, где они будут установлены на подготовленное морское основание в прибрежной зоне и подключены к береговым объектам.
На данный момент НОВАТЭК сохраняет планы по срокам ввода проекта Арктик СПГ-2.
1 я линия мощностью 6,6 млн т/год будет запущена в конце 2023 г., а все 3 линии общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ будут работать в 2026 г.
В начале апреля 2023 г. ЦСКМС сообщил, что строительство 2 й линии Арктик СПГ-2 завершено на более чем 80%.
Росатом и Гидрографическое предприятие
Росатом с 2018 г. определен инфраструктурным оператором СМП и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в арктических условиях.
Корпорация является куратором 2 федеральных проектов «Развитие Северного морского пути» и «Северный морской путь — 2030», участвует в реализации плана развития СМП до 2035 г., а также инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. «Круглогодичный Северный морской путь», утвержденной распоряжением правительства РФ.
В контур дирекции СМП Росатома входят Атомфлот, ФГУП Гидрографическое предприятие и ФГБУ ГлавСевморпуть.
ФГУП Гидрографическое предприятие было передано из Минтранса РФ в ведение Росатома в 2019 г., в связи с наделением его в 2018 г. функцией инфраструктурного оператора СМП.
Предприятие осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов в акватории СМП, а также выступает заказчиком-застройщиком по объектам нового строительства и эксплуатирует портовую инфраструктуру в границах акватории СМП.
Источник
Терминал Утренний
Терминал «Утренний» является участком №2 морского порта Сабетта и строится в рамках Проекта «Арктик СПГ2». Строительство Терминала «Утренний» в морском порту Сабетта, включая объекты федеральной собственности (подводные гидротехнические сооружения, ледозащитные сооружения, объекты безопасности мореплавания), а также реконструкция морского канала, включены в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации (№ 2101-р от 30.09.2018).
Основные объекты Терминала «Утренний» делятся на объекты инвестора (ООО «Арктик СПГ2») и объекты федеральной собственности.
Терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» («Терминал «Утренний»») включает в себя: защищенную от внешних воздействий акваторию с причалами различного назначения, инженерную инфраструктуру, береговую часть с административными зданиями и сооружениями.
- На универсальном причале, совмещенном с административной зоной, осуществляется прием наливных грузов и грузов, необходимых для организации строительно-монтажных работ по всему Проекту в целом. Причал обеспечивает круглогодичный прием судов.
- Причальная набережная с искусственным земельным участком необходима для размещения Береговых объектов Завода, строится как объект двойного назначения. На первом этапе Проекта она служит причалом для приема строительных грузов. В последующем рядом с ней устанавливаются Технологические линии и организовывается их стыковка с Береговыми объектами Завода.
Подходной канал к Терминалу «Утренний» длиной 5,6 км и шириной 510 м обеспечит судоходство в условиях припайного и дрейфующего льда.
Источник
Порт
Многофункциональный порт Сабетта строится в рамках Проекта «Ямал СПГ» на принципах государственно-частного партнерства.
В федеральной собственности (заказчик строительства ФГУП «Росморпорт») будут находиться оградительные ледозащитные сооружения, операционная акватория, подходные каналы, системы управления движением судов и навигационного обеспечения, здания морских служб. К объектам «Ямал СПГ» относятся технологические причалы по перевалке сжиженного природного газа и газового конденсата, причалы накатных грузов, причалы строительных грузов, причалы портофлота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации.
Границы морского порта в районе поселка Сабетта установлены распоряжением Правительства РФ № 242-р от 26 февраля 2013 г. Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта РФ от 25 июля 2014 года №КС-286-р морской порт Сабетта внесен в реестр морских портов Российской Федерации.
Порт Сабетта внесен в реестр морских портов Российской Федерации.
Порт строится в два этапа — подготовительный и основной. Подготовительный этап — строительство грузового порта для приемки строительных грузов и технологических модулей завода СПГ. В настоящее время порт работает в круглогодичном режиме, принимает технологические и строительные грузы.
Основной этап строительства порта включает технологические причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата. Готовность порта к принятию СПГ-танкеров будет обеспечена в 2017 году.
Источник
Арктический порт Сабетта
Арктический порт Сабетта строится в районе одноименного поселка на западном берегу Обской губы в Ямальском районе Ямало-Ненецкого АО Тюменской области. Работы ведутся в рамках проекта «Ямал СПГ», который предусматривает запуск завода по сжижению природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения. Новый порт на Ямале обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов и их проход по Северному морскому пути.
Объем работ
В рамках строительства объектов морского порта в районе поселка Сабетта возводятся:
- подходной канал длиной 6 км, шириной 495 м, отметкой дна минус 15,1 м;
- морской канал длиной 49 км, шириной 295 м, отметкой дна минус 15,1 м;
- акватория порта с отметкой дна минус 15,2 м.
В порту будет установлено навигационное оборудование и построены объекты береговой инфраструктуры:
- контрольно-корректирующая станция;
- пост гидрометеорологического наблюдения;
- административные, технические и складские здания.
Общий объем дноуглубительных работ составляет порядка 70 млн. куб. м.
общий объем дноуглубления
Последовательность работ
Подготовительный этап (2012-2013 гг.).
Создан технологический канал длиной 3,9 км, шириной 240 м, отметкой дна минус 12,4 м и акватории вспомогательных причалов. Это позволило начать доставку оборудования и материалов к месту строительства порта.
Основной этап (2014-2018 гг.).
Дноуглубительные работы по строительству основных гидротехнических объектов морского порта Сабетта – подходного и морского каналов, а также акватории порта. Дноуглубление планируется проводить в две очереди в период четырех летних навигаций.
Работы по строительству объектов береговой инфраструктуры ведутся круглогодично.
Условия строительства
Строительство порта ведется в сложных геологических, климатических и гидрологических условиях за Полярным кругом. Уникальность проекта заключается в том, что строительство ведется с нуля, на побережье полностью отсутствует транспортная инфраструктура, а период навигации, позволяющий проводить дноуглубительные работы и доставлять тяжеловесные грузы по воде, очень короткий и составляет 70 суток (август – октябрь).
Генеральный подрядчик по строительству объектов морского порта в районе поселка Сабетта – АО «БТС-МОСТ», определен Распоряжением Правительства РФ. Заказчик строительства – ФГУП «Росморпорт». Проектная организация – ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ». Субподрядные организации в 2012-2013 годах – бельгийская компания «Jan De Nul n.v.», специализирующаяся на строительстве и поддержании морской инфраструктуры, ООО «Фертоинг», обеспечивающее инженерное сопровождение проекта, международный экологический фонд «Чистые Моря», проводивший экологический мониторинг дноуглубительных работ.
Источник