О порте
Многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» является единственным глубоководным терминалом в Большом порту Санкт-Петербург – глубина подходного канала и акватории 14,4 м. Порт «Бронка» имеет выгодное местоположение благодаря короткому подходному морскому каналу – всего 13 морских миль от приёмного буя, близкому расположению железнодорожной станции Бронка, которая соединена с портом путями длиной 1,2 км, и примыканию Кольцевой автомобильной дороги (КАД) к ММПК «Бронка». Перегрузочный комплекс находится на юго-западе Санкт-Петербурга, вне черты городской застройки.
Преимущества ММПК «Бронка»
- Самый современный порт в Северо-Западном регионе для проектных, генеральных, накатных и контейнерных грузов.
- Перевалка на морской, речной, автомобильный и железнодорожный транспорт.
- Подходной канал шириной 180 м и глубиной 14,4 м.
- Перевалка всех видов опасных грузов.
- Высокая скорость обработки судов, автомобильного и железнодорожного транспорта. От въезда до выезда автотранспорта из порта – 1 час.
- Комплекс мер, обеспечивающий сохранность груза.
- Габаритные размеры выделенной полосы автомобильных ворот (ширина 8,2 м, высота 6,5 м) и радиус кривизны железнодорожных путей (более 300 м) позволяют принимать сверх негабаритные и тяжеловесные грузы.
- Постоянное базирование буксирных судов.
Инфраструктура порта
- Таможенный пост «Бронка».
- Представительство Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
- Пункт пропуска через границу РФ.
- Бизнес центр, сервисный центр, столовая и кафе для клиентов.
Источник
В Петербурге завершена сделка по продаже порта Бронка
Завершена сделка по продаже петербургской компании «Феникс», управляющей портом Бронка, московскому ООО «НКК-Логистик». Эта продажа была санкционирована распоряжением правительства РФ № 629-р от 18 марта 2023 года. О ее завершении говорит ответ Росимущества на запрос РБК Петербург: «Сообщаем, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 марта 2023 г. № 629-р Росимущество исполнило в полном объеме в сроки, установленные распоряжением». Напомним, что ранее правительство приняло «предложение Минфина РФ, согласованное с Минтрансом и Росимуществом, о продаже обществу с ограниченной ответственностью «НКК-Логистик» (г. Москва) находящейся в федеральной собственности доли в уставном капитале ООО «Феникс» (г.Санкт-Петербург), составляющей 100% его уставного капитала, по цене 10,9 млрд рублей, определенной на основании отчета по оценке». Росимуществу предписывалось в месячный срок обеспечить заключение договора с покупателем, которому будет передана приобретаемая доля после полной оплаты сделки. Эксперты оценивают сделку как весьма выгодную для «НКК-Логистик», поскольку стоимость активов «Феникса», по последней отчетности компании, — 22,3 млрд руб., из которых 17 млрд — основные средства.
В открытых источниках информации о завершении сделки нет. На запросы РБК Петербург ни ООО «Феникс», ни ООО «НКК-Логистик», не ответили.
Петербург потеряет доходы?
Руководитель логистического проекта «Дорн» Андрей Карпов обращает внимание на то, что, судя по постановлению правительства РФ, проданы не земля, терминалы и прочая инфраструктура ММПК «Бронка», а компания-оператор и собственник комплекса — единственный стивидор в этом грузовом районе Большого порта Санкт-Петербург. ООО «Феникс» по-прежнему будет управлять ММПК «Бронка», поскольку само юридическое лицо сохраняется, хотя и будет принадлежать уже другому собственнику. А это значит, что для экономики Петербурга и его бюджета формально ничего не меняется — налоги от стивидорного бизнеса будут по-прежнему поступать в бюджеты города и страны. Только возможную прибыль будет теперь получать новый собственник.
С этой точки зрения, ситуация аналогична той, в которой работают все другие стивидорные компании Большого морского порта Санкт-Петербург (БМПСПб) — «Первый контейнерный терминал», «Петролеспорт», «Моби Дик», которые входят в состав российской стивидорной Группы Global Ports, «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», входящий в Транспортную группу владельца ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) Владимира Лисина и т.д.
«НКК-Логистик», согласно данным из открытых источников, зарегистрирована в сентябре 2021 года, уставный капитал составляет 3,5 млн рублей. Основным видом деятельности являются грузовые перевозки железнодорожным транспортом. 80% доли общества принадлежат ООО «НКК» (ООО «Национальная картографическая корпорация»), 20% — гендиректору компании Алексею Распопову. ООО «НКК» владеет и руководит Наталья Морозова. Выручка «НКК-Логистик» за 2021 год составила 946 млн руб., чистая прибыль — 172 млн руб. В 2022 году выручка составила 7 млрд руб., чистая прибыль — 852,8 млн руб.
Стратегический вызов
Перемены могут произойти, если новая управленческая команда «Феникса», которую приведет «НКК-Логистик», не сумеет наладить эффективное управление портом. Эта компания занимается железнодорожными грузоперевозками, но не известна на рынке стивидорных услуг. Отметим, что новому владельцу придется не только развивать незнакомый ему бизнес, но и исполнять взятые на себя финансовые обязательства.
«Известно, что ММПК «Бронка» строился в том числе и на заемные средства (кредит «Сбербанка»), которые, насколько я понимаю предоставлялись ООО «Феникс». Как урегулирован на данный момент вопрос обслуживания этого кредита неизвестно, — говорит Андрей Карпов. — Да и в отношении самой сделки по покупке ООО «Феникс» компанией «НКК-Логистик» — неизвестно, это собственные средства покупателя или заемные». При этом стоит вероятно учесть, обращают внимание эксперты РБК Петербург, что цена «Феникса» в 1,5 раза выше даже годовой выручки «НКК-Логистик» (если ориентироваться на показатели 2022 года — 7 млрд руб.), не говоря уже о чистой прибыли, которая даже в весьма успешном для компании 2022 году составила всего 853 млн руб.
Сейчас ситуация в сфере морских грузоперевозок серьезно усложнилась из-за иностранных санкций (государственных и корпоративных), и многое будет зависеть от способности руководства «Феникса» привлечь новые грузопотоки взамен ушедших, считает Андрей Карпов. Неплохие перспективы он связывает с заметно усиливающимися перевозками с Калининградом, а также желанием Белоруссии использовать ММПК «Бронка» для перевалки своих грузов. «Уже сейчас белорусские удобрения переваливаются в Бронке. Но как долго продлится такое сотрудничество и в каких объемах — на данный момент доподлинно неизвестно», — говорит эксперт.
К тому же, по его словам, у «Бронки» пока есть серьезные ограничения по транспортировке грузов железной дорогой. Контейнерную перевалку это обстоятельство ограничивает в меньшей степени, поскольку перевозятся контейнеры прежде всего автотранспортом, у которого особых проблем с подъездами нет. Удобрения перевозят только по железной дороге, и тут могут возникнуть ограничения из-за недостаточной провозной способности. Решить эту проблему призвано строительство юго-западного железнодорожного обхода Санкт-Петербурга, запланированного Концепцией развития Санкт-Петербургского транспортного узла, но реализация Концепции идет довольно медленно.
Впрочем, отмечает Андрей Карпов, переваливать минеральные удобрения на самом современном контейнерном терминале в порту Санкт-Петербурга, каким является контейнерный терминал в Бронке, — «это не от хорошей жизни, это все равно, что микроскопом гвозди заколачивать».
Многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» — единственный глубоководный грузовой район в БМПСПб. Его обслуживают два терминала — контейнерный и терминал накатных и генеральных грузов — а также логистический центр (таможенный склад). Порт способен принимать суда длиной до 347 м, шириной до 50 м и осадкой до 13 м. Проектная мощность порта — 20,7 млн тонн в год. За 2021 год на мощностях комплекса «Бронка» было обработано 3,7 млн тонн грузов, что составляет около 6% годового оборота БМПСПб. По итогам 2022 года грузооборот «Бронки» оценивается в 1,4 млн тонн, или порядка 3,6% от общего результата БМПСПб.
ООО «Феникс», владеющий ММПК «Бронка», до 2017 года принадлежал АО ХК «Форум» Дмитрия Михальченко, обвиненного в коррупции при строительстве объектов ФСО. До лета 2021 года портовые активы «Бронка Групп» принадлежали семьям экс-главы ФСО Евгения Мурова и генерала ФСБ в отставке Николая Негодова. 8 июня 2021 года Никулинский суд Москвы обратил 100% доли ООО «Феникс» в доход государства, посчитав, что порт строился на средства, полученные в результате коррупционных сделок. В феврале 2022 года правительство РФ распорядилось передать ООО «Феникс» в ведение госкорпорации «Ростех» (при этом, само ООО «Феникс» осталось в собственности государства, которой управляет Росимущество), что и было сделано. 18 марта 2023 года правительство РФ распорядилось продать 100% доли ООО «Феникс» компании «НКК-Логистик» за 10,9 млрд руб. К настоящему моменту сделка завершена.
Источник
Россия проработает передачу петербургского порта Белоруссии
Минск может получить перегрузочный терминал «Бронка» под Петербургом, в рамках комплекса уже начали строительство белорусского порта. Год назад Мишустин поручил передать «Бронку» в собственность Ростеха
Морской перегрузочный комплекс «Бронка» может быть передан Белоруссии, этот вопрос сейчас прорабатывается властями России, сообщил «РИА Новости» глава второго департамента стран СНГ российского МИДа Алексей Полищук.
Мощность порта по перевалке грузов равняется 3,2 млн т ежегодно, проектная мощность достигает 20,7 млн т в год, уточнили в министерстве, указав, что сейчас обеспечены благоприятные условия для транзита грузов в южные и северо-западные порты страны.
«Предпринятые шаги позволили существенно — в разы — нарастить объемы транзита белорусских экспортных грузов через Россию», — подчеркнул дипломат.
За прошлый год через морские порты России отгружено 3,5 млн т белорусских нефтепродуктов, перевезено почти 3 млн т калийных удобрений через порты в Ейске, Усть-Луге, Новороссийске и Астраханской области, а также по железной дороге в Китай.
Белоруссия из-за европейских санкций лишена возможности экспортировать продукцию через порты стран Балтии. Летом прошлого года президент Александр Лукашенко посетил строительство белорусского порта в Бронке, создающегося по договоренности с российским президентом Владимиром Путиным.
Власти Литвы в 2020 году выражали сомнение, что у Белоруссии получится перенаправить 100% своего экспорта через порты в России.
Для реализации проекта многофункционального морского перегрузочного комплекса (ММПК) «Бронка» в 2007 году была создана компания «Феникс».
Источник