Этнические процессы в Карибском бассейне. М., 1982
Этнический состав карибских стран
Лица африканского происхождения
Лица европейского происхождения
Сент-Винсент и Гренадины
Тринидад и Тобаго
Составлено по: Латинская Америка и Карибы. Политические институты и процессы. М., Наука,2000.
Современный состав населения большинства стран Карибского бассейна формировался в ходе сложных этнических процессов. Колонизаторами всячески поощрялась обособленность и враждебность этнических групп. Во многих странах процесс формирования единой нации не завершен. Социальные противоречия в ряде стран (Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго) часто выступали в форме этнических конфликтов.
Так, в Суринаме , (бывшей голландской колонии) (36%-индийцы, 30%-креолы африканского происхождения, индонезийцы-17%, негры-10% и т.д.) процессы национальной ассимиляции отличаются внутренней противоречивостью и остротой. В 1975 г. разногласия между индийцами и креолами вылились в кровавые столкновения.
С провозглашением независимости усилилась эмиграция из страны в Нидерланды. К 1980 году Суринам покинули свыше 180 тыс человек, около половины населения, что лишило страну наиболее квалифицированной рабочей силы. В тот же период в страну прибыло 40 тыс человек из Гайаны. Эта дешевая и неквалифицированная рабочая сила усугубила социальную ситуацию в стране. В 1990 г. 20 % экономически активного населения страны были безработными. Высокий процент безработицы способствует росту наркоторговли и наркомафии в стране.
Основные политические партии страны построены на этнической основе.
Официальный язык страны- голландский, но каждая этническая группа говорит на своем наречии, в ходу – местный жаргон «таки-таки», включающий самые разнообразные лингвистические элементы, которые в свое время прижились в примитивном английском языке.
Сохранение основных общественных противоречий затягивает период «нестабильной демократии» в стране.
В Гаити расовый фактор оказывает значительное влияние на политическую жизнь. Из 4 млн населения 90 % — негры, а 10 % -мулаты. Более 30 лет (с 1920 до 1950 г.) в стране правили марионеточные мулатские правительства. Клан негра Дювалье находился у власти с 1957 г. вплоть до 1986 г. Дювалье пришел к власти под расовым лозунгом негритюда : «Гаити для черных!», «Власть неграм!», «Черный расизм». Черный цвет кожи был синонимом «бедности и гордости», а светлый – «богатства и предательства».
Для Гаити характерна расовая ненависть между неграми и мулатами. Культ воду , водуизм воспринимается как религия широких негритянских масс, отражающая «негритянский склад души». Кампания против католической церкви воспринималась как борьба против главного идейного оплота мулатского меньшинства.
Этническая и культурная специфика страны, национальная самобытность, особенности местного менталитета оказывают значительное влияние на политическую ситуацию в стране. Главной задачей для Гаити остается необходимость достижения гражданского согласия в обществе.
Господство Великобритании было установлено в 17 веке. Ямайка была превращена в огромный рынок рабов.
C 1962 г. – независимое государство в составе Британского Содружества.
Большая часть населения (80 %) является потомками вывезенных из Африки рабов. У чернокожего большинства вызывает недоверие «новая «цветная элита», состоящая из мулатов и людей с еще меньшей долей африканской крови. Белая элита в основном является правящим сословием, однако растет численность чернокожей элиты и интеллигенции.
На Ямайке получило значительное распространение заявившее о себе в 60-е годы общекарибское движение «Власть черным». Именно поэтому правление ЛПЯ (Либеральной партии Ямайки) во главе с Бустаманте («белый человек испанского происхождения»), воспринималось как «правительство белого меньшинства». Мулат М.Мэнли, лидер социал-демократической партии ННП, воспринимался как «черный Моисей», который выведет народ Ямайки на землю обетованную.
Ямайка является страной эмигрантов. Массовая эмиграция ямайцев началась еще в конце ХIХ века, в результате обезземеливания крестьянства. Ямайские негры работали на строительстве Панамского канала, на банановых плантациях в странах Центральной Америки, на сахарных плантациях Кубы и США. В настоящее время почти треть ямайцев проживает в Великобритании, США, Никарагуа, Коста-Рике.
Разговорный диалект имеет мало общего с английским языком, его иногда называют особым креольским диалектом. Проживающие здесь китайцы и индийцы также пользуются ямайским диалектом, но в быту говорят на своих языках. В искусстве и архитектуре Ямайки сказывается сильное влияние европейской культуры и традиций африканских народов. Традиционные народные ремесла Ямайки связаны с резьбой по дереву и обработкой металлов.
Stone C. Class, Race and Political Behavior in Urban Jamaica. Kingston, 1979.
Гончарова Т.В. На стыке трех цивилизаций: особенности становления англоязычных карибских сообществ. //Универсальные ценности и цивилизационная специфика Латинской Америки. М., 1995.
Одна из особенностей карибских стран – высокий уровень роста населения. Ограниченность природных ресурсов, слабое развитие экономики, трудности в решении проблемы занятости – вот далеко не полный перечень факторов, заставивших правительства многих стран региона принять в 60-е гг меры по ограничению рождаемости.
Первые английские поселенцы появились на острове в 1625 году. Остров оставался английской колонией более 300 лет. Население страны в основном составляют потомки африканских рабов, которые были ввезены для работы на сахарных плантациях. Уровень жизни на Барбадосе является более высоким, чем в других странах Карибского бассейна.
Федерация Сент-Китс и Невис .
Острова были открыты Х.Колумбом в 1493 г., и один из островов получил название Сан Кристобаль. С 1623 г. это была французская колония, а в 1624 г. на острове было основано первое в Вест-Индии английское поселение. За остров постоянно боролись Франция и Англия, и только по Версальскому договору 1783 года он отошел к Великобритании окончательно. На острове Невис английская колония была основана в 1628 году.
Карибы и араваки были вытеснены с островов и уничтожены. Современный состав населения формировался в ходе сложных этнических процессов. Англичане завозили сюда военнопленных (ирландцев, шотландцев, уэльсцев),_ а также значительное количество африканских рабов. Из мулатов и освободившихся негров формируется основная прослойка цветного населения. После отмены рабства на острова стали приезжать португальцы, выходцы из Западной Африки, а со второй половины 19 века сюда прибывают контрактные рабочие из Индии.
Основу сложившегося на островах общества составили креолы- потомки африканских рабов. В настоящее время 86% населения имеют африканские корни. Конечно, расовые предрассудки еще сохраняются, но усиливающиеся процессы метисации стирают грани между отдельными группами населения.
Среди населения получил распространение креоль — наречие, возникшее на основе упрощенного английского, французского и некоторых африканских языков
Господствующая религия — протестантизм
Тринидад и Тобаго.
Тринидад был захвачен Великобританией в 1797 г., а Тобаго – в 1877 г. Через 11 лет два острова объединились. После отмены рабства бывшие рабы стали заниматься сельским хозяйством на свободных землях и частично переселились в города. Для их замены начался массовый ввоз законтрактованных рабочих из Индии.
96% населения республики проживают на острове Тринидад. Тринидад отличается пестротой этнического состава населения – африканцы, индийцы, китайцы, испанцы, французы, англичане. Большую часть составляют негры или афрокреолы (42%), индийцы (41%), затем мулаты, потомки европейцев и китайцев. Индийцы говорят на хинди, афрокреолы используют креоль (или патуа). Африканские традиции сохранились в религиозной сфере и музыкально-песенной культуре. На Тринидаде сосредоточена основная масса индийцев Вест-Индии. Индийцы в силу своих традиций не смешивались с другими группами населения и до сих пор сохраняют многие обычаи своей родины.
Большинство населения – католики и протестанты (60%), это в основном негры и мулаты, 30%- индуисты, мусульмане – 6%.
Основными статьями экспорта республики являются нефть и нефтепродукты, газ, сахар, какао.
ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ.
Источник
Население Карибского региона Основные характеристики
население Карибского региона Колумбии по официальным данным 2014 года составляет 10 301,982. Это население с большим разнообразием происхождения, плоды истории области.
Присутствие коренных жителей, испанцев, которые прибыли после 1492 года, и потомков африканцев, взятых в рабство в колониальную эпоху, делает этот регион богатым этническим и культурным миксом..
Карибский регион граничит с морем, которое дает ему название, на севере страны. Он состоит из 8 департаментов: Атлантико, Боливар, Сезар, Кордова, Ла Гуахира, Магдалена, Сан-Андрес и Провиденсия и Сукре..
Характеристика колумбийского карибского населения
Население этого региона неравномерно распределено между сельскими районами и городами. Также стоит упомянуть присутствие важных коренных общин, таких как вайю или ика.
распределение
Согласно статистике, 73,9% жителей региона проживают в городских районах, а остальные 26,1% проживают в сельской местности..
Наиболее важными городами являются Барранкилья с населением 1 200 000 человек, Картахена-де-Индиас с населением чуть более 1 000 000 человек и Соледад с населением 546 000 человек..
Между тем, сельские районы гораздо менее населены, особенно полупустынные или очень гористые..
В последние десятилетия произошла большая миграция людей в города.
Этнический состав
Этнический состав населения Карибского региона отмечен прибытием испанцев и африканских рабов, которые привезли.
Вместе с коренным населением, населявшим этот район, они создали смесь, которая придает ему индивидуальность.
Пардос
Это самая большая этническая общность в регионе. Согласно его определению, пардо (или трирас) являются потомками трех групп в области.
Сначала между индейцами и испанцами, а потом и с африканцами. Это старый термин, который до сих пор используется в части Латинской Америки.
Те, кто принадлежит к этой группе, не являются ни mestizos, ни mulattos, так как это — надлежащий справочник для тех, у кого есть признаки, унаследованные от трех упомянутых групп населения.
Черная раса
Демографические исследования подтверждают, что жители, которые считаются потомками африканцев, достигают 15,7% населения.
Это заметно более четко в таких местах, как Картахена или Сан-Базилио-де-Паленке, где процент чернокожих намного выше.
Фактически, основателями Сан-Базилио были африканские рабы, которым удалось сбежать от своих владельцев и создать свободное сообщество.
Сегодня это анклав, который сохранил большинство традиций и обычаев, привезенных из Африки.
Коренные народы
Основной коренной общиной, существующей в регионе, является вайу, также называемый гуаджирос, потому что они родом из этого департамента..
Население Вайуу составляет 45% жителей Ла Гуахира, в основном занимающихся сельским хозяйством и рыболовством. В соседней Венесуэле также есть община.
Другими коренными группами являются Ika, расположенные в Сьерра-Невада. Правительство страны признало свою территорию коллективной собственностью коренной резервации.
эмигранты
Группа мигрантов с наибольшим присутствием в этом регионе арабская. Его прибытие началось в 1880 году, когда многочисленные группы ливанцев, палестинцев или сирийцев прибыли в этот район, спасаясь от Турецкой империи..
Многие исповедовали православие и были включены в деловую структуру городов, особенно прибрежных..
Сегодня основное сообщество этих поселенцев находится в Барранкилье, учитывая его статус торгового порта и его репутацию открытого города..
Источник
Страны Карибского бассейна
СТРАНЫ КАРИБСКОГО БАССЕЙНА
Этнические процессы в Карибском бассейне. М., 1982.
Несколько тысяч островов Карибского архипелага. Большие Антилы — Куба, Гаити, Пуэрто-Рико, Ямайка.
Малые Антилы — Тринидад, Гваделупа, Мартиника, Доминика, Сент-Люсия, Кюрасао, Барбадос, Сент-Винсент, Гренадины, Табаго.
1592- Клумб открыл Багамские острова (Гаити и Кубу), Заселение Больших Антил сопровождалось массовой гибелью коренного населения.
Малые Антилы с последней трети 16 века стала ареной острой борьбы между Испанией, Англией, Францией, Голландией. Англичане захватили в 20-е годы 16 века Барбадос, Сент-_Кристофер ( Сент-Киттс), Невис, Багамы, затем Антигуа и Монтсеррат в 30-е годы, в40-е Бермуды, в 1655 году — Ямайку.
Доминика переходила из рук в руки 10 раз, а из-за Сент_- Люсии велось 14 войн. В 1797 году они захватили Тринидад.
Голландия захватила Кюрасао в 1634 году, позже его захватывали англичане и французы, и лишь в 1815 году на острове утвердилось господство Нидерландов, также как и на Арубе, Бонайре, Сабе, Синт-Эстатиуе. Остров Синт-Мартин в 1648 году был поделен между Голландией и Францией.
1635 г.- Франция захватила Мартинику и Гваделупу, в конце 17 века — западную часть острова Гаити (Сан-Доминго). С 1804 года это стало первым независимым государством Латинской Америки, негритянской республикой Гаити.
Испанская часть острова провозгласила независимость в 1821 г. (Доминиканская Республика).
Расцвет рабства связан с созданием в тропической Америке плантаций сахарного тростника ( в 16 веке — в Бразилии, во второй половине 18 в. в Вест-Индии, сначала на Малых Антильских островах, а затем и на Больших Антилах.
Французские колонии – крупнейший поставщик сахара в Европу (прежде всего Сан-Доминго), затем английские колонии.
Первенство к испанской Кубе перешло в 19 веке, после революции рабов на Гаити.
в колониях Великобритании,
1848- во французских Антилах,
1863- на голландских Антилах,
1873- на Пуэрто-Рико,
1876- на принадлежащей Дании части Виргинских островов
В результате отмены рабства рабы землю не получили и бывшие рабовладельцы сохранили господствующее экономическое и политическое положение.
В 1898 году в результате американо-испано-кубинской войны Пуэрто-Рико был захвачен США, а Куба фактически стала полуколонией США.
В 1917 году США вынудили Данию продать принадлежавшую ей часть Виргинских островов, (Сент-Джон, Сент-Томас и Санта-Крус).
В 1958 году создается Вест-Индская федерация (Ямайка, Тринидад, Барбадос и другие острова Вест-Индии), предоставив ей ограниченную автономию.
1946- Гваделупа и Мартиника объявлены «заморскими департаментами» Франции.
1954- Нидерландские Антильские острова стали «автономной частью королевства Нидерландов» с внутренним самоуправлением.
1952- Пуэрто-Рико был объявлен «свободно присоединившимся » к США государством, хотя фактически на острове ничего не изменилось.
60-70-е годы – распад Вест-Индской федерации, британского колониального анклава в Вест-Индии.
Во французской Вест-Индии подъем национально-освободительного движения, и размежевание национальных сил по вопросу о самоопределении. Местная буржуазия и европейцы выступали за сохранение статуса «заморского департамента».
Англоязычные страны Вест-Индии отличаются более высоким уровнем экономического развития. Это Тринидад и Тобаго, Ямайка. Остальные островные государства – монокультурное развитие, экспорт сельскохозяйственных продуктов, туризм. Иностранные банковские и страховые кампании.
Французские департаменты- Гваделупа и Мартиника – та же основа экономики.
Нидерландские Антилы — основой экономики является переработка нефти (из Венесуэлы и Ближнего Востока). На Кюрасао огромное количество иностранных кампаний.
Пуэрто-Рико — крупные нефтеперерабатывающие и нефтехимические комплексы.
Карибский Бассейн – пестрый в расовом и этническом отношении состав населения.
Коренное индейское население к началу 17 века было истреблено почти на всех островах. Индейцы карибы уцелели на Доминике, Гренаде.
С 16 века и до первой половины 19 века ввозились черные рабы. Их поток увеличивался по мере развития плантационного хозяйства. Иногда соотношение численности негров и белых жителей достигало 13 к 1 (например, в Сан-Доминго).
Черные рабы, лишенные этнической идентификации, культурного наследия, вынуждены были адаптироваться к культуре белого меньшинства.
Но и белое население испытывало влияние африканского большинства. Это был длительный культурный и этнический процесс «креолизации». (с.9)
16-17 вв – появление значительной прослойки мулатов, которые к концу 18 века на разных островах составляли от 5 до 25 % населения. (с.10), это свободные цветные.
Именно у них в первую очередь возникало новое этническое самосознание – кубинское, доминиканское, а не французские, африканское, испанское.
После отмены рабства и до 1917 года ввозили законтрактованных рабочих из Индии. На Тринидаде – не менее половины населения, есть они на Ямайке, Гренаде, Кубе.
В 50-70-е гг 19 века на Кубу было ввезено несколько тысяч индейцев с Юкатана (Мексика) и около 140 тысяч китайцев. Незначительное число индийцев из Индии переселилось сюда. А с 1912 по 1930 годы около 300 тысяч уроженцев Гаити, Ямайки, Барбадоса для работы на сахарных плантациях. Сюда приезжала значительная часть португальцев.
В конце 19 века шло переселение арабов-христиан из Турецкого Средиземноморья (нынешние Палестина, Сирия, Ливан). В Вест-Индии их называли сирийцами. Представители некоторых из этих новых этнических и расовых групп в Вест-Индии постепенно частично либо полностью ассимилировались, смешавшись с местным «цветным» населением.
Другие же (например, индийцы на Тринидаде, китайцы, прибывшие на Кубу в ХХ веке) сохраняют в той или ной степени свои обычаи, традиции, старую этническую идентификацию.
Там, где имел место значительный приток иммигрантов из Европы, негритянское население росло медленнее, чем белое (Пуэрто-Рико, Куба, светлокожие мулаты в Доминиканской Республике).
На остальных островах негры составляют большинство, а вместе с мулатами – 9\10 всего населения.
Карибы разделены на 4 этнокультурных субрегиона:
— англоязычные (Ямайка, Тринидад и Тобаго, Барбадос, Багамы)(язык креоль) – франкоязычные (Гаити, Гваделупа, Мартиника) язык патуа, креоль.
— голландский – Кюрасао, Аруба, Бонайре, Саба, язык креоль.
Население говорит не на литературном языке, а на его местных диалектах.
Широки в регионе и религиозные различия
— католики – (Куба, Пуэрто-Рико, ДР, Гаити, Гваделупа, Мартиника, Гренада)
— Протестанты — в англоязычных Антилах,
Сильные пережитки африканских культов (вуду на Гаити, сантерия на Кубе)
Кюрасао, Тринидад – католики, протестанты, ислам, индуизм, буддизм, иудаизм).
Интенсификации этнических процессов способствовало развитие капиталистических отношений после отмены рабства, борьбы за независимость. Завершились процессы языковой унификации, формирование новых этносов. Их сложению способствовало и то, что политические и этнические границы почти всегда совпадают с островными границами (исключения – Гаити, Тринидад). Развитие этнического самосознания народов.
В результате постепенного стихийного смешения представителей разных этнорасовых групп в Карибском бассейне в 19-20 вв складывались этнические общности, состоящие не только из негров, но и мулатов многих оттенков цвета кожи, представляющих постепенный переход между неграми и белыми.
Наличие таких переходных групп в антропологическом, языково-культурном отношении создавало основу для сплочения населения в единую этническую общность. Совпадение географических границ с политическими и этническими и их изолирующая функция способствовали выработке и укреплению этнического самосознания с представлением об общности происхождения и истории судеб.
Достижение независимости ускоряло этот процесс, государство – фактор, укрепляющий этническое развитие.
Карибы – самая густонаселенная группа стран ЛА, с очень высокими темпами роста населения, и быстрой урбанизацией. Урбанизация также способствует интенсификации этнических процессов. Уровень безработицы в большинстве стран колеблется от 15 до 25% (с.15).
Углубление социально-экономических противоречий, рост безработицы привели к массовой миграции в послевоенные годы.
С 1946 по 1975 гг в США, Канаду и Европу эмигрировало около 3 млн человек, т. е. 10% населения, сократив потенциальные трудовые ресурсы стран региона на 20-25%. (с.16).
Социально-экономические перемены после получения независимости оказывают значительное влияние на дальнейшее развитие этносоциальных, этнокультурных, этнопсихологических процессов, изменений в этнорасовом сознании и идеологии.
Социально-экономические изменения – более подвижный элемент, чем этно-культурные процессы, которые носят более замедленный характер. Проблемы взаимоотношений между представителями различных этнических групп в многорасовом обществе носят острый характер.
Плантационное рабство африканцев, расовая рознь привели к тому, что принадлежность к негритянской части населения стала символом социальной неполноценности.
Социальная иерархия в Вест-Индии в 17-18 вв была связана с цветом кожи, даже оттенками. Чем светлее кожа, тем выше был социальный статус человека. После отмены рабства социальная структура населения была тесно связана с иерархией по цвету кожи.
Черные рабы, получив свободу, экономически оставались на низших ступенях социальной лестницы. Политическое и экономическое господство сохранялось в руках метрополии и частично местной белой элиты. Средний класс был представлен более светлокожим мулатским населением, которое пользовалось определенными привилегиями. Это усиливало заинтересованность этой прослойки в сохранении колониальных порядков и в то же время порождало у черного населения недоверие и враждебность к мулатам.
После независимости положение стало меняться, но цвет кожи продолжал связываться с социальным статусом. Наряду с этим важными показателями становятся образовательный уровень и богатство. Как говорилось, «деньги осветляют человека».
Желание улучшить свой социальный статус сопровождалось желанием стать «светлее», изменить поведение, подражая жителям метрополии, получить высшее образование и остаться жить в метрополии. Сохраняется идентификация с метрополией в области культуры, системе образования, характере политических партий. 60-е годы – лозунги «власть черным» (Гаити, Ямайка).
В прошлом – расовая иерархия совпадала с социально-классовой, позже это изменилось, на первое место выходят классовые противоречия. К политической власти приходит темнокожая элита.
КАРИКОМ – не только экономическая интеграция, но и культурное сближение их членов. (ВИ Ун-т на Ямайке). Развитие принадлежности к вест-индийской общности.
КАРИФЕСТА – фестиваль искусств КБ. )с 1966 г), объединил все народы региона, не только англо-говорящие, но и бывшие французские, голландские колонии.
Обшая численность населения Больших Антил и Багамских островов (карибы и араваки) перед их завоеванием испанцами оценивается разными авторами крайне противоречиво – от нескольких сотен тысяч до 3-4 млн. .
В Карибских странах сформировалось общество, крайне пестрое и неоднородное по этническому составу, где расовые и национальные противоречия зачастую приобретают столь острые формы, что выходят на первый план, затушевывая классовые противоречия.
Ввоз чернокожих рабов в карибские колонии Англии, Франции и Голландии происходил в громадных размерах. За все время работорговли, продолжавшееся примерно столетие, в Америку было доставлено из Африки свыше 9,5 млн человек, из них около половины, т. е. более 4 млн, было ввезено в карибские колонии. Основная масса невольников поступила в британскую и вдвое меньше – во французскую Вест-Индию. Если в 1670 г. один чернокожий раб стоил в Карибских колониях Англии 3 ф. ст., то в 1710 г.- 15-17 ф. ст. К 1790 году на Ямайку, Барбадос и другие английские колонии в Вест-Индии было завезено около 1230 тысяч африканцев, из которых выжило 387 тысяч. В 1680 году только из Барбадоса Великобритания получила 10 тысяч тонн сахара, а в 1700 г. все эти британские владения поставляли 23.456 тыс. тонн, т. е. половину всего количества сахара, потребляемого в Европе. Для обслуживания торговли с карибскими колониями создавались специальные банки, владельцы которых впоследствии вошли в число крупнейших магнатов финансового мира.
На этих сравнительно небольших по территории островах произошло переселение целых народов. Индейское население было уничтожено или вытеснено в гористую местность. Негритянское подневольное население стало преобладающим в английских, французских, голландских колониях.
(83,4%- на Антигуа, 80,6- на Барбадосе, 88,2- на Ямайке, 86,6- в Суринаме, 86,7 – на Мартинике, 75,7 – на Гваделупе)
Французский «Черный кодекс» (1685 г) отводил неграм-рабам роль движимой собственности, лишал их элементарных человеческих прав. Фактически раб становился говорящим орудием труда. За малейшую провинность раба подвергали жестокому наказанию.
Законодательство, регулировавшее положение чернокожих рабов в колониях Англии, во многом было сходно с французским.
Труд рабов широко использовался на плантациях сахарного тростника, в домашнем хозяйстве. Прямым следствием жестокого отношения плантаторов к невольникам была высокая смертность среди рабов. Так, во французской колонии Сан Доминго каждый третий невольник погибал в первые три года работы на плантациях. Сходное положение было и в других карибских колониях. На Барбадосе в 1667 г. 745 плантаторов имели 82033 негра-раба.
Статус свободно присоединившегося к США гос-ва
Этнический состав карибских стран
Лица африканского происхождения
Лица европейского происхождения
Сент-Винсент и Гренадины
Тринидад и Тобаго
Составлено по: Латинская Америка и Карибы. Политические институты и процессы. М., Наука,2000.
Современный состав населения большинства стран Карибского бассейна формировался в ходе сложных этнических процессов. Колонизаторами всячески поощрялась обособленность и враждебность этнических групп. Во многих странах процесс формирования единой нации не завершен. Социальные противоречия в ряде стран (Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго) часто выступали в форме этнических конфликтов.
Так, в Суринаме, (бывшей голландской колонии) (36%-индийцы, 30%-креолы африканского происхождения, индонезийцы-17%, негры-10% и т. д.) процессы национальной ассимиляции отличаются внутренней противоречивостью и остротой. В 1975 г. разногласия между индийцами и креолами вылились в кровавые столкновения.
С провозглашением независимости усилилась эмиграция из страны в Нидерланды. К 1980 году Суринам покинули свыше 180 тыс человек, около половины населения, что лишило страну наиболее квалифицированной рабочей силы. В тот же период в страну прибыло 40 тыс человек из Гайаны. Эта дешевая и неквалифицированная рабочая сила усугубила социальную ситуацию в стране. В 1990 г. 20 % экономически активного населения страны были безработными. Высокий процент безработицы способствует росту наркоторговли и наркомафии в стране.
Основные политические партии страны построены на этнической основе.
Официальный язык страны- голландский, но каждая этническая группа говорит на своем наречии, в ходу – местный жаргон «таки-таки», включающий самые разнообразные лингвистические элементы, которые в свое время прижились в примитивном английском языке.
Сохранение основных общественных противоречий затягивает период «нестабильной демократии» в стране.
В Гаити расовый фактор оказывает значительное влияние на политическую жизнь. Из 4 млн населения 90 % — негры, а 10 % — мулаты. Более 30 лет (с 1920 до 1950 г.) в стране правили марионеточные мулатские правительства. Клан негра Дювалье находился у власти с 1957 г. вплоть до 1986 г. Дювалье пришел к власти под расовым лозунгом негритюда : «Гаити для черных!», «Власть неграм!», «Черный расизм». Черный цвет кожи был синонимом «бедности и гордости», а светлый – «богатства и предательства».
Для Гаити характерна расовая ненависть между неграми и мулатами. Культ воду, водуизм воспринимается как религия широких негритянских масс, отражающая «негритянский склад души». Кампания против католической церкви воспринималась как борьба против главного идейного оплота мулатского меньшинства.
Этническая и культурная специфика страны, национальная самобытность, особенности местного менталитета оказывают значительное влияние на политическую ситуацию в стране. Главной задачей для Гаити остается необходимость достижения гражданского согласия в обществе.
Господство Великобритании было установлено в 17 веке. Ямайка была превращена в огромный рынок рабов.
C 1962 г. – независимое государство в составе Британского Содружества.
Большая часть населения (80 %) является потомками вывезенных из Африки рабов. У чернокожего большинства вызывает недоверие «Новая «цветная элита», состоящая из мулатов и людей с еще меньшей долей африканской крови. Белая элита в основном является правящим сословием, однако растет численность чернокожей элиты и интеллигенции.
На Ямайке получило значительное распространение заявившее о себе в 60-е годы общекарибское движение «Власть черным». Именно поэтому правление ЛПЯ (Либеральной партии Ямайки) во главе с Бустаманте («белый человек испанского происхождения»), воспринималось как «правительство белого меньшинства». Мэнли, лидер социал-демократической партии ННП, воспринимался как «черный Моисей», который выведет народ Ямайки на землю обетованную.
Ямайка является страной эмигрантов. Массовая эмиграция ямайцев началась еще в конце ХIХ века, в результате обезземеливания крестьянства. Ямайские негры работали на строительстве Панамского канала, на банановых плантациях в странах Центральной Америки, на сахарных плантациях Кубы и США. В настоящее время почти треть ямайцев проживает в Великобритании, США, Никарагуа, Коста-Рике.
Разговорный диалект имеет мало общего с английским языком, его иногда называют особым креольским диалектом. Проживающие здесь китайцы и индийцы также пользуются ямайским диалектом, но в быту говорят на своих языках. В искусстве и архитектуре Ямайки сказывается сильное влияние европейской культуры и традиций африканских народов. Традиционные народные ремесла Ямайки связаны с резьбой по дереву и обработкой металлов.
Stone C. Class, Race and Political Behavior in Urban Jamaica. Kingston, 1979.
На стыке трех цивилизаций: особенности становления англоязычных карибских сообществ. //Универсальные ценности и цивилизационная специфика Латинской Америки. М., 1995.
Одна из особенностей карибских стран – высокий уровень роста населения. Ограниченность природных ресурсов, слабое развитие экономики, трудности в решении проблемы занятости – вот далеко не полный перечень факторов, заставивших правительства многих стран региона принять в 60-е гг меры по ограничению рождаемости.
Первые английские поселенцы появились на острове в 1625 году. Остров оставался английской колонией более 300 лет. Население страны в основном составляют потомки африканских рабов, которые были ввезены для работы на сахарных плантациях. Уровень жизни на Барбадосе является более высоким, чем в других странах Карибского бассейна.
Федерация Сент-Китс и Невис.
Острова были открыты Х. Колумбом в 1493 г., и один из островов получил название Сан Кристобаль. С 1623 г. это была французская колония, а в 1624 г. на острове было основано первое в Вест-Индии английское поселение. За остров постоянно боролись Франция и Англия, и только по Версальскому договору 1783 года он отошел к Великобритании окончательно. На острове Невис английская колония была основана в 1628 году.
Карибы и араваки были вытеснены с островов и уничтожены. Современный состав населения формировался в ходе сложных этнических процессов. Англичане завозили сюда военнопленных (ирландцев, шотландцев, уэльсцев),_ а также значительное количество африканских рабов. Из мулатов и освободившихся негров формируется основная прослойка цветного населения. После отмены рабства на острова стали приезжать португальцы, выходцы из Западной Африки, а со второй половины 19 века сюда прибывают контрактные рабочие из Индии.
Основу сложившегося на островах общества составили креолы — потомки африканских рабов. В настоящее время 86% населения имеют африканские корни. Конечно, расовые предрассудки еще сохраняются, но усиливающиеся процессы метисации стирают грани между отдельными группами населения.
Среди населения получил распространение креоль — наречие, возникшее на основе упрощенного английского, французского и некоторых африканских языков
Господствующая религия — протестантизм
Тринидад и Тобаго.
Тринидад был захвачен Великобританией в 1797 г., а Тобаго – в 1877 г. Через 11 лет два острова объединились. После отмены рабства бывшие рабы стали заниматься сельским хозяйством на свободных землях и частично переселились в города. Для их замены начался массовый ввоз законтрактованных рабочих из Индии.
96% населения республики проживают на острове Тринидад. Тринидад отличается пестротой этнического состава населения – африканцы, индийцы, китайцы, испанцы, французы, англичане. Большую часть составляют негры или афрокреолы (42%), индийцы (41%), затем мулаты, потомки европейцев и китайцев. Индийцы говорят на хинди, афрокреолы используют креоль (или патуа). Африканские традиции сохранились в религиозной сфере и музыкально-песенной культуре. На Тринидаде сосредоточена основная масса индийцев Вест-Индии. Индийцы в силу своих традиций не смешивались с другими группами населения и до сих пор сохраняют многие обычаи своей родины.
Большинство населения – католики и протестанты (60%), это в основном негры и мулаты, 30%- индуисты, мусульмане – 6%.
Основными статьями экспорта республики являются нефть и нефтепродукты, газ, сахар, какао.
ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ.
Источник