- О том как Серго Орджоникидзе принимал у себя старика Хоттабыча
- Фонтан куда приземлялся Хоттабыч/Заброшка/Сочи
- Советские спецэффекты, поразившие мир: о съемках доброй сказки «Старик Хоттабыч»
- 12 июля 1957 состоялась премьера детского приключенческого фильма «Старик Хоттабыч», снятого Геннадием Сергеевичем Казанским по одноименной повести Лазаря Иосифовича Лагина. За первые месяцы проката фильм посмотрело более 40 миллионов зрителей, причиной невероятной популярности стал не только захватывающий сюжет, но и невиданные спецэффекты.
- Старик Хоттабыч в СССР
О том как Серго Орджоникидзе принимал у себя старика Хоттабыча
Санаторий им. Орджоникидзе расположен в Центральной части г. Сочи на расстоянии 8 км от железнодорожного вокзала и 20 км от аэропорта, в 500 м от моря и всего в 4 км от мацестинских источников. На территории парка в 16 га располагаются 9 спальных корпусов. Санаторий рассчитан на 640 койко-мест.
2.
В 1934 году нарком тяжёлой индустрии Серго Орджоникидзе сам выбирал площадку для строительства санатория на юго-западном склоне горы Бытха. В этом же году были проведены изыскательские работы.
В 1935 году Иван Сергеевич Кузнецов заключил трудовое соглашение с Управлением Делами Наркомтяжпрома на проектирование и художественно-архитектурное оформление санатория и принял на себя обязанности Главного архитектора строительства. Была организована бригада молодых архитекторов и техников. Начальники участков корпусов 1, 2 и клуба-столовой были инженеры-конструкторы: Шестаков Александр Николаевич, Лучников, Раевский Александр Абрамович, по планировке и подпорным стенам — Черкашин Геннадий Григорьевич. Бригадиром архитекторов был Михаил Иванович Кузнецов — сын Ивана Сергеевича.
Газета « Сочинская правда» № 38 от 16 февраля 1935 года собщает нам: «проектируя санаторий, Иван Сергеевич учел, главным образом, климатические особенности Сочи-Мацестинского побережья: продолжительность солнечных периодов, теплота и влажность воздуха, чудесный ландшафт окрестностей горы Быхты. И пришел в выводу, что «наиболее подходящим архитектурным оформлением санатория является стиль Палладио эпохи Ренессанс (Возрождения)».
Проектирование велось настолько быстро, что уже в том же 1935 году бригады строительного управления Наркомтяжпрома (начальник строительства — Сергей Альбертович Юнг) приступили к сооружению основных зданий: клуба-столовой в центре и двух спальных корпусов по сторонам. Санаторий был построен за три года, и 13 декабря 1937 года он принял первых отдыхающих.
План участка.
Доминирующее значение в ансамбле имело центральное здание. Такая композиционная роль здания зависела не только от его положения на главной оси всего комплекса, но и от его содержания, общественного значения (клуб-столовая) и обусловленной ими однородности структуры и ясности архитектурной формы. По всему фронту здание было охвачено колоннадой, которая по краям закреплена глухими пролетами. Центр здания имел самый сильный элемент всей композиции — шестиколонный портик.
4.
Фонтан санатория, над которым работал скульптор Добровольский и лепщики Тепляков П.Н. и Нечаев М.И., был окончательно завершен в 1939 году.
В 1952 году в санатории был построен фуникулер по проекту архитектора Фук предприятием «Южгипрошахта».
8.
Как видите, информационный стенд выполнен самым безвкусным образом. Активно использующийся образ старика в графике, видимо, должен напоминать нам о важном историческом событии.
9.
В 1956 году вышел советский блокбастер для детей – «Старик Хоттабыч». Кадры из фильма, снятые в этом санатории, рассказывают нам о «чудесном дворце», где советский рабочий отдыхает, купаясь в солнечных ваннах, выполняет утреннюю зарядку у фонтана. Здесь же мы можем видеть интерьеры номера на данный период.
10.
Старые снимки.
Боковые спальные корпуса, имеющие, ввиду уклона местности, до пяти этажей, скомпонованы в соответствии со своим жилым назначением, их центры имели более скромные портики. Жилые комнаты обоих корпусов ориентированы на юго-восток. Поэтому в сторону главной площадки санатория один корпус обращен на общую ось лоджиями комнат, а другой — лоджиями коридоров. Основной объем жилых корпусов расчленен по горизонтали на несколько частей.
Детали архитектурной пластики характеризовались тем, что в качестве тектонической основы были избраны классические формы коринфского ордера, переработанные в соответствии с основной идеей сооружения. Компетентная прорисовка деталей и такт, проявленный в оперировании пышными, цветущими формами ордера, роспись сводов арочных потолков, выполненная мастерами Палеха и Мстеры под руководством народного художника СССР Сергея Васильевича Герасимова в 1937 году, придавали архитектуре санатория самобытную величавую красоту. Внешний образ санатория сочетался с внутренней архитектурой и функциональным содержанием комплекса. Разнообразие художественных средств, примененных при отделке интерьеров, отвечали социалистическим представлениям о дворце для народа.
В 2010 году работникам санатория сообщили: «1 октября, в связи со сменой собственника, санаторий закрывается. Более трёхсот сотрудников здравницы получили уведомления об увольнении.
Санаторий принадлежал «Росуглепрофу», потом был акционирован, а летом этого года решением Совета директора акционерное общество «Санаторий «Орджоникидзе» было ликвидировано. Здравницу приняло на баланс Управление делами Президента Российской Федерации.
Отметим, что структуры Администрации Президента «приняли на баланс» уже далеко не первый санаторий в Сочи, исключив практически потенциальные возможности отдыхать и лечиться в этих здравницах «простым смертным» из числа граждан России.
«Всесоюзная» когда-то здравница превращается в курорт для избранных и приближенных к высшим властным слоям. Кроме пациентов со всей страны раньше в этот санаторий в межсезонье направляли еще и сочинских ветеранов, здесь было единственное отделение кардиологических больных. Здесь проходили реабилитацию больные, перенесшие инфаркт или инсульт.
С первого октября сердечники и гипертоники лишатся этой возможности.»
Н.Б.Соколов в книге «Сочи-Мацеста. Очерки архитектуры» (1950) пишет:
«множество проемов, открытых галерей, балконов, переходов, использование широких горизонтов, видимых через колоннады и аркады, и , в этом смысле, включение природы в архитектуру – все это придает зданию внутреннюю легкость и естественную непринужденность.»
Все снимки сделаны в ноябре 2011 года. В это время температура воздуха бала около 17С. Как вы видите сами, здесь прекрасные климатические условия. Санаторий расположен в небольшом отдалении от центра города, что позволяет ему оставатся в тихой зоне, но все необходимое, в том числе самый центр города Сочи, остаются в пешей доступности.
Сейчас здания и территория санаторного комплекса выглядят запущенно, но, как мне кажется, их можно восстановить – реконструировав. Конечно, потребуется время для разработки проекта, а затем и для реализации. Надеюсь, что заказчики обратятся к действительно хорошим проектировщикам, например ко мне, и получат отличный результат.
До Олимпийских игр осталось совсем мало времени. Понятно, что цены на проживания в Сочи и на прилегающих территориях взлетят немыслемо. Как было бы здорово, если бы в обновленном санатории в момент проведения спортивных состязаний могли проживать люди, у которых нет личной финансовой возможности туда приехать. Возможно, АП РФ как раз занята этим вопросом?
Если брать в рассчет, что сейчас не ведутся строительные работы, территория «заморожена» уже больше года, а на дворе не 1934 год — подготовить объект к осени 2014 года практически не реально. Очень жаль и большая странность.
29.
Постройка более позднего периода.
На табличке написано: «Нас выставляют на улицу! Жильцы общежития сан. им. Орджоникидзе».
30.
Серго Орджоникидзе улыбается и машет вам рукой. До новых встреч!
Источник
Фонтан куда приземлялся Хоттабыч/Заброшка/Сочи
Трудно поверить, что в 1935 году нашлись средства для постройки такого монументального сооружения как санаторий имени Серго Орджоникидзе, а в 21 веке нет возможности его отремонтировать.
Расположенный в солнечном Сочи Санаторий им. Орджоникидзе – памятник архитектуры с богатой историей, федерального значения.
Санаторий построен в стиле сталинского неоклассицизма почти 85 лет назад.
Расположен недалеко от центра Сочи по адресу: Курортный проспект, 96/5 ост. санаторий Правда, если ехать из центра или ост. санаторий Орджоникидзе, если из Адлера.
Место для постройки будущего санатория выбирал лично Серго Орджоникидзе, народный комиссар тяжелой промышленности, в 1935 году.
Площадка на склоне горы Бытха понравилась ему живописным видом на море.
Главным архитектором стройки был назначен Иван Сергеевич Кузнецов.
В 1937 г. санаторий открыл свои двери первым постояльцам.
Санаторий Орджоникидзе считался местом отдыха и восстановления здоровья шахтеров и работников угольной промышленности.
В 1939 году состоялось торжественное открытие главного фонтана «Танцующие вакханки», скульптор Добровольский.
Чашу фонтана поддерживает несколько изящных женских фигур.
В Древней Греции вакханками называли участниц ежегодных веселых празднеств в честь бога виноделия Диониса.
Во время Великой Отечественной войны в санатории был организован госпиталь для пострадавших.
Через год после войны санаторий возобновил свою работу.
В 1952 году был построен фуникулер, который соединял морской пляж с территорией санатория.
Тоннель пробили в скале.
В основном здании находилась: столовая, театральный зал, библиотека, установка для демонстрации кино, танцевальный зал, комната для настольных игр (шашки, шахматы), биллиардная, сбер касса, парикмахерская, даже ремонт обуви.
В лечебной части было все для отдыха и восстановления здоровья простого рабочего: бассейн, спортивный зал, площадки на открытом воздухе и множественные кабинеты для лечения и терапии.
В 1956 году в санатории проходили съемки детского художественного фильма «Старик Хоттабыч».
В нем говорится о «чудесном дворце», где отдыхают простые советские рабочие, купаясь в солнечных лучах.
Утренняя зарядка у фонтана была каждое утро, это не выдумка в кино.
Говорят во время обеда играл оркестр и подавали осетра и черную икру.
Сейчас это очень романтичное место, сказочный комплекс утопает в зелени и зарастает лианами, частенько сюда едут на различные фотосессии фотографы.
Жаль, разрушается такая красота, похоже это был рай на земле.
Источник
Советские спецэффекты, поразившие мир: о съемках доброй сказки «Старик Хоттабыч»
12 июля 1957 состоялась премьера детского приключенческого фильма «Старик Хоттабыч», снятого Геннадием Сергеевичем Казанским по одноименной повести Лазаря Иосифовича Лагина. За первые месяцы проката фильм посмотрело более 40 миллионов зрителей, причиной невероятной популярности стал не только захватывающий сюжет, но и невиданные спецэффекты.
Производство картины велось на мощностях студии «Ленфильм». Бюджет «Хоттабыча» составил 3 миллиона советских рублей.
По курсу 2019 года эта сумма равна 660 миллионам рублей; для сравнения, Константин Эрнст на каждый из своих проектов: «Викинг», «Высоцкий», «Адмирал» — тратит от миллиарда бюджетных рублей .
Но тогда подобные деньги казались сказочной суммой, с помощью которой можно перевернуть мир визуального искусства. И этот мир был действительно перевернут.
В инструментах у создателей фильма не было ни компьютеров, ни, следственно, графики. Широко применялась комбинированная съемка, в том числе метод «блуждающей маски». Проще говоря, при монтаже соединялись две пленки, одна с актерами, отснятая в павильонах, вторая с натурными кадрами. Специально для фильма конструкторы изобрели камеру, пленку и проявочную машину, упрощающие работу операторов и монтажеров.
Наравне с «блуждающей маской» применялась более примитивная технология – рирпроекция. Заранее отснятый фон крутился на огромном экране, а перед ним на тросах был подвешен ковер-самолет с актерами. Облака создавались при помощи дымовых пушек. Именно из-за едкого дыма Геннадий Худяков, исполнитель роли Жени, плакал, когда сбрасывал вниз подаренные индусами бананы. Этот эпизод понравился режиссеру и вошел в окончательный монтаж.
Заколдованные футбольные ворота – чистая механика. Ворота были раздвижными, поэтому легко меняли размер. Изгибающаяся штанга была сделана из резины, а вся конструкция установлена на замаскированные рельсы. Внизу, под искусственным футбольным полем, находилась целая «оркестровая яма», в которой ждали указаний режиссера рабочие с тросами. Когда было необходимо они тянули ворота в сторону, или толкали их верх, при этом сгибая штангу.
Несколько эпизодов сняли на настоящем двором стадионе «Светлана» (существует до сих пор: Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 3), правда художники дорисовали уже на пленке дополнительные трибуны и прожекторы, придав «Светлане» более серьезный вид. Там же был снят забавный фрагмент, когда на игроков падает с неба десяток мячей. На самом деле мячи были просто подброшены актерами, а волшебники за монтажным столом прокрутили пленку в обратном порядке.
Также комбинированная съемка понадобилась при создании идущих по Москве караванов слонов и верблюдов. Животные были настоящими, цирковыми, но шагали они по Сочи! Знаменитые силуэты Московских улиц и сталинских высоток добавлялись уже в студии.
Фильм удивил зрителей. Советский шедевр купили для внутреннего проката ГДР, Финляндия, Аргентина, Швеция и США, поэтому нет ничего странного в том, что многие визуальные решения «Хоттабыча» с успехом применялись и в Голливудском кино.
Возможно, единственным человеком, которому не понравился «Хоттабыч», остался автор повести Лазарь Иосифович Лагин. Его дочь вспоминала:
«Папа был категорически против, чтобы по «Хоттабычу» снимали кино. Вообще не хотел фильмов по своим книгам. И мне внушил, чтобы с лестницы спускала, если приходят с киностудий. «Я пишу для читателей, а не для зрителей!». Он полагал, и правильно, как мне кажется, что нельзя передать мысли автора посредством киноэкрана. Папа попросил было не ставить его в титры… К счастью, Хоттабыча играл замечательный актер Николай Волков. И папа махнул рукой: Волков один вытянет фильм».
Источник
Старик Хоттабыч в СССР
В 1938 году была опубликована прекрасная повесть Лазаря Иосифовича Лагина (Гинзбурга) «Старик Хоттабыч». После войны повесть отредактировали, снова издали и сняли фильм, который стал культовым. А советские люди слегка прикоснулись к восточной культуре, получив приблизительное представление о том, кто такие джинны. В СССР джинном полюбили, и стали частенько включать их в число персонажей мультов и фильмов. И карикатур.
Антиэсэсэсэровцы горячо приветствуют джиннов, заменивших советскому человеку ангелов, чертей и леших! А секта эсэсэсэровцев возражает нам — товарищи джинны за победу мирового пролетариата! И они не понимают причем тут леший! Ну ок, ок.
А еще -чтоб вы знали — прекрасный сатирический мультфильм «Шпионские страсти» тоже снят по сценарию Лагина. Вот так вот.
Ну что ж, картинки посмотрим? Поехали!
-Пока мне импортный гарнитур не достанешь, обратно в бутылку не пущу!
О какой дядька — в модном домашнем. как эта штука называется? Не халат же, короткий слишком. магнитофоном кассетным — тогда это был особый шик, видимо. КАССЕТНЫЙ, не на бобинах! Пепельница еще такая! Только мебели нет, вся надежда на товарища с югов!
-О! Мой повелитель! Любое твое желание будет исполнено!
-А не врешь? Запасные части для моей машины достать сможешь?
Вся надежда,опять-таки на товарища с югов. Только он ДОСТАНЕТ все, что надо. Кстати, видели вот это?
-Ваш вопрос о расширении жилплощади мы решили положительно.
Дали две комна. два кувшина.
Иногда встречался и просто юмор, без всяких социальных проблеми и критики актуальных явлений.
Или вот — джиннам не чуждо ничто человеческое.
Источник