149. Классификация подвижного состава речного транспорта
150. Назначение, достоинства и недостатки морского транспорта
Морской транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных) линиях. Морской транспорт используется, в основном, как межконтинентальный для международных перевозок массовых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажирских перевозках он имеет ограниченное значение и используется, прежде всего, как круизный. Достоинства морского транспорта: — возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнеторгового оборота; — небольшие первоначальные вложения в транспортные пути; — низкая себестоимость перевозки; — незначительные затраты энергии (топлива) благодаря гладкости пути; — высокая производительность; — практически неограниченная пропускная способность; — высокий уровень механизации перегрузочных работ; — в большом каботаже выгоднее железнодорожных перевозок в несколько раз. Относительные недостатки морского транспорта: — довольно низкие скорости (измеряются в узлах); — некоторая зависимость от климатических условий: сильных туманов, течений, ледоставов в устьях портов (навигация до 320 дней в году, на Северном морском пути — с февраля-марта по октябрь-ноябрь); — необходимость создания дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации; — ограниченное применение в прямом сообщении; — невысокая эффективность в малом каботаже; — возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.
151. Проблемы и тенденции развития морского транспорта.
Морскому транспорту принадлежит третье место по грузообороту после трубопроводного и железнодорожного транспорта, однако, по количеству отправленных грузов он занимает незначительное место (около 1 %), как и речной транспорт. Доминирующие объемы перевозок осуществляются в заграничном плавании, причем доля таких перевозок за последние 10 лет стабильно возрастает и теперь составляет свыше 95 %. Основные грузы—минеральные строительные материалы (особенно в каботажном плавании). Проблемы развития морского транспорта связаны, прежде всего, со значительным моральным и физическим износом судов и портового оборудования (особенно средств обработки грузов). Средний возраст судов торгового флота—более 15 лет, а некоторые порты западных стран запрещают вход судов с таким сроком эксплуатации. Портовая инфраструктура не рассчитана на новые технологии портовых работ, что существенно снижает производительность как портов (до 50 % от производительности портов западных стран), так и других видов транспорта (в особенности железнодорожного), связанных с обработкой грузов. Подавляющая часть судов торгового флота — малотоннажные. Так, среднее водоизмещение украинских судов в 3—5 раз меньше аналогичного показателя в таких странах, как США, Япония, Греция, др.. Отметим, что структурные изменения флота в сторону увеличения среднего водоизмещения в перспективе обусловят необходимость решения ряда проблем, требующих значительных капиталовложений.
Источник
3.4. Морские, речные и воздушные перевозки товаров
Морской транспорт играет важную роль в экономике России, так как определяет торговые отношения различных стран. Посредством морских перевозок осуществляется доставка российских товаров на мировой рынок, что и является его основной функцией. Морской транспорт является наиболее экономичным по сравнению с другими видами транспорта. Но в последние годы рост перевозок данным вводом транспорта осуществляется очень медленными темпами, что является следствием следующих причин:
- низкой конкурентоспособности;
- недостатком тоннажа отечественного морского флота.
- Объемно-массовые характеристики (удельный объем грузового места; линейный коэффициент укладки груза; удельный складочный объем груза; коэффициент трюмной укладки; удельный погрузочный объем груза).
- Гигроскопические, теплофизические и опасные свойства грузов.
- Удельный объем грузового места — это отношение его габаритного объема к массе брутто (м /тонн).
- складирование;
- упаковка;
- отслеживание движения;
- экспортное оформление;
- страхование.
- Кодекс торгового мореплавания (морские перевозки).
- Устав внутреннего водного транспорта (на речном транспорте).
- Правила перевозок.
- прямое смешанное сообщение — доставка грузов с участием других видов транспорта по единому перевозному документу;
- внутреннее сообщение — в пределах речного пароходства. Прямое внутреннее сообщение осуществляется по одному перевозному документу между портами двух и более паро- ходств;
- прямое водное сообщение — по единому документу с участием морского и речного флота;
- смешанное сообщение — с участием других видов транспорта с раздельным оформлением документов на каждом из них.
- судовая — полная загрузка судна по грузоподъемности или вместимости грузом, следующим в один пункт назначения;
- сборная — массой более 20 тонн, но не менее грузоподъемности или вместимости судна, или полная его загрузка разными грузами, следующими в разные пункты.
- наливные (нефтевозы, масловозы, спиртовозы и др.);
- комбинированные (рудонефтевозы) и сухогрузные;
- узкой специализации (углевозы, рудовозы, зерновозы, лесовозы);
- совмещенной специализации (углерудовозы, хлопколесовозы и др.).
- технология транспортировки грузов: наливом (нефть, спирт, растительные масла), навалом (руда, уголь), насыпью (зерно), с укладкой в грузовых помещениях и на палубе (тароупаковочные, штучные), контейнерные и пакетные, паромные и трейлерные;
- форма организации движения судов: регулярные, нерегулярные, линейные и последовательные рейсы (по расписанию), чартерные рейсы;
- вид плавания: малый каботаж, большой каботаж в пределах одного-двух смежных бассейнов без захода в воды другой страны, между портами разных бассейнов с заходом в воды другой страны;
- район плавания: прибрежные (местные), морские, океанские, арктические (выполняются портофлотом);
- участие других видов транспорта: прямое морское сообщение, прямое водное сообщение, прямое смешанное сообщение, только морем с участием речного транспорта, с участием железнодорожного и автомобильного транспорта.
- легковесные;
- тяжеловесные;
- ценные;
- скоропортящиеся;
- «мокрые».
- перевозка жидкостей в специальных контейнерах;
- перевозка сырых материалов, не упакованных в специальные контейнеры, например рыбу во льду, мясо, шкуры , кожу.
- продукты растительного происхождения (фрукты, ягоды, овощи и т.п.);
- продукты животного происхождения (мясо животных и птиц, охлажденная и копченая рыба, яйца, икра и т.п.);
- продукты переработки (масло, жиры, замороженные фрукты и овощи, колбасные изделия, сыры и т.п.);
- живые растения, цветы, саженцы, клубни, семена;
- живой рыбопосадочный материал.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник
25.Подвижной состав, морского, речного, воздушного
Подвижной состав морского транспорта является основой того, что принято называть морским флотом.
В более конкретном представлении под морским флотом подразумевается совокупность судов, предназначенных для перевозки грузов (и/или пассажиров) по морским путям сообщения.
Морские суда — это дорогостоящие транспортные средства менее стандартизированные, чем железнодорожные или автомобильные. Обычно их строят по индивидуальным проектам. При анализе и учете суда группируются по назначению, характеру перевозок, способу передвижения, материалу корпуса, виду двигателя и некоторым другим признакам.
По назначению суда делятся подразделяются на:
К транспортным относятся суда, предназначенные для перевозки грузов (и/или пассажиров), и буксиры для буксировки транспортных судов.
К специализированным — контейнеровозы, лихтеровозы, паромы, ледоколы и т. д.
К техническим — дноуглубительные и дноочистительные суда.
К служебно-вспомогательным — суда, предназначенные для обслуживания транспортного и технического флота.
По характеру перевозок суда подразделяются на:
грузовые (сухогрузные и наливные).
По материалу корпуса суда подразделяются на:
По видам двигателя суда подразделяются на:
суда с турбинными двигателями;
суда на воздушной подушке и др.
Подвижной состав речного транспорта образует речной флот, который предназначен для перевозок по внутренним водным путям или для выполнения путевых и подсобных работ, связанных с продвижением материальных (пассажирских) потоков.
Структуризация видов судов данной категории осуществляется:
По назначению: транспортные, технические, вспомогательные.
По составу перевозок: грузовые (сухогрузные, наливные), грузопассажирские и пассажирские.
По способу движения: самоходные и несамоходные (передвигающиеся при помощи других судов или береговых тяговых средств).
По гидрометеорологическим районам плавания: суда плавания «река-море», суда озерного плавания с ограниченным выходом в море, суда рейдового плавания, суда для плавания на магистральных реках и больших протоках, суда облегченного типа для плавания по малым рекам и по верховьям крупных рек.
По дальности перевозок и приписке: местные (пригородные и внутригородские) и транзитные.
По материалу корпуса: металлические (сварные и клепанные), деревянные, композитные и железобетонные. Речной флот является важнейшим элементом активной части основных фондов водного транспорта. В некоторых странах его доля превышает 75% их стоимости.
Подвижным составом воздушного транспорта являются самолеты, вертолеты, планеры.
Резюмируя, следует отметить, что, как и в автомобильном транспорте, подвижной состав и транспортное средство на морском, речном, воздушном и трубопроводном транспорте также совмещены.
26. Тяговые средства
Тяговые средства приводят в движение используемый подвижной состав железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта. Фактически каждая транспортная единица нуждается в тяговом средстве, выбор которого зависит от: прочности транспортного средства, требуемой скорости, наличия топлива и других факторов.
Основные типы тяговых средств:
Электрогенератор (с параллельной и последовательной обмоткой).
Двигатель внутреннего сгорания, использующий бензин, дизельное топливо или сжиженный газ (пропан, бутан. ).
Перекачивание продуктов по трубопроводу осуществляется с помощью насосов, которые также относятся к тяговым средствам. Основными типами являются насосы с возвратно-поступательным ходом поршня, а также одно- или многоступенчатые центробежные насосы, приводимые в действие различными двигателями и турбинами.
Источник