Социальные теории макиавелли мор кампанелла

15. Социальные теории эпохи Возрождения: н.Макиавелли, т. Мор, т. Компанелла.

Идеи абсолютизма находили отражение в социальных теориях Ренессанса. Крупнейшей фигурой такого плана был Никколо Макиавелли (1469-1527).

Макиавелли попытался подойти к проблеме государства со светских, а не с теологических, средневековых позиций. Он попы­тался раскрыть законы общественного развития, основываясь на данных истории, особенностях человеческой психики, реальных общественных взаимоотношениях. Макиавелли рассматривал историю как столкновение страстей, потребностей, интересов, индивидов и сословий.

Важное значение в философской мысли эпохи Возрождения XVI в. имели также утопические учения. Наиболее значительные из них были созданы англичанином Томасом Мором, итальянцем Томмазо Кампанеллой и немцем Томасом Мюнцером.

Наиболее известное произведение Томаса Мора (1478-1535) — «Утопия» (1516), где он описывает жизнь на фантастическом острове. В Утопии все находится в общественной собственности. Благополучие общества невозможно, если существует частная собственность. Семейная жизнь носит патриархальный характер.

Знаменитая «Утопия» оказала большое влияние на многих реформаторов последующих столетий.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) — известный итальянский философ, поэт, политический деятель. Наиболее известное произведение Кампанеллы «Город Солнца». Кампанелла считает, что возможно достичь духовного единства человечества в соответствии с идеалами католицизма. Кампанелла не обращает большого внимания на экономические, хозяйственные проблемы. Ликвидация частной собственности возможна исходя из моральных заповедей христианства. Основа благоденствия связана с тем, что политическая власть переплетается с духовной, церковной.

В философии Кампанелла развивал учение о «двойном откровении» Природы и Писания, отстаивал необходимость опытного познания. Он выступил в защиту Галилея, но его учения о бесконечности Вселенной не принял.

19. Английская философия 17 века: т.Гоббс, д.Локк.

В Англии в 17 веке существовало философское направление – эмпиризм, которое утверждало, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк

Джон Локк разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма.

Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину

либерализма. Все идеи возникают из двух основных источников — опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел — первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. Познание он делит на интуитивное (самоочевидных

Читайте также:  Прибой голубицкая азовское море

истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Локк явный рационалистический элемент.

40. Категории единичного и общего, явления и сущности.

Единичное есть объект, взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. Единичное характеризует предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее – это единое во многом. Или, по – другому, общее – объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Над единичным “властвует” общее, которое безжалостно “заставляет” последовательно гибнуть единичное как преходящее во имя сохранения общего как чего – то устойчивого: единичное умирает, но род живет. Таким образом, как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности.

Сущность есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления.

Явление же – это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности. Относительный характер понятий «сущность и явление» означает, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность (более “низкого” порядка)– по отношению к его собственным проявлениям.

Читайте также:  Ткань мора темно коричневый

Явление и сущность – понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний.

41. Категории содержание и форма .

Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития.

форма – принцип упорядоченности, способ существования того

или иного содержания. Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Отвлечение формы от содержания никогда не может быть абсолютным, ибо не существует безразличных к содержанию “чистых” форм. Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета. Этот процесс, развертываясь во времени, осуществляется через противоречие, выражающееся в отставании формы от содержания, то есть наличия такого состояния системы, когда новое содержание не

имеет адекватной новой формы, а пребывает в старой, ориентированной на уже изжившее себя содержание. Противоречие здесь выражается в разнонаправленности этих моментов единого целого и всегда разрешается ломкой старой формы и возникновением новой. И иначе быть не может в силу необратимого характера развития.

Источник

17) Социальная философия эпохи Возрождения(н.Макиавелли,т.Мор,т.Кампанелла)

Радикальное изменение мировоззрения в эпоху Ренессанса не могло не сказаться на социально-философских и политических учениях. В этой сфере, как и в других областях, теологические доктрины вытесняются новыми теориями, основаниями которых выступают реальные земные интересы человека и насущные потребности общества. Общественная мысль Возрождения представлена в работах Н. Макиавелли (XV — XVI вв.), Т. Мора (XV — XVI вв.), Ж. Бодена (XVI в.), Г. Греция (XVI XVII вв.),Т. Кампанеллы (XVI — XVII вв.). На рубеже XV- XVI вв. Италия представляла собой пестрое образование из разобщенных городов-республик. Раздробленность, сопутствовавшие ей вражда и борьба за власть препятствовали культурному и экономическому развитию нации. Общество нуждалось в политической централизации. Эта объективная потребность стимулировала появление политических учений, обосновывавших идею сильной центральной власти. Никколо Макиавелли, итальянский историк и политический деятель, в своей социально-философской теории выдвигает идею ≪нового государя≫, который призван объединить Италию и освободить ее от влияния церкви. Облик и действия правителя должны соответствовать реальной человеческой природе, которая ≪неблагодарна, непостоянна, склонна к лицемерию и обману≫, ее ≪отпугивает опасность и влечет нажива≫. Представления о человеческой психологии, по сути говоря, и являются основанием политических и социальных воззрений Макиавелли. Неизменность человеческой природы, по его мнению, обусловливает постоянство общественных законов. Каким же должен быть государь? Сильным, как лев, хитрым, как лиса, стремиться к добру, по при необходимости не избегать и жестокости, руководствоваться не религиозной моралью, а практическими жизненными интересами. Позже политику такого рода подведут под формулу ≪цель оправдывает средства≫, и в историю она войдет иод названием ≪макиавеллизм ≫. Исключая Бога из общественной жизни и политики, Макиавелли отождествляет его с фортуной (роком, судьбой) и естественной необходимостью. Именно она властвует над человеком. Но это не значит, что свободная воля людей теряет свое значение. Здесь Макиавелли выдвигает весьма прогрессивную мысль. ≪Судьба, — говорит он, — распоряжается половиной наших поступков, по управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим≫ (≪Государь≫). В отличие от Макиавелли , социально-философская мысль Мора и Кампапеллы была направлена не столько па решение текущих социально-политических проблем, сколько па разработку модели идеального общества. Поэтому их называют предшественниками социалистов-утопистов.Томас Мор, канцлер английского короля Генриха VIII, в своей книге ≪Утопия≫ выступает с резкой критикой современного ему английского общества и описывает жизнь па вымышленном острове. Там царят справедливость, мудрое управление, равные права в труде и распределении его продуктов, а также общественная собственность па средства производства. Уже в XVI в. Мор выступает против частной собственности, в которой видит одну из важнейших причин социального неравенства и бедствий народа. Подобные идеи развиваются и итальянским натурфилософом Томмазо Кампанеллой. В книге ≪Город Солнца≫ показывается реализованное идеальное общественное устройство, в каком-то смысле царство Божие па Земле. Основано оно на общественной собственности, христианских нравственных принципах, духовной власти мудрого жреца-правителя, именуемого Метафизиком, или Солнцем, общинной жизни и правильно организованной трудовой деятельности. Город Солнца Кампапеллы во многом напоминает идеальное государство Платона.

Читайте также:  Едем отдыхать на азовское море

Источник

Оцените статью