Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Состояние — воздушный бассейн
Состояние воздушного бассейна , пресноводного комплекса и почвы на территории деятельности ОЭ НГДУ Татнефтебитум по результатам исследований квалифицируется пока как благоприятное. В процессе дальнейшего расширения битумодобычи загрязнение окружающей среды может усиливаться. В будущем в этих районах следует организовывать постоянное наблюдение ( мониторинг), создавать пункты контроля за состоянием атмосферного воздуха, питьевой и грунтовых вод, а также почвы для принятия своевременных мер. Меры по защите окружающей среды от загрязнений необходимо предусмотреть на стадии проектирования разработки природных битумов. [1]
Состояние воздушного бассейна промышленных районов определяется главным образом уровнем развития техники очистки дымовых и других газов промышленных установок. Очистка технологических выбросов — это часть основного производства, которая должна проектироваться одновременно с ним. [2]
Анализируется состояние воздушного бассейна по городам и промышленным центрам, а также по территориальным зонам их влияния. Состояние воздушного бассейна характеризуется объемами вредных выбросов в атмосферу. [3]
При оценке состояния воздушного бассейна следует учитывать динамику воздушных масс в данной местности. Последняя определяется различными факторами, основные из которых — температурные градиенты и движение воздуха, обусловленное вращением Земли. [4]
В плане состояния воздушного бассейна устанавливаются следующие показатели: объем вредных веществ, отходящих от всех источников загрязнения; количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу без очистки; количество вредных веществ, поступающих на очистные сооружения, из них выброшенных в атмосферу; количество уловленных веществ, из них утилизировано. [5]
Для оценки состояния воздушного бассейна в районе предполагаемого размещения объекта должны определяться климатические и аэроклиматические характеристики территории, уровень существующего загрязнения атмосферы взвешенными и химическими веществами, а также физическими воздействиями. [6]
Контроль за состоянием воздушного бассейна осуществляется центральной лабораторией ООС научно-производственного управления. В акционерном обществе разработан график контроля за состоянием объектов и населенных пунктов, расположенных на месторождениях. [7]
Контроль за состоянием воздушного бассейна следует осуществлять при погодных условиях, наиболее характерных для местности, включая и неблагоприятные для рассеивания выбросов. [8]
Практически контроль за состоянием воздушного бассейна в нашей стране осуществляют органы здравоохранения В их ведении и подчинении находятся специальные лаборатории Министерства здравоохранения СССР. Кроме того, работы по исследованию атмосферного воздуха проводятся и в лабораториях ведомственных учреждений. Большую работу по исследованию воздуха ведут гидрометеорологические службы страны проводятся крупные научно-исследовательские, гигиенические работы, связанные с анализом атмосферного воздуха. [9]
Примером может служить и состояние воздушного бассейна над нашей столицей. Москва — один из крупнейших индустриальных городов мира, а воздух в ней чище, чем в любом близком по размерам городе другой страны, и загрязненность атмосферы здесь не возрастает, а снижается, хотя объем промышленного производства непрерывно растет. [10]
Степень благоприятности территории по оценке состояния воздушного бассейна в целом должна устанавливаться по ПЗА, МПА с использованием ряда дополнительных показателей — число часов солнечного сияния, дней с грозами, осадками и другие. В соответствии с комплексной оценкой рассматриваемая территория по способности самоочищения воздушного бассейна является ограниченно благоприятной. [11]
Все более определяющую роль в состоянии воздушного бассейна крупных городов играет дорожно-транспортный комплекс, в котором выброс от передвижных и стационарных источников составляет более 60 % от общего объема всех выбросов по РФ. [12]
Все более определяющую роль в состоянии воздушного бассейна крупных городов играет дорожно-транспортный комплекс, в котором выброс дт передвижных и стационарных источников составляет более 60 % от общего объема всех выбросов по РФ. [13]
Тепловые электростанции оказывают существенное влияние на состояние воздушного бассейна в районе их расположения. Выбросы АЭС в атмосферу при нормальной эксплуатации невелики, однако существенное значение приобретают вопросы удаления, транспортировки и захоронения радиоактивных отходов, а также радиоактивные выбросы при аварийных ситуациях. На рис. 17.1 показаны основные источники выбросов вредных веществ ТЭС, оказывающих влияние на состояние атмосферы в районе ее расположения. [14]
По данным санитарной инспекции, контролирующей состояние воздушного бассейна вокруг НПЗ, перерабатывающего сернистые и высокосернистые нефти, при высоких выбросах углеводородов в атмосферу они распространяются в радиусе от заводов более 10 км. [15]
Источник
Состояние воздушного бассейна и методы управления им в России и в других странах.
Значимость тех или других источников загрязнения воздуха различна в разных странах и городах, она меняется от уровня научно-технического прогресса, стратегии взаимодействия техники и природы, уровня благоустройства населенных мест и многих других социально-экономических факторов. В сельской местности загрязненность атмосферы в 10 раз, а в промышленных городах в 150 раз выше, чем над океаном. Очаги ярко выраженного загрязнения связаны с зонами промышленных районов крупных городов и городских агломераций.
К числу основных промышленных источников загрязнения относятся предприятия черной и цветной металлургии, комплексы химических, нефте — и сланцеперерабатывающих предприятий по производству строительных материалов. Поскольку на современном этапе развитие процессов урбанизации за крупным промышленным производством сохраняется определяющая роль основного градообразующего фактора, проблема загрязнения атмосферы — одна из основных проблем охраны окружающей среды.
Оценка состояния воздушного бассейна, прежде всего, включает определение потенциальной опасности его загрязнения в зависимости от природно-климатических факторов конкретной территории города или района, определяющих способность атмосферы рассеивать и адсорбировать вредные примеси. Это зависит от характера турбулентного обмена и скорости ветра, наличия туманов, рельефа местности и других факторов. Неблагоприятный характер рассеивания вредных веществ наблюдается, в частности, при наступлении температурных инверсий. Инверсии представляют собой такое состояние атмосферы, при котором температура в приземном слое воздуха растет, а не падает, как это бывает в обычных условиях. При этом нижняя менее нагретая поверхность инверсионного слоя вследствие большей плотности, играет роль экрана, от которого факел загрязняющих веществ отражается к земле и распространяется на большие расстояния.
Значительное повышение уровня загрязнения воздушного бассейна, как правило, наблюдается при застоях воздуха (сочетание слабых ветров с приземными инверсиями температуры) и штилях (низкие скорости ветра в градации от 0 до 1 м/с). Такие метеорологические условия характерны, например, для районов горных долин, где имеет место скопление более плотного и холодного воздуха в приземном слое, часто наблюдается высокая устойчивость состояния воздушных масс. В случае расположения в долинах промышленных предприятий с вредными выбросами, создаются опасные условия загрязнения атмосферы. Положительную роль в очищении атмосферы играют интенсивное перемешивание воздушных масс, которое может складываться на фоне повышенных скоростей ветра и других факторов, а также осадки, обеспечивающие вымывание примесей из атмосферы.
Сочетание метеорологических параметров, обуславливающих тот или иной уровень загрязнения воздушного бассейна (концентрации примесей в приземном слое воздуха) для источников с фиксированными параметрами выбросов принято характеризовать величиной так называемого «потенциала загрязнения воздуха» (ПЗА)
В процессе оценки загрязнения воздушного бассейна города определяются: основные источники вредных выбросов в воздушный бассейн (промышленные и энергетические объекты, автотранспорт) и их характеристики; районы города с уровнем загрязнения атмосферного воздуха сверх нормативного; социально-экономическая оценка уровня загрязнения атмосферы.
Для характеристики основных источников вредных выбросов в воздушный бассейн по данным инвентаризации (формы статистической отчетности «2ТП-воздух») определяется количественный и качественный состав вредных выбросов, рассчитывается годовой валовый выброс всех вредных веществ промышленными, энергетическими и транспортными источниками в целом по городу, дается ретроспективный анализ выбросов за 5-10 лет. Оценка загрязнения атмосферного воздуха города и его отдельных районов базируется на расчетных методах определения концентрации вредных веществ и их соединений в приземном слое атмосферного воздуха и установлении ареалов их распространения на территории, прилегающей к источникам выбросов. В России с 1987 г. введен в действие Общесоюзный нормативный документ, регламентирующий усовершенствованную методику расчета загрязнения воздушного бассейна и принцип его санитарно-гигиенической оценки.
При оценке загрязнения атмосферы на расчетный срок учитываются не только количество выбрасываемых вредных веществ при существующих объемах промышленного производства, но и предполагаемый рост его мощностей и объемов, возможные варианты очистки, данные об изменении социально-экономических показателей и инфраструктуры города или района. В последние годы широко используются унифицированные программы расчета загрязнения атмосферы, которые позволяют описать вклад в загрязнение до 1000 и более источников загрязнения. Результаты загрязнения воздушного бассейна, полученным на ЭВМ, представляют собой изолинии равных концентраций отдельных веществ или групп. Путем графического совмещения схем распределения концентраций отдельных веществ или групп на территории города составляется итоговая карта районирования городских территорий по загрязнению воздушного бассейна. Такие карты выполняются на опорной схеме города в масштабе 1:25000. На карте выделяют территории со сверхнормативным уровнем загрязнения, а также показывают места расположения основных источников вредных выбросов.
Уровни загрязнения воздушного бассейна в ходе проведения расчетов могут быть описаны либо в натуральных показателях- концентрациях вредных веществ (мг/м3), либо в нормированных показателях, характеризующих кратность превышения ПДК. Поскольку на отдельных участках территории города концентрации вредных веществ могут в несколько раз превышать нормативы ПДК, вводят дополнительную оценку загрязнения по степеням опасности для здоровья населения. Используется условный индекс «Р», характеризующий степень опасности загрязнения для одного компонента или для суммы вредных веществ с учетом кратности превышения ПДК и класса опасности вещества.
Степень загрязнения воздуха основными загрязняющими веществами находится в прямой зависимости от промышленного развития города. Наибольшие максимальные концентрации характерны для городов с численностью населения более 500 тыс. жителей. Загрязнение воздуха специфическими веществами зависит от вида промышленности, развитой в городе. Если в крупном городе размещены предприятия нескольких отраслей промышленности, то создается очень высокий уровень загрязнения воздуха, однако проблема снижения выбросов многих специфических веществ до сих пор остается нерешенной. Результатом оценки может явиться выделение на территории города зон с «допустимым», «слабым», «умеренным» и «сильным» уровнем загрязнением. При определении факторов, обуславливающих то или иное состояние атмосферного воздуха, принимаются во внимание особенности планировки и застройки города в целом и его отдельных элементов (ориентация и профили улиц, формирующие аэрационный режим на городской территории, влияние открытых, застроенных и озелененных пространств на характер движения и турбулентный режим воздушных потоков и др.).
В 1972 г. На Стокгольмской конференции по окружающей среде была организована служба Земли, которая стала программой ЮНЕП. Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Девиз Программы — «Окружающая среда в интересах развития». В сферу деятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных договоров по трансграничному загрязнению воздуха. Всемирная метеорологическая организация совместно с ЮНЕП основали Межправительственную группу экспертов по изменению климата (IPCC) в 1988 году. ЮНЕП является также одним из соучредителей Глобального Экологического Фонда (GEF).
Сегодня сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была создана совместными усилиями мирового сообщества. Основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу. Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия.
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы: · импактном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе); · региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона); · фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).
На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометеослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу. В обработанном и систематизированном виде полученная информация представлена в кадастровых изданиях, таких как «Ежегодник состояния атмосферы в городах и промышленных центрах» и др. До конца 80-х годов все кадастровые издания имели гриф «Для служебного пользования», затем в течение 3-5 лет были открытыми и доступными в центральных библиотеках. К настоящему времени массивные сборники типа «Ежегодных данных. » в библиотеки практически не поступают. Некоторые материалы можно получить (приобрести) в региональных подразделениях Росгидромета.
Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств.
Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации. В настоящее время работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.
Предполагается, что ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области экологического мониторинга.ЕГСЭМ должна сохранить иерархическую структуру системы ОГСНК, принятую в Росгидромете.
Источник