Составные части якоря морского

Якорное устройство

Оно также может использоваться в аварийных случаях, на­пример для быстрого гашения инерции при внезапном обнару­жении впереди по курсу опасной глубины. В некоторых случаях якорь с якорной цепью используют для буксировки судна.

Очень часто, когда говорят о якорном устройстве судна, под­разумевают под ним один лишь якорь. Бесспорно, якорь — это самая важная часть якорного устройства, но он один не выпол­нил бы тех функций, которые возлагаются на якорное устройство.

Составными частями якорного устройства в общем случае яв­ляются: якорь (якоря), якорная цепь (цепи), якорный клюз (клюзы), стопоры, брашпиль (шпиль), палубные клюзы, цепной яшик и устройство для крепления и отдачи якорной цепи к корпусу судна.

Схематично состав якорного устройства показан на рис. 9-1.

Рис. 9-1. Якорное устройство:

/- брашпиль; 2 — стопор; 3 — палубный клюз; 4 — якорный клюз; 5 — якорь;

6 — якорная цепь в цепном ящике; 7 — клюзовая труба;

8 — устройство для отдачи конца якорной цепи

Якорь — одно из древнейших изобретений человечества. Это небольшое устройство, состоящее из трех-четырех частей, способно удерживать на месте суда большого водоизмещения. Хотя, как сообщалось, в мире уже выдано более 5000 патентов на различные конструкции якорей, но принцип его действия остается неизменным: когда якорная цепь натягивается дрейфующим судном и начинает волочиться по дну, якорь, прикрепленный к ней, также двигается за ней — а его лапы (рог) постепенно зарываются в грунт, создавая держащую силу, которую принято считать равной примерно 4-5 массам самого якоря.

Якоря условно делят на две группы — по назначению и конст­рукции.

По назначению это:

Становые — гпавные носовые якоря (на малых судах — один якорь), правый и левый, со своими якорными цепями.

Кормовой — для удержания, в основном судна против течения кормой, либо гашения инерции хода. Буксиры-толкачи используют его как главный якорь, для удержания на месте всего состава.

Запасные — для замены потерянных якорей, хранятся хорошо закрепленными на палубе судна.

Завозные (вспомогательные) — для съемки судна смели, для завоза на берег при стоянке у необорудованного берега, у кромки льда.

Есть еще один вид якорей — «мертвые», но непосредственно на судах они не используются. Применяются для раскрепления швартовных бочек, плав причалов и т.п. Устанавливаются с помощью плавкранов или киллекторов.

Читайте также:  Можно ли морским свинкам ежевику

По конструкции якоря, применяе­мые на судах внутреннего плавания, делятся на две группы: с неподвижными лапами и с поворотными лапами. К первой группе относятся адмиралтейские якоря (рис. 9-2).

Из рисунка видно, что его лапы (рога) отлиты вместе с веретеном. В верхней части веретена закреплен шток, который не позволяет якорю плашмя лечь на грунт. Достоинства адмиралтейского якоря: обладает большой держащей силой, его рог быстро входит в грунт при натяжении якорной цепи. Недостатки: на мелком месте представляет опасность для днищ других судов (и своего тоже) из-за выступающего из грунта другого рога, якорь неудобен при его уборке, так как требуются специальные приспособления. Это вынудило судостроителей комплектовать суда другими видами якорей, предложенными их создателями Холлом и Матросовым. Наибольшее распространение получил якорь Холла (рис. 9-3), изобретенный в 1885 г. бывшим английским капитаном. Его достоинство состоит в чрезвычайно простой конструкции: веретено, коробка с поворотными лапами, стопорные штыри и скоба для закрепления цепи, удобство в обслуживании — убирается прямо в якорный клюз, практически не требует ухода в период эксплуатации. Недостаток один — держащая сила меньше, чем у адмиралтейского якоря, на 20—25%.

Некоторые суда укомплектованы якорями Матросова (инженер, наш соотечественник). Они относятся к якорям с поворотными лапами, но обладают повышенной держащей силой. Конструктивное отличие — на лапах есть шток, предохраняющий якорь от опрокидывания (рис. 9-4).

Для различных целей на судах применяют еще два вида яко­рей: дрек и кошка. Дрек — шлюпочный якорь. Кошка — четырехрогий якорь небольшого размера. Используется для различных целей, например для поиска на грунте затонувших предметов.

Рис. 9-2. Общий вид адмиралтейского якоря: Рис. 9-3. Устройство якоря Холла:

1 — скоба для крепления к якорной цепи; 1- веретено; 2 — коробка с поворотными лапами;

2 — шток; 3 — веретено; 4 — рог; 5 – лапа 3 – стопорные штыри; 4 — скоба для крепления якорной цепи

Рис. 9-4. Якорь Матросова:

1- скоба для крепления к якорной цепи; 2 — веретено; 3 — лапа; 4 — шток (прилив)

Якорная цепь. Предназначена для крепления судна к якорю, обеспечения создания держащей силы якоря, смягчения (демпфирования) рывков, передающихся от судна к якорю, и тем самым предохраняет якорь от выдергивания из грунта или дрейфа судна на якоре. Часть якорной цепи, лежащая на грунте, создает дополнительную держащую силу.

Читайте также:  Морской окунь вареный ккал

Для якорных цепей используются только калиброванные цепи, так как при подъеме якоря она проходит через «звездочки» шпиля (брашпиля). Некалиброванную цепь может заклинить на шпиле.

Рис. 9-5. Якорная цепь:

I — коренная смычка; II — промежуточная смычка; III — якорная смычка;

1- звено обыкновенное; 2 — звено соединительное; 3 — вертлюг; 4 — концевая скоба.

Якорные цепи состоят из соединяющихся частей — смычек (рис. 9-5). Длина смычки 25—27 м. Смычки состоят из звеньев. Якорные цепи длиннозвенные, при калибре цепи более 50 мм каждое звено укреплено распоркой — контрфорсом. В комплект якорной цепи входят такие элементы, как вертлюги (предохраняющие цепь от скручивания), соединительные скобы (между смычками), якорная скоба (для закрепления якоря к цепи). Кон­цевые смычки якорной цепи имеют вертлюги. Смычка, примыкающая к якорю, называется якорной.

Якорная цепь крепится другим своим концом (коренной смычкой) к набору корпуса одним из двух способов — с помощью жвака-галса или с помощью откид­ного гака.

Посредством жвака-галса. Жвака-галс — это кусок цепи, прикрепленный одним концом скобой к кильсону, к другому ее концу, выведенному на палубу, при помощи глаголь-гака крепится собственно сама якорная цепь (рис. 9-6).

Рис. 9-6. Крепление якорной цепи к корпусу судна с помощью жвака-галса:

1 — кильсон; 2 — жвака-галсовый конец; 3 — глаголь-гак; 4 — палубный клюз; 5 – обух

С помощью откидного гака. В этом случае управление откидным гаком выведено на палубу валиковым приводом, заканчивающимся маховиком.

В обоих случаях при необходимости можно отдать якорь вместе с цепью в ее натянутом положении усилиями одного-двух человек.

Для определения длины вытравленной якорной цепи она маркируется путем наложения марок из мягкой проволоки на распорки звена в конце каждой смычки, само звено окрашивается белилами. Смычки маркируются: вторая — двумя звеньями, третья — тремя звеньями и т.д. Окраска производится для лучшего определения количества вытравленной якорной цепи в темное время суток.

Якорный клюз предназначен для вывода якорной цепи за борт судна и хранения якоря по-походному, представляет стальную или чугунную литую специальную трубу, пропущенную через палубу сквозь борт судна (нос или корму в диаметральной плоскости).

Читайте также:  Чем покрасить морскую соль

Стопоры служат для удержания якорной цепи в необходимом положении. Устанавливаются на палубе между шпилем (брашпилем) и якорным клюзом (рис. 9-7).

Рис. 9-7. Палубные стопоры.

Рис. 9-8. Винтовой стопор:

1- якорная цепь; 2 — винт с рукояткой; 3 — гайка; 4 — подвижные щеки;

5 — корпус стопора( крепящийся к палубе

Есть несколько типов стопоров — тросовый, цепной, ленточный (установлен непосредственно на подъемном механизме), стопор Легофа и винтовой. Наиболее надежен и поэтому широко распространен винтовой стопор (рис. 9-8).

Шпиль (брашпиль) предназначен для подъема якоря. Может использоваться для работы со швартовыми. Шпиль отличается от брашпиля вертикальным расположением вала, а также количеством «звездочек» и швартовных барабанов.

Вал брашпиля расположен горизонтально, на нем наложены две «звездочки» для выбирания якорь-цепи и два швартовных барабана для работы с тросами. У шпиля на вертикальном валу — один барабан и одна «звездочка».

Как шпиль, так и брашпиль снабжены ленточными стопора­ми для регулировки скорости вращения вала при отдаче якоря. В кормовом якорном устройстве используется шпиль.

Необходимо помнить, что категорически запрещена якорная стоянка без наложения стопоров на якорь-цепь, так как рывки якорной цепи могут деформировать подъемные механизмы.

Палубные клюзы — усиленные отверстия в палубе позади бра­шпиля (шпиля) для перемещения якорной цепи в цепной ящик и обратно. Снабжаются крышками для предотвращения попада­ния воды в цепные ящики.

Цепной ящик — специальный отсек в носовой (кормовой) части судна, предназначенный для хранения якорной цепи в походном положении. Объем и конфигурация его должны обеспечивать самоукладывание и полное размещение всей якорной цепи. При съемке с якоря на больших глубинах необходимо следить за равномерным укладыванием цепи по всему ящику, не допуская образования завалов, иначе при очередной постановке на якорь цепь может заклинить на выходе в палубном клюзе или оборваться. Цепные ящики нуждаются в периодической очистке от грязи и удалении воды.

Говоря о надежности якорного устройства и держащей силе якоря необходимо учитывать влияние характера грунта. Грунт якорного места должен прочно удерживать якорь в неподвиж­ном положении. Лучше всего держит якорь глина, затем ил, пе­сок, мелкий камень; хуже всего — «плитняк», крупный камень, галька.

Источник

Оцените статью