- Практические работы для 10-го класса
- Н.П. КУКОВЕРОВА учитель географии средней школы № 5 г. Нижнего Тагила Свердловская обл.
- Политико-географическое положение страны
- Природные ресурсы и охрана окружающей среды
- Демографический потенциал страны
- Характеристика хозяйства страны
- Планы выполнения практических работ
- Практическая работа № 1
- Практическая работа № 2
- Практическая работа № 3
- Практическая работа № 4
- Практическая работа № 5
- Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Модуль заданий для практических работ в 10-11 классах тест по географии (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические работы
для 10-го класса
Н.П. КУКОВЕРОВА
учитель географии
средней школы № 5 г. Нижнего Тагила
Свердловская обл.
Каждый учащийся выбирает страну и характеризует ее, выполняя под руководством учителя ряд практических работ. При этом используются карты и любые справочные материалы.Ниже приводятся перечень тем практических работ по всему курсу и планы их выполнения по первым двум разделам.
Политико-географическое
положение страны
1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», выделение группы стран, к которой относится выбранная страна по форме правления и форме административно-государственного устройства.
2. Характеристика политико-географического положения страны.
Природные ресурсы и
охрана окружающей среды
3. Оценка ресурсообеспеченности страны.
4. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов выгодных территориальных сочетаний; земельных, агроклиматических, водных, лесных ресурсов и ресурсов Мирового океана выбранной страны.
5. Обсуждение экологических проблем регионов, возникающих при использовании природных ресурсов. Пути решения проблем.
Демографический
потенциал страны
6. Изучение и объяснение процессов воспроизводства населения.
7. Изучение и объяснение состава населения выбранной страны.
8. Изучение и объяснение размещения населения на территории выбранной страны.
9. Составление характеристики трудовых ресурсов и экономически активного населения выбранной страны.
10. Изучение и объяснение миграционных процессов на территории выбранной страны.
11. Изучение и объяснение особенностей урбанизации страны.
12. Общие выводы о демографическом потенциале выбранной страны.
Экономико-географическое положение страны.
Влияние научно-технической революции на развитие хозяйства
13. Составление характеристики основных (ближайших к выбранной стране) центров современного мирового хозяйства, влияние на экономику и политику выбранной страны.
14. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства выбранной страны.
15. Влияние НТР на темпы роста, отраслевую, территориальную структуру хозяйства: факторы размещения хозяйства выбранной страны.
Характеристика хозяйства страны
16. Составление характеристики ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, видов транспорта.
17. Составление картосхемы размещения основных промышленных, сельскохозяйственных районов и центров, районов туризма выбранной страны.
18. Составление диаграммы «Международные торгово-экономические связи» выбранной страны.
Планы выполнения практических работ
Практическая работа № 1
Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй мира», выделение группы стран, к которой относится выбранная страна по форме правления и форме административно-территориального устройства.
1. На основе «визитной карточки» стран на форзаце учебника В.П. Максаковского составьте систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира» по следующей форме.
Форма правления | Форма административно-территориального устройства | |||
---|---|---|---|---|
Республики | Монархии | Унитарные государства | Федеративные государства | |
конституционные | абсолютные |
2. В каждую графу впишите названия стран:
1) выбранную страну (например, если бы выбранной страной была Россия, то ее следовало бы внести в две графы: «Республики» и «Федеративные государства»);
2) 4 страны, одинаковые по государственному строю с выбранной страной (в дальнейшем — страна Х), но расположенные в разных регионах;
3) страну, отличающуюся от страны Х по одной графе;
4) страну, отличающуюся от страны Х по двум графам;
5) пограничную страну 1-го порядка со страной Х;
6) пограничную страну 2-го порядка со страной Х;
7) страну — экономического и политического лидера в Европе;
8) страну-лидера в Азии;
9) страну-лидера в Северной Америке;
10) страну-лидера в Латинской Америке;
11) страну-лидера в Африке.
3. Сделайте вывод о разнообразии стран по государственному строю и причинах различия.
Практическая работа № 2
Характеристика политико-географического положения (ПГП) страны.
Используя карты, справочную литературу, материалы периодической печати, радио- и телепередач, дайте описание ПГП страны Х по плану:
1) общие сведения о политической ориентации страны на современном этапе: участие страны в политических, военно-политических и экономических организациях;
2) экономическая и политическая оценка государственных границ:
а) уровень экономического развития соседних стран;
б) принадлежность соседних стран к политическим
блокам;
3) положение относительно основных линий коммуникаций (международных транспортных путей различного вида);
4) положение относительно ближайших очагов международных и внутренних конфликтов — «горячих точек» планеты:
а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;
б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;
в) позиция правительства страны в вопросах международной разрядки, разоружения;
5) общая оценка ПГП страны.
Практическая работа № 3
Оценка ресурсообеспеченности страны.
1. Определите ресурсообеспеченность страны Х с помощью карт учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны Х с помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны Х с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны Х и прогноз развития страны.
Практическая работа № 4
Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов выгодных территориальных сочетаний; земельных, агроклиматических, водных, лесных ресурсов и ресурсов Мирового океана выбранной страны.
1. Обозначить на контурной карте страны Х основные месторождения, бассейны, рудные пояса полезных ископаемых, обозначить районы выгодных территориальных сочетаний минеральных ресурсов.
2. Обозначить обрабатываемые земли и другие виды земельных ресурсов.
3. Обозначить агроклиматические ресурсы.
4. Обозначить водные ресурсы и ресурсы Мирового океана. Природные ресурсы наносятся на контурные карты по картам атласа условными знаками, которые должны совпадать со знаками карт атласа.
Практическая работа № 5
Обсуждение экологических проблем регионов, возникающих при использовании природных ресурсов. Пути решения проблем.
1. Изучив текст учебника, материалы печати, заполните таблицу для страны Х:
Источник
Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных те | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №4
Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний .
Уголь /Азия/Северная/ Америка/Европа
США : Аппалачский; Западный
Германия: Рурский; Саарский
Великобритания: Шотландский , Йоркширский , Юж. Уэльский
Россия: Печорский, Кузбасс
Нефть /Азия/Центральная Америка /Африка/Персидский залив
Мексиканский
Волго-Уральский
Североморский
Карибский
Западная Африка
Северная Африка
Металлические руды/Азия/Латинская Америка/Австралия/Северная Америка/Африка
Пояс: Заир – Замбия
Чили – Перу
Пояс: Китай – Малайзия – Индонезия
Австралия-Бразилия –Ямайка-Гвинея-Гана -Суринам
Лотарингия (Фр.)
Приозерный (США)
Австралия
Отметить на контурной карте или схеме месторождения полезных ископаемых
Вывод: выявить страны, обладающие территориальным сочетанием полезных ископаемых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом.
ОТКРЫТЫЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 10 КЛАССЕ. Цели и задачи:Выявить основные особенности размещения природных ресурсов по планете и их террито.
Методическое обеспечение раздела учебного плана «Как образуются месторождения полезных ископаемых» дополнительной образовательной программы «Юный геолог-эколог».
Урок — обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии(презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презен.
Уважаемые коллеги!Вот уже 30 лет меня занимает вопрос, как советские и российские географы проводят с учащимися практическую работу «Составление плана местности»?!Парадокс в том, что в советских образ.
Пояснительная записка Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов«Мой лучший урок» 2018/2019 учебном годуЕстественно-научное направление География Косьминина Нат.
Источник
Модуль заданий для практических работ в 10-11 классах
тест по географии (10 класс) на тему
Материал разработан учителем географии и биологии МБОУ «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан Гимадиевым Ильфатом Шакирзяновичем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_dlya_10-11_klassov.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль заданий для практических работ в 10-11 классах
Материал разработан учителем географии
МБОУ Сатламышевская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ
Гимадиевым Ильфатом Шакирзяновичем
Практическая работа №1 (итоговая).
Составление систематизированной таблицы «Государственный строй стран мира» (дается для заучивания на дом, на следующем уроке проверка).
Форма административно-территориального устройства
Вариант №2 (способ).
Дать перечень стран и дети самостоятельно заносят их в таблицу.
Форма административно-территориального устройства
Практическая работа №2 (текущая)
Составление политико-географического комментария к событиям, происходящим на политической карте мира (ПГП страны, изменение во времени). (1 ч. Реферат + 1 ч. сообщение). «Горячие точки планеты».
- Израиль – Палестина (Ближний Восток)
- Северная Ирландия (Европа)
- Испания – выступления басков
- Кипр – турецко-греческий конфликт
- Югославия
- Болгария (выступления турков)
- Румыния (положение в стране венгров)
- Россия – чеченская республика
- Индия – Пакистан
- Ирак – Иран
- Китай – Тайвань
- Россия – Япония
- Объединение Германии
Практическая работа №»3 (итоговая)
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
Вариант 1 (нефть), Вариант 2 (каменный уголь)
Запасы, млрд. тонн
Добыча, млн. тонн
Практическая работа №4 (итоговая)
Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний.
Уголь
США
- Печорский
- Кузбасс
Африка
- Персидский залив
- Западно-сибирский бассейн
- Мексиканский
- Волго-уральский
- Североморский
- Карибский
- Западная Африка
- Северная Африка
Металлические руды
Пояс
Пояс
- Китай – Малайзия – Индонезия
- Австралия
- Бразилия
- Ямайка
- Гвинея
- Гана
- Суринам
- Лотарингия (фр.)
- Приозерный (США)
- Австралия
- Канада
- Бразилия
- Швеция (Керуне)
- Индия
Отметить на контурной карте или схеме месторождения полезных ископаемых
Вывод: выявить страны, обладающие территориальным сочетанием полезных ископаемых.
Практическая работа №5 (текущая)
Обсуждение проблемы «Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем».
- Средиземноморье прошлом, настоящем и будущем.
- Ресурсы и экология Средиземного моря.
- Экологические проблемы Средиземноморья и пути их решения
- Какие природные ресурсы данного региона являются наиболее перспективными
- Каковы основные источники загрязнения Средиземного моря
- Почему проблема загрязнения этого морского бассейна стоит наиболее остро.
- К каким последствиям может привести в дальнейшем загрязнения Средиземного моря?
- Составьте свой проект решения этой проблемы.
Практическая работа №6 (итоговая)
Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира
(Западная Европа и Юго-Западная Азия).
Западная Европа I тип воспроизводства и «демографическая зима»,
- занятость женщин
- >доля горожан
- >пожилые
Юго-западная Азия – II тип воспроизводства – «демографическая весна»
- домохозяйки
- >сельского населения
- >молодых
- сокращается смертность
- ислам
Практическая работа №7 (итоговая)
Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов.
(некоторых стран и регионов мира)
Стран I и II типа воспроизводства
- по половозрастной пирамиде сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран I и II типа воспроизводства.
- сравните доли трудовых ресурсов, характерных для развитых и развивающихся стран
I тип детей рождается меньше, чем II тип воспроизводства Р
I тип пенсионеров > чем II тип
Благосостояние людей выше у стран I типа, здравоохранение развито лучше
Трудовые ресурсы развитых стран составляя.т 60%, развивающихся 56%
Практическая работа №8 (текущая)
Объяснение региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства
(учебник Гладкий) или таблица
структура м/х состоит из секторов (сфер)
- с/х (первичная)
- промышленность (вторичная)
- сфера услуг (третичная)
- торговля, кредитно-финансовая система, транспорт и связь, бытовое обслуживание, культура, образование
- сфера – информационный сектор экономики (процесс создания, обработки и хранения информации)
- аграрная с/х > промышленность
- индустриальная промышленность>с/х
- постиндустриальная непроизводственная сфера > производственной сфера
в производственную сферу входят: промышленность и с/х
- запишите соотношение доли населения, занятого в производственной сфере к непроизводственной
- исследуя таблицу, выделите страны
- аграрные (8,9,10,11)
- индустриальные (7,12)
- постиндустриальные (6,5,4,3,2,1)
обратите внимание, что
Венгрия и Чехословакия – это страны – индустриальные, так как в промышленности занято больше людей, чем в с/х
Аграрно-индустриальные страны: Индия, Вьетнам, Монголия
Остальные постиндустриальные страны
Гладкий с. 55 (2000 г.)
Отраслевая структура хозяйства
I сфера промышленность
Транспорт
Услуги быта
I США – Китай II США – Индонезия
- выделите страны
- аграрные
- индустриальные
- постиндустриальные
- запишите соотношение доли населения, занятого в производственной сфере к непроизводственной
- Что такое «экономически активное население».
- К какому типу стран относится США по макроструктуре и почему?
- к какому типу стран относится Китай и Индонезия по макроструктуре н/х и почему?
Практическая работа №9 (текущая)
Объяснение миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и Азиатского пространства.
- экономическая, трудовая
- дешевая рабочая сила
- политическая причина
- Южная Европа
Западная Европа (центр)
Страны добычи нефти ( ) Персидского залива
Вост.и Зап. Европа
Практическая работа №10 (текущая)
Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору.
- перечислите города, входящие в мегаполис Бос-Ваш
Бостон – Провиденс – Нью-Йорк – Филадельфия – Балтимор – Вашингтон
- Почему эти крупнейшие города сосредоточены на северо-востоке США?
- исторический фактор
- природный
- социально-экономический
I вариант Бос-Ваш
II вариант Чипитс
Милуоки, Чикаго – Детройт – Кливленд – Питсбург
Практическая работа №11 (итоговая)
Составление характеристики центров современного мирового хозяйства (по Кузнецову)
- основной центр: США, Япония, страны Западной Европы, Австралия
Страны экономически развитые с постиндустриальной структурой хозяйства, на 1 месте непроизводственная сфера
- полупериферия: СНГ, Россия, Восточная Европа, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Северная и Южная Африка
Страны с переходной экономикой, индустриальные, индустриально-аграрные, НИС.
- периферия: страны Африки (без севера и юга), Азии
Страны развивающиеся, аграрные или аграрно-индустриальные
Вывод: мировое хозяйство делится на 3 центра (4 если НИС отдельно). Деление идет по уровню экономического развития стран.
Центры Мирового хозяйства и страны
Уровень развития страны и макроструктура
- Основной, США, Япония, страны Западной Европы
Экономически развитые, постиндустриальные
- Полупериферия, СНГ, Россия, Восточная Европа
Развитые и развивающиеся, индустриальные, индустриально-аграрные
- Периферия, страны Африки (без севера и юга), Азии
Развивающиеся, аграрные или аграрно-индустриальные
Практическая работа №12 (итоговая)
Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся стран мира.
I Германия – Бразилия, II Великобритания – Аргентина
Территориальная структура
Экономически развитая страна
- высокоразвитые районы
- депрессивные
- отсталые
- районы нового освоения
- центр – столица (обычно порт)
- вспомогательные районы – экспортная продукция
- периферия
Вывод: региональная политика стран экономически развитых и развивающихся
Практическая работа №13 (итоговая)
Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производственных сил до НТР и после НТР
После НТР (примеры)
Промышленность приморских районов развивается быстрее, на перекрестках транспортных путей
Сдвиг населения и производства в приморские районы (США, Япония)
Черная металлургия тяготела к сырью и топливу, цветная тяжелая металлургия тяготела к сырью
- черная металлургия в портовых городах (Гамбург)
- в развивающихся странах (Африка, Латинская Америка) к дешевой нефти и газу, воде.
- Энергетический
Производство алюминия тяготеет к ГЭС и воде, ЦБК, Химия
Арабские страны персидского залива, юг США – сдвиг в портовые города, ориентир на дешевое привозное топливо
Производство развито около дешевой рабочей силы
- Трудовые ресурсы в Европу и США
- В страны Юго-восточной Азии
- Территориальная концентрация
Около крупных городов
- Привлекать трудовые ресурсы из других стран
- Перемещать производство к местам дешевой силы
- Экологический
Химическая, черная и цветная металлургия загрязняла окружающую среду
Сдвиг экологически грязных производств в развивающиеся страны
Ориентир на науку
Создание технополисов – города науки, США – силиконовая долина, Япония – Токио
Практическая работа №14 (итоговая)
Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира (см. учебник стр. )
Практическая работа №15 (итоговая)
Составление ЭГ характеристики одной из отраслей промышленности мира (реферат, сочинение, картосхема)
Практическая работа №16 (итоговая)
Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах, оценка степени его развития. Сравнить транспортную систему Франции и Танзании (атлас стр. 23, учебник стр. 119-120)
Густота сети автомобильных дорог
Доля транспорта в грузообороте
Доля транспорта в пассажирском обороте
Северная Америка (США)
Латинская Америка (Бразилия)
Зарубежная Европа (Франция)
Южная Азия (Индия)
- Виды транспорта
- Конфигурация транспортной системы
Транспорт экономически развитых стран отличается высоким техническим уровнем и взаимодействием различных подотраслей. 75-80% общей длины мировой транспортной системы, мирового грузооборота и пассажирооборота.
Развивающиеся страны – транспорт — отстающая отрасль экономики, несформированность транспортной системы, преобладание одного — двух видов транспорта
Практическая работа №17 (текущая)
Составление картосхемы основных районов туризма для Старого и Нового Света
- Йеллоустоун
- Парк Секвойя
- Каньон Колорадо
- Ниагарский водопад
- Мамонтова пещера
- Майя и ацтеки
- Флорида
- Калифорния
- Пирамиды в Гизе
- парк Серенгети (Кения)
- парк Нгодо-Нгодо (Танзания)
- парк Крюгера (Мозамбик)
- водопад Виктория (Замбези)
- Лондон (Тауэр)
- Стоунхендж
- Версаль, Лувр
- Колизей (Рим)
- Акрополь (Афины)
- Пизанская башня
- Венеция
- Испания – Барселона
- Швейцария (горнолыжный спорт)
- Ницца, Ривьера
- Тадж – Махал
- Китайская стена
- Ян Фудзи и Будда
- Барабуду (Индонезия )
- Изумрудный Будда (Таиланд)
- Большой барьерный риф
- н. п. Какаду
Практическая работа №18 (текущая)
Охарактеризовать проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Западной Европы.
Проблемы природных ресурсов, пути решения
Проблемы трудовых ресурсов, пути решения
Природные ресурсы Западной Европы истощены
Минеральные – разработаны, идет разработка вглубь
Нехватка минеральных ресурсов
Нехватка трудовых ресурсов привела к миграциям из стран Северной Африки, СНГ, Центральной Америки
- Страны Европейской ассоциации торговли
- Страны «Большой восьмерки»
Вывод: свободное перемещение товаров, капитала и услуг, технологий и рабочей силы.
Практическая работа №19 (текущая)
Создать ЭГ обоснования размещения двух – трех отраслей промышленности одной из стран
I вариант Германия
- черная металлургия
- точное машиностроение (бытовая техника и электроника)
- химическая промышленность (химия органического синтеза)
II вариант Франция
- черная металлургия
- автомобилестроение
- парфюмерия (химическая промышленность)
|
|
|
|
|
отходы черной и цветной металлургии |
|