Составить цепь питания пруд

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » окружающий мир » Схемы цепей питания, характерных для пресноводного сообщества

Схемы цепей питания, характерных для пресноводного сообщества

Пищевые цепочки и экологические связи в пресноводном сообществе

Реки, ручьи, озера, пруды, болота – всё это пресноводные водоёмы. На их долю от общего количества всех вод планеты проходится всего 0,5%! Вода и обилие растительности по берегам водоёмов даёт пищу и кров многим живым организмам: насекомым, рыбам, земноводным, пресмыкающимся, млекопитающим и птицам, а также растениям. Всех этих живых организмов объединяет приспособленность к жизни в пресной воде. Вместе они образуют пресноводное природное сообщество.

Отражением взаимоотношений между различными группами живых организмов в пресноводном сообществе будут являться пищевые цепочки, которые показывают процесс питания одних организмов другими. Любая пищевая цепочка включает организмы из разных групп. Всего существует 4 группы живых организмов:

1 группа – растения и бактерии

2 группа – растительноядные животные

3 группа – плотоядные животные (хищники)

Плотоядные животные – это хищники, по-другому. Есть хищники, которые употребляют в пищу растительноядных животных. Например, лиса охотится на зайцев и мелких грызунов. Однако есть также и крупные сильные хищники, для которых пищей будут являться более слабые хищники. Например, бурый медведь иногда охотится на лис, а пищей для ястребов служат ласки, хорьки и другие мелкие хищники.

Таким образом, 4 группа живых организмов – сильные хищники

Представители первой группы живых организмов пресноводного сообщества – такие растения, как водоросли, осока, ряска, элодея, кубышка, тростник, рогоз.

Ко второй группе относятся всевозможные насекомых и их личинки, а также пресноводная улитка, беззубка, прудовик, катушка и другие моллюски. Карась, плотва, сазан, лещ и другая растительноядная рыба, а также бобр, питающейся корой и побегами растений – также представители второй группы.

Третья и четвертая группа состоит из амфибий – лягушек и тритонов; рептилий – ужа водяного, ужа обыкновенного, гадюки, а также хищных рыб – сома, щуки, окуня, судака, налима и хищных птиц – зимородки, цапли, аиста. К этой же группе отнесём хищных млекопитающих – выдру и норку.

Составим пищевые цепочки, характерные для пресноводного сообщества

водоросли -> личинки комаров -> жук-плавунец -> щука

Очень необычный представитель пресных водоёмов – жук-плавунец. Этого жука не интересует растительная пища, он питается насекомыми, амфибиями и даже нападает на рыбу, которая превосходит его по размерам. Размеры жука-плавунца составляют около 4,5-5 см, однако он обладает мощной челюстью. Особенно агрессивны личинки жуков. Отличительная особенность плавунца заключается в том, что он может жить как под водой, так и летать. При угрозе он выбрасывает едкое вещество, которое отпугивает врагов. Жук-плавунец является пищей для крупных хищных рыб, например, щуки.

ряска -> личинки мух -> личинки стрекоз -> лягушка -> аист

Личинки комаров и мух питаются растениями водоёмов, например, ряской и являются пищей для жуков-плавунцов, амфибий, тритонов и, конечно, хищных личинок стрекоз. В свою очередь, личинки стрекоз становятся добычей лягушек. Лягушки имеют длинный язык, который выбрасывают, видя добычу. Язык лягушки липкий, поэтому, соприкоснувшись с языком лягушки, насекомое уже не может выбраться.

Аисты, цапли и другие хищные птицы охотятся в основном на амфибий и рептилий.

элодея -> тритон -> уж обыкновенный -> цапля

Элодея – подводное растение, его называют «водяной чумой», так как, появившись в водоёме, элодея очень быстро разрастается и заполняет собой практически всё свободное пространство. Питается элодеей и небольшое земноводное – тритон, которое напоминает лягушку и ящерицу. На тритонов охотятся рептилии, населяющие прибрежную зону: гадюки и ужи.

Пресноводные водоёмы богаты моллюсками. В них обитают пресноводные улитки, беззубки, прудовики, катушки.

водоросли -> прудовик –> окунь —> налим

Прудовик – это моллюск. Он питается водорослями, а также гниющими остатками животных и растений. Прудовик специально заглатывает песок, который, попадая в желудок, помогает измельчать ему твёрдую и жесткую пищу. Прудовик – пища для многих пресноводных рыб.

На небольших как растительноядных, так и хищных рыб ведут охоту более крупные хищники: сом, налим, судак, щука, большой окунь.

Похожая пищевая цепочка

водоросли –> улитка катушка–> ёрш -> судак

Катушка, как и прудовик, питается водорослями, растениями, гниющими остатками. Моллюски – пища для многих небольших хищных рыб, к ним можно отнести и ерша.

Другая пищевая цепочка:

водоросли —> рачки —> ондатра —> выдра

Ондатра – грызун, проводящий в воде значительную часть своей жизни. Ондатра питается как растительной пищей, так и моллюсками, мелкой рыбой и рачками. Враги ондатры: выдра, норка, а также крупные хищные рыбы. Норка и выдры – мелкие хищники, которые очень шустро передвигается в воде, ловко проникая в норы ондатры.

Читайте также:  Как подключить насос для бассейна каркасного

ряска –> личинки мух –> кряква –> выдра

Дикая утка или дикая кряква – эта птица, которую можно встретить рядом с прибрежными зонами. Кряква употребляет как растительную пищу, так и мелкую рыбу, моллюсков, лягушек, личинок комаров и других насекомых. Враги диких уток: хищные птицы и мелкие хищники.

Источник

Приведите примеры цепи питания для обитателей озера

Ответ или решение 2

  1. Зеленые одноклеточные водоросли – циклоп — плотва – ракообразные – окунь – цапля;
  2. Бурые водоросли – дафнии – стрекоза – лягушка — аист;
  3. Зеленые одноклеточные водоросли – рачки – карась – щука — лиса;
  4. Рачки – карась – ондатра — человек;
  5. Ряска — карась — человек;
  6. Зеленые одноклеточные водоросли — головастики — аист;
  7. Мотыль — карась — человек;
  8. Остатки корней водных растений — рак речной — человек;
  9. Личинки насекомых — лещ — орел;
  10. Зеленые одноклеточные водоросли — комар — лягушка — цапля.

Озеро является довольно замкнутой экосистемой. Каждое озеро имеет естественные границы. Некоторые озера не имеют прямого сообщения с другими водоемами. Они могут наполняться талой водой или подпитываться за счет подземных источников. Соответственно, для озер характерны специфические цепи питания.

Пример озерной цепи питания

Чтобы привести пример цепи питания для озера, необходимо разобраться с его обитателями. Ведь каждый вид живых существ является добычей для других видов. Большинство видов поедают другие животных, но являются добычей для хищников. Среди обитателей озера следует выделить несколько видов живых существ:

  • лягушки. Они живут по берегами озера, прячутся в прибрежной растительности. Лягушки любят прогретую солнцем воду, в которой выращивают свою молодь;
  • мелкие рыбы, питающиеся растениями. Это большинство видов рыб. Они не являются хищниками. Однако некоторые виды поедают мальков других рыб и молодь лягушек. Например, окунь. Это хищник, который охотится за добычей;
  • есть более крупные хищники. Для озера наиболее характерными крупным хищником будет щука.

Выше перечислены все основные элементы цепи питания живых существ. Обитающих в озере. Сама же цепь питания будет следующей: молодь лягушек поедают более мелкие хищники. Ими питаются крупные хищники, которые находятся на вершине данной цепи.

Какую роль играют растения

По берегам большинства озер произрастают различные растения. Они важны для лягушек, поскольку там они устраивают свои жилища. Растения привлекают разных насекомых – водных жуков, стрекоз, мух. Ими питаются лягушки. Без растений не будет и насекомых. Соответственно, лягушки не смогут кормиться и погибнут. А без лягушек пищи лишатся рыбы. Следовательно, гибель растений повлечет катастрофические последствия для всей экосистемы водоема. Это подтверждает то, что важен каждый элемент системы. Без одного из звеньев, будет разрушена вся цепь питания. Популяции обитателей озера окажутся на грани гибели или совсем погибнут. Поэтому, важно беречь все элементы природы. Несущественных элементов просто не бывает.

Источник

Приведите примеры цепи питания для обитателей озера

Ответ или решение 2

  1. Зеленые одноклеточные водоросли – циклоп — плотва – ракообразные – окунь – цапля;
  2. Бурые водоросли – дафнии – стрекоза – лягушка — аист;
  3. Зеленые одноклеточные водоросли – рачки – карась – щука — лиса;
  4. Рачки – карась – ондатра — человек;
  5. Ряска — карась — человек;
  6. Зеленые одноклеточные водоросли — головастики — аист;
  7. Мотыль — карась — человек;
  8. Остатки корней водных растений — рак речной — человек;
  9. Личинки насекомых — лещ — орел;
  10. Зеленые одноклеточные водоросли — комар — лягушка — цапля.

Озеро является довольно замкнутой экосистемой. Каждое озеро имеет естественные границы. Некоторые озера не имеют прямого сообщения с другими водоемами. Они могут наполняться талой водой или подпитываться за счет подземных источников. Соответственно, для озер характерны специфические цепи питания.

Пример озерной цепи питания

Чтобы привести пример цепи питания для озера, необходимо разобраться с его обитателями. Ведь каждый вид живых существ является добычей для других видов. Большинство видов поедают другие животных, но являются добычей для хищников. Среди обитателей озера следует выделить несколько видов живых существ:

  • лягушки. Они живут по берегами озера, прячутся в прибрежной растительности. Лягушки любят прогретую солнцем воду, в которой выращивают свою молодь;
  • мелкие рыбы, питающиеся растениями. Это большинство видов рыб. Они не являются хищниками. Однако некоторые виды поедают мальков других рыб и молодь лягушек. Например, окунь. Это хищник, который охотится за добычей;
  • есть более крупные хищники. Для озера наиболее характерными крупным хищником будет щука.

Выше перечислены все основные элементы цепи питания живых существ. Обитающих в озере. Сама же цепь питания будет следующей: молодь лягушек поедают более мелкие хищники. Ими питаются крупные хищники, которые находятся на вершине данной цепи.

Какую роль играют растения

По берегам большинства озер произрастают различные растения. Они важны для лягушек, поскольку там они устраивают свои жилища. Растения привлекают разных насекомых – водных жуков, стрекоз, мух. Ими питаются лягушки. Без растений не будет и насекомых. Соответственно, лягушки не смогут кормиться и погибнут. А без лягушек пищи лишатся рыбы. Следовательно, гибель растений повлечет катастрофические последствия для всей экосистемы водоема. Это подтверждает то, что важен каждый элемент системы. Без одного из звеньев, будет разрушена вся цепь питания. Популяции обитателей озера окажутся на грани гибели или совсем погибнут. Поэтому, важно беречь все элементы природы. Несущественных элементов просто не бывает.

Читайте также:  Бассейн для занятия плаванием ребенку 4 года

Источник

Вырачайте! Нужно описать пастбищную и детритную цепи питания в пресном водоеме — то бишь озере.

1) Пастбищная
В ее основании – продуценты — это растения (водоросли — элодея, спирогира) . -> Ими питаются растительноядные (консументы I порядка) : утки, растительноядные рыбы (карп, карась, плотва, вьюн) , моллюски (улитки — катушка, прудовик) , бобры. -> Следующее звено этой цепи – хищные животные (консументы II порядка) : цапля, хищные рыбы (щука, ерш) , выдра. -> хищники (консументы III порядка) — скопа (птица, питается рыбой) , лиса

Другой вариант
Микроскопические водоросли (хлорелла, хламидомонада) -> циклопы и дафнии пропускают за сутки почти литр воды. -> Ими в свою очередь кормятся мелкие рыбы (карась, плотва, вьюн) -> которых поедают хищники (цапля, хищные рыбы (щука, ерш) , выдра) -> Ими питаются хищные птицы (скопа (птица, питается рыбой) .
2) Детритная цепь
мертвые организмы- >рак, беззубка (это двустворчатый моллюск) -> микроорганизмы- > Микроскопические водоросли (хлорелла, хламидомонада) -> циклопы и дафнии пропускают за сутки почти литр воды. -> Ими в свою очередь кормятся мелкие рыбы (карась) -> Которых поедают хищники (. цапля, хищные рыбы (щука, ерш) , выдра) -> Ими питаются хищные птицы (скопа (птица, питается рыбой) .

Дополнить можно представителями из этого списка:
Ратения озер. Рогоз широколистный, кувшинка болотная, кубышка малая. Лотос Комарова представитель красной книги.
Обитатели озер. Камышовка, оляпка обыкновенная, стрекоза. Японский журавль представитель красной книги. Птица крупная и красивая, у японцев она священная. Типичные представители озер кряква, чирок- свистунок, серая утка, утка мандаринка, гуси.
Рыбы — чебак, сазан, сом
Хищные рыбы: щука, окунь. Они охотятся на мальков, рачков, червячков, личинок насекомых. А щука не прочь полакомиться лягушатами, птенцами и молодью рыб. Карась, плотва, вьюн предпочитают растительную пищу дна озера.
Пресмыкающиеся — дальневосточная черепаха

Источник

Пищевая цепь озера, пример — как составить?

Данное задание из курса биологии в школьной программе. Пищевая цепь — это система взаимоотношений организмов, в котором происходит перенос от одного организма к другому энергии путем поедания. Для озера таким ярким примером пищевой цепи будет являться следующая цепь:

Я бы пищевую цепь озера начала составлять все-таки от бактерий которые образуются от мертвых организмов. Этими бактериями могут питаться такие растения как зеленые водоросли. Разными водорослями в том числе и зелеными уже питаются растительноядные животные, а теми в свою очередь плотоядные. Даже среди рыб есть хищные представители. Составим например такую цепь питания в озере.

Микроскопические водоросли-дафнии-чер­ ви-мелкие рыбы-хищные рыбы-птицы.

Бактерии-водоросли-р­ ачки мелкие-рыба уклейка-окуни-цапля.

При составлении любой цепи питания важно изучить животных и чем они питаются.

Еще простой пример: комар-карась-щука.

Озеро является экосистемой. Экосистемой принято называть совокупность живых организмов и условий их проживания. Это объединение представителей живой природы, которые обмениваются между собой энергией и веществами. Каждая экосистема различна, в нее входят определенных виды растений, животных, грибов, насекомых и микроорганизмов.

Любая экосистема включает в себя взаимосвязанную цепь питания, за счет чего и происходит обмен веществом, который идет постоянно, таким образом осуществляется связь «пища — потребитель». Озеро, как и любая экосистема, включает в себя определенных представителей живой природы, которые объединены цепью питания. Поэтому составим цепь питания, характерную для озер, например:

Простой пример цепи питания, характерной для озера такой: водоросли -> рачки -> карась -> щука.

Первым звеном в пищевой цепи озера будут водоросли. Далее идут животные, которые являются растительноядными и питаются водорослями. А затем плотоядные животные, которые поедают растительноядных.

Итак, какие же пищевые цепи характерны для такой экосистемы как озеро ?

«прибрежные водоросли» — «пресноводные улитки» — «окунь» — «щука»;

«фитопланктон» — «циклопы» — «мальки окуня» — «окунь» — «щука»;

«прибрежные водоросли» — «мотыль» — «поденка» — «форель» — «щука».

Чтобы правильно составить любую пищевую цепь, надо знать рацион питания обитателей. Вот простейший пример пищевой цепочки озера:

Водоросли — дафния (планктонное ракообразное) – малёк карася или окуня – хищная рыба, например, щука.

Я бы порекомендовала начать простейшую цепочку с водорослей, потому что именно водоросли являются основным источников пищи в озере.

Пищевая цепочка строится путем переноса энергии от одного организма к другому, поэтому нам необходимо указать организмы, которые питаются водорослями и далее по цепочке. В качестве примера можно сделать такие цепочки:

  • водоросли — карась — щука
  • камыш — комар — стрекоза — лягушка
  • рогоз — комар — лягушка — уж — цапля

Можно вообще объединить все эти цепи и сделать одну длинную, замыкая цаплей. Чтобы верно составить цепь нужно знать то, чем питается каждый из последующих элементов в цепи.

Читайте также:  Свадебный фонтан для торта

Пищевую цепь озера составить совсем не сложно. Нам нужно провести взаимосвязь между обитателями и его природой.

Пример такой цепи я приведу ниже.

К примеру в озере есть водоросли, которыми питаются рыбы, а значит указываем в нашей цепи водоросли,рыбу, и название рыбы. Так же можно провести цепь водоросли-ракообразн­ ое-рыба (тот кто поедает ракообразное). Значит такая последовательность. (Питание-кто этим питается-дальше может быть хищник). Приведу пример пищевой цепи озера уже в картинках.

Составить пищевую цепь характерную такой среде обитания, как озеро не сложно. Для этого прежде всего нужно знать животный и растительный мир этого водоёма.

Пример пищевой цепи для озера может быть таким:

Либо такая цепь в которой участвуют рачки, уклейка и окунь.

Чтобы составить пищевую цепь озера нужно сначала вспомнить, кто обитает в этих водоемах и кто чем или кем питается.

Началом этой пищевой цепи будут являться зеленые водоросли, которые сами себя питают, за счет выработки хлорофилла.

Эти зеленые водоросли служат пищей для растительноядных мелких животных — моллюсков, улиток, дафний, мотыля и др.

Этими мелкими обитателями питаются уже мелкие виды рыб, такие как карась, окунь и т.д.

Над этими мелкими видами рыб находятся более крупные обитатели водных просторов — хищники, такие как щука.

Конечно, в эту пищевую цепь можно включить еще и водоплавающих птиц и животных, рацион которых в основном состоит из рыбы.

Составить цепи питания для озера довольно несложно, тут нам нужно вспомнить знания по такому предмету, как биология.

Цепь можно составить такую: водоросли- рачки- карась- щука. Так мелкие рачки будут поглощать водоросли. Далее рачки станут добычей такой рыбки как карась, а уж карась станет добычей щуки.

Также можно составить такую цепь: водоросли — карась- щука. Карась у нас будет питаться водорослями, а вот щука будет охотиться на карася.

Для того чтобы заполнить таблицу нужно внимательно почитать данную тему, которая вполне доступно изложена в учебнике биологии для 6 класса. Все удобрения делятся на две группы: органические и минеральные. Первая группа состоит из подгрупп, так сказать природного происхождения. Это навоз, который человек получает от животных, торф, его добывают на болотистой местности и компост ( перегнившие растения). Вторая группа — минеральные удобрения. С их помощью можно значительно повысить урожай. К этой группе относятся калий, фосфор, азот, а также микроудобрения. Каждый из этих элементов очень важен для роста и развития растений.

Таблица на эту тему может выглядеть так:

Бактерии играют важную роль в природе и жизни человека, один из примеров, когда отсутствие бактерий отрицательно влияет на жизнь человека. Если в организме человека не будет вредных бактерий, он много времени провел в стерильных условиях, его организм не справится с бактериальным заболеванием. Бактерии в природе обогащают почву, способствуют переработке отходов, играют роль поставщика кислорода в атмосферу.

Для человека важно знать оритцательное значение бактерий для человеческой жизни.

Таблица Отрицательное и положительное значение бактерий.

Схема Значение бактерий в природе

Рисунок Роль бактерий в жизни человека

Важный аспект.

Для составления необходимой пищевой цепочки важно понять, что собой представляет ёжик. Вопреки сложившемуся стереотипу, этот колючий клубочек не безобидный фруктоед, а полноценный хищник (только маленький).

Да, он ест ягоды и упавшие плоды деревьев, однако такие природные дары не является основной в рационе. Базовое питание все-таки состоит исключительно из насекомых/мелких животных.

Ёж впадает в спячку в зимнюю стужу, поэтому его организму необходим запас белков, а не клетчатки и углеводов. Катаясь по земле, зверек иногда накалывает на свои иглы те самые пресловутые яблоки — ряд кислот, входящий в их состав, обволакивает грубые волоски и избавляют их от паразитических организмов. Т.е. происходит очищение покровов тела.

Примеры пищевых цепей.

Начальным элементом в цепочках всегда являются растения (продуценты, формирующие органические в-ва из неорганических компонентов). Следом нужно указать ряд консументов (I, II, III, . порядка), первый из которых питается растениями, второй — первым, третий — вторым и т.д. Как правило, в школах принято замыкать цепь наиболее крупным хищником.

Теперь перейдем к составлению 6-ти пищевых верениц, типичных для лесов России.

  • опавшая листва -> черви -> ёж;
  • свежие листья -> гусеницы -> лесная мышь -> гадюка -> ёж;
  • семена лиственных деревьев -> лесная мышь -> уж -> ёж;
  • листья/плоды растений -> гусеницы -> муравьи -> ёж;
  • клубника/земляника -> слизни -> жаба -> гадюка -> ёж;
  • стебли цветов/побеги -> тля -> кузнечики -> лягушка -> ёж.

Интересно: организму колючего хищника не страшны многие ядовитые вещества (в т.ч. змеиные), потому ежи без зазрения совести поедают не только ужей, но и гадюк.

Непонятный момент.

К сожалению, мне не совсем понятно значение фразы «пищевая цепь ежа«. Обычно животное, обозначенное в подобном контексте, должно замыкать биологическую цепочку, но если Вам нужна более полноценная последовательность, то пополните вышеупомянутые цепи хищниками, питающимися самими ёжиками. Вот список таких лесных животных (для разнообразия):

Источник

Оцените статью