КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
As you can see, psychology is a rich and fascinating subject that has practical applications in many different areas of life. If you have ever wanted to learn more about why people think and act the way they do, then studying psychology is a great way to gain greater insight into the human experience.
КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Двойные и комплексные соли. Соединения типа Cu(OH)2; HF; А12(SO4)3; KCI; Fe(CN)2; Ва(NОз)2, часто называют соединениями первого порядка, или валентными соединениями. Наряду с ними встречаются соединения более сложного состава. Например:
KА1(SO4)2.12H2O | – алюмокалиевые квасцы, |
KCr(SO4)2.12H2O | – хромокалиевые квасцы, |
(NH4)2Fe(SO4)2.6H2O | – соль Мора, |
K4[Fe(CN)6] | – ферроцианид калия, |
Это соединения второго порядка или молекулярные соединения. Исследование растворов этих соединений показало, что большинство из них являются электролитами. Например, в водном растворе соли Мора (NH4)2Fe(SO4)2. 6H2O или (NH4)2SO4. FeSO4. 6H2O обнаруживаются все составляющие ионы. Ион Fe 2+ можно легко определить действием раствора сульфида аммония (NH4)2S, с которым он образует осадок черного цвета FeS:
Точно так же удаются реакции на ион NH4 + с едким натром (выделение NНз при небольшом нагревании)
NH4 + + ОН ‑ NH3 + Н20
и на ион S04 2‑ с любой растворимой солью бария (выпадение осадка BaS04):
Таким образом, можно заключить, что в водном растворе диссоциация соли Мора протекает по уравнению
Аналогичным образом происходит и диссоциация алюмокалиевых квасцов:
Названные соли в растворах диссоциируют с образованием всех ионов, которые содержались в простых солях, т.е. ведут себя как смеси этих солей. Такие соединения называют двойными солями.
Однако так ведут себя в водных растворах далеко не все молекулярные соединения. Во многих случаях растворы молекулярных соединений содержат ионы, отличные от ионов образующих их валентных соединений первого порядка. Например, нормальные или средние соли KCN и Fe(CN)2 в растворах диссоциируют следующим образом:
Fe(CN)2 Fe 2+ + 2СN ‑
В то же время соединение ферроцианид калия K4[Fe(CN)6], образованное этими простыми солями, распадается иначе. При действии на раствор ферроцианида калия сульфидом аммония осадок FeS не образуется. Не дает качественных реакций и ион СN ‑ . В то же время раствор K4[Fe(CN)6] дает ряд других реакций, которые не свойственны ни Fe 2+ , ни CN ‑ , взятым в отдельности. Так, при действии на K4[Fe(CN)6] раствором FeС1з выпадает темно–синий осадок «берлинской лазури» Fe4[Fe(CN)6]3:
На основании этого можно сделать вывод, что в растворе K4[Fe(CN)6] нет в достаточном количестве ни Fe 2+ , ни CN ‑ , но присутствуют сложные (комплексные) ионы [Fe(CN)6] 4‑ , которые имеют свои характерные реакции. Следовательно, диссоциация этого соединения идет по схеме:
Соли, подобные K4[Fe(CN)6], образование которых связано с возникновением комплексов, не показывающих тех или иных характерных реакций входящих в их состав простых ионов, относятся к классу комплексных соединений. Кроме комплексных солей, к ним относятся комплексные кислоты и основания, а также вещества, являющиеся неэлектролитами.
Понятие «комплексные соединения» определяют по–разному. В одних определениях учитывается характер химической связи, в других – наличие координации в твердом состоянии. Чаще дается следующее определение: комплексными соединениями называют вещества, содержащие «центральный атом» – комплексообразователь, с которым в неионогенной связи находится определенное количество атомов или молекул, называемых лигандами, составляющих вместе с комплексообразователем внутреннюю сферу.
Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр.
Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений.
Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета.
Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где.
ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики.
Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает.
Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реакций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки.
ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие.
Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П.
Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами).
Источник
Опыт №8. Двойные соли
В трех пробирках приготовить раствор двойной соли (NH4)2SO4∙FeSO4∙6H2O (соли Мора), внеся в каждую по 6—8 капель воды и по одному микрошпателю соли. В одну пробирку к раствору соли Мора добавить 5 – 6 капель раствора сульфида аммония, в другую — столько же раствора хлорида бария. Выпавший черный осадок представляет собой сульфид железа (II). Отметить цвет осадков и написать ионные уравнения реакций их образования. На присутствие каких ионов в растворе двойной соли указывают эти реакции?
В третью пробирку добавить 7—8 капель 2 н. Раствора едкого натра и, укрепив в штативе опустить ее в водяную баню, нагретую почти до кипения. Подержать над пробиркой красную лакмусовую бумагу, смоченную водой, По изменению окраски лакмуса и по запаху определить какой газ выделяется из пробирки. Написать ионное уравнение протекающей реакции его образования. На присутствие каких ионов в растворе двойной соли указывает эта реакция?
Учитывая результаты опыта, написать уравнение электролитической дис- социации соли Мора.
Проверить действием раствора сульфида аммония обнаруживаются ли ионы Fe 2+ в растворе K4[Fe(CN)6]. Наблюдается ли выпадение черного осадка FeS? Почему?
Описать наблюдаемые явления. Ответить на вопросы, поставленные по ходу работы, и написать уравнения соответствующих реакций. Написать уравнение электролитической диссоциации K4[Fe(CN)6]. Чем отличается электролитическая диссоциация двойной соли от диссоциации соли, содержа щей устойчивый комплексный ион?
Опыт № 9. Гидратная изомерия аквакомплексов хрома (III)
Хлорид хрома СrСl3∙ 6Н2О образует изомеры различного цвета:
В Растворах все три изомера находятся в равновесии, состояние которого зависит от различных факторов, в частности, сильно зависит от температуры
В две пробирки поместить по несколько кристалликов хлорида хрома
СrСl3∙ 6Н2О и по 10 капель воды. Одну пробирку оставить в качестве контрольной, вторую — нагреть на кипящей микробане и наблюдать изменение окраски.
Какой изомер аквакомплекса хрома (III) преимущественно устойчив при комнатной температуре? При высокой температуре? Дать рациональные названия всех трех приведенных изомеров.
Лабораторная работа №10 Окислительно-восстановительные реакции
Приборы и оборудование: стаканы низкие (от 100мл.), тигель, водяная баня, пробирки лабораторные, пробирки кварцевые.
Реактивы: железо (оцинкованное, луженое), цинк (гранулированный), натрий(мет.), алюминий (порош.), сера (порош.), нитрат аммония (крист.), нитрит аммония (крист.), мишметалл, иод (крист.). магний (лента), пероксид бария, гептагидрат сульфита натрия, нитрит калия или натрия (крист.), тригидрат нитрата меди, висмутат натрия, дихромат аммония (крист.), пероксодисульфат калия или аммония (крист.), спирт этиловый, гексан, петролейный эфир.
Растворы: сероводородной воды (насыщенной), хлорной воды (насыщенной), бромной воды (насыщенной), иодной воды (насыщенной), крахмала, фенолфталеина (0,1% в 60% этиловом спирте), щавелевой кислоты (0,5 н), серной кислоты(2 н,4 н, конц.), хлороводородной кислоты (2 н), азотной кислоты (2 н), уксусной кислоты (2н), гидроксида натрия или калия (2н), р-р аммиака (2н, 25%), сульфата марганца (0,5н), сульфата меди(0,5 н), хлорида олова (II) (0,5 н), дихромата калия (0,5 н, насыщ.), перманганата калия (0,5 н), нитрата ртути (II) (0,5 н), нитрата серебра (0,1 н), формальдегида (10%-ный), пероксида водорода (3%-ный), иодида калия (0,5 н), сульфата цинка (0,5 н),хлорида железа (III) (0,5 н), гексацианоферрата (III) калия (0,5 н), оксосульфата титана (IV) (0,5 н), сульфида натрия или аммония (0,5 н), хлорида бария (0,5 н).
Опыт 1 Восстановительные свойства металлов – простых веществ s-,d- и f- элементов
В химический стакан с дистиллированной водой поместить кусочек металлического натрия. Какой газ выделяется? Добавить 0,5-1мл. р-ра фенолфталеина. Почему окрасился раствор?
Повторить опыт, взяв вместо натрия кусочек мишметалла (сплав редкоземельных элементов Се, Pr, Nd и др. с Fe). Если реакция будет идти медленно, добавить несколько капель 4н раствора серной кислоты. Помутнение раствора без кислоты происходит вследствие малой растворимости оксидов и гидроксидов редкоземельных элементов в воде, которые растворяются в серной кислоте.
В две пробирки внести по 0,5-1 мл. растворов: в первую – сульфат меди (II), во вторую — сульфата цинка. В обе пробирки опустить по железной полоске. Почему в растворе сульфата меди через 2-3 минуты на поверхности железа появился красный налет? После исчезновения голубой окраски реакционной смеси добавить в пробирку 0-5-1 мл. раствора гексацианоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6].Интенсивное посинение раствора указывает на возникновение в растворе Fe 2+ — ионов. Добавить K3[Fe(CN)6] во вторую пробирку. Происходит ли взаимодействие железа с сульфатом цинка?
Написать уравнение реакции взаимодействия натрия и церия с водой и взаимодействия железа с сульфатом меди.
Окислительные или восстановительные свойства проявляли натрий, церий и железо в этих реакциях? Почему железо не вытесняет цинк и его соли?
s -, p -, d- или f- элементами являются натрий, церий и железо? Написать электронные формулы и объяснить, почему в свободном состоянии они не могут быть окислителями?
Опыт 2 Окислительные и восстановительные свойства простых веществ p -элементов
а) Окислительные и восстановительные свойства молекулярных галогенов
Внести в две пробирки по 0,5-1 мл. иодной воды. В первую пробирку добавить несколько капель хлорной воды, во вторую – сероводородной воды. Что происходит с окраской растворов в обеих пробирках?
Написать уравнение протекающих реакций, учитывая, что в первом случае образуется хлороводородная и йодноватая HIO3 во втором случае помутнение раствора вызвано выделением коллоидной серы, являющийся одним из продуктов реакции.
Окислителем или восстановителем являются в этих реакциях иод или хлор? Какую отрицательную степень окисления и какую высшую положительную степень окисления проявляют галогены в своих соединениях?
б) Окислительные или восстановительные свойства серы
Опыт проводится в вытяжном шкафу.
Внести в тигель или кварцевую пробирку по 4-5 микрошпателей порошкообразного алюминия и серы и сильно прокалить на пламени горелки (осторожно! Возможен выброс реакционной массы). Охладить тигель, высыпать содержимое на фильтровальную бумагу и выбрать кусочек образовавшегося при нагревание сульфида алюминия. Положить его пробирку и добавить 2н растворов хлороводородной кислоты. По запаху определить, какой газ выделяется? Поместить кусочек серы в ложечку для спекания и сжечь ее. Что наблюдается?
Написать уравнение реакции взаимодействия серы с цинком. Какова степень окисления серы в полученном соединении? Какова степень окисления серы в SO2? Окислительные или восстановительные свойства проявляет свободная сера в каждом случае? Обратить внимание на окислительно-восстановительную двойственность p -элементов в виде простых веществ.
Опыт 3 Восстановительные свойства атомов p -элементов в отрицательной степени окисления
В две пробирки внести по 0,5-1 мл. бромной воды. В первую пробирку добавить немного сероводородной воды, во вторую – 25%-ного раствора аммиака. Что происходит с окраской растворов?
Написать уравнение реакции, учитывая, что одним из продуктов взаимодействия брома с сероводородом является сера, а во втором случае из аммиака образуется азот. Какие свойства в протекавших окислительно-восстановительных реакций проявляли сера (-II) и азот (-III)?
В третью пробирку внести 2-3 капли йода калия и добавить хлорной воды. Какое вещество окрасило раствор в коричневый цвет? Написать уравнение реакции. Чем являлись ионы I — в данном окислительно-восстановительном процессе?
Написать электронные формулы атома йода, серы, азота в отрицательных степенях окисления. Могут ли они являться окислителями в химических реакциях?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник