Сохранение экосистем бассейна озера байкал и байкальской природной территории
Таким образом, сохранение природных комплексов, биотического и ландшафтного разнообразия в пределах БЭЗ и ЭЗАВ не являются столь приоритетными с точки зрения главной задачи зонирования БПТ – сохранения озера Байкал и его ближайшего окружения. В табл. 4 приведены соотношения площадей экологических зон БПТ и ООПТ.
Важно отметить, что природоохранная парадигма БПТ базируется на идеях территориальной дифференциации, наиболее полно представленных в «Территориальной комплексной схеме охраны природы бассейна озера Байкал» (ТерКСОП Байкала) (1990) и на идеях сочетания рационального природопользования и сохранения природной среды, отраженных в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Функциональное зонирование еще в ТерКСОП Байкала предусматривало три зоны охраны с регламентацией в границах каждой из них режима природопользования и хозяйственной деятельности. В новой природоохранной парадигме эта идея способствует устойчивости или стабильности всей структуры зонирования, что, по сути, весьма близко к системам построения так называемого «экологического каркаса».
Экологический каркас включает природную и антропогенную части. Обычно природными «ядрами» являются строго охраняемые природные территории (например, заповедники и заповедные зоны национальных парков), которые могут быть связаны между собой иными ООПТ. Центрами антропогенной части являются города, промышленные узлы и, соответственно, связывающие их коммуникационные структуры или существенно измененные сельскохозяйственные угодья (пашни). Обе части экологического каркаса в месте наложения образуют территории ограниченного природопользования или менее строгого заповедания природных комплексов (традиционного природопользования, охранные (буферные) зоны ООПТ, частично сельскохозугодья – пастбища, сенокосы).
В новой парадигме территориальная охрана природы на БПТ, формально используя определенную в ТерКСОП Байкала структуру зонирования, смещает акцент с регламентации режимов природопользования на регламенты сохранения состояния природной среды в экологических зонах. Теперь уровни состояния природной среды и усиления режима охраны (ранее ограничений природопользования) ступенчато изменяются от периферии БПТ к ее центру. Структура экологических зон может быть определена как центростремительная или уровневая, имеющая направленность от границ антропогенного влияния к озеру Байкал и окружающему его ядру заповедания, где основанием природоохранного каркаса становится экологическое зонирование БПТ с границами внешних ЭЗАВ, БЭЗ и внутренней ЦЭЗ, а в природоохранную часть каркаса включаются ООПТ, причем ключевой является система заповедников и национальных парков в ЦЭЗ БПТ.
Следуя закону о Байкале можно выделить две главные цели создания БПТ:
– сохранение уникальной экосистемы озера Байкал и чистоты его воды;
– сохранение ООПТ международной категории – объекта всемирного природного наследия «Озеро Байкал», который включает помимо акватории озера Байкал его ближайшее окружение с собственным биотическим и ландшафтным разнообразием.
Для достижения первой цели основными задачами становятся:
– сохранение чистоты вод, поступающих в Байкал, где задача ложится в основном на БЭЗ БПТ, а также частью в ЦЭЗ БПТ (небольшие водотоки ближайших обращенных к Байкалу хребтов);
– сохранение чистоты воздуха, загрязняемого территорией-донором воздушных поллютантов ЭЗАВ, двумя заводами на Байкале и реке Селенге, то есть в ЦЭЗ БПТ (БЦБК и СЦКК), котельными Слюдянки и Северобайкальска;
– сохранение экосистемы Байкала, подразумевающее сохранение составляющих ее ценозов, их сочетаний, отдельных видов и их сообществ, а также редких, уникальных и эндемичных видов, что подразумевает организацию специальных аквальных ООПТ на Байкале, которых сейчас нет, а также регулярный мониторинг.
Для достижения второй цели основными задачами становятся:
– поддержание ситуации «поляризации экосистем» с разделением на участки допустимого использования и сохранения природных ресурсов;
– оптимизация системы ООПТ в центральной экологической зоне БПТ;
– развитие рекреационной и туристской деятельности, для обеспечения технологичного доступа к Байкалу.
С точки зрения названных целей и необходимых для их достижения задач следует признать, что существующая сеть ООПТ в целом соответствует природоохранной парадигме БПТ и является оптимальной в противовес каркасным построениям, базирующимся на бассейновом и административном подходах.
Таким образом, с появлением нового подхода к территориальной охране природы на предусмотренной законом БПТ появляются возможности более эффективного решения многих природоохранных задач региона, поскольку удается:
– избежать территориальных противоречий, связанных с проблемой совмещения природных и административных границ;
– принять или согласовать единые и/или сходные законодательные установления;
– применять единый или сходный менеджмент на ООПТ территории;
– дифференцировать оценки уровней воздействий в соответствии с территориальным планированием.
Результаты анализа особенностей размещения и статуса ООПТ в границах БПТ свидетельствуют об устойчивости структуры экологического каркаса БПТ, направленного от границ антропогенного влияния к озеру Байкал и окружающему его ядру заповедания, и подтверждают правомерность придания БПТ в рамках закона о Байкале статуса принципиально нового институционального образования. Опыт наложения на природную территорию общих или сходных институциональных условий с целью оптимизации территориальной охраны природы, позволяет признать Байкальскую природную территорию модельной и использовать этот опыт в других регионах России, когда рассматривается деятельность ООПТ различных категорий и статуса в составе нескольких субъектов РФ и при необходимости общего управления природной территорией вне административно-территориальных границ.
Глава 3. Функциональная модель развития территориальной охраны природы на Байкальской природной территории
Появившееся в Федеральном законе «Об охране озера Байкал» ключевое понятие БПТ становится парадигмой, позволяющей перейти к формированию новых представлений о территориальной охране природы и экономике природопользования. Необходимо выделить институциональную и экономическую составляющие в новой модели. На БПТ известна единственная и ограниченная схема принятого на уровне исполнительной власти обоснования по возмещению связанных с сохранением биоразнообразия затрат с учетом так называемого «Байкальского фактора» в виде дотаций на развитие экономики и социальной сферы Республики Бурятия (Бардаханова и др., 2001). Хотя в экономике природопользования подобные задачи находят научно обоснованное решение в рамках представлений об экстерналиях (внешних эффектах), а также факторах «внешних (экстернальных) издержек» для общества и будущих поколений (Коуз, 1993; Бобылев, Ходжаев, 2003).
Институциональная составляющая модели. Принятие закона о Байкале являлось обязательным условием Конвенции о всемирном наследии ЮНЕСКО, которое предполагает единое юридическое и управленческое поле для эффективного функционирования и надлежащего сохранения ООПТ международного уровня – объектов всемирного природного наследия, к которым был отнесен и ОВПН «Озеро Байкал». Выше было представлено понятие Байкальской природной территории, определенное этим законом, в котором содержатся недостаточно согласованные положения, три из которых необходимо выделить.
К первому несоответствию можно отнести тот факт, что определение БПТ не позволяет связать его с границами ОВПН «Озеро Байкал». Очевидно, что ОВПН «Озеро Байкал» и БПТ различные территории, хотя первичной задачей закона о Байкале являлась регламентация управления объектом природного наследия большой площади, сложной административной структурой и сложившейся системой использования природных ресурсов.
Вторым несоответствием кажется недостаточная обоснованность перечня территорий, входящих в состав БПТ. Непонятно является ли этот перечень территорий необходимым, но допускающим дополнения к этому обязательному списку, или же заведомо достаточным и обязательным для выделения БПТ. Такая ситуация допускает неоднозначность интерпретации определения БПТ, и, как следствие, затягивание начала реализации закона «Об охране озера Байкал». Продолжавшаяся 7 лет дискуссия в основном касалась соотношения границ центральной экологической зоны БПТ и ОВПН «Озеро Байкал» и выразилась в предложении пяти вариантов границы ЦЭЗ БПТ.
Третьим несоответствием является упоминание о «водосборной площади в пределах территории Российской Федерации». Российская часть бассейна озера Байкал состоит из двух участков, причем наименее известный, небольшой участок расположен в районе истоков реки Дэлгэр-Мурен в Туве, хотя далее река протекает по Монголии, впадая в Селенгу. Эта неточность, важная с точки зрения географии, никак не учитывается ни в самом законе о Байкале, ни в разрабатываемых к нему нормативных и подзаконных актах.
Институциональной основой функционирования ООПТ является федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995). ООПТ в границах БПТ представлены почти всеми основными категориями, перечисленными в этом законе, кроме того, как уже упоминалось, на БПТ расположена ООПТ международного статуса – ОВПН «Озеро Байкал». Ратификация Россией Конвенции ЮНЕСКО о всемирном наследии, принятие закона о Байкале, а также упоминание в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002), что «особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия. », позволяют считать ОВПН «Озеро Байкал» особо охраняемой природной территорией международного значения, законодательно признанной в России. Тем не менее, отсутствие специального федерального закона «О всемирном и национальном природном наследии в России» позволяет структурам, лоббирующим промышленную экспансию в ресурсных отраслях Сибири, игнорировать факт существования ОВПН «Озеро Байкал».
Территориальное планирование ОВПН «Озеро Байкал» и связанная с ней территориальная охрана природы во многом определяется существованием и деятельностью в его границах ООПТ: 3 заповедников, 3 национальных парков, причем Тункинский парк входит в ОВПН частично, 6 заказников и 2 рекреационных местностей. Более 70% береговой линии относится к ООПТ. Кроме так называемых «земель ООПТ» в состав ОВПН входят земли различных категорий и разного уровня подчинения. В пределах ОВПН «Озеро Байкал» находится 4 города, 81 село, 10 поселков, 14 железнодорожных станций и 2 деревни. Следует правда отметить, что из упомянутых 111 населенных пунктов не включены в состав ОВПН территории всех 4 городов (Байкальск, Северобайкальск, Слюдянка и Бабушкин) и поселка Култук, так как их земли не являются «природным наследием». В этом главное отличие ЦЭЗ БПТ от ОВПН «Озеро Байкал», имеющих общие внешние границы, которое не всегда отмечается при анализе этих территориальных образований.
ОВПН «Озеро Байкал» является чрезвычайно сложным объектом для осуществления своей основной цели – территориальной охраны природы. Поэтому при рассмотрении институциональных особенностей БПТ, включая ОВПН «Озеро Байкал», необходимо учитывать проблемы легитимизации землепользования, связанные с недостаточностью нормативно-правовой базы для применения Земельного и Градостроительного кодексов. Например, один и тот же участок может одновременно находиться в сфере законных интересов и контроля лесного ведомства, охотничьего хозяйства, муниципального образования, туристской фирмы и ООПТ.
Подобное институциональное противоречие является первой особенностью БПТ и действующих ООПТ в рассматриваемой функциональной модели территориальной охраны природы. Разрешение противоречия вполне допустимо и возможно только на пути принятия эволюционных или последовательных действий.
Земли в границах ОВПН «Озеро Байкал» являются различными по категориям и статусу, в том числе и на охраняемых территориях, в первую очередь в национальных парках и заказниках. В частности, более 20% земель в границах ООПТ не относятся к категории «земли ООПТ». Институциональным недоразумением (заложенным в федеральном законе об ООПТ) можно считать ситуацию, когда ликвидация нескольких заказников в границах БПТ не ведет к сокращению площади земель охраняемых природных территорий, поскольку земли заказников обычно относятся к землям лесного фонда.
Следует особо отметить, что до сих пор не начинаются работы, требуемые в соответствии с новым земельным законодательством, по межеванию и государственной регистрации всех земель, входящих в ОВПН и ООПТ. В свою очередь, без этих процедур невозможно территориальное планирование и подготовка обоснований по переводу земель из одних категорий в другие для эффективного управления территориями конкретных ООПТ и ОВПН в целом. Обновленный в 2004 году федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» не упрощает процедуру перевода.
Поэтому второй институциональной особенностью БПТ и действующих ООПТ в рассматриваемой функциональной модели территориальной охраны природы можно считать возможность перевода земель из одних категорий (сельхозназначения, земли поселений, госземзапаса и др.) в другие категории (ООПТ, рекреационного назначения и др.), а также изменять статус земель (федеральный, региональный, местный или муниципальный).
Организация новых ООПТ подразумевает расширение возможностей территориальной охраны природы. Среди планируемых ООПТ приоритетной является категория «природные парки» (24 из 29 основных категорий ООПТ). Эта категория охраняемых территорий является наиболее распространенной в таких странах как США и Германия. Именно природные парки среди прочих планируемых ООПТ в границах ОВПН «Озеро Байкал» должны стать наиболее значимыми с точки зрения пространственной организации сохранения, восстановления и поддержания биотического и ландшафтного разнообразия, а также развития рекреационной и туристской деятельности. Природные парки – категория, которая в соответствии с федеральным законом об ООПТ наравне с национальными парками в наибольшей степени отвечает задачам дифференциации и планировочных решений на территории ООПТ для организации как природоохранного режима, так и сохранения и использования рекреационных ресурсов. В соответствии с этим законом на территориях природных парков выделяются функциональные зоны, и данная категория ООПТ позволяет провести более гибкое планирование охраны и использования земель охраняемой территории, быть более компактными и управляемыми в сравнении с национальными парками, а также иметь собственную администрацию в отличие от заказников и памятников природы.
Таким образом, следующие характеристики природных парков, позволяют отнести их к третьей институциональной особенности деятельности ООПТ в рассматриваемой функциональной модели территориальной охраны природы на БПТ: компактность и ограниченность территории, односвязность территории с охватом наиболее сохранившихся ценных природных участков, гибкость в управлении и территориальном планировании, направленность на развитие рекреационной и туристской деятельности.
Предложены обоснования для организации и зонирования природных парков «Хакусы», «Слюдянские озера», «Ярки», «Куркулинский» на побережье Северного Байкала, «Утулик-Бабха» в наиболее посещаемой части Южного Байкала, «Посольский Сор» к югу от дельты Селенги, «Природного парка города Ангарска» в одной из промышленных зон и «Витязь» в юго-восточной части ЭЗАВ БПТ.
Приоритетным направлением развития рекреационной и туристской деятельности, сохранения рекреационных природных ресурсов является организация рекреационных территорий (РТ) – участков побережья вне ООПТ, используемых в рекреационных целях. В целом, все земли РТ должны разделяться на две категории: первая – места стационарного рекреационного использования или постоянного пребывания отдыхающих и посетителей, вторая – территории временного пребывания (территории для туристских маршрутов, экологических троп, терренкуров, интересных для посещения объектов, пляжей, кратких остановок и стоянок на оборудованных для этого площадках и т.п.). Такое разделение положено в основу перечня из 56 рекреационных территорий вокруг озера Байкал, обоснование которого приводится в работе А.Н.Антипова и Т.П.Калихман (2005) и на базе которой выделены первоочередные рекреационные территории в Государственном докладе «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2005 году».
Таким образом, в основании предлагаемой институциональной части функциональной модели должно быть положение о признании состояния на БПТ институциональной стабилизации и переходных процессов (Норт, 1997). Как следствие, с 1995 года (время принятия Федерального закона об ООПТ) на БПТ не было создано ни одной ООПТ высокого уровня, несмотря на многочисленные предложения и инициативы.
Вторым по значимости положением модели является признание состояния «неопределенности земельной принадлежности», что связано с невозможностью реализации субъектами природопользования на БПТ прав собственности, пользования и аренды участков земель. Очевидным следствием этого положения становится отсутствие реальных механизмов перевода одних категорий земель в иные, купли-продажи земель, создания ООПТ на землях, выводимых из хозяйственного использования, появления земель рекреационного назначения. Появление работоспособных механизмов прямо зависит от скорости реализации процессов межевания и государственной регистрации земель в соответствии с земельным и градостроительным законодательствами.
Третье положение модели – развитие на БПТ территориальной формы охраны природы в виде природных парков, наиболее распространенной категории ООПТ в странах с устойчивой экономикой, и для которых уже существуют формальные институты в федеральном законе об ООПТ. Природные парки вместе с рекреационными территориями могут дополнить и сделать систему ООПТ на БПТ соответствующей современным требованиям обеспечения доступа на ОВПН «Озеро Байкал».
Источник