Смысл стихотворения фонтан тютчева

Анализ стихотворения Фонтан Тютчева

Большую часть творчества гениального русского поэта Ф. И. Тютчева занимает пейзажная лирика. Поэт посвятил русской природе прекрасные стихотворения, он описывает и утро в горах, и летний вечер, и весеннюю грозу, и уход зимы. Особенность лирики Тютчева заключается в том, что он не просто восхищается красотами окружающего нас мира, удивляется мощью или нежностью природных явлений, но и находит в них источник для философских размышлений.

Именно таким и является стихотворение «Фонтан». На первый взгляд, это просто описание чудесной картиной бьющей ввысь воды, игрой света в водяных каплях, неизбежным падением струи с высоты. Первая строфа произведения описывает чувства прохожего, остановившегося полюбоваться прекрасным зрелищем потоков воды, с силой поднимающейся на «высоту заветную», замирающей там на мгновение «облаком живым», и падающей вниз под воздействием непонятной силы.

Но, наблюдая за движением воды, человек начинает сравнивать фонтан с человеческой мыслью. Так же, как и вода в фонтане, мысль живет по «закону непостижимому», она рвется вверх, неустанно стремится познать все тайны мира, проникнуть в глубины создания Вселенной, но ей суждено натолкнуться на некие пределы и «ниспасть на землю». Вторая строфа стихотворения представляет собой философское размышление о непостижимости Вселенной, о тщетности человеческих стремлений постичь законы природы.

Стихотворение эмоционально окрашено возвышенными метафорами, романтическими эпитетами. Использование восклицательных знаков во второй части стихотворения показывает, что автор согласен принять законы природы, управляющие движением воды, но ограниченность человеческой мысли, даже гениальной, удручает его.

Основная идея удивительного по своей глубине произведения Ф. Тютчева «Фонтан» проста: наш мир прекрасен и удивителен, но, к сожалению, он неисчерпаем и не может быть познан до конца. Можно пытаться достигнуть небывалых высот, но рано или поздно восхождение сменится падением. Осознание этой идеи ждет каждого человека.

Анализ стихотворения Тютчева Фонтан

Тютчев написал свое произведение «Фонтан» в 1839 году. В тот момент это было его самое насыщенное время в плане творчества. Это стихотворение способно погрузить и дать ощутить романтическую энергию. Тютчев ведет рассуждение о судьбе и неизбежности ее между человеком в сравнении с природой.

Смысл стихотворения состоит из раздумий поэта на тему определенности судьбы уготованной для человека. Поэт уверен, что есть особая предначертанность судьбы для каждого человека, которой он не сможет противостоять.

Лирик думает, что существует множество различий между желанием человека постичь все законы вселенной и рамки ее возможностей. Человек стремится наверх к новым познаниям, словно фонтан, который летит будто к небу, но и тут и там существует особая грань, которою пересечь нельзя. По уставу судьбы человек способен лишь вознестись на одну высоту, выталкивая ее на землю, словно струйки фонтана.

Основа произведения заключается в том, что в нем содержится любимый прием поэта-сравнение. Лирик сравнивает мысли человека и струи фонтана. Параллель представляет собой композицию из двух частей, где в первых восьми строфах говорится об экспрессивном и выразительном образе фонтана, а во втором восьмистишие повествуется о загадках мыслей человека.

Яркий колоритный образ прекрасного фонтана поэт создает с помощью различных эпитетов и метафор, а также строф, содержащих сравнения. Тютчев немного неожиданно сопоставляет фонтан и стихию огня, сравнивает его и оживленные облака.

Во второй части стихотворение существует баланс между смертностью людской мысли, которая лучом стремиться попасть в небо, для того чтобы познать таинство Бытия, загадку жизни и смысла существования человека на земле. Восемь строф показывающих внутреннее переживание главного героя, поэтически напитано благодаря применению обращений, восклицаний и вопросов.

Произведение перенасыщено многочисленными эпитетами такими как: «живое облако», «заветная высота», «сияющий фонтан». Также стихотворение содержит немаловажные метафоры в виде: «водомет смертной мысли», «фонтан клубится».

Обычное, присущее для Тютчева чувство общности великого человеческого духа и всего живого, создает высокие лирические образы произведения. Для фонтана не существует чего-либо замершего во времени, вода в фонтане постоянно течет, двигается, выталкивается ввысь с огромной силой. Словно струи фонтана — это мысли людей, которые подвержены непрерывному двигательному процессу, и которые находятся в неустанном поиске правды.

Читайте также:  Яма для надувной бассейн

В произведении «Фонтан» художнику удается точно передать ощущение непокорной людской души.

Кратко самое главное, по плану 10 класс, 7 класс

Картинка к стихотворению Фонтан

Популярные темы анализов

Как часто писатели и поэты переносят острые жизненные переживания, драмы на животный мир. Взять хотя бы знаменитые басни Крылова или те же русские народные сказки. С помощью такого приёма любая ситуация выглядит

Не секрет, что для женщины девятнадцатого века было обыкновенным иметь альбом, или, если будет угодно, дневник, который служил ей своеобразным хранилищем важных для нее заметок, рассуждений, памятных поздравлений, рисунков и стихов.

Раннее творчество Есенина, отличяется особым живописным восхвалением природы и ее красоты, об этом мы можем судить, прочитав стихотворение « Сыплет черемуха снегом », написанное в 1910 году, это произведение явно отличается от

Борис Леонидович Пастернак считается одним из ярких русских поэтов 20 века. Вдумчивый художник с тонкой душой, не мог остаться не замеченным. Все вокруг привлекало его внимание, он пытался понять и проникнуть в самую суть вещей.

Н.А. Некрасов родился в сложное время, эпоху перемен в политической и духовной жизни России. Середина 19 века была переломным моментом для страны. Многие его произведения имеют острую социальную направленность

Источник

Анализ стихотворения «Фонтан»

Стихотворение «Фонтан» относится к философской лирике Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта.

Это стихотворение очень необычно. С одной стороны, это просто восхищение чудесной картиной, рожденной контрастом света и воды (солнца и водяного дыма), но, прочитав стихотворение два, пять, десять раз, понимаешь, что это не так.

В основе стихотворения лежит принцип обращения, т.е. автор говорит ”смотри” — и в твоем воображении мгновенно возникает картина, под впечатлением которой мы переносимся в 1836 год, в один из ясных дней апреля. Стоит чудесная, жаркая погода, и рядом прохладный фонтан. Эту, казалось бы, непередаваемую картину изображает Тютчев, как бы обращаясь именно к тебе и декламируя эти стихи на фоне пейзажа — такое вот необычное создается впечатление.

С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым. Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной. Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может — её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю». Внутри каждой строфы ощущается линия «подъема: и «нисхождения».

Композиция стихотворения «Фонтан».

Стихотворение композиционно делится на две части — на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй — поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной».

Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо).

Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть — философское размышление. Связь между частями прямая и неразрывная — сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.

Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой. В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой. Во второй строфе — не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (! .. ).

Риторические восклицания и риторический вопрос вовлекают читателя в авторские раздумья. Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения.

Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы Ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан. К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень,
соединяющий их посередине — и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно. Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды — к небу, человеческой мысли — к истине.

Читайте также:  Природные бассейны для дачи

Идея стихотворения.

Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца.

Образ фонтана в стихотворении.

Фонтан не просто архитектурное сооружение, наполненное водой, которая циркулирует туда-сюда. Сразу ясно: это “живое облако”, состоящее из миллиардов капелек, которые играют, переливаются на солнце, создавая чудесный “огнецветный” дым.

В первом восьмистишии детально нарисована картина фонтана, искрящегося на солнце, удивительно точно передан физический процесс поднятия воды на “высоту заветную” и последующее падение под действием силы тяжести, а также оптический эффект преломления света в каплях.

Тютчев не останавливается на физической картине, он идет дальше, приводя свои размышления и отождествляя фонтан с «человеческим». Обязательно надо отметить, что во втором восьмистишии присутствует обращение. Первые два стиха начинаются с “О”, которое в сочетании с особенным словом “водомет”, синонимом фонтана, и эпитетом “неистощимый” передают восхищение автора. Картинка фонтана растворяется и исчезает совсем. Ее рассеивает слово “смертной”. Вот оно — непосредственно человеческое — мысль. Мысль необычная, пленительная, как капли фонтана, и потому мысль сравнима именно с полетом капли. Сравнение необычно, что свойственно поэтической мысли. Итак, полет поэтической мысли, “заветная высота” которого — признание мысли.

Мысль движется по “закону непостижимому”, значит, по Тютчеву, существует высшая сила, управляющая направлением и содержанием мысли. Фонтан рвется к небу. Именно “рвется”, это слово подчеркивает быстроту, скорость, силу и неотвратимость “человеческого фонтана” — мысли.

Человечеству запоминаются “упорные лучи”, пущенные фонтаном мысли и управляемые “незримой дланью”. Фонтан, как человек, может развалиться, умереть со временем; мысль же, если она стоящая, будет вечной.

Художественные особенности стихотворения.

Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека. В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника. Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан … клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осуждён).

Тютчев мастерски построил даже описание самой картины. Первые две строки являют собой законченную мысль, возникает картина в черно-белых тонах, на которой лишь представлено место действия, а в конце стоит “точка с запятой” — первый этап впечатления прошел. На глазах картина оживает, наполняется красками: красными, оранжевыми, желтыми. Фонтан начинает бить, причем медленно, крупным планом видна одна крупная капля. которая взлетает и падает. Лишь она упала, как картина исчезает, о чем и свидетельствует “точка” в конце первого восьмистишия, а когда капля достигает своего апогея, она зависает там на некоторое время, и в этом месте она светится особенно ярко. Продолжительность в этом месте показана “тире”

Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри…» , — которое содержит обращение и призыв.

Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.

Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчеркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный). Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань). Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт, чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам.

Читайте также:  Емкость для бассейна пластиковая для дачи

В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч « смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной.

Заканчивается произведение словом « высоты» . Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении эпитета заветная). Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.

На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз. В этом движении есть некая обречённость — кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.

Первый круг небольшой — это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный мир.

Второй круг намного больше — это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек.

Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй — словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма — кольцевая.

Источник

«Фонтан», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Фонтан», написанное Ф. Тютчевым в 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы «Фауста» Гете. В «Фонтане» Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы.

Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы человека. Тютчев полагает, что существует некая заданность в судьбе человека, которую он никогда не сможет преодолеть.

Художник раздумывает над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли познать все законы мироздания и ограниченностью ее возможностей. Человеческая мысль стремится ввысь, к познанию, подобно фонтану, устремленному к небу, однако в обоих случаях есть определенная граница, за которую нельзя перейти. Незримый закон судьбы – «длань незримо-роковая»— позволяет человеческой мысли подняться только на определенную высоту, ниспровергая ее затем на землю, подобно струям фонтана.

В основу стихотворения положен излюбленный тютчевский прием – поэтическое сравнение. Поэт параллельно развивает две темы: струй фонтана как явления внешнего мира и «водомета» человеческой мысли. Параллелизм определяет двухчастную композицию произведения: стихотворение разделено на две логических части с четким разделением содержания по строфам. Первое восьмистишие создает яркий, выразительный образ фонтана, второе восьмистишие посвящено внутренней природе человеческой мысли.

Прекрасную многоцветную картину «сияющего» фонтана Тютчев изображает при помощи эпитетов, выполняющих роль метафор («высоты заветной», «влажный дым», «пылью огнецветной»), сравнений, содержащих метафоры («облаком живым фонтан сияющий клубился»). Художник очень неожиданно сравнивает фонтан с огненной стихией («пламенеет», «клубится», «влажный дым»), отождествляет фонтан с «живым облаком».

Вторая часть «Фонтана» посвящена по контрасту «смертной мысли» человека, мысли, которая «лучом упорным» «к небу рвется», чтобы постичь тайну Бытия, тайну существования и предназначения самого человека. Восьмистишие, передающее внутреннее состояние лирического героя, эмоционально насыщено за счет обращений («О смертной мысли водомет// О водомет неистощимый!»), риторических вопросов ((«Какой закон непостижимый// Тебя стремит, тебя мятет?»), риторическими восклицаниями («как жадно к небу рвешься ты!»).

Философская элегия написана трехстопным ямбом с пиррихием, создающим эффект движения струй воды вверх. Тютчев использует в «Фонтане» кольцевую рифмовку, которая словно повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана вверх-вниз.

Стихотворение богато разнообразными эпитетами («облаком живым», «высоты заветной», «фонтан сияющий») и метафорами («фонтан клубится», «смертной мысли водомет»).

Органически присущее Тютчеву ощущение тождества природы и человеческого духа возвышает поэтические образы стихотворения. В фонтане нет ничего застывшего, вода в нем всегда движется, выбрасывается с необыкновенным напором. Подобно струе фонтана человеческая мысль находится в постоянном движении, в постоянном поиске истины.

В стихотворении «Фонтан» Тютчев, передав с потрясающей силой бунтарскую стихию человеческой души, сжато, остро и выразительно утверждает идею неразрывности жизни человека с жизнью Веселенной.

Источник

Оцените статью