Цитаты из поэмы «Бахчисарайский фонтан»
Цитаты из поэмы «Бахчисарайский фонтан»
Вторая восточная байроническая поэма А. С. Пушкина, написана им в 1821—1823 годах (во время южной ссылки) под впечатлением от посещения Ханского дворца, Бахчисарайского дворца крымских ханов.
Поэма была начата весной 1821 года. В письме своему брату Пушкин упоминал о нежелательности печати поэмы из-за того, что «многие места относятся к одной женщине, в которую я был очень долго и очень глупо влюблен».
Гирей сидел, потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
На Русь ли вновь идет войною,
Несет ли Польше свой закон,
Горит ли местию кровавой,
Открыл ли в войске заговор,
Страшится ли народов гор,
Иль козней Генуи лукавой?
Его душа любви не просит;
Как истукан, он переносит
Насмешки, ненависть, укор,
Обиды шалости нескромной,
Презренье, просьбы, робкий взор,
И тихий вздох, и ропот томный.
Он тут; он видит, равнодушный,
Прелестниц обнаженный рой;
Он по гарему в тьме ночной
Неслышными шагами бродит:
Ступая тихо по коврам,
К послушным крадется дверям,
От ложа к ложу переходит;
Что ж полон грусти ум Гирея?
Чубук в руках его потух;
Недвижим и дохнуть не смея,
У двери знака ждет эвнух.
Встает задумчивый властитель;
«Дарует небо человеку
Замену слез и частых бед:
Блажен факир, узревший Мекку
На старости печальных лет.
Он изменил. Но кто с тобою,
Грузинка, равен красотою?
Вокруг лилейного чела
Ты косу дважды обвила;
Недавно юная Мария
Узрела небеса чужие;
Недавно милою красой
Она цвела в стране родной;
Давно ль? И что же! Тьмы татар
На Польшу хлынули рекою:
Не с столь ужасной быстротою
По жатве стелется пожар.
Увы! Дворец Бахчисарая
Скрывает юную княжну.
В неволе тихой увядая,
Мария плачет и грустит.
Настала ночь; покрылись тенью
Тавриды сладостной поля;
Вдали, под тихой лавров сенью
Я слышу пенье соловья;
Как милы темные красы
Ночей роскошного Востока!
Как сладко льются их часы
Для обожателей Пророка!
Ее дрожащая рука
Коснулась верного замка…
Вошла, взирает с изумленьем…
И тайный страх в нее проник.
Зачем ты здесь?» — «Я шла к тебе,
Спаси меня; в моей судьбе
Одна надежда мне осталась…
Я долго счастьем наслаждалась,
Была беспечней день от дня…
И тень блаженства миновалась;
Я гибну. Выслушай меня.
Опустошив огнем войны
Кавказу близкие страны
И села мирные России,
В Тавриду возвратился хан
И в память горестной Марии
Вовдвигнул мраморный фонтан
Желанья тайные мои
Сбылись. Гирей для мирной неги
Войну кровавую презрел,
Пресек ужасные набеги
И свой гарем опять узрел.
Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
В горах, дорогою прибрежной,
Привычный конь его бежит
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет, и шумит
Вокруг утесов Аю-дага…
Тема: цитаты из поэмы «Бахчисарайский фонтан» с картинками
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Аудиокниги (160)
- Бисер (104)
- Образование (103)
- Православие (50)
- святые места (8)
- Притчи и молитвы (41)
- Исторические персонажи и прочее (45)
- Великолепие прошлого (17)
- красота из прошлого (11)
- старинные кружева (6)
- Винтаж (26)
- Вышивка (3089)
- барджелло (57)
- хардангер (3)
- бахромчатый шов (7)
- бисер (137)
- вышивка лентами (12)
- гладь (58)
- крестиком (2789)
- Вязание (21677)
- Журналы.Азия. (770)
- вязание для кукол (134)
- детям (1047)
- для прекрасных мини-леди (345)
- журналы по вязанию (872)
- машинное вязание (632)
- программы (18)
- мои рукоделки (7)
- Вязание крючком (11384)
- филеечка (1283)
- «Страна Мам» (469)
- безотрывное вязание (443)
- крючок+ткань (47)
- фриформ (37)
- вяжет Марсело Нуньес (18)
- Анна_Гайдукова-золотые руки (15)
- брюки, шорты (13)
- зонтики (11)
- рукавички ,перчатки,митенки (11)
- для мужчин (10)
- вязание с бисером (2)
- мои рукоделки (1)
- бабушкин квадрат (181)
- береты (87)
- болеро (127)
- брюгге (87)
- воротнички (71)
- вязание на вилке (5)
- двойка (43)
- для дома (228)
- жакет (627)
- жилет (291)
- игрушки (152)
- кайма (212)
- кардиган (138)
- ирландское кружево (908)
- костюм (110)
- круглая кокетка (232)
- ленточное кружево (104)
- летние кофточки (867)
- накидки и пончо (98)
- носочки и тапочки (69)
- пальто (33)
- перуанские мотивы (18)
- платье (675)
- покрывало (199)
- приятные мелочи для кухни (115)
- сумки (144)
- пуловер (395)
- румынское кружево (87)
- салфетки крючком (327)
- сарафан (79)
- свитер (17)
- скатерти (150)
- топы (128)
- туника (364)
- тунисское вязание (347)
- узоры (925)
- цветы (268)
- чему можно научиться (300)
- шали (79)
- шапки, шляпки (235)
- шарфы (146)
- шнур (43)
- юбки (209)
- Яна_Львовна_Федина (25)
- Вязание спицами (7699)
- жаккард (493)
- рукавицы, перчатки,митенки (204)
- «Страна Мам» (132)
- болеро (33)
- скатерть (15)
- пэчворк (4)
- двойка (79)
- джемпер (21)
- жакеты (679)
- жилет (153)
- игрушки (13)
- кардиган (223)
- костюм (28)
- круглая кокетка (324)
- летние кофточки (485)
- мк (857)
- накидки и пончо (55)
- носочки калготки (145)
- пальто (58)
- перуанские мотивы (5)
- платье (239)
- пуловер (1303)
- свитер (267)
- спицы для мужчин (255)
- тапочки (56)
- туника (143)
- узоры (1324)
- шали (156)
- шапки и береты (344)
- шарфы (153)
- юбка (28)
- Дела домашние (132)
- чистота в доме (43)
- всё про соду (4)
- ремонт жилья (56)
- соль (2)
- Дела садовые (490)
- всё о виктории (34)
- овощи (32)
- всё о малине (13)
- Игорь Лядов (6)
- капуста (8)
- картофель (12)
- огурцы (33)
- помидоры (84)
- рассада (54)
- рукоделки на даче (68)
- цветы (137)
- Для дневника (87)
- Для компьютера (205)
- программы (170)
- Для меня (1727)
- народная медицина (818)
- женщина (76)
- Моя родина-Россия (60)
- комнатные цветы (75)
- маски (348)
- правила жизни (86)
- стихи (169)
- традиции (10)
- Живопись (134)
- живопись кругом (16)
- история создания шедевра (16)
- учимся рисовать (36)
- художники (65)
- Кулинария (2841)
- заготовки на зиму (167)
- мясные деликатесы (145)
- вкуснота из овощей (120)
- на сладкое (78)
- рыба (71)
- блины (57)
- мультиварка, хлебопечка (39)
- вареники, манты,пелемени (38)
- из яиц (26)
- из молока (12)
- всё для поста (61)
- всё из тыквы (62)
- вторые блюда (183)
- выпечка (1213)
- напитки (54)
- оформление блюд (12)
- пироги (211)
- салаты (218)
- соусы и заправки (41)
- хлеб (81)
- Моё видео (797)
- актёрские судьбы (91)
- Бабье лето (23)
- балет (121)
- города и страны (10)
- документальное кино (29)
- Звёздные пары (16)
- мультфильмы (22)
- опера (100)
- спектакли (88)
- танцы (3)
- фильмы (226)
- Чтобы помнили (46)
- Э.Радзинский (18)
- Музыка (646)
- классическая музыка (398)
- Моцарт (86)
- музыка (50)
- Рахманинов (47)
- Чайковский (59)
- Николай Второй (70)
- семья последнего царя (60)
- Праздники (170)
- Крещение Господне (6)
- Новый год (61)
- Пасхалия (70)
- Рождество (46)
- Пуговицы и приспособления (6)
- Рукотворчество (360)
- лоскутное шитьё (127)
- рисуем (32)
- декупаж (27)
- папье-маше (4)
- макраме (2)
- кинусайга (1)
- коробочки (34)
- плетение (28)
- плетение из газетных трубочек (26)
- пэчворк (6)
- солёное тесто (22)
- холодный фарфор (20)
- яичная скорлупа (3)
- Шитьё (911)
- брюки (20)
- для детей (42)
- для швейной машинки (23)
- мк по шитью (483)
- мужская мода (12)
- платье (37)
- скорняжное дело (2)
- трикотаж (2)
- шитьё для женщин (182)
- шитьё для кукол (22)
- шторы (61)
- юбки (17)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
Бахчисарайский фонтан Это цитата сообщения Barucaba
Четверг, 21 Февраля 2013 г. 23:26 + в цитатник
Бахчисарайский фонтан
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль.
Фонтан слез (сельсебиль) — творение мастера Омера в память рано умершей жены Крым-Гирея. Её личность совершенно не выяснена и окутана поэтическими легендами. Одну из легенд услышал А.С. Пушкин в семействе генерала Раевского, вместе с которым путешествовал по Кавказу и Крыму в 1820 г. и в это же время побывал в Бахчисарае. Легенда о Марии Потоцкой, похищенной в Польше и жившей в гареме под именем Диляры-Бикеч, ее смерть от руки ослепленной ревностью Заремы, фонтан, установленный в память о ней, вдохновили Пушкина на поэму «Бахчисарайский фонтан» и стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца». А в 1934 году был поставлен балет «Бахчисарайский фонтан» — хореографическая поэма по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина композитора Бориса Асафьева, балетмейстером Ростиславом Захаровым по сценарию Николая Волкова.
Гирей сидел потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
Всё было тихо во дворце;
Благоговея, все читали
Приметы гнева и печали
На сумрачном его лице.
Сцены из балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан»
Главные роли исполнили: Галина Уланова (Мария), Майя Плисецкая (Зарема), Пётр Гусев (Гирей), Юрий Жданов, Игорь Бельский .
Опустошив огнем войны
Кавказу близкие страны
И селы мирные России,
В Тавриду возвратился хан
И в память горестной Марии
Воздвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный.
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали,
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали.
Источник
Бахчисарайский фонтан
Точность | Выборочно проверено |
- Статья в Википедии
- Тексты в Викитеке
«Бахчисарайский фонтан» — романтическая поэма Александра Пушкина 1823 года, впервые изданная 10 марта 1824. Основное сюжетное положение перенесено из уничтоженной автором поэмы «Разбойники» [1] (до того к нему было опубликовано вступление — «Братья разбойники»). По просьбе Пушкина Пётр Вяземский написал предисловие — «Разговор между Издателем и Классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова», вызвавший журнальную полемику с М. А. Дмитриевым [2] .
Содержание
Цитаты [ править ]
Гирей сидел потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
Все было тихо во дворце;
Благоговея, все читали
Приметы гнева и печали
На сумрачном его лице.
Но повелитель горделивый
Махнул рукой нетерпеливой:
И все, склонившись, идут вон.
Один в своих чертогах он;
Свободней грудь его вздыхает,
Живее строгое чело
Волненье сердца выражает.
Так бурны тучи отражает
Залива зыбкое стекло.
Что движет гордою душою?
Какою мыслью занят он?
На Русь ли вновь идёт войною,
Несёт ли Польше свой закон,
Горит ли местию кровавой,
Открыл ли в войске заговор,
Страшится ли народов гор,
Иль козней Генуи лукавой? — начало
Жёны робкие Гирея,
Ни думать, ни желать не смея,
Цветут в унылой тишине;
Под стражей бдительной и хладной
На лоне скуки безотрадной
Измен не ведают оне.
В тени хранительной темницы
Утаены их красоты:
Так аравийские цветы
Живут за стёклами теплицы.
Для них унылой чередой
Дни, месяцы, лета проходят
И неприметно за собой
И младость и любовь уводят.
Однообразен каждый день,
И медленно часов теченье.
В гареме жизнью правит лень;
Мелькает редко наслажденье.
Младые жёны, как-нибудь
Желая сердце обмануть,
Меняют пышные уборы,
Заводят игры, разговоры,
Или при шуме вод живых,
Над их прозрачными струями
В прохладе яворов густых
Гуляют лёгкими роями.
Меж ними ходит злой эвнух,
И убегать его напрасно:
Его ревнивый взор и слух
За всеми следует всечасно.
Его стараньем заведён
Порядок вечный. Воля хана
Ему единственный закон;
Святую заповедь Корана
Не строже наблюдает он.
Встаёт задумчивый властитель .
Идёт в заветную обитель
Ещё недавно милых жён.
Беспечно ожидая хана,
Вокруг игривого фонтана
На шёлковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне.
Нарочно к ней на дно иные
Роняли серьги золотые.
Кругом невольницы меж тем
Шербет носили ароматный…
Зарему разлюбил Гирей.
Он изменил. Но кто с тобою,
Грузинка, равен красотою?
Твои пленительные очи
Яснее дня, чернее ночи;
Чей голос выразит сильней
Порывы пламенных желаний?
Чей страстный поцелуй живей
Твоих язвительных лобзаний?
Как сердце, полное тобой,
Забьётся для красы чужой?
Но, равнодушный и жестокий,
Гирей презрел твои красы
И ночи хладные часы
Проводит мрачный, одинокий
С тех пор, как польская княжна
В его гарем заключена.
Тьмы татар
На Польшу хлынули рекою:
Не с столь ужасной быстротою
По жатве стелется пожар.
Обезображенный войною,
Цветущий край осиротел;
Исчезли мирные забавы;
Уныли селы и дубравы,
И пышный замок опустел.
Тиха Мариина светлица…
В домовой церкви, где кругом
Почиют мощи хладным сном,
С короной, с княжеским гербом
Воздвиглась новая гробница…
Отец в могиле, дочь в плену,
Скупой наследник в замке правит
И тягостным ярмом бесславит
Опустошённую страну.
Увы! Дворец Бахчисарая
Скрывает юную княжну.
В неволе тихой увядая,
Мария плачет и грустит.
Гирей несчастную щадит:
Её унынье, слёзы, стоны
Тревожат хана краткий сон,
И для неё смягчает он
Гарема строгие законы.
Вошла, взирает с изумленьем…
И тайный страх в неё проник.
Лампады свет уединенный,
Кивот, печально озаренный,
Пречистой девы кроткий лик
И крест, любви символ священный,
Грузинка! всё в душе твоей
Родное что-то пробудило,
Всё звуками забытых дней
Невнятно вдруг заговорило.
Пред ней покоилась княжна,
И жаром девственного сна
Её ланиты оживлялись
И, слез являя свежий след,
Улыбкой томной озарялись.
Так озаряет лунный свет
Дождём отягощённый цвет.
Спорхнувший с неба сын эдема,
Казалось, ангел почивал
И сонный слёзы проливал
О бедной пленнице гарема…
Увы, Зарема, что с тобой?
Стеснилась грудь её тоской,
Невольно клонятся колени,
И молит: «Сжалься надо мной,
Не отвергай моих молений.
Я долго счастьем наслаждалась,
Была беспечней день от дня…
И тень блаженства миновалась;
Я гибну. Выслушай меня.
Я в безмятежной тишине
В тени гарема расцветала
И первых опытов любви
Послушным сердцем ожидала.
Желанья тайные мои
Сбылись. Гирей для мирной неги
Войну кровавую презрел,
Пресёк ужасные набеги
И свой гарем опять узрел.
Пред хана в смутном ожиданье
Предстали мы. Он светлый взор
Остановил на мне в молчанье,
Позвал меня… и с этих пор
Мы в беспрерывном упоенье
Дышали счастьем; и ни раз
Ни клевета, ни подозренье,
Ни злобной ревности мученье,
Ни скука не смущала нас.
Мария! ты пред ним явилась…
Увы, с тех пор его душа
Преступной думой омрачилась!
Гирей, изменою дыша,
Моих не слушает укоров,
Ему докучен сердца стон;
Ни прежних чувств, ни разговоров
Со мною не находит он.
Ты преступленью не причастна;
Я знаю: не твоя вина…
Итак, послушай: я прекрасна;
Во всём гареме ты одна
Могла б ещё мне быть опасна;
Но я для страсти рождена,
Но ты любить, как я, не можешь;
Зачем же хладной красотой
Ты сердце слабое тревожишь?
Оставь Гирея мне: он мой;
На мне горят его лобзанья,
Он клятвы страшные мне дал,
Давно все думы, все желанья
Гирей с моими сочетал;
Меня убьёт его измена…
Отдай мне радость и покой,
Отдай мне прежнего Гирея…
Не возражай мне ничего;
Он мой! он ослеплён тобою.
Презреньем, просьбою, тоскою,
Чем хочешь, отврати его;
Клянись
Зарему возвратить Гирею…
Но слушай: если я должна
Тебе… кинжалом я владею,
Я близ Кавказа рождена».
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
Среди безмолвных переходов
Бродил я там, где бич народов,
Татарин буйный пировал
И после ужасов набега
В роскошной лени утопал.
Ещё поныне дышит нега
В пустых покоях и садах;
Играют воды, рдеют розы,
И вьются виноградны лозы,
И злато блещет на стенах.
Поклонник муз, поклонник мира,
Забыв и славу и любовь,
О, скоро вас увижу вновь,
Брега весёлые Салгира!
Волшебный край! очей отрада!
Всё живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада…
Всё чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный,
В горах, дорогою прибрежной,
Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит
Вокруг утёсов Аю-дага… — конец
О поэме [ править ]
… похвалы [поэме] и критики на неё уже так истёрлись от беспрестанного обращения, что мне остаётся только сказать: она пленительна и своенравна, как красавица Юга. [2]
… надобно с сим прелестным произведением Пушкина в руках обойти развалины дворца Гиреев, подобно как с «Енеидою» осматривать остатки Трои, чтоб почувствовать всю силу гения, согласиться, что истинная поэзия заключает в себе совершенное волшебство. [4] [2]
Пушкин в сей поэме достиг до неподражаемой зрелости искусства в поэзии выражений, а в сцене Заремы с Марией уже ясно обнаружил истинное драматическое дарование, с большим блеском впоследствии развившееся… [5] [6] — единственная рецензия на выход 3-го издания [6] При одном этом имени на вас, кажется, веет прохладою поэзия. Эта маленькая стихотворная повесть составляет один из драгоценнейших перлов в венце поэтической славы Пушкина. Вообще «Бахчисарайский фонтан» — роскошно-поэтическая мечта юноши, и отпечаток юности лежит равно и на недостатках его и на достоинствах. Во всяком случае это — прекрасный, благоухающий цветок, которым можно любоваться безотчётно и бестребовательно, как всеми юношескими произведениями, в которых полнота сил заменяет строгую обдуманность концепции, а роскошь щедрою рукою разбросанных красок — строгую отчётливость выполнения. |
— Виссарион Белинский, «Сочинения Александра Пушкина», статья шестая, февраль 1844 |
Условная фабула в сочетании с условными героями вытравили «документальность», застилизовали её. Может быть, в том обстоятельстве, что самые методы работы не развились, причина того, что сам Пушкин ставил «Бахчисарайский фонтан» ниже «Кавказского пленника». Поэма более всего приближается к канону романтической поэмы отрывочностью формы, иногда намеренной несвязностью хода рассказа, некоторой нарочитой неясностью содержания, лиризмом, проникающим всю поэму, и особенной музыкальностью стиха. В этом отношении «Бахчисарайский фонтан» представляет собой удивительное явление: музыкальный подбор звуков, мелодическое течение речи, необыкновенная гармония в развертывании, чередовании поэтических образов и картин — выделяют эту поэму среди всех поэм Пушкина… [1] Александр Пушкин [ править ]Здесь Туманский. я прочёл ему отрывки из Бахчисарайского фонтана, сказав, что я не желал бы её напечатать, потому что многие места относятся к одной женщине, в которую я был очень долго и очень глупо влюблён [К 2] , и роль Петрарки мне не по нутру. Туманский принял это за сердечную доверенность и посвящает меня в Шаликовы [К 3] — помогите! Бахчисарайский фонтан, между нами, дрянь, но эпиграф его [К 4] прелесть. Конечно ты прав [К 5] , и вот тебе перемены . |
— письмо Петру Вяземскому, 1—8 декабря 1823 |
Радуюсь, что мой «Фонтан» шумит. Недостаток плана не моя вина. Я суеверно перекладывал в стихи рассказ молодой женщины. Впрочем, я писал его единственно для себя, а печатаю потому, что деньги были нужны. |
— письмо А. А. Бестужеву, 8 февраля 1824 |
На каком основании начал свои действия дедушка Шишков? Не запретил ли он «Бахчисарайский фонтан» из уважения к святыне Академического словаря и неблазно составленному слову водомёт? [К 7] |
— письмо Л. С. Пушкину, 13 июня 1824 |
В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюблённаго хана. К** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes . Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошёл дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. N. N. почти насильно повёл меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище. |
— письмо А. А. Дельвигу, середина декабря 1824. [К 8] |
«Бахчисарайский фонтан» слабее Пленника и, как он, отзывается чтением Байрона, от которого я с ума сходил. 1824 [ править ]Народная молва, основавшая сбивчивую повесть на памятнике, сооружённом горестию крымского хана в честь красоты, сделалась добычею жреца муз и его сильною волею перенесена с берегов Салгира в область прекрасного. Но предание и в новом жилище сохранило нравы своей родины: стихи поэмы проникнуты духом восточных обычаев и цветут азиятскою роскошью, подчинённою законам образованного вкуса. Покров уныния, накинутый на целое творение, составляет пленительную противуположность с живыми красками подробностей, раскрывающих блестящие цветы свои под пеленою полупрозрачною. Так поэзия соединяет по могущественному закону изящества части, в обыкновенном мире враждующие; так истинное дарование берёт дань со всех климатов и образует новый, прекрасный мир! |
— Матвей Карниолин-Пинский, «Бахчисарайский фонтан», 16 марта |
Наименовав автора, не имеем нужды в похвале сему новому цветку роскошной музы нашего юного Саади [К 9] , дышащему свежестию родных долин своих. Скажем только нашим читательницам, что не могут они иметь русской поэзии, которая была бы для них приятнее, была способнее угодить их нежному вкусу и внушить им любовь к изящным произведениям отечественной литературы. Это фонтан, бьющий розовою водою, которая разливает благоухание в чистейшей атмосфере прелестного Востока и утоляет пламенную жажду чувства и воображения. [12] [2] |
— вероятно, Пётр Шаликов, «Бахчисарайский фонтан. Поэма А. С. Пушкина» |
«Бахчисарайский фонтан» привлекает в книжные лавки множество покупателей. Этот фонтан оживит басню о золотом дожде Юпитера с тою только разницею, что вместо прекрасной Данаи русские книгопродавцы пользуются драгоценными каплями оного. Вероятно, вскоре вовсе не будет в продаже сего прелестного сочинения. [13] [2] План не хитрый, не многосложный, но искусно развернутый; ход лёгкий, связь естественная, занимательность час от часу возрастает; характеры привязывают, положения трогают. Пушкин везде находит случай говорить сердцу и не приводит нас в досаду неуместною шутливостью там, где должно трогать; не чуждается высокого, если оно ему представляется, и трагического, если оно не чуждо его предмету. |
— Александр Воейков, «О поэмах А. С. Пушкина и в особенности о „Бакчисарайском фонтане“» |
В «Бахчисарайском фонтане» есть прелестные картины, достойные кисти лучших художников; но воображению некоторые из оных необходимо нужно пополнять или довершать. |
— Валериан Олин, «Критический взгляд на „Бахчисарайский фонтан“, соч. А. Пушкина» |
… начну с новости, приятной всякому, с появления «Бахчисарайского фонтана» на горизонте северном. Этот феномен расшевелит много грамотных и безграмотных, любителей и губителей словесности. |
— Борис Фёдоров, «Письма в Тамбов о новостях русской словесности» (I) |
… «Фонтан» что такое, и сказать не умею; смыслу вовсе нет. что за Мария? что за Зарема? Как они умирают? Никто ничего не знает, одним словом, это romantique. Стихи, или, лучше сказать, стишки сладенькие, водяные, раз читаются, а два никак. [2] … юн[ый] атлет победил всех своих соперников. Пушкин подарил нас своим «Бахчисарайским фонтаном», который мне нравится более всех прежних его стихотворений: в нём, при прежней прелести стихов, план лучше и характеры оригинальнее… [18] [2] Источник |