Фонтан Девушка с кувшином. Царское село
Соколов П. П. Девушка с кувшином. Екатерининский парк Царского Села, 1816
Девушка с кувшином (Молочница) — фонтан в Екатерининском парке Царского Села в Санкт-Петербурге (автор проекта — А. А. Бетанкур, скульптор — П. П. Соколов), памятник архитектуры начала XIX века федерального и международного значения.
Первоначально в этом месте находился родник, служивший началом ручья Вангазя. При Екатерине II к роднику построили каменную лестницу, а над струей и деревянным желобом, по которому она текла, была устроена арка на колоннах.
В 1808—1810 годах территорию между Большим прудом и Гранитной террасой превратили в уступы, были проложены дорожки, а устье бокового канала превратили в фонтан (проект инженера А. А. Бетанкура). Фонтан был запущен в 1810 году к столетию Царского Села. Статую создал скульптор П. П. Соколов. Первоначально она была алебастровой.Бронзовая фигура «Молочницы» появилась во II половине 1816 года. Она была отлита из бронзы в Академии художеств.Садовый мастер Иоганн Буш создал вокруг фонтана романтический ландшафт.
Дворцово-парковая администрация долгое время не знала точно места, откуда поступает вода в фонтан. В 1877 году струя из кувшина вдруг стала исчезать, обнаружилось, что чертежей водоподводящей системы нет. Специальные исследовательские работы были поручены инженеру Чернявскому. Ему удалось выяснить и зафиксировать на чертежах систему водоснабжения, устроенную Бетанкуром. Система была признана рациональной и потребовала лишь незначительной реконструкции.
Перед немецкой оккупацией статуя была зарыта, поэтому не пострадала, но разбитый сосуд был утрачен. Во время Великой Отечественной система водоснабжения города была уничтожена, а фонтан стал единственным источником питьевой воды для жителей Царского Села и окрестностей.
В 1945 году скульптуру вернули на место, в 1951 году был заново создан разбитый кувшин, из которого вновь полилась вода. В настоящее время подлинная статуя находится в фондах музея, а в парке стоит копия, которая была изготовлена в 1990 году.
Стройные пропорция тела и античное лицо девушки отразили представления эпохи классицизма о совершенной красоте. Девушка одета в античный хитон, а не в платье французской крестьянки, как у Лафонтена. Грубо обработанный постамент подчеркивает хрупкость девушки.
У её ног лежит разбитый кувшин, из него бежит струя воды, уходящая в сообщающуюся с фонтаном канавку. Первоначально это был бассейн, оформленный в виде грота, к которому вела лестница, сделанная из пудостского камня. Грот был ликвидирован в середине XIX века.
Сюжетом к фонтану послужила басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».
Перетта с кувшином молока на голове
Поверх платка
Спешила в город быстрым шагом.
Она нарочно была налегке —
Простая юбка, низкие башмаки;
А на ходу
Наша молочница прикидывала в мыслях,
Сколько дадут за молоко,
Как на эти деньги купит она сто яиц,
А это — целых три выводка;
«Если постараться,- рассуждала она,-
То будет совсем не так трудно
Развести курочек полон двор;
И даже самый хитрый лис
Тогда не помешает мне купить за них свинью;
А откормить свинью — еще того легче;
Когда свинья разжиреет в самый раз,
Я и ее продам за хорошие деньги;
И разве тогда по нынешним ценам
Я не заведу и коровку и теленка?
То-то он будет скакать в стаде!»
И от радости Перетта подскочила сама,
Кувшин упал —
Прощайте и коровка, и свинка, и курочки!
Хозяйка стольких богатств
Печальным взглядом обводит свою прибыль
И бредет объясняться к мужу,
Опасаясь, что быть ей битой.
Из этого рассказа был сделан фарс:
Он называется «Кувшин молока».
Кто в мечтах не выигрывал битв?
Кто не строил воздушных замков?
Пикрохол, и Пирр, и наша молочница,
И безумцы, и мудрецы —
Все мы грезим наяву в свое удовольствие,
Всех нас обольщает утешный обман:
И целый мир у наших ног,
И все почести, и все красавицы;
Когда я один — никто против меня не устоит,
Я низлагаю падишаха,
Я царь, меня любит народ,
Венец горит на моем челе;
Но чуть что-то стряслось, и я пришел в себя — ,
И я все тот же Жан-бедняга.
Источник
Фонтан «Девушка с кувшином»
Фонтан «Молочница», получивший известность как «Царскосельская статуя», или «Девушка с кувшином», занимает особое место среди парковой скульптуры Царского Села: это единственная скульптура, специально исполненная для Екатерининского парка.
В 1808–1810 годах по распоряжению императора Александра I началось благоустройство участка на месте бывшей Катальной горы под руководством садового мастера И. Буша и архитектора Л. Руски. Склон между вновь сооруженной Гранитной террасой и Большим прудом был оформлен в виде зеленых уступов, от террасы к пруду проложили новые дорожки, а устье бокового канальчика, куда еще в 1770-х годах были отведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформили фонтаном, устроенным по проекту инженера А. Бетанкура. Уже тогда возникла идея украсить эту часть Екатерининского парка скульптурами, однако фигура Молочницы появилась здесь лишь летом 1816 года.
Статуя исполнена известным скульптором П. П. Соколовым на сюжет басни Ж. Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком» и отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств.
Гранитная скала служит пьедесталом для бронзового изваяния девушки. Из разбитого кувшина, лежащего у ее ног, бежит струя ключевой воды, поступающая по узкому протоку в Большой пруд.
В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю; благодаря этому фонтан не пострадал. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.
Источник
Загадочная история вечно печальной «Девушки с кувшином»
Вот и наступил этот день — символ нашего города , наша «царскосельская муза» , обожаемая всеми » Девушка с кувшином» благополучно пережила своё очередное суровое зимнее заключение и снова радует глаза всех прохожих и отдыхающих в нашем Екатерининском парке, угощая жаждущих своей холодной ключевой водой. Это верный признак того, что пришла настоящая Весна! Каждый раз, когда я «захожу к ней в гости» испить водицы, для меня это «Возрождение Чистой Ключевой Водой» . Сегодня же с нами к источнику «пришёл» и Михаил Иванович Глинка. Как говаривал Кот Бегемот: » Маэстро, врежьте марш!»
🔷 Итак, кто же она такая?
История появления этой скорбящей, загадочной, вечно печальной «девушки» в нашем царскосельском саду весьма таинственна. Возможно кто-то будет настаивать, что это чуть ли не крестьянка Перетта из басни Жана Лафонтена «Молочница». Мне же по душе более романтичная история. Внимайте же!
В начале 19-го века император Александр I задумал к 100-летию Царского Села облагородить и благоустроить ту часть царскосельского сада, где сейчас находится Гранитная терраса с видовой площадкой, населённой мифологическими персонажами, с которой открывается красивейший вид на Большой Царскосельский пруд . В ходе работ на склоне, который и ведёт к пруду, обнаружили родник. Перепад уровня земли составлял более 2 метров. Вот тут у испанского, а к этому времени уже российского инженера-механика Августина Бетанкура ( кстати, это при его активном участии в 1832г. на Дворцовой площади была установлена Александровская колонна!) и родилась идея вблизи Большого пруда соорудить фонтан .
Вот тут и вплетается в моё повествование мистицизм, романтизм и тайна. Император Александр Павлович был женат на Елизавете Алексеевне, у которой «лицо было ангельски кротким, греческий профиль, большие голубые глаза, белокурые волосы, а талия тонкая, как у нимфы» . У венценосной четы весной 1799г. родилась дочь Мария, которая в годовалом возрасте умерла. В конце 1806г. императрица снова родила дочь Елизавету, которую так же постигла печальная участь. Горе матери было безутешным! Возможно это и повлияло на решение императора «увековечить» печальный образ в бронзе той, кто являлся хозяйкой царскосельского сада и красота которой не оставляла безразличными художников и скульпторов тех лет. Посмотрите, какое сходство!
Идею «усадить» девушку на своеобразный «гром-камень» почерпнули у почившей в бозе бабки Александра I Екатерины II. Помните, как она поставила на «гром-камень» Медный Всадник? Меньше чем за год нашли подходящий гранитный камень, обтесали его до нужных размеров пьедестала и просверлили в нём «водовод».
Придворный скульптор Павел Петрович Соколов (1764 — 1835) изваял самый настоящий шедевр. Присмотритесь! На камне сидит женщина, только что превратившаяся в статую, от которой глаз не отвесть! Она завораживает и не отпускает! А какая поза! Удивляет и то, как Соколов естественно «усадил» свою босоногую красавицу в ниспадающей греческой тунике, на выступ камня, где ей и суждено было отныне «грустить». Как же всё гармонично!
В этом месте позвольте мне ещё чуток подпустить мистицизма и тайн! Греческая туника девушки и греческий профиль императрицы — не намёк ли это? А Перетта то была француженкой! Дааа. есть о чём подумать.
Все работы удалось завершить как раз к лету 1810 года, отметив таким образом 100-летие Царского Села. Но было и одно но. Отлить из бронзы статую удалось только к лету 1816 года. Литьё производили в Санкт-Петербурге в мастерской Императорской Академии художеств. До этого времени на «гром-камне» восседала «девушка» из гипса, которая до сих пор сохранилась и её можно видеть в Русском музее.
Перед самой оккупацией Пушкина 1941-44 годов, бронзовую статую закопали здесь же в саду, что к великой радости и спасло её. Уже к лету 45-го «Девушка» вернулась на своё историческое место, а фонтан с кувшином запустили в 1947-м. С тех пор, как говорил Александр Сергеевич, и «не зарастает к ней народная тропа»! Справедливости ради надо упомянуть, что в 1990 году оригинальную скульптуру, как особо ценную, перенесли на сохранность в Екатерининский музей, а в парке вот уж почти как 30 лет «сидит» её точная копия.
«Девушка» была музой для многих поэтов и художников. Ей посвящали свои стихи Пушкин, Ахматова, Анненский! Анна Андреевна умудрилась даже «приревновать» деву к Пушкину. Вот какие страсти разыгрывались на этом удивительном месте, позволяющем поэтам выказывать своё восхищение! Прямо второй genio loci!
Я очень люблю возвращаться сюда снова и снова! И каждый новый раз как первый! Главное — не забывайте загадать и потереть ей ножку , и вы обязательно к ней вернётесь! Точно вам говорю!
А вот так 18 апреля при всём честном народе мы «пробуждали» ото сна нашу Царскосельскую Музу.
Репортажи об этом событии дадут телеканалы «Мир» ,»ТВЦ» и я, ваш виртуальный гид по Царскому Селу — Мэри М.
Источник
Фонтан «Девушка с кувшином»
Фонтан под названием «Молочница» или «Девушка с кувшином» занимает особое место среди скульптуры паркового комплекса Царского села. Это единственная скульптура, которая была выполнена для декорации Екатерининского парка, но стала настоящим символом всего города. Романтичность обстановки, которой окружен этот фонтан, не оставляют равнодушными ни одного посетителя этого местечка.
История фонтана
Из фонтана течет ключевая вода. Источник на этом месте бил еще задолго до основания Царского села. Императрица Екатерина Петровна, первая владычица Царского села, уделяла этому источнику особое внимание. По ее приказу к источнику проложили лестницу из камня, оградили источник оградой, а также построили над ним арку с колонами из мрамора.
Практически через сто лет после первоначального декорирования места источника, император Александр принял решение построить на месте источника фонтан. Существует версия, что проект фонтана обсуждался с самим Императором и неоднократно менялся. К сожалению, ни одного документа, который бы подтвердил эту версию, не существует. По крайней мере, не дошел до нашего времени.
Общепринятая версия возникновения этого фонтана примерно такая – в 1810 году пьедестал из цельного камня, на котором расположена скульптура фонтана, был выполнен талантливым инженером-механиком Бетанкуром. Скорее всего, этот мастер уже имел готовую модель этого сооружения, ведь все работы были выполнены максимально оперативно. Придворный скульптор Соколов должен был выполнить скульптуру для будущего фонтана. В период с 1816 по 1817 годы этот скульптор изготовил для декорирования пьедестала фонтана миниатюрную статую печальной девушки, которая склонила голову над разбитым кувшином. Из этого кувшина и струилась вода фонтана. В народе этот фонтан моментально окрестили «Девушка с кувшином». Но есть и вторая версия. Согласно ей фонтан создан по мотивам басни Лафонтена под названием «Молочница». Таким образом, фонтан получил и второе имя.
Существует версия, что статуя девушки с кувшином была создана по подобию жены Императора Александра Елизаветы. Ведь черты лица статуи и Императрицы удивительно похожи. Но нет, ни одного документального подтверждения этой версии.
После установки фонтана он сразу же обрел большую популярность среди местных жителей и гостей Екатерининского парка. В это же время эта скульптура была признана негласным символом города. Местные жители приписывали воде из этого фонтана целебные свойства. Но в ходе некоторых исследований, которые проводились в 1910 году, этот факт был опровергнут. Более того, вода в фонтане по качеству существенно уступала водопроводной воде в городе.
Во время военных действий статую из этого фонтана сняли и закопали недалеко от источника. Таким образом, эту скульптуру удалось сохранить от оккупантов. После окончания войны статуя печальной девушки вернули на прежнее место.
Современный фонтан «Девушка с кувшином» — это точная копия его оригинала. Настоящая статуя, которая изначально украшала камень, хранится в музейном комплексе Царского села. И эти меры оказались вполне оправданными – ведь теперешняя версия статуи, также как и кувшин, терпеливо сносят все многочисленные «ласки» и «знаки внимания» от гостей парка и туристов.
Вода в фонтане и сегодня остается кристально чистой. В этом фонтане утоляют свою жажду многочисленные посетители этого места. А сам фонтан служит источником романтического вдохновения поэтов, художников и фотографов. Так, свой отпечаток это архитектурное произведение оставило в творчестве Пушкина и Анны Ахматовой.
Источник