Скорость морского и речного транспорта

Определение скорости судов в узлах и перевод в километры в час

В нашей жизни скорость передвижения транспортных средств измеряется в километрах в час (км/час). Так характеризуется движение автомобиля, поезда, самолета. Но из этого правила есть одно исключение. В морской навигации скорость движения судна обозначается в узлах. Эта единица измерения не входит в Международную систему СИ, но традиционно допускается для использования в мореходстве.

Измерение быстроходности судов

Такой порядок сложился исторически. Когда-то быстрота движения судна определялась при помощи специального прибора, который назывался секторный лаг. Он представлял собой доску, на конце которой был закреплен линь — тонкий корабельный трос. На всем его протяжении через равные промежутки были завязаны узлы. Моряк, касаясь троса рукой, подсчитывал количество узлов, прошедших через его руку за определенное время, определяя таким способом скорость сразу в узлах. Важно, что при этом способе не требовалось производить никаких дополнительных расчетов.

Лагами подобной конструкции уже давно никто не пользуется. Сейчас для измерения скорости морских судов применяют приборы на основе последних научных и технических достижений в области гидроакустики и гидродинамики. Популярностью пользуются измерители на основе эффекта Доплера. Существуют и более простые способы — при помощи специальных металлических вертушек, помещенных в воду. В этом случае скорость определяется исходя из количества их оборотов в единицу времени.

Узел - единица измерения скорости, равная одной морской миле в час

Морская миля

В переводе на обычный язык один узел означает скорость, с которой корабль проходит за час одну морскую милю. Поначалу ее величина равнялась 1853,184 метра. Именно такова длина поверхности Земли по меридиану в одну угловую минуту. И только в 1929 году Международная конференция в Монако установила длину морской мили в 1852 метра.

Необходимо помнить, что, кроме морской мили, существуют и другие. В прошлом в разных государствах в качестве единиц измерения длины существовало несколько десятков различных миль. После введения метрической системы мер мили в качестве единицы измерения расстояний стали стремительно терять популярность. Сегодня из всего многообразия сухопутных миль осталось лишь около десяти. Самой распространенной из них является американская миля. Ее длина составляет 1609,34 метра.

Читайте также:  Какие ногти можно сделать на море

К длине земного меридиана привязана не только морская миля. Старинная французская мера длины морское лье равняется 5555,6 метрам, что соответствует трем морским милям. Интересно, что, кроме морского лье, во Франции существовало еще сухопутное, также привязанное к длине меридиана, и почтовое лье.

Чему равна морская миля и морской узел

Правила перерасчета скорости

Сегодня быстроходность морских судов все так же измеряется в узлах. Для того чтобы представлять эту характеристику в привычной для нас форме, необходимо переводить их в километры в час. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Просто умножить количество узлов на 1,852 любым доступным способом, например, используя калькулятор.
  2. Сделать примерный расчет в уме, умножив количество узлов на 1,85.
  3. Применить специальные таблицы перевода из интернета.

Сделав подобный перерасчет, легко сравнить между собой скорости движения морских судов и других транспортных средств.

Контрольно-измерительные приборы судов

Рекордсмены среди судов

Быстроходность морских пассажирских судов обычно выше, чем торговых. Последний официальный рекорд («Голубая лента Атлантики») принадлежит американскому скоростному трансатлантическому лайнеру «Юнайтед Стейтс». Он был установлен в 1952 году. Тогда лайнер пересек Атлантику со средней скоростью 35 узлов (64,7 км/час).

Печально знаменитый «Титаник» в своем единственном рейсе в момент столкновения с айсбергом в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года шел практически на пределе своих технических возможностей со скоростью 22 узла. Наивысшая тогда скорость пассажирских лайнеров («Мавритании» и «Лузитании») равнялась 25 узлам (46,3 км/час).

Последний официальный рекорд («Голубая лента Атлантики») принадлежит американскому скоростному трансатлантическому лайнеру«Юнайтед Стейтс»

Вот некоторые из морских судов, бывшие когда-то обладателями «Голубой ленты Атлантики»:

  1. «Грейт Вестерн» (Великобритания) в 1838 году.
  2. «Британия» (Великобритания) в 1840 году.
  3. «Балтик» (Великобритания) в 1873 году.
  4. «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» (Германия) в 1897 году.
  5. «Лузитания» (Великобритания) в 1909 году.
  6. «Рекс» (Италия) в 1933 году.
  7. «Куин Мери» (Великобритания) в 1936 году.

Существует отдельная категория судов — на подводных крыльях, которые используются для пассажирских перевозок и береговой охраны. Они могут развивать скорость свыше 100 км/час (60 узлов), но их область применения в море сильно ограничена исключительно прибрежной зоной и низкими экономическими характеристиками.

«Рекс» (Италия) удерживал Голубую ленту Атлантики с 1933 по 1935 годы

Смена приоритетов

С развитием авиации подобное активное соперничество среди океанских пассажирских судов потеряло свою актуальность. Пассажиры для пересечения Атлантики стали отдавать предпочтение самолетам, а судовладельческим компаниям пришлось переориентироваться на обслуживание туристов. Для круизных лайнеров важнейшими показателями стали надежность, комфортабельность и экономическая эффективность.

Читайте также:  Высота ельца над уровнем моря

Оптимальная скорость современных океанских круизных теплоходов составляет обычно от 20 до 30 узлов, а для грузовых судов — примерно 15 узлов. Рекордное для того времени достижение «Юнайтед Стейтс» так и осталось наивысшим в истории. Для торговых судов приоритетными показателями сегодня являются прежде всего экономические. Погоня за рекордами окончательно ушла в прошлое.

Видео

В этой видеоподборке вы найдете много интересной информации по поводу измерения скорости морского транспорта.

Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте

Источник

Сравнительная характеристика различных видов транспорта

Сравнительная характеристика различных видов транспорта производится при выборе эффективного способа перевозок с уче­том требований рынка к условиям транспортного обслуживания пользователей. Для этого необходимо изучение основных преиму­ществ и недостатков сравниваемых видов транспорта, характери­зующих их конкурентные возможности, эксплуатационно-техничес­кие и экономические особенности и условия работы.

Основные преимущества железнодорожного транспорта:

  • возможность массовых перевозок грузов и пассажиров и вы­сокая пропускная и провозная способность железнодорожных ли­ний, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллиона­ми пассажиров в год в каждом направлении;
  • регулярность перевозок независимо от климатических усло­вий, времени года и суток;
  • более высокая скорость доставки грузов и, как правило, бо­лее короткий путь перевозки по сравнению с речным и морским транспортом, в т.ч. по транспортным коридорам;
  • большая эффективность при перевозках массовых грузов на средние и дальние расстояния, особенно маршрутами;
  • относительно невысокая себестоимость по сравнению с дру­гими видами транспорта (кроме трубопроводного и морского);
  • высокая безопасность движения и более низкий уровень ущер­ба окружающей среде.
  • высокую стоимость сооружения железных дорог и относи­тельно медленную отдачу авансируемого капитала;
  • большой удельный вес условно-постоянных расходов в себе­стоимости перевозок (до 70%), что ограничивает возможности уп­равления затратами и доходами;
  • большой расход металла, в т.ч. цветного.
  • высокая маневренность и подвижность, позволяющие быстро сосредотачивать транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте;
  • способность доставки грузов от склада отправителя до скла­да получателя и пассажиров «от дома до дома» без дополнитель­ных перевалок и пересадок в пути следования;
  • широкая сфера применения по видам сообщений, родам гру­зов и расстояниям перевозки, способность и эффективность дос­тавки грузов небольшими партиями;
  • необходимость меньших капиталовложений по сравнению с железнодорожным транспортом при освоении малых грузо- и пас­сажиропотоков на небольших расстояниях (при освоении крупных объемов перевозок эти вложения приближаются к стоимости же­лезнодорожного строительства).
  • высокую себестоимость перевозок (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта);
  • высокий уровень загрязнения окружающей среды (около 80% загрязнений от всех видов транспорта);
  • большую трудоемкость и низкую производительность труда (на автотранспорте занято около 3/4 всех работающих на транс­порте);
  • большую энергоемкость и металлоемкость;
  • низкую безопасность движения и высокий уровень аварий­ности.
  • возможность осуществления массовых, в т.ч. межконтинен­тальных, межбассейновых и внутрибассейновых (каботажных) пе­ревозок грузов и пассажиров, основной транспорт внешнеторго­вых перевозок грузов;
  • неограниченная линейная провозная и пропускная способ­ность, что позволяет строить транспортные суда большой грузо­подъемности (до нескольких десятков и даже сотен тысяч тонн);
  • более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок грузов на дальние расстояния и более высокая, чем на речном транспорте, скорость движения;
  • меньший удельный расход топлива и затрат энергии на единицу перевозок, т.к. меньше удельное сопротивление движению, чем на сухопутных видах транспорта;
  • меньшие по сравнению с железнодорожным и речным транспортом капитальные вложения при массовых перевозках на боль­шие расстояния.
  • ограниченность обслуживания территорий, т.е. только име­ющих выход к морским берегам;
  • зависимость от метеорологических и климатических условий (от ветров, течений, штормов, продолжительности навигационно­го периода и т.п.);
  • значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот.
  • высокая провозная и пропускная способность на глубоковод­ных реках, что позволяет строить речные суда грузоподъемностью до нескольких тысяч тонн;
  • возможность массовых перевозок грузов и пассажиров в на­вигационный период;
  • относительно невысокая себестоимость перевозок, особен­но массовых (генеральных) грузов;
  • небольшие удельные размеры капиталовложений, расход металла и топлива ввиду малого удельного сопротивления движе­нию, особенно при следовании по течению рек.
  • зависимость от географических особенностей размещения судоходных рек;
  • нерегулярность работы в течение года и сезонная зависимость климатических условий;
  • меньшая по сравнению с железнодорожным и морским транс­портом скорость доставки грузов, часто более протяженный путь следования, замедление доставки при шлюзовании.
  • высокий уровень автоматизации и герметичности транспор­тировки (низкая трудоемкость и почти полное отсутствие потерь груза);
  • самые низкие себестоимость и тарифная ставка перекачки нефти и нефтепродуктов (по сравнению с железнодорожным и вод­ным — в 3—4 раза);
  • наименьшие удельные капитальные вложения на единицу перевозок по сравнению с другими видами транспорта;
  • высокая экологичность и безопасность перевозок.
Читайте также:  Разошлись в море корабли

Источник

Оцените статью