Определение скорости судов в узлах и перевод в километры в час
В нашей жизни скорость передвижения транспортных средств измеряется в километрах в час (км/час). Так характеризуется движение автомобиля, поезда, самолета. Но из этого правила есть одно исключение. В морской навигации скорость движения судна обозначается в узлах. Эта единица измерения не входит в Международную систему СИ, но традиционно допускается для использования в мореходстве.
Измерение быстроходности судов
Такой порядок сложился исторически. Когда-то быстрота движения судна определялась при помощи специального прибора, который назывался секторный лаг. Он представлял собой доску, на конце которой был закреплен линь — тонкий корабельный трос. На всем его протяжении через равные промежутки были завязаны узлы. Моряк, касаясь троса рукой, подсчитывал количество узлов, прошедших через его руку за определенное время, определяя таким способом скорость сразу в узлах. Важно, что при этом способе не требовалось производить никаких дополнительных расчетов.
Лагами подобной конструкции уже давно никто не пользуется. Сейчас для измерения скорости морских судов применяют приборы на основе последних научных и технических достижений в области гидроакустики и гидродинамики. Популярностью пользуются измерители на основе эффекта Доплера. Существуют и более простые способы — при помощи специальных металлических вертушек, помещенных в воду. В этом случае скорость определяется исходя из количества их оборотов в единицу времени.
Морская миля
В переводе на обычный язык один узел означает скорость, с которой корабль проходит за час одну морскую милю. Поначалу ее величина равнялась 1853,184 метра. Именно такова длина поверхности Земли по меридиану в одну угловую минуту. И только в 1929 году Международная конференция в Монако установила длину морской мили в 1852 метра.
Необходимо помнить, что, кроме морской мили, существуют и другие. В прошлом в разных государствах в качестве единиц измерения длины существовало несколько десятков различных миль. После введения метрической системы мер мили в качестве единицы измерения расстояний стали стремительно терять популярность. Сегодня из всего многообразия сухопутных миль осталось лишь около десяти. Самой распространенной из них является американская миля. Ее длина составляет 1609,34 метра.
К длине земного меридиана привязана не только морская миля. Старинная французская мера длины морское лье равняется 5555,6 метрам, что соответствует трем морским милям. Интересно, что, кроме морского лье, во Франции существовало еще сухопутное, также привязанное к длине меридиана, и почтовое лье.
Правила перерасчета скорости
Сегодня быстроходность морских судов все так же измеряется в узлах. Для того чтобы представлять эту характеристику в привычной для нас форме, необходимо переводить их в километры в час. Это можно сделать несколькими способами:
- Просто умножить количество узлов на 1,852 любым доступным способом, например, используя калькулятор.
- Сделать примерный расчет в уме, умножив количество узлов на 1,85.
- Применить специальные таблицы перевода из интернета.
Сделав подобный перерасчет, легко сравнить между собой скорости движения морских судов и других транспортных средств.
Рекордсмены среди судов
Быстроходность морских пассажирских судов обычно выше, чем торговых. Последний официальный рекорд («Голубая лента Атлантики») принадлежит американскому скоростному трансатлантическому лайнеру «Юнайтед Стейтс». Он был установлен в 1952 году. Тогда лайнер пересек Атлантику со средней скоростью 35 узлов (64,7 км/час).
Печально знаменитый «Титаник» в своем единственном рейсе в момент столкновения с айсбергом в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года шел практически на пределе своих технических возможностей со скоростью 22 узла. Наивысшая тогда скорость пассажирских лайнеров («Мавритании» и «Лузитании») равнялась 25 узлам (46,3 км/час).
Вот некоторые из морских судов, бывшие когда-то обладателями «Голубой ленты Атлантики»:
- «Грейт Вестерн» (Великобритания) в 1838 году.
- «Британия» (Великобритания) в 1840 году.
- «Балтик» (Великобритания) в 1873 году.
- «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» (Германия) в 1897 году.
- «Лузитания» (Великобритания) в 1909 году.
- «Рекс» (Италия) в 1933 году.
- «Куин Мери» (Великобритания) в 1936 году.
Существует отдельная категория судов — на подводных крыльях, которые используются для пассажирских перевозок и береговой охраны. Они могут развивать скорость свыше 100 км/час (60 узлов), но их область применения в море сильно ограничена исключительно прибрежной зоной и низкими экономическими характеристиками.
Смена приоритетов
С развитием авиации подобное активное соперничество среди океанских пассажирских судов потеряло свою актуальность. Пассажиры для пересечения Атлантики стали отдавать предпочтение самолетам, а судовладельческим компаниям пришлось переориентироваться на обслуживание туристов. Для круизных лайнеров важнейшими показателями стали надежность, комфортабельность и экономическая эффективность.
Оптимальная скорость современных океанских круизных теплоходов составляет обычно от 20 до 30 узлов, а для грузовых судов — примерно 15 узлов. Рекордное для того времени достижение «Юнайтед Стейтс» так и осталось наивысшим в истории. Для торговых судов приоритетными показателями сегодня являются прежде всего экономические. Погоня за рекордами окончательно ушла в прошлое.
Видео
В этой видеоподборке вы найдете много интересной информации по поводу измерения скорости морского транспорта.
Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте
Источник
Скорость судна
Скорость хода — одна из важнейших эксплуатационно-технических характеристик судна, определяющих его провозную способность и скорость доставки грузов. Скорость хода судна зависит в основном от мощности силовой установки. Выбор скорости хода судна при его проектировании — вопрос весьма сложный, так как он не может быть решен без учета расхода топлива силовой установкой, грузоподъемности и грузовместимости судна и ряда других эксплуатационно-технических характеристик судна, а также без учета экономических факторов.
На практике пользуются следующими понятиями скорости морских судов.
Сдаточная, или максимальная, скорость хода судна обуславливается при заказе судна. Такую скорость должно развивать вновь построенное судно на сдаточных испытаниях при максимальном числе оборотов гребного винта. В заказе оговариваются условия испытания: нагрузка судна и его оснастка, сила ветра и состояние моря (обычно до 3 баллов), глубина моря (обычно большая или равная 8 Т ), качество топлива и т. д. Сдаточные испытания судна проводятся, как правило, на так называемой мерной миле, причем судно делает несколько пробегов, и достигнутая на испытании скорость выводится как средняя за все сделанные пробеги. Когда ходовые испытания нельзя провести при полной загрузке судна, скорость перерасчитывают по заранее согласованным и оговоренным формулам.
Судно не может и не должно эксплуатироваться все время при работе двигателей на максимальную мощность, так как это связано с их ускоренным износом и увеличенным расходом топлива. Поэтому судам устанавливают техническую или паспортную скорости, которые приводят в паспортных данных о судне. Техническая скорость, которую судно в нормальном техническом состоянии должно развивать при достаточно длительных переходах на спокойной воде (при силе ветра не выше 3 баллов), при нормальном проектном режиме работы СЭУ на обычном топливе, при нормальном (установленном) для данного судна его расходе. При таком режиме работы мощность СЭУ составляет обычно 90% максимальной мощности, развиваемой на сдаточных испытаниях.
Судам, уже находящимся в эксплуатации, кроме того, назначается так называемая плановая т е х н и ч е с к а я скорость. Она устанавливается ежегодно для каждого судна Службой судового хозяйства пароходства в зависимости от технического состояния судна (механизмов, корпуса, винта). Предусматриваются различные величины скорости для хода в грузу и для хода в балласте. При неудовлетворительном техническом состоянии судна плановая техническая скорость иногда устанавливается ниже паспортной.
Экономичная скорость — это скорость судна, при которой расход топлива на единицу пройденного расстояния минимальный. Обычно такая скорость значительно ниже технической (приближенно 60—70% от V T) и используется лишь в случаях, когда судну невыгодно следовать полным ходом, например может прибыть в порт назначения в нерабочие дни и вынуждено будет платить за эти дни портовые сборы. Иногда судну приходится следовать такой скоростью, если оно в силу каких-либо непредвиденных обстоятельств располагает недостаточным запасом топлива и не может дойти до порта назначения полным ходом.
3. Факторы, влияющме на скорость хода.
Рассмотрим основные факторы, влияющие на изменение скорости хода судна в условиях эксплуатации.
Снижение технической скорости хода судов вследствие обрастания подводной части корпуса происходит из-за увеличения шероховатости обшивки, а следовательно, и сопротивления воды движению.
Интенсивность обрастания увеличивается по мере увеличения солености и температуры воды, причем на стоянке суда обрастают быстрее, чем на ходу. Негладкая, шероховатая поверхность обрастает скорее, чем гладкая.
Благоприятное действие оказывает пресная вода и низкая температура воды. Таким образом, можно сделать вывод, что суда, плавающие в умеренных широтах и имеющие стоянки в пресноводных портах, находятся в отношении обрастания в более благоприятных условиях, чем суда, плавающие в южных морях и имеющие стоянки в портах с соленой водой. Средствами борьбы с обрастанием судов являются своевременная очистка подводной части судов, а также применение профилактических мер. В последние годы промышленностью разработаны краски, которые предохраняют обшивку судна от обрастания.
Влияние осадки судна. Техническая скорость устанавливается для судна в полном грузу и балласте. Но многие суда чаще всего плавают при каких-то промежуточных значениях осадки. При осадке судна меньшей, чем в полном грузу, будет иметь место увеличение его скорости за счет уменьшения площади смоченной поверхности.
Приращение скорости судна v при уменьшении водоизмещения в полном грузу на величину Ди можно подсчитать по следующей приближенной формуле, полученной путем соответствующего преобразования так называемой адмиралтейской формулы:
где Vг — скорость судна в полном грузу;
D — водоизмещение судна в полном грузу, т.
Следует оговориться, что приведенной формулой можно пользоваться при уменьшении водоизмещения не более чем на 30—40% от полного.
Влияние дифферента судна. Морские транспортные суда развивают максимальную скорость обычно при следовании на ровном киле. Однако cуда с относительными скоростями V
Источник