Как пройти от Эльбруса до Чёрного моря. Маршрут “ТрансКавказ” (Вводная статья)
Через горы к морю — идеальное сочетание, в котором есть и вызов выносливости, и приятная награда на финише, и главное — бесконечно красивые пейзажи в процессе. Мы, Александр Ивакин и Олег Чернов, прошли от Эльбруса в Красную Поляну в августе 2021 года, и нам есть, что рассказать об этом. Мы назвали этот проект маршрута «ТрансКавказ» («TransCaucasus» — «пересечение Кавказа» в переводе с англ) по аналогии с другими известнейшими подобными маршрутами. Отметим, что это наиболее логичный и доступный для большинства походников вариант прохода от Эльбруса до Красной Поляны. Этот маршрут мы разрабатывали примерно полгода и лишь во время прохождения незначительно меняли его в самом конце. Мы полностью удовлетворены тем, что получилось в качестве дизайна трека, его видовой составляющей и распределения нагрузки на протяжении маршрута. Наслаждайтесь!
Все отчеты и видео будут в открытом доступе, поэтому, если вы чувствуете, что наша работа будет полезной и поможет спланировать свое приключение на Кавказе, то помочь проекту довольно просто.
Наиболее удобно делить трек с точки зрения логистической доступности мест старта и финиша на семь частей:
- Верхний Баксан — Северный лагерь. Легендарные тропы трейла Elbrus World Race, перевалы Сылтран и Кыртыкауш.
- Северный лагерь — Учкулан. Это суровые предгорья Эльбруса с преодолением самого высокого перевала всего маршрута — Балк-Баши 3700 м.
- Учкулан — Теберда. Классическая альпийская идиллия с зелеными лужайками и живописными траверсами.
- Теберда — Архыз. Долины рек Марка, Аксаут и Маруха — как три сестры, у каждой из которых свой характер и своя красота. Это умиротворенно-созерцательная часть, при этом имеющая хорошие перевалы, на которых придётся потрудиться как вверх, так и вниз.
- Архыз — Рожкао. Фэнтези про страну озёр, окружённых скалами. Связь с большим миром здесь не ощутима вообще, это волшебный край, в котором господствуют облака и озёра, а также высоты около 2000 метров нум.
- Рожкао — Никитино (Псебай). Жесть — определяющее слово этого участка. После долины реки Большая Лаба начинается субтропическое буйство зелени, и заросшие тропы здесь представляют серьезную сложность. Внимательный глаз, конечно, заметит во многих местах “натоптыши”, оставленные предыдущими отчаянными ходоками, но трек, загруженный в часы, здесь маст хэв как никогда. Одним словом — рай для рогейнеров и ориентировщиков.
- Никитино (Псебай) — Красная поляна, он же Маршурт №8 КБЗ (предварительно будет закрыт в 2022, нужно мониторить новости заповедника).
- Альтернативный вариант прохода — Загедан, Дамхурц — Красная Поляна, маршрут №11 КБЗ (предварительно будет открыт в 2022).
Александр Ивакин и Олег Чернов — проходимцы маршрута
Весь трек и отдельные его части доступны как для скоростного прохождения в формате fast’n’light, так и для классического туризма с рюкзаком, а также в качестве основы для радиальных прогулок налегке из ДжилыСу, Учкулана, Теберды, Архыза, Псебая и Красной Поляны. Весь маршрут в беговом формате или формате спидхайкинга может легко уложиться в стандартные отпускные две недели.
Суммарные параметры маршрута
Все GPS-треки маршрута ТрансКавказ поэтапно в одном месте
Трек можно пройти полностью или разделить на части, в зависимости от вашей тяги к приключениям и уровня подготовки. В зависимости от времени года, погоды и планового дневного километража уровень сложности маршрута варьируется от лёгкого до опасного для жизни.
Говоря о лёгком, мы подразумеваем возможность пройти весь маршрут или использовать его участки для радиальных прогулок, не обладая специальными техническими навыками и альпинистским снаряжением, но обладая опытом горных трейлов и походов. Удобные варианты логистики, крупные по местным меркам поселения с магазинами и турбазами, средние высоты и отсутствие протяжённых автономных участков делают прохождение маршрута комфортным и безопасным — но только при условии правильного планирования и трезвой оценки своих сил.
Лучшим временем для этого классически на Кавказе является август — месяц, в который обычно меньше всего дождей, снег на перевалах растаял, а новый ещё не выпал. Впрочем, это не гарант хорошей погоды, и по собственному опыту утверждаем, что готовыми нужно быть к любым метеорологическим проявлениям.
Под опасным для жизни уровнем сложности мы подразумеваем, в первую очередь, попытки неподготовленных людей без горного опыта пройти маршрут или его часть, не готовясь заранее и не имея качественного снаряжения. Тут совет только один — набираться опыта. Это можно делать и на отдельных участках этого маршрута, но на любом из них нужно обязательно тщательно готовиться, планировать движение, знать прогноз погоды, иметь хорошее снаряжение и уметь им пользоваться. И главное — иметь голову на плечах. Также опасным для жизни этот маршрут может оказаться и для опытных спортсменов, ходоков в случаях резкого изменения погоды, травм, фундаментальных ошибок в планировании и игнорирования норм техники безопасности ради скорости движения.
Поэтому в путеводителе мы отметили наиболее опасные места и возможные варианты их прохождения — от безопасных до экстремально-допустимых.
Прежде, чем выйти на маршрут важно хорошо подготовиться. Для этого в путеводителе мы разделили маршрут на этапы, снабдив каждый треками с информацией по километражу и набору высоты, фотографиями и описанием местности и характера троп, источников воды, мест для стоянок и ночевок и рекомендациями по выбору снаряжения.
Школа трейлраннинга Mountain Race Team ведет круглогодичную дистанционную подготовку к участию в горных забегах и походах, подобным проекту «ТрансКавказ». Вы можете изучить подробности подготовки и оставить заявку на обучение на сайте нашей школы.
Телеграм-канал @mountainrace!
Актуальные новости трейлраннинга и скайраннинга, обзоры, интервью, блоги
Подпишись!
Источник