- Скиово бассейна реки волга
- Схемы комплексного использования и охраны водных объектов
- Обсуждаем СКИОВО Волги
- Реферат отзыва
- Книга 1 «Общая характеристика бассейна реки Волга»
- Раздел 3 «Водные объекты» (Книга 1, стр.47-52)
- Раздел 6 «Водные объекты» (Книга 1, стр.72-92).
- Раздел 7 «Гидрогеологическая характеристика речного бассейна» (Книга 1, стр.93-102).
- Раздел 10 «Водохозяйственная инфраструктура» (Книга 1, стр.134-139).
- Раздел 11 «Рыбохозяйственное водопользование» (Книга 1, стр.140-155).
- Раздел 13 «Водный транспорт» (Книга 1, стр.159-162).
- Книга 2 «Оценка экологического состояния и ключевые проблемы бассейна реки Волга»
- Книга 3 «Целевые показатели водных объектов бассейна реки Волга»
- Подраздел 4.2. «Целевые показатели уменьшения последствий деформации русел» (Книга 3, стр.23-24).
- Раздел 5. «Целевые показатели водообеспечения населения и объектов экономики речного бассейна» (Книга 3, стр.25-26.
- Книга 4 «Водохозяйственные балансы и балансы загрязняющих веществ водных объектов бассейна реки Волга»
- Раздел 2 «Водохозяйственные балансы р.Волги в створах гидроузлов» (Книга 4, стр. 20-56).
- Подраздел 3.3 «Перспективное водопользование на 2020 год» (Книга 4, стр.138-216).
- Раздел 4. « Баланс загрязняющих веществ».
- Книга 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов бассейна реки Волга и сброс сточных вод»
- Раздел 5 «Предложения по лимитам и квотам забора и сброса на 2015 и 2020 годы» (Книга 5, стр.46-53).
- Книга 6 «Перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна»
- Раздел 2 «Фундаментальные мероприятия по достижению целевого состояния рассматриваемой территории бассейна р. Волги на период 2011 – 2025 годы» (Книга 6, стр.24-25).
- Раздел 5. «Структурные мероприятия (по строительству и реконструкции сооружений) по достижению целевого состояния бассейна р. Волги на период 2011 – 2025 годы» (Книга 6, стр.37-52).
- Книга 7 «Сводный том СКИОВО р.Волга. Атлас карт к проекту СКИОВО р.Волга»
- Резюме
Скиово бассейна реки волга
Федеральное агентство водных ресурсов Западно-Каспийское БВУ
— Документы — Схема комплексного использования и охраны водных объектов рек бассейна Каспийского моря междуречья Терека и Волги
Схема комплексного использования и охраны водных объектов рек бассейна Каспийского моря междуречья Терека и Волги
Схема комплексного использования и охраны водных объектов рек бассейна Каспийского моря междуречья Терека и Волги
В соответствиии со статьей 33 Водного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2014 года № 160 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу утверждения схем комплексного использования и охраны водных объектов», приказом Федерального агентства водных ресурсов от 18 марта 2014 года № 71 «Об утверждении схем комплексного использования и охраны водных объектов и нормативов допустимого воздействия на водные объекты», Положением о Западно-Каспийском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 года № 66 «об утверждении Положений о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов»,
Приказом Западно-Каспийского бассейнового водного управления от 30 июня 2014 года № 37-П «Об утверждении Схемы комплексного использования и охраны водных объектов рек бассейна Каспийского моря междуречья Терека и Волги «, утверждена разработанная Схема комплексного использования и охраны водных объектов рек бассейна Каспийского моря междуречья Терека и Волги (СКИОВО), получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу от 10 декабря 2013 года № 842 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Схема комплексного использования и охраны водных объектов рек бассейна Каспийского моря междуречья Терека и Волги».
Источник
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов
Схе́мы ко́мплексного испо́льзования и охра́ны во́дных объе́ктов (СКИОВО) – систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании. Являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов [*] Водный кодекс Российской Федерации, статья 33 . Разработка СКИОВО является одним из приоритетных направлений совершенствования государственного управления.
Содержание СКИОВО
СКИОВО разрабатываются в целях определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.
Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливается:
- Целевые показатели качества воды в водных объектах: состав и концентрация химических веществ, микроорганизмов и другие показатели качества воды в водных объектах, которые планируется достигнуть по завершении предусматриваемых СКИОВО мероприятий;
- Перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах;
- Водохозяйственные балансы по гидрографическим единицам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности;
- Лимиты забора водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, определяемые в соответствии с водохозяйственными балансами по гидрографическим единицам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности;
- Квоты забора водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, выделяемые для каждого региона России и утверждаемые как часть лимитов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимитов сброса сточных вод в границах гидрографических единиц и водохозяйственных участков;
- Основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, а также перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей;
- предполагаемый объём финансирования, необходимого для реализации СКИОВО.
Структура СКИОВО
Проект СКИОВО для речного бассейна включает следующие книги:
Книга 1. Общая характеристика речного бассейна.
Книга 2. Оценка экологического состояния и ключевые проблемы речного бассейна.
Книга 3. Целевые показатели.
Книга 4. Водохозяйственные балансы и балансы загрязняющих веществ.
Книга 5. Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод.
Книга 6. Перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна.
Все материалы, полученные при разработке Схемы и не вошедшие в названные книги, оформляются в виде приложений. В приложения к проекту СКИОВО обязательно включаются:
- комплект (альбом, атлас) ситуационных, оценочных, исполнительных и прогнозных карт масштабов от 1:1000000 до 1:100000, сопровождаемых картами-врезками более крупного масштаба с необходимыми текстовыми пояснениями;
- сводная пояснительная записка к проекту СКИОВО;
- пояснительные записки к каждой из книг проекта СКИОВО;
- все исходные материалы, использовавшиеся при разработке СКИОВО, оформленные в форматах, соответствующих требованиям Государственного водного реестра;
- копии документов по рассмотрению и согласованию СКИОВО;
- другие материалы, которые разработчик считает необходимым включить в состав проекта СКИОВО;
- программа мониторинга реализации СКИОВО.
Разработка и использование СКИОВО
В разработке СКИОВО принимают участие Минэкономразвития России, Минздрав России, Минстрой России, Минсельхоз России, Росгидромет, Росприроднадзор и иные федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти регионов России. СКИОВО разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям регионов России. При разработке схем учитываются прогнозы социально-экономического развития страны на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу по России, по отраслям экономики, по регионам, а в отношении трансграничных водных объектов – также положения международных договоров Российской Федерации в области совместного использования и охраны трансграничных водных объектов.
На основании СКИОВО органами государственной власти и органами местного самоуправления планируется осуществление водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод. СКИОВО являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В случае необходимости, например, существенных изменений водохозяйственной обстановки, параметров развития водохозяйственного комплекса речного бассейна, а также если анализом хода выполнения мероприятий СКИОВО для этапов её реализации фиксируются значительные отклонения от установленных для этих этапов целевых показателей, Федеральным агентством водных ресурсов осуществляется корректировка СКИОВО. Корректировка СКИОВО осуществляется на основании результатов мониторинга её реализации не чаще одного раза в 5 лет.
Разработанные СКИОВО
Разработанные Схемы комплексного использования и охраны водных объектов опубликованы на сайтах территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов и исполнительных органов государственной власти Республики Крым и ГФЗ Севастополя:
Источник
Обсуждаем СКИОВО Волги
Дата публикации: 23 октября 2014 г.
Анализ нормативной и методологической базы разработки СКИОВО и НДВ.
В развитие темы Обзора сотрудниками Некоммерческого партнерства «Национальный центр водных проблем был сделан анализ нормативного обеспечения. Анализ изложен в форме двух публикаций — «Проблемы разработки и практического использования схем комплексного использования и охраны водных объектов» (В.М.Вильдяев, О.Ю.Логунов) (11.04 Mb) и Анализ законодательства и практики применения Методических указаний по разработке «совокупных» НДВ на водные объекты по некоторым бассейнам рек (В.Н. Кузьмич, В.М.Вильдяев, В.А.Кривошей) (158 Kb) Возникающие, при попытках строго следовать имеющимся правилам, проблемы проиллюстрированы в первой публикации на примере разработки СКИОВО рек острова Сахалин.
Проведенный Анализ законодательства, нормативных, правовых и методических документов, определяющих роль схем комплексного использования и охраны водных объектов в системе управления водными объектами, показывает, что разработанные Схемы не могут являться основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, как это предусматривается ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации.
По мнению авторов Анализа причины такого невыполнения нормы Закона обусловлены, в первую очередь:
- изменениями в структуре бюджетного финансирования;
- противоречиями, которые содержатся в нормах Водного кодекса;
- несовершенством нормативной правовой документации, направленной на развитие норм Водного кодекса;
- несовершенством и внутренней противоречивостью Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов;
- отсутствием необходимой методической базы для реализации тех задач, которые поставлены в Методических указаниях.
Авторы утверждают, что изменение правил бюджетного финансирования, в основу которого положены федеральные целевые программы, позволило лишить Схемы комплексного использования и охраны водных объектов реального статуса программного документа в области использования и охраны водных объектов, обязательного для выполнения всеми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Утверждение Схем не Министерством природных ресурсов и экологии России, как это предусматривалось соответствующим постановлением Правительства РФ, а бассейновыми водными управлениями, перевело Схемы из разряда нормативно-технического документа в обычные отчетные материалы, которые займут свое место на архивных полках территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов. Разработанные Схемы могли бы стать средством информационной и интеллектуальной поддержки управленческих решений по бассейнам рек, но для этого они должны быть разработаны на геоинформационной основе и переданы в виде гис-проектов (вместе с шейп-файлами) заказчику, сотрудники которого должны иметь навыки работы с геоинформационными системами.
отзыв на проект «Схемы комплексного использования и охраны водных объектов, включая НДВ, бассейна р. Волги», разработанный ООО«ВЕД» в соответствии с государственным контрактом от 14 апреля 2011 г.№9-ФБ, заключённым с Нижне-Волжским бассейновым водным управлением.
В январе 2011 г. Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов был заключен государственный контракт с ООО «ВЕД» на разработку проекта СКИОВО, включая НДВ, по бассейну реки Волга.
В настоящее время работа завершена, и материалы проекта СКИОВО, включая НДВ, по бассейну реки Волга можно скачать на официальном сайте исполнителя. Проект СКИОВО состоит из 7 книг, каждая из которых представлена отдельным файлом (в архиве суммарно 52 Мб), который можно снять по этой ссылке. Ниже для удобства читателей указаны страницы книг, к которым относятся существенные замечания составителей Отзыва.
В августе 2014 года, в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проект СКИОВО был вынесен на общественное обсуждение, организованное в форме опроса граждан и общественных организаций, осуществляемого администрациями муниципальных районов рассматриваемой территории.
В целях содействия данному процессу в рассылке Тематического сообщества по большим плотинам в сентябре 2014 года была опубликована просьба дать экспертное заключение по проекту СКИОВО для его публикации на портале.
На нашу просьбу любезно откликнулось руководство Некоммерческого партнерства «Национальный центр водных проблем, сотрудниками которого был подготовлен Отзыв на проект СКИОВО по бассейну реки Волга (410 Kb) (43 стр.), который мы и публикуем.
Реферат отзыва
Отзыв на Проект СКИОВО по бассейну р.Волга содержит многочисленные замечания и комментарии, от самых частных до самых принципиальных, из которых для реферата мы выбрали наиболее существенные (на взгляд модератора портала).
Книга 1 «Общая характеристика бассейна реки Волга»
Раздел 3 «Водные объекты» (Книга 1, стр.47-52)
Приведен перечень только 8 водохранилищ, расположенных на главном русле р.Волги, и отсутствуют сведения о водохранилищах, расположенных на остальных водотоках, тогда как на территории Волжского бассейна построены сотни водохранилищ общим объемом более 1 млн.куб.км, значительная часть которых расположена в пределах рассматриваемой территории.
Раздел 6 «Водные объекты» (Книга 1, стр.72-92).
Общий анализ стока Волги заключается в цитировании выдержек из книги ГГИ «Водные ресурсы России и их использование», а также из исследований, проводимых Институтом экологии волжского бассейна РАН. При этом полностью отсутствуют первичные данные Росгидромета по естественному стоку реки Волги за весь период наблюдения, на основании которых авторам и следовало бы рассматривать водные ресурсы всей территории СКИОВО.
Раздел 7 «Гидрогеологическая характеристика речного бассейна» (Книга 1, стр.93-102).
Отсутствует информация о месторождениях подземных вод, используемых для питьевых и промышленных нужд, их эксплуатационных и естественных запасах.
Раздел 10 «Водохозяйственная инфраструктура» (Книга 1, стр.134-139).
Отсутствует информация о 39 крупных водохранилищах (без учета водохранилищ Волжского каскада) бассейна, расположенных на рассматриваемой территории, хотя объем каждого из них (и полный, и полезный) более 10 млн.куб.м, а также о сооружениях инженерной защиты территорий от негативного воздействия вод, о водозаборных сооружениях, о мелиоративных системах, о портовых сооружениях.
Раздел 11 «Рыбохозяйственное водопользование» (Книга 1, стр.140-155).
Как таковой анализ «рыбохозяйственного освоения» отсутствует. Приводимые утверждения об устойчивой тенденции снижения эффективности естественного воспроизводства осетровых после строительства плотин самими же авторами опровергаются, если верить приводимым данным об улове осетровых, а также перечню основных причин, которые привели к уменьшению запасов осетровых, что крайне странно.
Раздел 13 «Водный транспорт» (Книга 1, стр.159-162).
Не проведен анализ грузовых и пассажирских перевозок. Отсутствуют прогнозные оценки пассажирских перевозок. Приведенные данные средней вместимости, единиц грузового флота и средней грузоподъемности не могут служить основой для разработки СКИОВО. Требуется серьезный анализ состава флота, поскольку без этого нельзя говорить об охране водных объектов. Утверждение авторов о том, что « Нормальные судоходные условия на этом участке реки Волги будут созданы при подъёме уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 м…» противоречит фактическим условиям и позиции Росморречфлота.
Книга 2 «Оценка экологического состояния и ключевые проблемы бассейна реки Волга»
Разработана без учёта требований Методических указаний и является несистематизированной компиляцией разрозненных данных, в основном по акватории р.Волги.
Книга 3 «Целевые показатели водных объектов бассейна реки Волга»
Большинство разделов книги представляют собой общие рассуждения без какой-либо конкретики. В частности, для иллюстрации:
Подраздел 4.2. «Целевые показатели уменьшения последствий деформации русел» (Книга 3, стр.23-24).
Рекомендуемые мероприятия носят общий азбучный характер и не привязаны к конкретным водным объектам.
Раздел 5. «Целевые показатели водообеспечения населения и объектов экономики речного бассейна» (Книга 3, стр.25-26.
Данный зажигательный политико-просветительский текст не может иметь отношения к СКИОВО бассейна р.Волги, где должны быть конкретные сведения и конкретные мероприятия, привязанные к водным объектам, а также к населённым пунктам; целевые показатели отсутствуют.
Книга 4 «Водохозяйственные балансы и балансы загрязняющих веществ водных объектов бассейна реки Волга»
Раздел 2 «Водохозяйственные балансы р.Волги в створах гидроузлов» (Книга 4, стр. 20-56).
Авторы, ссылаясь на выпуски Государственного водного кадастра, не указывают даты выпуска этих монографий, а также не приводят список использованных материалов. Вместе с тем эти монографии выпускались в 70-е годы прошлого века, из чего следует, что водохозяйственные балансы рассчитывались не на год разработки Проекта, а заимствовались из опубликованных данных 45-50 летней давности, когда даже понятие «водохозяйственный баланс» отсутствовало.
Подраздел 3.3 «Перспективное водопользование на 2020 год» (Книга 4, стр.138-216).
Нет пояснений, на основе каких «экспертных» соображений перспективное водопользование в 2020 году увеличено на 20-30%. Во многих регионах (особенно в городах) объёмы водопользования в настоящее время снижаются за счёт применения современных технологий, сокращения потерь при транспортировке и установления приборов учёта воды.
Раздел 4. « Баланс загрязняющих веществ».
Название этого раздела приведено в содержании, но самого раздела в тексте нет.
Книга 5 «Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов бассейна реки Волга и сброс сточных вод»
Повторяется информация, содержащаяся в других книгах.
Раздел 5 «Предложения по лимитам и квотам забора и сброса на 2015 и 2020 годы» (Книга 5, стр.46-53).
Это итоговый раздел, но здесь приведены данные, без какого-либо пояснения, как они были получены, в которых сомневаются даже сами авторы.
Книга 6 «Перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна»
Раздел 2 «Фундаментальные мероприятия по достижению целевого состояния рассматриваемой территории бассейна р. Волги на период 2011 – 2025 годы» (Книга 6, стр.24-25).
Авторы не видят разницы между задачами, которые должны решаться в рамках системы управления водными объектами, и задачами, которые должны решаться в системе ЖКХ.
Раздел 5. «Структурные мероприятия (по строительству и реконструкции сооружений) по достижению целевого состояния бассейна р. Волги на период 2011 – 2025 годы» (Книга 6, стр.37-52).
При манипуляции авторами с программами упускается из виду тот факт, что программа мероприятий, содержащаяся в СКИОВО, в соответствии с водным законодательством, должна быть программой развития бассейна, обязательной для исполнения. Поэтому в ней должны содержаться мероприятия, выполнение которых завязано на возможности бюджетов различных уровней.
От модератора. Вся эта ключевая книга, увы, традиционно представляет собой механически выполненную нарезку из пунктов государственных программ, при создании которой критическое отношение к ранее намеченным и постоянно не выполняемым мероприятиям, а также творческий вклад авторов, выраженный в оптимизации программы мероприятий, нацело отсутствуют.
Книга 7 «Сводный том СКИОВО р.Волга. Атлас карт к проекту СКИОВО р.Волга»
В Отзыве дан длинный список карт, предусмотренных Методическими указаниями по составлению СКИОВО, но отсутствующих в представленном проекте.
Резюме
- Проект «Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р.Волга» представляет собой не выстроенную логически и системно компиляцию разнородных материалов, в которых преобладают рассуждения общего характера, а информация более конкретного характера не содержит привязки к территории и неоднократно повторяется.
- Авторами не проведён сбор всего объёма материала, необходимого для разработки проекта Схемы, в результате чего вся территория СКИОВО, несмотря на её хорошую изученность другими специалистами, не получила должного отображения в Проекте.
- В целом по содержанию и представленным в Проекте материалам можно сделать вывод о том, что работа выполнена с существенными отклонениями от требований Методических указаний, не имеет какой-либо практической и информационной значимости и может лишь служить образцом недобросовестного отношения к контрактным обязательствам.
Замечания по проекту схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ока
Источник